Обладает ли Аллах телесностью? Есть ли антропоморфизм в исламе?

Автор Аня Кобулова, 05 июля 2009, 23:46:27

« назад - далее »

Аня Кобулова

В теме "Археологические док-ва искаженности Библии" участник-христианин упорно настаивал на утверждении, что якобы мусульманское учение представляет Бога антропоморфным, человекоподобным. Так ли это? Вот кое-какие материалы на эту тему.

Во-первых, как я уже говорила, буквально, без толкования и иносказания, понимают качества и  свойства Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, не все мусульмане-сунниты, а только саляфиты, (те кого обычно называют ваххабитами). Они действительно считают , что нужно понимать все, что сказано в вероучительных текстах буквально, не спрашивая "как?".

Но даже они утверждают, что говоря, что у Аллаха есть Рука или Глаз, мы вовсе не считаем, что это некие органы, подобные человеческим, это нечто, нам неизвестное. Существует и другая богословская школа - мусульмане - ашариты и матуридиты, они понимают слова Корана о Руке Аллаха или Глазе или Троне иносказательно, аллегорически. И те и другие - сунниты, братья по вере.

Вот к примеру, что сказано в такой статье :

\\\Одна из многих проблем, с которыми сталкивается современный российский мусульманин внутри ислама – споры, возникающие между представителями разных акид (вероубеждений). Точнее отношение сторонников салафитской акиды к ашаритам и матуридитам, и наоборот.

Во многих исламских ВУЗах и медресе Сирии, Египта, Турции и Пакистана, откуда после учебы стали возвращаться и россияне, уже на протяжении нескольких десятилетий, а то и больше, преподают акиду ашаритов и матуридитов.

А выпускники исламских ВУЗов и медресе Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и некоторых исламских учебных заведений арабских и мусульманских стран возвращаются носителями так называемой салафитской акиды.

В данной статье рассказ речь пойдет не об истоках, основоположниках и основах учения этих направлений. А о том, что необходимо всем этим выпускникам и их последователям помнить о том, что ни те, ни другие не являются врагами друг для друга. Разногласия между вышеупомянутыми направлениями в мусульманской акиде не выводят их из религии, что в свою очередь означает, что они являются братьями в исламе, которых кто-то по своему незнанию или намеренно хочет сделать непримиримыми врагами.

В чем основное различие?

Стоит здесь отметить, что одним из основных различий между этими школами является толкование некоторых аятов и хадисов, описывающих качества Всевышнего Аллаха. Ашариты (название от имени основателя школы: Абу аль-Хасан аль-Ашари 260-337г.г.х.) и матуридиты (название от имени основателя школы: Абу Мансура аль-Матуриди умер в 332г.х.) считают, что все аяты и хадисы, указывающие на наличие качеств Аллаха внешне сходных с качествами Его творений необходимо понимать в иносказательной форме, метафорически. А если будет иначе, то они считают, что это станет уподоблением Творца Его творениям, что противоречит Корану, в котором сказано: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»(42:11). Поэтому ашариты и матуридиты исключают понимание этих яатов и хадисов в прямом смысле.

Чего не скажешь о представителях салафитской акиды (тех, кто считают себя последователями убеждений предшественников, салафов, первых поколений мусульман). Они, наоборот, считают, что раз Всевышний Аллах описал Себя такими словами и Его посланник приписал Ему эти качества, то мы не должны понимать их отвлеченно пока существует возможность понимать религиозные тексты в прямом смысле, дословно.

Если в Коране или Сунне сказано, что у Аллаха есть Рука, Голень, Лик или то, что Он спускается на нижнее небо, то все это необходимо понимать дословно, но без уподобления вышеупомянутых и других качеств Создателя качествам Его творений. Т.е. нужно считать, что у Аллаха есть Рука, но ни в коем случае нельзя полагать, что Его Рука подобна рукам Его творений, также как мы уподобляют слух или зрение Аллаха слуху и зрению Его созданий.\\\


Действительно ли Аллах по мнению "буквалистов" обладает телом (раз уж у Него есть какие-то органы тела)? Нет, говорят саляфиты, это не так. Мы берем только то, что сказано в Коране и Сунне, не убавляя и не прибавляя ничего. Раз там ничего о наличии у Аллаха тела (в какой бы то ни было форме) не говорится, значит, у Него тела нет.

