Форум Христианство или Ислам

ОСНОВЫ РЕЛИГИИ => Ислам => Тема начата: Alder от 19 июля 2006, 09:24:45

Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Alder от 19 июля 2006, 09:24:45
Здравствуйте все!
Скажите пожалуйста, а есть ли в исламе (Коране или еще какой книге) список заповедей, аналогичный Моисеевым? Если да, то приведите пожалуйста ссылку, на соответствующее место в Писании.
Спасибо.
Название: Re: Заповеди в исламе
Отправлено: Аксак от 25 июля 2006, 02:40:12
Ас-саляму Алейкум.

Цитата: "Alder"Здравствуйте все!
Скажите пожалуйста, а есть ли в исламе (Коране или еще какой книге) список заповедей, аналогичный Моисеевым? Если да, то приведите пожалуйста ссылку, на соответствующее место в Писании.
Спасибо.

По свидетельству Абу Абд ар-Рахмана Абдуллаха, сына Умара ибн ал-Хаттаба (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал: Ислам покоится на пяти [столпах]1: (1Слова"столпы" нет в арабском тексте, и оно добавлено для ясности. Столпы (аркан) часто упоминаются в подобном контексте.) утверждать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, произносить молитвы, платить закат2, (2См. прим.2 к хадису 2.) совершать паломничество в Дом3 (3См. прим.3 к хадису 2.) и поститься в Рамадан. Приводится у ал-Бухари и Муслима.



По свидетельству Умара1 (1т.е.Умара ибн ал-Хаттаба, второго халифа.) (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Однажды, когда мы сидели вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами; на нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошел и сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир). Прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бедра, он сказал: "О Мухаммед, расскажи мне об Исламе!" Посланник Аллаха сказал: "Ислам - это значит: утверждать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, произносить молитвы, платить закат2, (2Этот термин часто переводится как "налог на бедность", "налог на бедных" и обозначает налог, взимаемый с дохода и раздаваемый неимущим.) и поститься в Рамадан и совершать паломничество в Дом3, (3Кааба и Святая Мечеть в Мекке.) если ты в состоянии делать это". Он сказал: "Ты сказал верно". И мы были удивлены, что он спросил [Посланника] и сказал, что тот сказал верно. Он сказал: "Теперь расскажи мне об имане4". (4Иман обычно переводится "вера", но поскольку это один из основных терминов Ислама, мы сохранили арабское слово.) Тот сказал: "Это значит: верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Судный День, верить в божественное предначертание, как в его добро, так и в его зло". Он сказал: "Ты сказал верно". Он сказал: "Расскажи мне об ихсане5". (5В данном контексте слово ихсан имеет особое религиозное значение, которое нельзя передать одним словом. Обычно ихсан переводится "добро", "благодеяние", "богоугодное дело", и т.п. Корень имеет также значение "делать отлично, умело", которое встречается в хадисе 17.) Тот сказал: "Это значит: поклоняться Аллаху, как будто ты видишь Его; ведь когда ты не видишь Его, воистину, Он видит тебя". Он сказал: "Теперь расскажи мне о Часе6". (6т.е. о Судном Дне.) Тот сказал: "Спрашиваемый не знает больше спрашивающего". Он сказал: "Расскажи мне теперь о его предзнаменованиях". Тот сказал: "У рабыни родится ее госпожа7, (7Это предложение может быть по-разному истолковано. В своем комментарии ан-Навави дает несколько возможных интерпретаций. Например, у рабынь родятся дети, которые станут свободными и будут, таким образом, хозяевами своих родителей. Слово ама, обычно переводимое "рабыня", может также относиться к любой женщине, поскольку мы все рабы или слуги Аллаха. Тогда возможен перевод: "У женщины родится ее хозяин", т.е. настанут времена, когда дети будут настолько не уважать родителей, что они будут обращаться с ними, как со слугами. Комментаторы также указывают, что слово рабба ("госпожа") может здесь включать в себя слово рабб ("господин").) и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий". После этого он ушел, а я еще остался ненадолго. Тогда он сказал: "О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?" Я сказал: "Аллах и Посланник Его знают лучше всего". Он сказал: "Это был Джабрил, который пришел к тебе научить тебя твоей религии". Приводится у Муслима.
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Alder от 25 июля 2006, 09:03:58
Спасибо, Аксак.
Но все-таки это не полный ответ. Про пять столпов я понял, но они не объясняют, что такое хорошо, а что такое плохо.
Например, есть в Коране конкретные заповеди не убей, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй и т. д.?
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: h0kum от 26 июля 2006, 08:04:37
Цитата: "Alder"Например, есть в Коране конкретные заповеди не убей, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй и т. д.?
Законы Шариата
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Alder от 26 июля 2006, 09:16:12
А это что такое? В смысле откуда они пошли и какое отношение имеют к Богу?
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: h0kum от 26 июля 2006, 09:25:04
Цитата: "Alder"А это что такое? В смысле откуда они пошли и какое отношение имеют к Богу?
ШАРИАТ (http://www.koran.ru/public/page004.html)
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Alder от 26 июля 2006, 12:02:57
Спасибо, почитал.
Кое-что улыбнуло, например:
ЦитироватьЕсли его совершает холостой мужчина или женщина, и при этом присутствовали четыре свидетеля (что практически невозможно!), то наказание предусматривает удары палкой 40 раз. Женатым мужчинам или женщинам, совершившим это преступление, опять же в присутствии четырех свидетелей (!), грозит смертная казнь.
:lol: Один со свечкой, остальные трое просто смотрят  :lol:
А вот пункт седьмой (Война и мир) показался мне уж очень неправдоподобным.
ЦитироватьЕсли враг желает остановить военные действия, то мусульмане обязаны остановить их даже если есть сомнения в намерениях врага.
В военных действиях запрещается убивать женщин, детей, стариков, безоружных, крестьян, религиозных деятелей. Принимать сдавшихся и обращаться с пленными хорошо.
В связи с этим, мы замечаем, что войны, в которых участвовали мусульмане, являлись самыми малокровными, по сравнению с европейскими или азиатскими.
........
С соседними государствами мусульмане должны заключить мирный договор.
Ничего подобного, скажем, в отношении Чечни не соблюдается. Причем именно непризнанной Чечни (или Ичкерии). Только не говорите, что боевики не мусульмане - помимо того, что они так себя называют, на сайте есть ссылочки (пусть уже неработающие) на сайты Кавказ-центр, чечен-прес, Ичкерии... Да еще и про какой-то русский джихад речь идет.
Как то некрасиво получается.
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Alder от 26 июля 2006, 12:05:51
Уважаемые мусульмане,
делаю для себя вывод, что в Коране нет списка заповедей,
наподобие Моисеевым, так?
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: h0kum от 26 июля 2006, 13:00:09
Цитата: "Alder"Уважаемые мусульмане,
делаю для себя вывод, что в Коране нет списка заповедей,
наподобие Моисеевым, так?
Мир всем.
Если я правильно понимаю Ислам, то он и неотменял заветы Моисея.
Кто то, вроде даже тут уже говорил, зачем заветы Моисея переписывать из книги в книгу.
поправте меня Муслимы если это не так.
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: k-assir от 26 июля 2006, 13:32:26
Цитата: "Alder"Уважаемые мусульмане,
делаю для себя вывод, что в Коране нет списка заповедей,
наподобие Моисеевым, так?

