Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

Войти с помощью социальных сетей:


- ИЛИ -

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


Люди без культуры или люди с чужой культурой

Хотим мы этого или нет, но глобализация вошла в нашу жизнь. Мы пользуемся мобильником, сделанным в Финляндии, смотрим по японскому телевизору американские и французские фильмы, носим китайские рубашки, пьем индийский чай и едим японские суши. Может быть в другом наборе, но примерно в том же стиле. Плохо это или хорошо, но это реальность, которую мы не в силах игнорировать.

Но, как известно, глобализация – это не только экономическая категория, и, может быть, даже в первую очередь она не экономическая. Благодаря глобализации мы стали ездить на отдых в ранее недоступные Турцию, Египет, и многие уже не мыслят свою жизнь без этого. Существует несколько разнонаправленных потоков передвижения людей. Руссо туристо на улицах Каира, Антальи, Бангкока, Гоа, швейцарцы, немцы, японцы, китайцы в Казани, Москве, Санкт-Петербурге. Российские программисты в Силиконовой долине и университетские преподаватели в Великобритании и Бразилии. Люди стали передвигаться так, как никогда прежде в истории человечества этого не делали. Но при этом едут не просто физические тела, обладающие кошельками, они несут свою культуру, традиции, нередко выработанные веками, а то и утраченные за считанные годы.

Нередко именно по этому поводу поднимается вой и зубовный скрежет: «Кошмар, к нам приехали люди с другой культурой!!! Спасайся, кто может, спасайте родную культуру! Гоните пришельцев!» Но насколько реальную опасность представляют для одной культуры носители какой-то иной, отличной от нее культуры? Как это ни странно, лично мне представляется, что никакого. Попробую обосновать свое мнение.

Как известно, ни одна культура не существует в вакууме. Был, говорят, один народ, не общавшийся с другими то ли две, то ли четыре тысячи лет, да уже почти весь вымер. Япония пыталась жить в самоизоляции несколько веков, но даже при этом испытывала сильнейшее влияние Китая. Европа всегда тесно контактировала с Северной Африкой и Ближним Востоком, Россия и Турция вообще изначально зародились на перекрестках цивилизаций, и поэтому до сих пор не могут определиться, к какому миру принадлежат. Понятно, что далеко не всякий носитель перечисленных культур каждый день общался с носителями иных традиций. Но в каждой из них находилось достаточно много лиц, в той или иной степени знакомых с достижениями других культур и даже цивилизаций. Более того, люди, определявшие магистральные направления своей культуры, как правило, очень хорошо знали другие.

Именно поэтому практически в любой культуре выработан кодекс поведения по отношению к носителям чего-то иного. И не надо думать, что он обязательно заключается в расстреле на месте за то, что он чуть-чуть другой. Понятно, в первую очередь этот кодекс вырабатывался и существовал среди купцов, интеллигенции, людей образованных, или хотя бы просто вынужденных общаться с представителями других языков, религий, образа жизни. и учились они этому на протяжении многих лет, зачастую с детства. Нередко это были члены наследственных корпораций. Другая же часть народа, та, что общалась с вышеозначенными представителями иных культур лишь в случаях военных конфликтов или «спустившись за солью», так она и своей культуры то толком не знала. Но сейчас в результате глобализации и они вынуждены к такому общению. Вот о них то сейчас и будет речь.

Как известно, любое общество управляется определенными неписанными законами. Законы эти в чем-то совпадают с официальными (конституцией, моральным кодексом строителя коммунизма, шариатом, «по образу святых отец» и т.д.) или не совпадают. Причем зачастую неписаные законы бывают гораздо сильнее своих официальных аналогов. Контроль за соблюдением этих неписаных правил полностью лежит на общественном мнении, «что скажут старики, уважаемые люди, соседи» и т.д. А что будет, когда человек вырвется из-под внимания соседей, стариков и прочих уважаемых людей? Или когда эти неписаные законы просто исчезнут, по-крайней мере, для конкретного индивида? Вот тогда-то и получается человек, вышедший из рамок одной традиции, но не приобщившийся к другой.

