Политика насильственного крещения

Автор Муслим, 06 мая 2006, 12:21:51

« назад - далее »

Муслим

Кто-то и когда-то на форуме ляпнул, что "православные никогда не притесняли мусульман". Сейчас я это с легкостью опровергну.

Если до 1719 года среди крещеных народов Казанской губернии число татар составляло 13322 человека, то в последовавшие за этим 12 лет к ним прибавилось всего 2995 крещеных татар (Т. Давлетшин). Царское правительство, не сумевшее достичь существенного успеха в христианизации народов данного края, в 1731 году при Свияжском монастыре создало новую комиссию. Однако и она не достигла какого-нибудь ощутимого результата, татарский и башкирский народы не продали свою совесть. Разъяренное правительство в 1738 году перевело эту комиссию в Казань, и она стала называться "Новокрещенской конторой". Архиепископом в Казань был направлен фанатик-миссионер и беспощадный палач Лука Конашевич. Ему в Казанском уезде помогал глава "Новокрещенской конторы" архимандрит Сильвестр Гловатский, а в Уфимском уезде - Дмитрий Сеченов.

Правительство и Синод 2 сентября 1740 года выработали специальную инструкцию для "Новокрещенской конторы". Там было строго указано: "... всем новокрещеным строго ходить в церковь; если кто-то продолжить держать магометскую веру, то наложить штраф; новокрещеных переселить к русским или русских переселить к новокрещеным; (простым) крещеным выдать медный крест, рубаху, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чирик с чулками; знатным крещеным выдать: крашеный кафтан, какого цвета сам захочет, вместо чириков -сапоги, женщинам - волосники, холщевые рубахи; выдать денег: мужчинам по 1 рублю 50 копеек, юношам - по 1 рублю, мальчикам по 50 копеек, женщинам и девушкам свыше 12 лет - по 1 рублю, девочкам до 12 лет - по 50 копеек; богатым выдать по иконе для домов; для обучения детей иноверцев русскому языку открыть 4 школы в Казани, Елабуге, Цивильске, Царевококшайске..."

Чтобы убедиться, какое огромное внимание уделяло царское правительство насильственному крещению иноверцев, достаточно привести в пример лишь два факта. Мулла Гали Сайфуллин из деревни Тюнтяр Малмыжского уезда (ныне в Балтасинском районе Татарстана), по указу губернской администрации, был раздет (ведь он мулла!) палачами на глазах своих односельчан и избит прутьями за то, что несколько некрещеных мордовских крестьян уговорил принять мусульманскую веру. А узнав о том, что казак Исаев, оставив христианство, перешел в магометанскую веру и был обрезан, "бдительный" В. Татищев доложил аж в Сенат. Чтобы обсудить такое "ужасное" дело, 2 июня 1740 года было проведено специальное заседание Кабинета министров (!), и был вынесен Указ (!) о предании Исаева смертной казни! ("История Татарии...")

Казанские миссионеры в крючкотворстве не уступали столичным. Они выработали и специальную форму прошения о крещении для "добровольцев". Прошение должно было обращено непременно на имя императрицы (!), и "доброволец" был обязан точно указывать свой адрес. "Я, состоявший прежде в магометанском законе, ныне через священника... (Фрола, Ивана, Тихона) познал всесовершенно, что Магомет не есть и никогда не был от бога посланный. Он самый стыдный и лживый пророк и предтеча антихристов; також и закон его Коран есть лживый и богопротивный; по такому моему узнанию я отрицаюсь от лжепророка Магомета и его Корана и проклинаю. Этот лжепророк Магомет в своем богопротивном учении блядословит. Христианский же закон самый истинный и богоугодный. Иисус Христос есть истинный бог божий. Я хочу принять спасительную христианскую веру и прибыть в ней до скончания жизни". Новокрещеный обязан был перед церковным алтарем произнести вот такую унизительную клятву ("История Татарии...").

Но как ни старались русские миссионеры, на Казанской земле никто не торопился перейти в христианство. Миссионеры-палачи в течение 1741 года сумели крестить по всей губернии всего 9159 человек, а татар и башкир было среди них всего 143 (А. Чулошников). Тогда православные священники перешли к тактике кровавых погромов мусульман. По приказу Конашевича Татарская Слобода была отделена от других кварталов Казани жердями. Священники, совместно с солдатами, бросились в слободу, и начались избиения и истязания татар, у домов вышибали окна и двери, сжигали дома, разрушали мечети и медресе, людей загоняли в ледяную воду. Такие крестовые походы совершались и на близлежащие деревни.