Не так. Откройте Куран, там и увидите!
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Alder от 26 июля 2006, 14:00:28
Цитата: "k-assir"Не так. Откройте Куран, там и увидите!
Ну вот, тема уже неделю как висит, а вы мне только сейчас об этом заявляете  :)
Только не могли бы вы мне дать конкретные указания, где искать, а то не имею возможности прочитать весь Куран, в поисках нужного места?
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: k-assir от 26 июля 2006, 15:29:04
Сура 5 АЛЬ - МА'ИДА "ТРАПЕЗА"

5:3. Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. .....

5.6. О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны.

А вообще, весь Куран нам заповедь. Мне придётся сюда всю копировать.
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Alder от 27 июля 2006, 10:50:02
Цитата: "k-assir"О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны.
Интересный отрывок. А можете мне рассказать, в чем смысл омовения рук, ног, лица и прочих частей тела (кроме гигиенического, я так понимаю, здесь речь идет о другом).
А еще, правильно ли я понял, что если нет воды, то надо вытереться землей? А тогда какой в этом смысл? Чистоты точно не прибавится...(http://smiles2k.net/smiles/aiwan_smiles/dntknw.gif)
Цитата: "k-assir"А вообще, весь Куран нам заповедь. Мне придётся сюда всю копировать.
Это понятно, но ведь вопрос стоял, есть конкретный список, как в Библии? Похоже нет. Заповеди разбросаны по всему Корану.
А скажите, уважаемые муслимы, жизнеописания пророков, скажем Моисея, есть в Коране? Или идет ссылка на Тору?
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Аксак от 10 февраля 2007, 10:19:31
Цитата: "Alder"
А еще, правильно ли я понял, что если нет воды, то надо вытереться землей? А тогда какой в этом смысл? Чистоты точно не прибавится...(http://smiles2k.net/smiles/aiwan_smiles/dntknw.gif)

АЛДЕР, А КАК НА СЧЕТ ГРЯЗЕВЫХ ВАНН. ПОНИМАЕТЕ, ПЕСОК ОБЛАДАЕТ ВПИТЫВАЮЩИМ СВОЙСТВОМ. А ЧИСТЫЙ ПЕСОК МОЖЕТ ПОСЛУЖИТЬ В КАЧЕСТВЕ ВОДЫ. ЭТО МОЖНО ПОНЯТЬ ТОЛЬКО, ЕСЛИ ВЫ БЫЛИ В ПУСТЫНЕ. ДА ДАЖЕ НЕТ. ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ПАЧКАЛИ РУКИ МАЗУТОЙ, СКАЖЕМ ВО ВРЕМЯ РЕМОНТА МАШИНЫ? ЕСЛИ НЕТ, ТО ПОПРОБУЙТЕ ДЛЯ ОПЫТА, АЗАТЕМ ВЗЯТЬ СУХОЙ ПЕСОК И ПРОТЕРЕТЬ. ОТЛИЧНО ВСЕ СТЕРАЕТ И РУКИ ЧИСТЫЕ.
Название: Заповеди в исламе
Отправлено: Аксак от 10 февраля 2007, 10:22:25
БИСМИЛЛЯХИ АРРАХМАНИР РАХИМИ!!!

АССАЛЯМУ АЛЕЙКУМ!!! ЗДРАВСТВУЙТЕ!!!
АЛДЕР, ЭТО ДЛЯ ВАС, НУ И КОНЕЧНО ДЛЯ ВСЕХ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ.

МАТЕРИАЛ ВЗЯТ ИЗ КНИГИ "КОРАН И ЕГО ТАФСИР" (ЧАСТЬ III, НРАВСТВЕННЫЕ УЧЕНИЯ КОРАНА).