Вот именно такой-то человек и является наиболее опасным. Особенно, если это человек, вышедший из общества, где обычай сильнее закона. Представьте себе. Человек родился, вырос, сформировался как личность, прожил 2-3 десятка лет в обществе, где все подчиняется мнению «что скажут соседи», где закон существует чисто номинально, и , если ты нарушил государственный закон, но не тот, которому все подчиняются, то вероятность наказания существует почти на грани случайности. И вот он попал в другое общество, где нет соседей, которые его сдерживали, нет мнения старших. И, самое главное, нет внутреннего тормоза, говорящего : «это делать нельзя, это запрещено». При этом государственным законам этот человек тоже не привык подчиняться, дома то он им не подчинялся, в своем родном обществе, в своей стране, так с чего он будет им подчиняться где-то еще в другом месте. Вот в результате и переполняются тюрьмы всякими отморозками из числа «людей не местных». (Между прочим, это касается не только иностранцев в России, но и наших соотечественников в Европах да Америках, Турциях и Арабистанах. В сущности разницы никакой.) А те же люди, у кого с детства выработаны навыки общения с людьми иной культуры, тот и, попав в другое общество, может нормально к нему адаптироваться, не выходя из рамок собственной идентичности.

Есть ли выход из создавшейся ситуации? Одни говорят: «границу на замок!» не вдаваясь в глубокие подробности, можно сказать, что демографическая ситуация этого не позволит, некоторые отрасли полностью заняты иностранцами, и наши соотечественники занимать их отнюдь не стремятся.  Некоторые предлагают предпринять массированные усилия по ассимиляции всех приезжих. То есть искоренить их культуру, и попробовать дать им другую, нашу. Одну из этнических общин России попытались в 1920-30-е гг. ассимилировать, снивелировать их идентичность, с тех пор их говор стал основой блатного жаргона. Впрочем, аналогичные попытки увенчались тем же «успехом». Да и универсальной идеологии, способной увлечь народ, аналогичной коммунистической идее большевиков, сейчас нет и не предвидится. Кроме того, вариант из интернационала «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем …» чреват именно тем, что затем не произойдет, а что могут натворить люди, лишенные одной культуры, но не приобретшие другую, мы все видим.

Так что выход остается один из двух – или переносить общинные отношения мигрантов на российскую почву, создавать их анклавы, где есть «мнение соседей», или дать им проект, близкий по наполнению их собственной культуре, но с местной, внутрироссийской спецификой.

Автор:

Комментарии (10)

Аватар Антон21.01.2011 в 21:31#4551
Жизнь в этом мире - всего лишь игра и забава. Для тех, кто богобоязнен, лучше мир будущий. Неужели вы не разумеете этого?
Аватар vik31.01.2011 в 12:22#5070
Почему так мало комментариев? Ведь это очень интересная тема!
По моему вся соль глобализации – это жизнь по единому стандарту. По одному стандарту культуры, политики, религии или отношении к религии. Здесь нет речи о каком-либо развитии. Развитие и рост цивилизации происходит только в рамках здорового соперничества между народами. Так было всегда. С точки зрения религиозной весь пафос объединения всего исходит из духа сатанинского. Бог Библии творит мир разъединяя: небо и землю, живое и неживое, два пола в человеке. Богу угодно разнообразие мира. Поэтому каждый верующий должен хранить традиции предков, сохранять свою национальную и культурную самобытность от всеобщего смешения.
Аватар Игорь17.02.2011 в 14:13#5888
Религия - это та же самая глобализация. был, к примеру, Серёжа / Вася / Петя / Саша Макаров, а стал - Ахмад Макаров. Был русским, Были тюрки-тенгрианцы, а стали - правоверные мусульмане, отрастив бородки, подкатав штаны и переняв нормы жизни населения варавийского полуострова времен пророка Муххамада. Быть мусульманином - значит арабизироваться. Разве не так? Примерно то же самое и с Христианством, с той лишь разницей, что дохристианские культурные особенности христианских народов в большей мере уцелели, так в христианстве нет таких строгих материалистических норм образа жизни, подобных мусульманскому Шариату. В Исламе такая фишка не пройдет. Шариат - и никаких гвоздей. И плевать на культуру народа, ежели она противоречит Шариату. Имена - арабские. законы. арабские. Особенности питания - арабские. Всё арабское! А иначе и нельзя - пророк Мухаммад ведь арабом был.
Аватар Хамзат17.02.2011 в 23:16#5895 ответ на #5888
В чём то я с вами согласен, действительно что в традициях и обычаях противоречит шариату мусульманин обязан оставить. Что же касательно арабизации, вы полностью не правы, так же как и был тут один комментатор, который утверждал, что если я принял ислам, то должен обязательно танцевать лизгинку...
Аватар Игорь18.02.2011 в 11:11#5901
Хамзат, насчет лезгинки - это небольшой перебор, конечно же. но вот выучить арабский язык все-таки желатиельно для каждого мусульманина. имена мусульманские (т.е. арабские) тоже вроде бы как мусульмане обязаны носить, как вы, например. Вот, пожалуйста, уже 2 примера арабизации глобального масштаба. Т.е. - глобализации. Я понимаю, что есть свои большие плюсы в унификации языка, обычаев, религии, т.е. если люди станут одним целым, неким серым. смешанным из белого, желтого и черного (утрирую, конечно же), то и многих проблем удастя избежать. С другой стороны, мир прекрасен в своем разнообразии наций и культурных особенностей. Потерять это тоже было бы жалко.
Аватар abuabdullah18.02.2011 в 11:58#5903
"законы. арабские"
Нет ничего плохого в том что Бог выбрал именно араба(посланника), из рода курайша, на то воля Аллаха. Пройдет время и пройдет мода на "международный английский" как средство общения между народами. А арабский язык, как объединял миллионы так и останется. Билал (да будет доволен им Аллах) был темнокожим рабом, а после принятия ислама он не стал арабом, а стал мусульманином, так же с двумя женами Пророка салаллаху алейхи ва салим, христианкой и иудейкой, до принятия ислама. Они не стали арабками, а в истории мы их запомнили как мусульманки с большой буквы.