Каждое насилие вызывало противостояние. Говоря словами Каюма Насири, "Татарская слобода с дубинами в руках выступила против насильников". Это движение возглавил Иштиряк-абыз Лука Конашевич приложил немало сил, чтобы схватить Иштиряка и подвергнуть пыткам, но слободцы укрывали его надежно. Среди миссионеров и слободцев-татар произошел ряд серьезных стычек. Татары прозвали ненавистного Конашевича "Хромым чернорубашечником".

В 1742 году Конашевич совершил новое коварное деяние: устроил поджог. Ночью в здании духовной семинарии начался пожар. Он быстро перекинулся на архиерейский дом в Кремле и на Собор, оттуда на церкви и монастыри, расположенные в центре города. Во время пожара сгорела почти половина из всех зданий Казани, не пострадала лишь Татарская Слобода. В своем письме к императрице Елизавете Лука обвинил в пожаре татар и просил их наказания. Елизавета же, еще совсем недавно взошедшая на трон при помощи гвардейцев и опьяненная "любовью" своих фаворитов, не стала доискиваться до истинных причин пожара. 19 ноября 1742 года она подписала варварский Указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых. "Упоенный счастьем" миссионер-палач Конашевич приступил к лихорадочному исполнению Указа. В течение двух лет из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418 ("История Татарии...". Для сравнения положения иноверцев, наверное, будут интересны и такие цифры: в России в 1767 году насчитывалось 17518 церквей, которые обслуживали 85365 священников. - Н. Дубровин. "Пугачев и его сообщники". Т. 1).

С целью активизации крещения поволжских народов императрица и Сенат 22 июня и 28 сентября 1743 года, 4 февраля 1744 года выпустили дополнительные Указы, в которых повелевалось о строительстве церквей в мусульманских селах, где имелись хотя бы несколько новокрещеных; о выселении некрещеных из деревень, где появились новокрещеные; о предоставлении различных льгот крещеным.

Благодаря такой "заботе" императрицы и ее министров появились и первые результаты. Архипастырь Уфимского уезда Дмитрий Сеченов из числа переселенных в башкирские степи чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы за два года сумел обратить в христианство 17362 человека (Н. Дубровин). А Конашевич и Гловатский за тот же срок в Свияжском уезде сумели крестить 13822 чувашей, черемис и мордвы. Сенат своим Указом от 11 марта 1747 года подушную подать с новокрещеных переложил на плечи 241338 некрещеных поволжских крестьян (Д. Рахимов. Кара еллар авазы. "Аваз". 1990, № 15).

В 1749 году в Казани вновь произошел ужасный пожар. Он вошел в историю как "Уразметовский". Якобы, жена Уразмета уронила в хлеву горящую лучинку, в результате пожар охватил всю Татарскую Слободу, потом перекинулся на город. Лука Конашевич извлек выгоду даже из этого несчастья. "Бог, послав с неба огонь, отомстил татарам", - писал он, торжествуя, Елизавете и просил разрешения на постройку Новокрещенской Слободы на месте Татарской. Елизавета одобрила коварную затею Конашевича Указом от 8 августа 1750 года. Казанских татар заставили переселиться в болотистую местность, за слободу Плетени. Так возникли в Казани Старая и Новая татарские слободы.

Политика насильственного крещения, возведенная в ранг общегосударственной и проводимая жесточайшими методами, не прошла бесследно. "Новокрещенская контора" к 50-м годам XVIII века сумела добиться крещения почти всех черемис, чувашей, удмуртов, мордвы, проживавших в Казанской губернии. Однако гордый и непреклонный татарский народ, имеющий многовековую историю и культуру, несмотря на пытки и унижения, не променял свою честь и совесть. Если в губернии в 1762 году количество новокрещеных (с 1731 года) исчислялось в 269213 человек, то только 3670 из них были татарами (А. Чулошников, И. Акманов, С. Алишев, В. Мавродин). Так с позором провалилась политика насильственного крещения татар.

Муслим

А теперь про башкир.