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В СУРЕ"АЛЬ-ИСРА":


1) Доброта к родителям
(На основе Корана:
сура 17, аяты 23—24)

Введение

Отрывки из Корана, приведенные ниже, есть нравственное руководство, предназначенное для мусульман — как для мужчин, так и для женщин. Оно помогает им правильно устроить свою жизнь и выполнить свои обязанности и перед Аллахом, и перед обществом. Поступая таким образом, мусульмане непременно найдут свой путь к успеху в этой жизни и в жизни грядущей.

Следующими по важности после обязанностей перед Аллахом являются обязанности по отношению к родителям. Как правило, каждая обязанность имеет свою причину и объяснение. Так, человек выполняет свои обязанности перед Аллахом потому, что Аллах — Творец, Источник наставления, Всеведущий и Защитник. Обязанности человека по отношению к родителям объясняются тем фактом, что родители произвели его на свет и воспитали его. Они ухаживали за ним и помогали ему до тех пор, покуда он не стал способным жить самостоятельно. Они много трудились, чтобы обеспечить все, что необходимо для его материального и духовного благополучия.


Перевод

"И повелел твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если достигнет (у тебя) старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! — и не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Прояви к ним Твою милость, подобную той, с которой они воспитывали меня, когда я был маленьким»"

(Коран: сура 17, аяты 23—24)

Комментарий

В этом отрывке из Корана Аллах возлагает на нас две обязанности: первая — поклонение Ему и никому, кроме Него, вторая — доброе отношение к родителям.

Первая означает признание единственности Аллаха каждым, поскольку каждый является его творением. Такое признание влечет за собой обязанность поклоняться Ему таким образом, как Он повелел нам через Своего Посланника.

Вторая означает то, что мы должны быть благодарны своим родителям, относиться к ним по-доброму и сердечно.

Мы обязаны признавать эти две обязанности и полностью посвятить себя выполнению этих двух повелений Аллаха. Без веры в единственность и единство Аллаха мы — в убытке. Без поклонения Аллаху мы не считаемся мусульманами, а без доброго отношения к родителям мы — неблагодарные.

Из актов проявления доброго отношения к родителям наилучшими являются те, что совершаются нами, когда родители достигают старости. Потому что именно в этом возрасте они более всего нуждаются в помощи и серьезной поддержке, как и мы нуждались в ней, когда были малыми детьми. Итак, как мы видим, наша обязанность по отношению к родителям совершенно обоснована. И наша благодарность им должна проявляться в нашей заботе о них более всего тогда, когда они особенно в этом нуждаются.

Аллах запрещает нам быть грубыми и неблагодарными по отношению к родителям. Мы не должны делать ничего, что могло бы огорчить их или доставить им какие-либо неудобства. Тем более кричать на них.

Во время нашего общения с родителями мы должны всегда проявлять культуру и уважение. В наших молитвах мы должны всегда просить Аллаха ниспослать им Свою милость.

Здесь нужно отметить, что, хотя мы обязаны быть благодарными и покорными родителям, мы не должны подчиняться им в том случае, если они пытаются повлиять на нас, чтобы мы стали придавать Аллаху сотоварищей, совершили грех или (да сохранит нас Аллах от этого!) отошли от истинного пути — ислама. Тем не менее, даже в таких случаях мы обязаны всегда оставаться добрыми и почтительными по отношению к ним.

Выводы

1. Наша обязанность — признание единства и единственности Аллаха, поклонение Ему одному и никому, кроме Него.

2. Нашей обязанностью также является доброе отношение к родителям. Мы должны проявлять искреннюю благодарность, уважение и заботу по отношению к ним, особенно в дни их старости.

3. Мы должны повиноваться своим родителям, независимо от того мусульмане они или нет. Исключение составляют те случаи, когда родители по каким бы то ни было причинам побуждают нас отвергнуть Аллаха или совершить грех. Однако даже в этих случаях мы должны сохранять доброе отношение к ним, а не быть грубыми.



2) Умеренность в расходах
(На основе Корана:
сура 17, аяты 25—29)

Введение

Всевышний Господь дал нам возможность умножать наше богатство. Он предоставил человеку в пользование все, что на Небесах и на Земле, чтобы помочь ему стать достойным Его наместником на этой планете.

Важно отметить, что хотя человек должен сам наживать свое состояние, Аллах — Тот, Кто обеспечивает успех в этом, т.к. Он и есть настоящий Хозяин и Создатель всего.


Перевод

"Господь ваш лучше знает, что у вас в душах, если праведны ваши деяния. Поистине, Он прощает искренне раскаивающихся! И давай родственнику должное ему, и бедному, и путнику и не расточай безрассудно, — ведь расточители — братья сатаны, а сатана своему Господу неблагодарен. А если тебе необходимо уйти от них (ввиду необходимости), ища милости у твоего Господа, на которую надеешься, то скажи им слово ласковое. И не привязывай свою руку к шее, и не протягивай ее на всю длину, чтобы не остаться тебе порицаемым (за скупость), или обнищавшим (от напрасных затрат)" 1

(Коран: сура 17, аяты 25—29)

Комментарий

Во многих аятах Корана подчеркивается, что все сокрытое в сердцах и умах людей, находится в вeдении Аллаха. Поэтому, помимо наших деяний, Аллах будет судить нас по нашим намерениям и их скрытым мотивам. Ибо Он — Всеведущ.

Любая благотворительность, добродетельность или помощь обусловлена внутренними духовными ресурсами личности. Человеку нет никакой пользы творить добро только для того, чтобы продемонстрировать это другим людям — без искренности в сердце и без намерения совершить его ради Аллаха. Многие семьи, например, по причине неумеренности в расходах при организации свадеб, похорон и других семейных мероприятий были впоследствии разрушены.