Serebrjany mir

Прошу прощения, что опять вмешиваюсь но "не могу молчать".

Сергей Владимирович, вы давно Ветхий завет читали, простите ?  так перечитайте. Уж где-где, а там больше всего антропоморфизма: Бог гуляет по райскому саду, раскаивается и сожалеет, устает и пребывает в покое, восседает на херувимах, у Него есть руки, ноги, Престол, Лик и прочее. Правильно, вы скажете, что  это метафоры и образы хотя мне говорили иудеи, что еврейские богословы еще в средние века считали, что у Бога есть тело и прочие органы. Но и в исламе нечто подобное - тоже образы. Наш участник-саляфит , они самые буквалисты в исламе, но и они не понимают выражение Корана о руках Аллаха так , что у Бога есть руки , подобные рукам человека или тело или что-то человекоподобное - "нет никого подобного Ему" Говорится, что это  нечто тайное, нам непонятное.
И Бог в исламе тоже всеведущий  и присутствует везде "Аллах Слышащий, Знающий", "Мы ближе к вам чем ваша шейная артерия". Говоря языком философии Бог в исламе как и в христианстве трансцендентен миру Своей Сущностью, но имманентен Своими эманациями или проявлениями Слухом, Зрением, Силой и прочим в исламской терминологии
Обучение в Германии. тел: (812) 5717131, (495) 7-877-452

Serebrjany mir

Нет, нельзя сказать в Исламе, что Бог есть любовь. Бог - есть Бог. Бог также любящий, прощающий грехи Рабам Его, но Бог также и предупреждает беззаконников и преступников, а если они не вняли Ему, то Бог - ломающий хребты нечестивцам. И каждому воздастся по делам его.
Обучение в Германии. тел: (812) 5717131, (495) 7-877-452

Аня Кобулова

Цитата: Serebrjany mir от 01 октября 2009, 08:38:14
Прошу прощения, что опять вмешиваюсь но "не могу молчать".

Сергей Владимирович, вы давно Ветхий завет читали, простите ?  так перечитайте. Уж где-где, а там больше всего антропоморфизма: Бог гуляет по райскому саду, раскаивается и сожалеет, устает и пребывает в покое, восседает на херувимах, у Него есть руки, ноги, Престол, Лик и прочее. Правильно, вы скажете, что  это метафоры и образы хотя мне говорили иудеи, что еврейские богословы еще в средние века считали, что у Бога есть тело и прочие органы. Но и в исламе нечто подобное - тоже образы. Наш участник-саляфит , они самые буквалисты в исламе, но и они не понимают выражение Корана о руках Аллаха так , что у Бога есть руки , подобные рукам человека или тело или что-то человекоподобное - "нет никого подобного Ему" Говорится, что это  нечто тайное, нам непонятное.
И Бог в исламе тоже всеведущий  и присутствует везде "Аллах Слышащий, Знающий", "Мы ближе к вам чем ваша шейная артерия". Говоря языком философии Бог в исламе как и в христианстве трансцендентен миру Своей Сущностью, но имманентен Своими эманациями или проявлениями Слухом, Зрением, Силой и прочим в исламской терминологии

Ааааа, плагиат!! это мой пост между прочим!! ))) Ребятки, ну я понимаю, хотите чужой инфой пользоваться - да ради Бога. Но все-таки о копи-райте забывать не надо, у всякого текста есть автор. Как писал классик "Не выдавай себя за Курочкина и Курочкина за себя". (А.П. Чехов)