Восстание 1681-84 охватило территорию от среднего течения р.Исеть до Волги, от верховьев р.Яик до среднего течения Камы и Чусовой. Поводом послужил Указ от 16 мая 1681, провозгласивший курс на насильственную христианизацию. Основные силы восстания: башкиры, во главе стоял башкир Сеит. Первые выступления начались летом 1681 на Ногайской и Сибирской дорогах. Весной 1682 развернулась массовая борьба: восставшие Казанской дороги нападали на Закамские крепости, основной удар на Осинской дороге был направлен на Кунгур, крепости и села, основанные Строгановыми на баш. землях. Многочисленные отряды повстанцев осадили в Башкирии Уфу, взяли Красный Яр, Ловашное и др., на западе - Пьяный Бор, Каракулино и др.  К маю восстание охватило весь край. Безуспешные попытки подавить восстание вынудили правительство обратиться к башкирам с обещанием отменить указ и простить всех участников восстания. Часть восставших во главе с Кучуком Юлаевым прекратила борьбу и обратилась к правительству с челобитной, а другая часть - во главе с Сеитом - продолжила борьбу. Повстанцы установили связь с калмыцким тайшой Аюкой. В июле 1682 калмыцкие отряды прибыли в Башкирию. Восстание возобновилось. Башкиры и калмыки осадили Уфу и Мензелинск, подвергли нападению остроги, слободы и села, построенные на башкирских землях. С целью разорвать союз башкир с калмыками правительство начало переговоры с Аюкой и в начале 1683 добилось его отказа поддерживать восстание. Но борьба продолжалась: весной-летом 1683 повстанцы нападали на Закамские крепости, сожгли Вознесенский монастырь, осадили Солеваренный городок, Мензелинск и др.  На подавление восстания были собраны войска под командованием Ю.С.Урусова. Последнее сражение состоялось у с.Богородское в 1684. Упорство восставших вынудило правительство пойти на уступки: оно осудило захват башкирских земель, подтвердило вотчинные права башкир и отказалось от курса насильственной христианизации.
Литература: Чулошников А.П. Восстание 1755 г. в Башкирии. М.-Л., 1940; Устюгов Н.В. Башкирское восстание 1662-64 гг. //Ист. зап. М., 1947, т.24; Акманов И.Г. Башкирские восстания в XVIII в. Уфа, 1987; его же. Башкирия в составе Российского государства в XVII - первой половине XVIII в. Свердловск, 1991; его же. Башкирские восстания XVII - нач. XVIII в. Уфа, 1993.

Мокшанка

Цитата: "Муслим"Чтобы убедиться, какое огромное внимание уделяло царское правительство насильственному крещению иноверцев, достаточно привести в пример лишь два факта. Мулла Гали Сайфуллин из деревни Тюнтяр Малмыжского уезда (ныне в Балтасинском районе Татарстана), по указу губернской администрации, был раздет (ведь он мулла!) палачами на глазах своих односельчан и избит прутьями за то, что несколько некрещеных мордовских крестьян  уговорил принять мусульманскую веру.
Брат Муслим хотелось бы вас поправить, нет такого народа «мордва», есть три самостоятельных этноса эрзя, мокша и шокша (последний почти уже полностью исчез). Термин «мордва» специально придумали «добрые люди», чтобы до конца ликвидировать эти  народы. Я с вами полностью согласна, мой народ тоже пережил христианизацию, тоже были восстания, жестокие расправы и т.д. Сейчас идёт переписывание истории, оказывается эрзяне и мокшане сами добровольно приняли христианство, хотя на самом деле то что сейчас исповедуют и эрзяне и мокшане, можно назвать «горючая смесь» православия и язычества, особенно хорошо это видно в деревнях. Мне всегда приятно слышать свидетельство того, что мои предки сознательно приходили к исламу, а не при помощи священников фанатов и казаков. [/b]

Муслим

Спасибо сестра, что поправила. Прошу извинить меня, я не знал.
Название "татары" народу булгар также дали "добрые люди".
История всегда писалась и пишется по госзаказу, как это выгодно правящей элите. Возможно, скоро еще раз все переиначат...

Сулайман

В конце декабря 2005 года в татарском академическом театре имени Камала состоялась премьера фильма «Зулейха». Картина снята по мотивам пьесы казанского драматурга Г. Исхакова. В центре сюжета судьба татарской женщины по имени Зулейха  подвергшейся христианизации. Картина открывается прологом, где представлен штурм Казани в 1552 году и позднейший спор двух профессоров казанской духовной академии о методах обращения инородцев в православие. Один из которых Николай Ильинский отстаивает точку зрения, что это долгий процесс, должен осуществляться через образование и просвещение, а его оппонент Евфимий Малов убеждён, что особенно церемониться не следует «чья власть, того и вера». В последствии история подтвердит, что способ будет выбран именно «маловский». Муж Зулейхи заключён в тюрьму за участие в бунте против закрытия мечети в селе где большинство татар приняли крещение. Сама женщина отправлена в монастырь, а затем насильно выданная замуж за русского крестьянина. [/b]
Во имя Единого Бога Милостивого, Милосердного! [/b]

Христианка

Русь святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!