Вышеприведенные отрывки из Корана осуждают излишества в расходах и характеризуют подобное поведение как поступки, исходящие от шайтана (сатаны). Из этого мы можем заключить, что все, кто злоупотребляет дарованными им Богом благами, являются неблагодарными по отношению к Богу.

Из сказанного выше можно извлечь еще один урок: если мы вынуждены отказаться от пожертвования из-за отсутствия средств или если мы не можем уделить внимание другим из-за нехватки времени — это еще не повод для грубого обра- щения с ними. Наоборот, наше отношение к ним должно оставаться доброжелательным, а речь — содержать элементы доброты, вежливости и культуры.

Так, например, в какой-нибудь момент времени у нас может не быть возможности оказать материальную помощь тем, кто в ней нуждается, или же оказывая такую помощь, мы не имеем достаточно времени, чтобы уделить внимание своим родным, близким или соседям. Надо отметить, что в понятие "помощь" входит не только материальная поддержка. Но если Вам все-таки приходится отказывать кому-нибудь в помощи, потому что вы заняты другими богоугодными делами, за которые надеетесь получить милость от Господа, Вы должны объяснить просящему добрыми, сердечными словами, что сейчас Вам трудно оказать помощь или что у вас нет достаточно времени для общения, но что вы надеетесь на то, что Аллах даст Вам еще один шанс для осуществления этого. Поступая таким образом, Вы не обижаете просящего, а наоборот, даете ему надежду и уверенность.

Подчеркивается, что человек не должен быть жадным и одновременно — безрассудным в расходах. Он должен быть умеренным, расходуя средства. В противном случае это может быть губительно для него — в нынешней жизни и в будущем.

Выводы

1. Нас не должно интересовать то, что скрыто в сердцах и умах людей, так как это — привилегия Всевышнего.

2. Священный Коран строго осуждает излишества в расходах.

3. Мы не должны быть грубыми в обращении с людьми, которым не можем помочь. Наоборот, мы должны ободрять их теплыми словами утешения о том, что Аллах не оставит их.

4. Наш долг — умеренность в наших расходах и использовании нашего имущества.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Выражения "привязывать руку к шее" и "протягивать ее на всю длину" в арабском языке являются устойчивыми фразеологическими оборотами, обозначающими соответственно "скупость" и "расточительство".


3) Предписания Корана
(На основе Корана:
сура 17, аяты 30—39)

Введение

Коран устанавливает обязательные правила для нас. Как и ранее ниспосланные Писания, он содержит полезные и мудрые указания на то, что нам следует делать и чего нам нужно избегать.

Наш успех полностью зависит от выполнения нами этих предписаний.


Перевод

"Поистине, Господь твой наделяет щедрым достатком, или может ограничить в нем (кого он пожелает). Поистине, Он о Своих рабах знающ и видящ! И не убивайте своих детей из боязни обеднеть: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их — великий грех! И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость и плохая дорога (ведущая к другим мерзостям)! И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (данному Всевышним). А если кто был убит несправедливо, то Мы дали близкому его власть — (возместить убийце), но пусть он не преступает дозволенные границы в убиении (отместном). Ему ведь, истинно, (закон) уже помог. И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как (с целью) его увеличить, пока он не достигнет своей зрелости, и будьте верны обязательствам своим, — ведь с вас об этих обязательствах спросят. И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами. В конечном счете — это праведней и лучше. И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: ведь слух, зрение, сердце — все они будут об этом спрошены. И не ходи по земле горделиво — тебе ее не разломить и гор по росту не достичь! Все подобное — зло и оно отвратительно для Господа твоего. Вот, что Господь по мудрости Своей тебе поведал, другого божества Аллаху в сотоварищи не придавай, иначе будешь ввергнут в Ад, презренным и отверженным!"

(Коран: сура 17, аяты 30—39)

Комментарий

Итак, предписания, содержащиеся в Коране, — врата счастливой жизни — и нынешней и грядущей. Их можно разделить на две категории.

Первая — те, которые обязательны для каждого мусульманина в личной жизни и в общении с другими:

1. Поклонение только Аллаху.

2. Доброта к родителям (см. раздел 1).

3. Соблюдение своих обязанностей перед всеми родственниками, великодушие и щедрость к нуждающимся и ко всякому страннику.

4. В наших деловых отношениях мы также должны быть справедливыми и честными, особенно тогда, когда мы взвешиваем, отмериваем или отпускаем товары.

5. Выполнение обещаний.

Вторая — предписания, указывающие на то, чего нам надо избегать:

1. Запрет на совершение прелюбодеяния, т.е. любых сексуальных отношений, кроме супружеских.

2. Запрет убивать своих детей, а также незаконно лишать жизни любого другого человека.

3. Запрет нарушать имущественные права сирот (кроме вмешательства с благородными целями и только с пользой для самих сирот).

4. Запрет на лжесвидетельство — как на умышленную клевету, так и на умалчивание фактов (например, мы не вправе говорить, что мы чего-то не знаем, если в действительности это нам известно, или, наоборот, утверждать что-либо, чего мы не видели или не слышали).

5. Человеку запрещено ходить по земле горделиво, быть надменным и высокомерным.







НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В СУРЕ"ЛУКМАН":


(На основе Корана:
сура 31, аяты 12—19)

Введение

У ранних исламских ученых существовали разные мнения по вопросу о том, был ли Лукман пророком или просто праведным человеком.