"действительно что в традициях и обычаях противоречит шариату мусульманин обязан оставить."
и алхамдулиЛлах что должен оставить противоречащее законам Аллаха, и АлхамдулиЛлах что Аллах дал нам право различать между харам и халаль
Аватар Янычар18.02.2011 в 13:46#5904
но вот выучить арабский язык все-таки желатиельно для каждого мусульманина. имена мусульманские (т.е. арабские) тоже вроде бы как мусульмане обязаны носить, как вы, например.//// Все, что Вы написали желательно, но не обязательно...
Арабский язык - это язык Корана, язык намаза... В тоже время язык богослужений в РПЦ - старославянский. Но это не означает, что все должны учить его...
Также с именами. Лучше отказаться от имен, которые противоречат Исламу. Вот, допустим Владимир, что может означать "владелец (властилин) мира". Но Властилином Мира является только Аллах, а не человек... И т.д.
Но порой люди путают предписания Ислама с адатами (местными обычаями)арабов, кавказцев, турков... Мне рассказывали, что в Норвегии, приехавшие арабы стали на свой лад учить норвежцев, принявших Ислам, своим обычаям - типа, так должны поступать мусульмане... Потомки викингов им ответили - есть Коран, есть Сунна, а в остальном - пока вы здесь, лучше поступать по нашим обычаям, или по крайней мере не навязывать свои... На том и порешили...
Аватар Елизавета18.02.2011 в 18:47#5912
Прокомментирую насчёт имени. Насколько я знаю (поправьте меня если я ошибаюсь)имя человека не обязательно должно быть арабским, оно должно быть благозвучным. Моё имя староеврейское, и мне оно очень нравится. Я у многих знающих людей спрашивала. Мне пояснили так, что значение имени и само имя должно быть благозвучным. Если человек хочет он может поменять имя. Если не хочет, то его никто не будет принуждать. Что касается изучения арабского языка, то оно желательно, хотя бы для того чтобы читать Коран в первоисточнике. К слову, я, когда начала читать Коран в переводе столкнулась с тем, что некоторые моменты мне совершенно непонятны, а некоторые моменты немного противоречат друг другу. Обратилась к людям, знающим язык. Оказывается для них все просто и понятно. Потому что они читают в первоисточнике и могут правильно перевести и растолковать. Так что изучать арабский язык или нет это выбор каждого.
Аватар abuabdullah21.02.2011 в 16:02#5977
Елизавета
Вы правы, так как лучше оставаться с тем именем, которое вам дали родители, с одной оговоркой которую рассказал Янычар и в принципе знаете вы. Пример "вероника"-богиня войны если я не ошибаюсь, аузубиЛлах. Момент языкового барьера муслимом должен быть преодолен, от этого только польза
Аватар Шамиль28.02.2011 в 11:28#6137
"И плевать на культуру народа, ежели она противоречит Шариату."

