Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

Войти с помощью социальных сетей:


- ИЛИ -

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


Казанская тень Победоносцева: Николай Ильминский

Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев и основатель Казанской центральной крещено-татарской школы Николай Ильминский были, несомненно, людьми талантливыми и образованными. Формально всю жизнь они стремились сохранять основы самодержавия. Однако в реальности именно они способствовали большевистской революции как своими общественными действиями, так и прямой и незаконной помощью Володе Ульянову.

Именно этот юридически «русский православный», в котором не было ни капли славянской крови, воплотил их мечту по созданию режима, который отрицал демократию в России.

Великий русский религиозный философ Николай Бердяев оставил такое сравнение этих двух персонажей: «Он [Победоносцев] был нигилистом в отношении к человеку и миру, он абсолютно не верил в человека, считал человеческую природу безнадежно дурной и ничтожной... Ленин тоже не верил в человека, и у него было нигилистическое отношение к миру. У него было циническое презрение к человеку, и он также видел спасение лишь в том, чтобы держать человека в ежовых рукавицах. Как и Победоносцев, он думал, что организовать жизнь людей можно лишь принуждением и насилием... И Ленин, и Победоносцев одинаково верили в муштровку, в принудительную организацию людей как единственный выход».

Н. Ильминский не случайно так не любил татар, хотя и признавал, что уровень образования, получаемый в медресе, не ниже уровня гимназий. Он предпочитал общаться с негородскими народами, организованными в сельские общины. В его схоластическом средневековом уме люди четко были разделены на категории. При этом только юридически русский православный мог обладать правом на образование, на достаток, на занятие постов. В письмах Н. Ильминский был весьма откровенен: «По моему понятию, киргизов и сартов (то есть казахов, оседлых узбеков и таджиков. — Прим. А. Х.) вовсе не следовало бы привлекать и допускать в гимназию». Здесь уже попахивает тоталитаризмом и расизмом. Впрочем, получивший хорошее русское образование для Н. Ильминского — враг номер один. Миссионер открыто писал: «Фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски образованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже человек университетского образования». В основе логики Н. Ильминского лежит социоцид, то есть стремление уничтожить элиту нерусских народов, пока, правда, путем только запретов.

Миссионер прямо говорил, что его целью было низведение культуры татар до уровня низших слоев сельского населения и уничтожение литературного языка как такового. 12 мая 1878 года он писал попечителю Казанского учебного округа: «В татарском языке, хотя существуют старинные книги, по которым, а равно и по родственным наречиям, можно вывести нормальную, другую и коренную тюркскую орфографию; но это было противно нашей цели: я умышленно рассек связь татарского языка с другим тюркским и нынешним родственным наречием и взял нынешний язык крещеных татар Казанской губернии как факт изолированный и поставил его в орудие духовного христианского образования крещеных татар. Поэтому мы пишем для крещеных татар так, как они говорят».

Проект Н. Ильминского прямо противостоял джадидскому проекту И. Гаспринского. Если движение И. Гаспринского носило центростремительный характер в рамках мусульманского мира России, то движение, возглавляемое Н. Ильминским, ориентировалось на центробежные тенденции. Благодаря противостоянию казахской племенной элиты татарским улемам и поддержке русифицированных казахских интеллигентов типа Ибрагима Алтынсарина Н. Ильминский создал светскую систему образования на казахском языке на основе кириллицы.

Она заменила мусульманскую татароязычную систему образования. В Неплюевском кадетском корпусе в Оренбурге Н. Ильминскому удалось добиться переведения системы образования с татарского на казахский язык и превращения Татарской учительской школы в Оренбурге в киргизскую (казахскую). В 1872–1891 гг. Н. Ильминский возглавлял им же созданную Казанскую русско-инородческую учительскую семинарию, где учились только христиане. Ему удается создать христианскую интеллигенцию среди чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы и кряшен на уровне низшего православного духовенства, учителей начальных школ и низшего чиновничества. Одновременно вводятся алфавиты для этих языков на основе кириллицы. Наряду с православной русской и мусульманской системами образования возникает православное нерусское образование на уровне начальной школы.

Н. Ильминский выдвинул широкий проект расчленения мусульман Оренбургского магометанского духовного собрания МДС на этносословные и племенные группы типа мишарей, тептярей, башкир с местными губернскими духовными собраниями. Одновременно он планировал уничтожение мусульманской элиты как таковой, сначала светской, затем и духовной. Однако его политика в отношении татар терпит неудачу. Попытки поставить во главу образования в миссионерских и государственных школах принципы русификации учащихся привели к тому, что выпускник такой школы отвергался мусульманской общиной. Если учесть, что крещеные татары имели, как правило, более низкий имущественный статус, чем мусульмане, то такая школа теряла свои функции канала мобильности. Татарская элита была заинтересована в подготовке собственных мусульманских кадров, владеющих русским языком и профессиональными знаниями, и параллельная элита Н. Ильминского, имевшая, как правило, только низшее и зачатки среднего образования, оказалась неспособной конкурировать с мусульманской элитой.

Во главе системы Н. Ильминского лежала строгая централизация, когда подготовка учителей, чиновничества и духовенства низшего типа происходила под личным контролем самого основателя системы. В его руках сосредотачивалась полнота власти над судьбой любого нерусского, стремившегося покинуть крестьянское сословие и приобрести относительно привилегированный статус. Этот контроль становился еще более полным, если учесть, что нерусские народы края, за исключением татар-мусульман, не имели собственной буржуазии, а с крестившимися вероотступниками (муртад) ни один мусульманин не сохранял никаких контактов.