Большинство ученых считали его человеком мудрым и праведным, который отказался от мирской власти и земного царствования. По их мнению он был плотником из Восточной Африки. О нем нам известно также, что его хозяин (мастер) однажды приказал ему зарезать барана и выбрать самую лучшую его часть. Лукман выбрал язык и сердце. Когда же его попросили указать самые худшие части, он опять выбрал то же самое. Тогда хозяин поинтересовался, почему одни и те же части Лукман выбрал и как самое хорошее и как самое плохое. Мудрый плотник ответил на это: "Они — единственные, которые могут быть и самыми лучшими — если сохранять и оберегать их, и самыми худшими — если ими пренебрегать" (Тафсир Ибн-Катира, том III).

Такая мудрость и праведность отмечены в Коране как образец для подражания и объект для изучения и наставления в области образования и нравственности.


Перевод

"Мы еще раньше даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Кто благодарен Господу, тот благодарит Его своей душе на благо, а кто неблагодарен — что ж! Поистине, Аллах свободен от любой нужды и славен!». Вот сказал Лукман своему сыну, увещая его: «О сынок мой! Не придавай Аллаху сотоварищей: ведь многобожие — великое нечестие и зло». И завещали Мы человеку (заботиться) о его родителях. Мать носит его со слабостью поверх слабости, отлучение его (от кормления) — в два года. Благодари Меня и твоих родителей — ко Мне твое возвращение. А если они будут усердствовать, чтобы ты придал Мне в сотоварищи то, о чем тебе (из Откровений) неизвестно, то не повинуйся им. Сохраняй к ним в этом мире доброе, заботливое отношение и следуй по пути тех, кто обратился ко Мне (благоговейно). Потом ко Мне ваше возвращение, и Я сообщу вам о том, что вы совершали. «О сынок мой! Если это будет на вес горчичного зерна и схоронится в скале, или в небесах, или в земле, — то и тогда наружу извлечет его Аллах. Поистине, Аллах мудр и сведущ! О сынок мой! Выстаивай молитву, призывай к благому, удерживай от запретного и с терпеливой стойкостью прими все, что тебя постигло, — ведь в этом и есть твердость (духа, которая нужна тебе) в делах. Не криви свою щеку пред людьми (не усмехайся надменно) и не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых! И соразмеряй свою походку и понижай свой голос: ведь самый неприятный из голосов — конечно, голос ослов»"

(Коран: сура 31, аяты 12—19)

Комментарий

Священный Коран рассматривает проблемы семьи под разными углами зрения, дает руководство, которое обеспечивает семье благополучие и стабильность. Коран дает советы и родителям и детям. Родители должны учить и призывать своих детей совершать добрые поступки, передавать им свои знания и опыт, ведь они вырастут и сами станут родителями, чтобы продолжить человеческий род и сохранить связь поколений.

Вышеприведенные отрывки из Корана подчеркивают важность отцовского наставления своим детям по вопросам единства и единственности Аллаха. Тесные семейные отношения в значительной мере содействуют тому, что увещевание находит свой отклик в сердце ребенка.

Лукман стал образцом мудрости потому, что он реализовал в своей жизни, основанной на самой высокой надежде, всю ту высочайшую мудрость, которая содержалась в откровениях его Господа. Истинная человеческая мудрость происходит только от мудрости Аллаха и они — неразделимы. Это значит, что мы должны осознавать и укреплять свои отношения с Богом и поклоняться Ему правильно.

Мы должны быть добрыми по отношению ко всем людям, начиная с наших родителей, вырастивших нас и давших нам правильное воспитание.

Когда долг перед родителями идет в разрез с нашими обязанностями перед Аллахом, — это может означать только одно: что их воля незаконна. В таком случае мы должны повиноваться воле Всевышнего, а не человеческим прихотям. Но даже в этих случаях мы не должны быть грубыми по отношению к родителям. Напротив, мы должны сохранять доброе отношение к ним, быть вежливыми, понимающими и культурными.

Поклонение кому- или чему-либо, кроме Аллаха, означает поклонение ложным божествам. А это противоречит понятию об истине и нашей чистой первозданной природе, которой Бог наделил нас от рождения.

Могущество Бога и Его благосклонность — это еще одна причина, по которой человек должен поклоняться Ему и соблюдать все Его законы. К примеру, под горчичным зерном подразумевается что-то очень маленькое. Но попадая в расщелину скалы, затерявшись на огромном пустыре или в небесных просторах, горчичное зерно все равно не исчезает из поля зрения Всевышнего. Аллах всегда знает его точное местонахождение, потому, что Он — Всемогущ и Всеведущ. Именно поэтому человек должен всегда стараться точно выполнять свои обязанности перед Аллахом, поступать согласно Его предписаниям и соблюдать Его запреты, оставаясь терпеливым, когда его постигают жизненные трудности.

Информация, содержащаяся в Коране ориентирует нас на умеренность во всех аспектах нашего поведения. Например, мы не должны быть ни горделивыми, ни униженными, ни болтливыми, ни очень молчаливыми, ни вялыми, ни слишком активными.

Выводы

1. Родители обязаны наставлять своих детей на истинный путь, призывать их делать добрые дела.

2. Истинная человеческая мудрость исходит только от Аллаха, от Его Божественной мудрости.

3. Мы должны правильно понимать наши отношения с Богом и правильно поклоняться Ему, не придавая никого и ничего Ему в сотоварищи.

4. Мы должны быть добрыми к людям, тем более к своим близким и в первую очередь к своим родителям.