В Шариате есть место и местным традициям и мнению каждого отдельно взятого человека. Например размер калыма девушке может быть любого размера, но в каждом регионе и слое он свой, в Узбекистане - 3000 р. средний размер. В моем регионе Дагестана - 100000 р. средний размер калыма, если у человека не хватает на калым там, дает меньше (часто натурально - одежда, золотые украшения и т.п), может просто невеста сбежать к жениху, в этом случае траты на свадьбу могут быть минимальными. А в христианстве ежели традиция народа противоречит одноженству, к примеру, остается многоженство? Нет. Нападая на Ислам, нападаете на христианство.
Оставить комментарий


В рубрике "Фобии":

Вред свинины. Только наука и никакой религии

Вред свинины. Только наука и никакой религииЗначение гормона роста. Свинина содержит в больших количествах гормон роста, являющийся причинным фактором развития процессов воспаления, гипертрофии и набухания тканей (акромегалия, ожирение, склонность к патологическим разрастаниям, включая злокачественные). Отсюда ответ на вопрос о причинах роста...

Ислам и для русских

Ислам и для русскихНичего не зная об исламе и шариате, окружающие, как правило, строят своё отношение к нему на основе поведения людей, жизнь которых не имеет с исламом ничего общего. Ислам ассоциируется с культурой и традициями «традиционно-исламских» народов или с бескультурьем отдельных личностей, в то ...

Мифы о принятии Ислама

Мифы о принятии Ислама Основополагающая идея Ислама в том, что нет настоящего божества, кроме Аллаха (Бога). Он – Единственный, Первый и Последний. У Него нет партнеров, дочерей, сыновей, как и нет посредников между Ним и человеком. Он единственный Всемогущий Господин. Эта идея проста, и она есть истина. Глубо...

Нет принуждения в Исламе

Нет принуждения в ИсламеНикто не может заставить принять Ислам – такова одна из основополагающих истин в религии. Задачи мусульманина – предоставить все необходимые доказательства правоты Ислама, чтобы человек мог отличить истину от лжи. Дальше, принять Ислам или оставаться сторонником неверия, каждый решает са...

8 марта и муравьи

8 марта и муравьиКак-то, проходя мимо муравейника, я присел и решил понаблюдать за муравьями. Мне казалось, что они говорят о чём-то друг другу, командуют, беседуют, ругаются, ну совсем как люди. Бесконечно снуют, тащат листочки, комочки всякие, и мой взгляд рассеялся. Так же как и муравей, я перестал видеть дальше ...

«Православный терроризм». Прошлое и настоящее

«Православный терроризм». Прошлое и настоящееВ СМИ и обывательских разговорах утвердился термин «исламский терроризм». Многие думают, что другого вообще и не бывает. Между тем, современная Россия, да и дореволюционная, знают примеры терроризма, который вполне можно, по аналогии с «исламским», назвать «православным...

Правда или вымысел, что мусульмане поклоняются черному камню в Мекке?

Правда или вымысел, что мусульмане поклоняются черному камню в Мекке?Немусульмане говорят, что мусульмане поклоняются Каабе, помимо Аллаху, астафируллахь, и что целуют черный камень и поклоняются ему тоже. Я знаю, что их слова всего лишь попытка сбивать с пути Аллаха, знаю еще, что поклоняясь Каабе мы поклоняемся Аллаху, а на счет целования черного камня я не знаю. Х...

Диалог культур или «битва цивилизаций»?

Диалог культур или «битва цивилизаций»?Последние события, вызвавшие возмущения и протесты мусульман по всему миру, а именно выход в массовый прокат фильма «Невинность мусульман», оскорбляющий религиозные чувства сотен тысяч людей по всему миру, а также последствия в виде нападений на посольство в Ливии и организованных демонс...
Δ Наверх
Rambler's Top100