Нельзя не отметить определенного положительного значения системы Н. Ильминского для народов, не обладавших до этого собственной письменностью, городским населением и элитой. В отсутствие повсеместного начального государственного образования система Н. Ильминского выполнила функции создания начальной национальной школы, но она не была приспособлена для функционирования в рамках этноса, имеющего собственную религиозную общину-миллет, буржуазию, лиц с высшим образованием и в целом городское сословие, как у татар.

Все попытки введения образования в государственной школе на светской основе, предпринятые К. Насыри в Казани и И.Н. Ульяновым в Симбирской губернии, не имели значительных успехов из-за их активного сотрудничества с Н.И. Ильминским. В глазах татар досоветской эпохи Явыз Иван (Иван Грозный), Лука Каратун (Лука Конашевич) и Ильминский были самыми ненавистными персонажами российской истории.

Оригинально понимал Н. Ильминский и роль муфтия. Он указывал: «Для нас вот что подходящее было бы: чтобы в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернатора, но всякого столоначальника (завотделом. — Прим. А.Х.) и т. п.». А мы бы добавили, что такой муфтий точно так же трусил бы любого образованного исламского проповедника. Только кому нужны такие муфтии, казыи и мударрисы? Явно не российской умме и не государству российскому. В 1891 году Ильминский через Победоносцева вышел на министра народного просвещения Делянова. Тот в нарушение норм дал разрешение Владимиру Ульянову экстерном сдать экзамены за университетский курс юрфака. Так спасали «социально близкого» от службы в армии. Что потом натворил этот «ценный кадр» с государством российским и царской фамилией, хорошо известно. Так не будем же уподобляться Ильминскому, если не хотим руками его полуграмотных питомцев залить Россию кровью, как это было столетие назад...

Автор:

Комментарии (4)

Аватар Геннадий31.01.2011 в 18:16#5093
Он что христианин - подвижник?
Аватар Геннадий31.01.2011 в 18:23#5094
Его что почитает Русская Православная церковь. Народовольцев еще вспомните.
Или вы что хотите сказать этой статьей?
Аватар Taulu31.01.2011 в 19:20#5095
А Ты Генадий Христианин-Подвижник?!) Это статья что хочет сказать ею автор история умалчивает !)
Аватар Геннадий01.02.2011 в 09:26#5127
?????
Оставить комментарий


В рубрике "История":

Христиане под покровительством Османского халифата

Христиане под покровительством Османского халифата(Мехмед Фатих и Константинопольский Патриарх Геннадий Схоларий) После завоевания османами Византии в 1453 году под их властью оказалось многочисленное немусульманское население. Самой большой этно-религиозной группой были православные греки. В связи с этим султан Мехмед Фатих решил не только сохрани...

Почему ислам пришел на смену иудаизму и христианству

Почему ислам пришел на смену иудаизму и христианству От представителей иудаизма и христианства довольно часто приходится слышать мнение о том, что ислам это либо «искаженный» иудаизм, либо «искаженное» христианство. С таким мнением сложно согласиться. известно, что любая «новая» религия имеет свои корни в религии, ...

Поклонялись ли тамплиеры пророку Мухаммаду?

Поклонялись ли тамплиеры пророку Мухаммаду?Тамплиеры – рыцарский орден, созданный в Иерусалиме в 1119 году небольшой группой рыцарей после Первого крестового похода. Орден часто использовался как военная защита государств, созданных крестоносцами на Востоке. Однако в 1291 году европейцев из Палестины изгнал египетский султан Халил аль-...

Правовое положение христиан и других иноверцев в государстве имама Шамиля

Правовое положение христиан и других иноверцев в государстве имама Шамиля Имам Шамиль вошел в историю как создатель на территории Северо-Восточного Кавказа уникального многонационального, поликонфессионального и правового государства Имамат. Проведенные в этом государстве социально-экономические, правовые и военно-административные реформы 1834–1859 гг. стали уникал...

Султан Мухаммад Фатих и завоевание Константинополя

 Султан Мухаммад Фатих и завоевание Константинополя Безусловно, великая и богатая история Ислама и мусульман познала множество великих открытий и завоеваний. Мусульмане с помощью Всевышнего Аллаха покорили множество земель и народов, и указали им истинный путь и истинную религию. И как доказательство этому то, что сегодня на нашей планете живет более...

Сахабы Христа и доисламские шахиды в Кавказской Албании

Сахабы Христа и доисламские шахиды в Кавказской АлбанииС началом исламского возрождения в нашей стране многие мусульмане с удивлением для себя узнали, что народы, входящие сегодня в состав России, в древности соприкасались со сподвижниками самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).   Карта Армения, Колхида, Иберия, Албания из Атласа ...

Берберийская война, или об американской дани халифату

Берберийская война, или об американской дани халифатуПрошлогодние военные действия западного альянса в Ливии, убийство американского посла, маневрирование американских ВМС и высадка морских пехотинцев США в этой стране вызывает у знатоков истории ассоциации с полузабытой операцией флота под звездно-полосатым флагом в тех же самых водах более 200 лет н...

Кому Русь обязана своим возвышением?

Кому Русь обязана своим возвышением?Вместо Киева — Владимир. В 1283 году митрополитом Киевским и всея Руси стал прибывший из Константинополя Максим. По словам духовного писателя XIX в. Александра Виноградова, во время ремонта гроба Максима (в Успенском соборе) в XVIII веке в резной золоченой раме посередине повешенной сени было ...
Δ Наверх
Rambler's Top100