5. Могущество Аллаха, Его благосклонность и знание — это основа и первопричина нашего поклонения Аллаху, повиновения Его законам.

6. Коран предписывает нам быть умеренными и в нашем поведении. Нам не позволено впадать в крайности: быть горделивыми либо униженными, слишком медлительными или чересчур торопливыми и т.д.








НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В СУРЕ "АЛЬ-ХУДЖУРАТ" - "КОМНАТЫ".




(На основе Корана:
сура 49, аяты 9—13)

Введение

Стабильность, прогресс и процветание любого общества — это результат братства, равенства, справедливости, мира и добрых нравов на всех ступенях общества — от рядового гражданина до президента. Об этих принципах говорится в следующих аятах суры "Аль-Худжурат".


Перевод

"И если две группы верующих (или двое из числа верующих) враждуют, то примирите их. Если же один будет несправедлив к другому, то боритесь с тем, который несправедлив, пока он не подчинится велению Аллаха. А если он подчинится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных! Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, — может быть, к вам Он будет Милосерден. О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они —лучше их! И женщины — над женщинами: может быть, они — лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя "распутство" после веры! А кто не обратится, те — несправедливые. О те, которые уверовали! Берегите себя от подозрительности, бывают случаи, когда она становится грехом; и не выслеживайте друг друга, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, — ведь Аллах — Обращающийся, Милостивый! "О люди! Мы создали вас от одной пары — мужчины и женщины  — и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга (а не для того, чтобы устанавливали различия между собой). Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый благочестивый. Поистине, Аллах — Знающий, Сведущий!

(Коран: сура 49, аяты 9—13)

Комментарий

Братство и сотрудничество должны быть широко распространены между людьми независимо от национальных или расовых различий. Если возникает недопонимание или конфликты между двумя мусульманами, то обязанность других мусульман состоит в том, чтобы принять конкретные меры для их примирения и восстановления мира и любви между ними.

Если такая ситуация имеет место между различными группами мусульман, то власти обязаны принимать конкретные шаги для разрешения этой проблемы до тех пор, пока обе враждующие стороны не придут к разумному решению и взаимному примирению. Власть и вообще все, кто принимает участие в процессе примирения конфликтующих сторон, должны поступать справедливо и стараться контролировать ситуацию, т.к. мир всегда лучше, чем вражда. Но в случае, если одна из сторон не согласна на мирное соглашение и продолжает проявлять агрессию, все общество должно противостоять ей, чтобы достичь желаемого результата.

Из нашей истории мы должны помнить прекрасную речь, произнесенную халифом Абу Бакром, когда он был избран лидером правоверных. Он сказал: "Сильный среди вас это слабый, пока я не добьюсь для него всех его прав, слабый среди вас это сильный, пока я не добьюсь от него соблюдения прав слабых людей".

Основными условиями при этом являются честность и справедливость, уважение высоких принципов, поскольку ислам придает особое значение защите законных и справедливых интересов каждой стороны.

Согласно нормам исламской нравственности, взаимное осмеяние выходит за рамки обычной шутки, особенно если оно продиктовано гордыней, жадностью, ненавистью и т.п. Мы можем смеяться, чтобы поделиться радостями жизни с другими людьми, но мы не вправе насмехаться над ними или презирать их, так, как во многом они могут оказаться лучше нас самих.

Клевета в адрес другого человека — это и нехорошие разговоры о ком-то (любая, неприятная человеку информация, сказанная о нем за глаза) и письменное распространение ложных сведений, и просто осуждение других людей. Поступать таким образом мы не имеем права. И даже компетентные органы власти и правосудия должны основывать принимаемые ими решения на фактах, а не на подозрениях и слухах. Шпионство за другими, сведение сплетен — все это отрицательные явления, которые Коран строго осуждает. Результатом подобной негативной реакции на человека зачастую становится присвоение оскорбительных прозвищ людям. Поэтому необходимо вообще отказаться от прозвищ или других подобных "ярлыков", даже в тех случаях, когда они могут указывать на реально существующий недостаток другого. Подобные действия противоречат великой цели жизни мусульманина. К примеру, грубым и безнравственным будет обращение к человеку, страдающему хромотой, со словами: "О, хромой!". Такое обращение унизит, оскорбит этого человека, вызовет у него душевную боль.

Никто не может даже помышлять о такой мерзости, как есть мясо своего брата. А есть мясо своего мертвого брата  — поистине, мерзость еще большая. Таким образом, сравнивая подозрительность, слежку за другими и распространение сплетен с описанной выше мерзостью, Аллах в Коране повелевает нам удерживаться от оскорбления чувств других в их присутствии, а тем более в отсутствие их, даже если то, о чем говорится — это правда, не говоря уже о том, если это ложь.

Вместо конфликта, вражды, взаимных оскорблений, шпионства и взаимных обвинений ислам предлагает людям жить и сотрудничать в мире и уважении друг к другу. Коран в своем призыве к человечеству подчеркивает один важный момент: все мы дети Адама и Хаввы, т.е. одних прародителей. Поэтому мы все равны пред Аллахом. И только тот из нас заслуживает бульшего уважения, кто более праведен в своей жизни.

Выводы

1. Примирение двух враждующих сторон — это обязанность каждого человека и всего общества в целом, включая власти.

2. Каждый член общества и все его структуры обязаны поступать справедливо.

3. Мы не вправе смеяться над другими людьми.

4. Решения и приговоры должны быть основаны на фактах, а не на предположениях, подозрениях или вымыслах.

5. Обращение с оскорбительными прозвищами к людям приравнивается к клевете.

6. Люди должны мирно сосуществовать, уважительно относясь друг к другу.

7. Все люди равны перед Богом, поскольку произошли от одних прародителей — Адама и Хаввы.

8. Для Аллаха самый благородный тот, кто наиболее богобоязнен.





ПОВИНОВЕНИЕ ЗАКОННОЙ ВЛАСТИ


(На основе Корана:
сура 4, аят 59; сура 8, аяты 20—25)

Введение

Ислам приказывает всем мусульманам повиноваться законной власти и удерживаться в строгих рамках установленных правил и порядков ради благополучия всего общества и каждого человека в отдельности.




Переводы

"О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и тем, кто наделен властью среди вас. Если же вы спорите о чем-нибудь, то предоставьте рассудить это Аллаху и Его посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу"

(Коран: сура 4, аят 59)

"О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отвращайтесь от него в то время, как вы слушаете (его призыв). И не будьте как те, которые говорили: «Мы слышали», — но на самом деле ничего не слушают (или же слышали, но не повинуются тому, что слышали). Худшие из животных пред Аллахом — глухие, немые, которые не разумеют. И если бы Аллах узрел в их (душах) что-нибудь благое, Он дал бы им возможность слышать, Но если бы Он дал им слышать, они бы все равно отворотились, и уклонились от Его (знамений). О вы, кто верует! Послушны будьте Богу и посланнику Его, когда он призывает вас к тому, что вас, поистине, животворит и направляет. И знайте, что Господь всегда стоит меж (страстями человека) человеком и тайными порывами его души, и что вы будете все собраны к Нему. И бойтесь мятежей и смут, что, (появившись), вовлекают не только тех из вас, что нечестивы. И знайте: в Своих карах Бог суров."

(Коран: сура 8, аяты 20—25)

Комментарий

Ислам призывает верующих: повиновение Аллаху и Его предписаниям должно быть поставлено на первое место. Очевидно, что Коран был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду  для того, чтобы он мог с его помощью наставлять людей на истинный путь.

Все принципы, содержащиеся в Коране, предназначены стать основой, фундаментом праведной жизни, которую нам нужно вести. Поэтому люди должны признавать Коран первым и основным источником Исламского Закона, своей первой Конституцией, строго придерживаясь его законов в своей повседневной жизни.

На втором месте после этого стоит повиновение пророку Мухаммаду  и следование его сунне. Сунна основана на достоверных преданиях о высказываниях, поступках Пророка  или на фактах молчаливого одобрения им каких-либо действий. Она является вторым источником Исламского Закона.

Аллах говорит в Коране, что и Коран, и сунна должны считаться источниками для наставлений. Все возникающие разно- гласия должны разрешаться в соответствии с Кораном и сунной.

Разъяснение всех непонятных вопросов лучше производить на основе этих двух источников Исламского Закона, что и было закреплено в Коране:

"Скажи: «О люди! Я посланник Аллаха к вам всем, Того, Которому принадлежит власть над небесами и землей, — нет божества, кроме Него; Он оживляет и умерщвляет. Веруйте же в Аллаха и Его посланника, — Пророка , простеца, который верует в Аллаха и Его слова, и следуйте за ним, — может быть вы пойдете прямым путем!»"

(Коран: сура 7, аят 158)

Коран и сунна устанавливают, что мы должны повиноваться тем, кому доверена законная власть, т.е. речь идет о взаи-моотношениях между руководителями и подчиненными на всех уровнях управления обществом. Такое повиновение гарантирует безопасность среди людей, любовь и сотрудничество. Сунна направлена на то, чтобы наша жизнь протекала стабильно, в соответствии с установленными Аллахом порядками. Но следует отметить, что повиновение руководителям, во-первых, не должно приводить к неповиновению Аллаху, а во-вторых — руководители должны не только требовать повиновения себе, но и своими личными качествами способствовать повиновению со стороны подчиненных, а не просто добиваться этого диктаторскими методами. Кроме того они должны прилагать все усилия для того, чтобы выполнить свои обязанности перед подчиненными.

На этот счет пророк Мухаммад  дал нам четкие указания: "Я призываю вас: бойтесь Аллаха и повинуйтесь Ему, прислушивайтесь к тому, кто избран быть вашим лидером — даже если он чернокожий раб — и повинуйтесь ему. Те из вас, которые будут жить после меня, увидят большое разногласие (по вопросам религии). В это время (я призываю) следить за моей сунной и суннами моих правоверных халифов. Держаться за нее и оставаться с нею. Избегать нововведений (в религии), потому что каждое нововведение есть отклонение (от прямого пути), а каждое отклонение есть грех" (По сообщению Абу Дауда и Ат-Тирмизи). 1

Выводы

1. Мы должны придерживаться принципов, правил и порядков, установленных Кораном и сунной Пророка .

2. Мы обязаны повиноваться Аллаху, его Посланнику и тем, кто наделен властью среди людей, но повиновение им не должно приводить к неповиновению Аллаху.

3. Конфликты и разногласия должны разрешаться в соответствии с двумя источниками Исламского Закона — Кораном и сунной.

4. Повиновение Аллаху и пророку Мухаммаду  ведет нас к праведности, счастью и безопасности.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Согласно исламским принципам люди, находящиеся у власти, обязаны быть достойными своих должностей. Они должны быть законопослушными и праведными, т.к. в исламе не существует отдельных законов для правителей и для подчиненных. Мы все обязаны повиноваться Аллаху в равной мере.








ПРАВДИВОСТЬ.


(На основе Корана:
сура 16, аят 91; сура 61, аяты 2—3)

Введение

Правдивость является одним из важнейших нравственных принципов (норм) ислама. Результат взаимного общения людей во всем мире зависит от их правдивости. Ни глава государства, ни министры, ни члены парламента, ни бизнесмены, ни студенты, ни простые рабочие не могут достичь настоящих успехов без искренности во взаимоотношениях. Быть правдивым — значит говорить правду, выполнять обещания и сохранять доверие.




Переводы

"Верно выполняйте договор с Аллахом, после того, как заключили его, и не нарушайте клятв после их скрепления: Поистине, вы сделали Аллаха поручителем за вас. Ведь Аллах знает то, что вы творите!"

(Коран: сура 16, аят 91)

"О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Аллаху крайне ненавистны те, кто говорит о том, чего не совершает"

(Коран: сура 61, аяты 2—3)

Комментарий

Когда человек занимает ответственную должность или выполняет ответственную работу, он обещает исполнять свои обязанности добросовестно, не упускать ни одной возможности для выполнения своих обещаний и сохранения доверия других людей к нему. Принятие на себя любой обязанности расценивается Аллахом как договор с Ним. И когда человек не выполняет свои обязанности перед Богом, он терпит полный крах. Это значит, что он провалил свое обещание, данное Ему. Авторы государственных ритуалов многих государств мира почерпнули из Корана то, что занимая важный государственный пост, человек должен принести присягу перед Богом о том, что он не будет пренебрегать своими обязанностями, будет честен в их исполнении и приложит все силы для исполнения всего, что он обещал. Следовательно, каждый из нас также как бы живет под клятвой в верности долгу: президент, губернатор, мэр, депутат, министр, торговец, судья, адвокат, врач, учитель, студент, отец, мать, дети и т.д.

Человеку запрещено нарушать свои обязательства и не выполнять обещания, особенно когда он дал клятву, как об этом и говорится в аятах Корана, приведенных выше. В случае если человек чувствует, что он не может выполнить свои обязательства, он должен заявить об этом и законным путем получить освобождение от исполнения ранее принятых обязательств.

Выводы

1. Человек считается давшим клятву после того, как он принимает на себя какое-либо обязательство. И Бог свидетель этому. Поэтому запрещается пренебрегать своими обязанностями или не выполнять свои обещания.

2. Человек обязан всегда говорить правду.

3. Честное исполнение обязанностей принесет успех и благополучие конкретному человеку и всему человечеству в целом.





СПРАВЕДЛИВОСТЬ.


(На основе Корана:
сура 5, аят 8; сура 4, аят 135; сура 16, аят 90)

Введение

Справедливость является предписанной в Коране и хадисах Пророка  и поощряемой Аллахом добродетелью. Она охватывает как сферу духовного контакта человека с его Создателем, так и общение с другими людьми.

В своих отношениях с Аллахом мусульманин должен руководствоваться Его предписаниями и не преступать этих границ. В своих отношениях с другими он должен руководствоваться Исламским Законом. Мусульманин не вправе делать различия между людьми, когда речь идет о справедливости, даже если его решение идет вразрез с интересами своего собственного сына. По отношению к себе он должен принимать все необходимые меры, чтобы защитить себя от опасности или ущерба, не нарушая при этом законов справедливости.






Переводы

"О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, свидетелями по справедливости. Пусть ненависть к людям не навлекает на вас греха до той, степени, что вы станете нарушать справедливость. Будьте справедливы — это ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах знает все, что вы делаете!"

(Коран: сура 5, аят 8)

"О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя бы и против самих себя, или родителей, или близких; будь то богатый или бедный — Аллах ближе всех к обоим. Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости. А если вы скривите (душой) или уклонитесь, то Аллах сведущ в том, что вы делаете!"

(Коран: сура 4, аят 135)

"Поистине, Аллах приказывает (соблюдать) справедливость, (делать) благодеяние и дары близким; и Он запрещает (совершение) мерзости, гнусного и преступления. Он увещает вас: может быть, вы опомнитесь!"

(Коран: сура 16, аят 90)

Комментарий

Всемогущий Аллах повелевает человеку быть стойким свидетелем в вопросах справедливости. Это значит, что по этим вопросам человек является защитником для себя самого и для других. Уважение Исламского Закона является необходимым условием для обеспечения своей защиты повсюду: в судебных и других государственных органах, на улице, на работе, в школе и т.д. Даже в семье справедливость должна соблюдаться без каких-либо различий. Если справедливость не поддерживается на должном уровне, человек не может быть уверен в своей безопасности, в безопасности своей семьи, своей нации, собственного благосостояния.

В семейных вопросах Коран четко устанавливает границы дозволенного и запрещенного. Так, мужчине не разрешается иметь больше одной жены, если он не может обеспечить каждой жене полное соблюдение ее прав. В противном случае он должен иметь только одну жену. Муж должен быть одинаково справедливым по отношению ко всем своим женам. Но ни одной из них не позволено требовать к себе больше внимания, чем к другим. Отец должен относиться ко всем детям с равной доброжелательностью, заботой и любовью. Какой бы то ни было признак различия между женами или детьми может вызвать ревность и зависть среди них и даже стать предпосылкой к нарушению семейнного равновесия.

Выводы

1. Соблюдение справедливости — это необходимое условие для обеспечения личной безопасности человека, его семьи и общества в целом.

2. Поддержание справедливости порождает любовь и плодотворное сотрудничество вместо ненависти и тенденций к совершению грехов и преступлений.

3. Каждый из нас должен стараться по мере возможности поддерживать справедливость и не жалеть усилий для того, чтоб