Форум Христианство или Ислам

ОСНОВЫ РЕЛИГИИ => Ислам => Тема начата: Shamil от 10 мая 2006, 17:29:08

Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 10 мая 2006, 17:29:08
Аспекты влияния ислама на науку и образование христианского Запада (XII - XIII века)

Согласно большинству традиционных мнений и работ, распространенных на Западе, можно подвести следующий итог истории науки и цивилизации:
Вся западная и следовательно наша современная цивилизация черпает свои истоки в эллинистическом (греческом) наследии (примерно с VI века до н.э. до II века н.э.). В Средневековье оно было утрачено и лишь в эпоху Возрождения обретено заново (XVI -XVII века): вновь обратившись к сокровищнице своей цивилизации, европейцы возродили забытые знания, положив начало становлению современного мира.

Cложно объяснить, как можно было научные знания полностью утратить почти на пятнадцать столетий, а затем возродить их вновь?...

Поскольку было сложно объяснить, как можно было подобные знания полностью утратить почти на пятнадцать столетий, а затем возродить их вновь, западные историки отвели мусульманам следующую роль: именно им по стечению обстоятельств выпало сберечь наследие древних и хранить его в ожидании воскрешения европейского гения до тех самых пор, пока он вновь заявил о своих правах, развил его и обогатил. Одним из наиболее известных историков, отстаивающих эту точку зрения и имеющих множество последователей на современных кафедрах истории, является француз Дюэм:

"Откровения древнегреческой мысли о природе внешнего мира завершились с появлением "Альмагеста" (Птолемея) приблизительно 145 г. н.э., после чего начался процесс упадка наук древних. Те их произведения, которые избежали участи быть сожженными в кострах мохаммеданских воинов, подверглись безжизненным трактовкам мусульманских толкователей и ожидали времени, когда латинское христианство возделает для них благоприятную почву, на которой они только и могли вновь расцвести и принести свои плоды".[P. Duhem: Medieval Physics, in R. Palter edition: Toward Modern Science; The Noonday Press; New York; 1961; vol 1; pp 141-159; Quote at p 141; This article is reprint from `Physics, history of, Catholic Encyclopedia, XII (1911), pp 47-52. ]

Ряд современных историков в своих утверждениях идут еще дальше, лишая мусульман даже скромной роли "хранителей" наследия древних. К примеру, на одной из недавних конференций, посвященных этой теме [Manchester Metropolitan University 27 October 01], некий специалист, которому, видимо, по силам истолковать даже неведомое, с уверенностью заявил: даже в том случае, если бы мусульмане не сохранили наследия древних, западным ученым удалось бы его восстановить.

Можно составить многочисленные тома исследований, посвященных подобным сомнительным трактовкам, которыми наполнена историческая наука на Западе. И все же цель данной работы иная. Перед тем как перейти к ее главной теме, необходимо сделать несколько замечаний относительно этих утверждений, чтобы показать, насколько неубедительна подобная аргументация.

Прогресс математики, медицины, оптики, химии, астрономии, географии, механики и т.д. XVI в. в сравнении с греческими науками исчисляется столетиями.

Первое и самое главное, - те науки, о которых идет речь в контексте их то ли возрождения,то ли обнаружения или же их внезапно открывшейся доступности в эпоху Возрождения в XVI -XVII веках (еще одно логически ложное представление, присущее западно-европейской исторической науке), имеют мало общего с тем ученым наследием, которое оставили после себя древние греки. Прогресс математики, медицины, оптики, химии, астрономии, географии, механики и т.д. XVI в. в сравнении с греческими науками исчисляется столетиями. Любой, кто обладает толикой познаний в той или иной области знаний, может удостовериться в этом, сравнив знания, доставшиеся нам в наследство от древних греков, с уровнем развития наук в XVI в. (или даже к XIV в.). Именно так можно проверить утверждение, что именно наследие древних греков было заново открыто в эпоху Возрождения.

Более того, не отрицая всестороннего вклада, сделанного греками в развитие уже названных наук, интересно было бы узнать, каков же их вклад в изобретение бумаги, книгопечатания, технологии земледелия и ирригации, ветряных мельниц, компаса, промышленное производство, производство стекла, шелкоткацкое производство, строительство садов, выращивание цветов, изобретение цифр, бумажных денег и чеков, механизмов торговли, современной финансовой сферы в целом, общественного строя, градостроительства и многого другого, что олицетворяет нашу сегодняшнюю цивилизацию.

Почему в XII веке переводчики на Западе предпочли переводить научные работы с арабского на латынь вместо того, чтобы сразу обратиться к греческим или даже латинским первоисточникам?

Что касается еще одного весьма нелепого утверждения об исчезновении греческих наук, то можно сказать следующее: в Средние века достижения греческих ученых были доступны в Византии и даже на Западе. [3] Западные историки без устали настаивают на том, что мусульмане постигали греческие науки из византийских источников, и в то же самое время говорят об их исчезновении. Согласовать оба этих утверждения, разумеется, не представляется возможным. Если все научные достижения были доступны изначально и на протяжении всего времени, то почему ученым на Западе пришлось ждать времени завоевания земель у мусульман в Сицилии (XI век), Толедо (Испания, XI век) и на востоке в ходе Крестовых походов (XI - XII века), чтобы начать осваивать наследие древних эллинов? И главное: почему в XII веке переводчики на Западе (к ним мы еще вернемся в ходе данной статьи) предпочли переводить научные работы с арабского на латынь вместо того, чтобы сразу обратиться к греческим или даже латинским первоисточникам? Тем не менее, мы не находим объяснения всех этих фактов у историков, придерживающихся таких взглядов и строящих обширные теории (к примеру, теория Анри Пиренна о сожжении Александрийской библиотеки и т.п.).

продолжение следует...
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 10 мая 2006, 18:06:52
Достоверные исторические свидетельства показывают, что вслед за греческими учеными мусульмане продолжили развивать знания древних, заложив таким образом основы современной науки и цивилизации

Достоверные исторические свидетельства показывают, что вслед за греческими учеными мусульмане продолжили развивать знания древних, заложив таким образом основы современной науки и цивилизации. Перед тем, как обрисовать некоторые определяющие аспекты влияния мусульман на европейские науки, автор так же, как и остальные мусульманские историки, в качестве основополагающей посылки никогда не откажется от признания того, что, несмотря на огромный вклад мусульман в развитие науки, согласно исламскому пониманию и вере, наука и цивилизация - это дар, данный свыше всем людям в равной мере.

Причина, по которой мусульмане в то время сыграли выдающуюся роль в прогрессе наук, заключается вовсе не в присущем им каком-либо особом статусе, но в обстоятельствах, сложившихся на то время, а именно - в расцвете исламских ценностей, которые были сильны в ту эпоху

Причина же, по которой мусульмане преуспели столь сильно в то время и сыграли выдающуюся роль в прогрессе наук, заключается вовсе не в присущем им каком-либо особом статусе, но в обстоятельствах, сложившихся на то время, а именно - в расцвете исламских ценностей, которые были сильны в ту эпоху.
Ведомые верой, мусульмане сумели достичь высот, которые, как свидетельствует история, при любых других условиях были бы им не под силу. Более того, мусульмане, сделавшие собственный вклад в развитие наук, никогда не отрицали унаследования ими знаний от других цивилизаций, - к примеру, китайской, с которой отношения были традиционно добрыми. В мусульманской цивилизации возможности всегда были равными для всех. Мусульманская история полна случаев, когда рабы самых различных национальностей и их потомки становились великими учеными, писателями и даже правителями. Мультиконфессиональной, гарантирующей равные права для всех природе исламской цивилизации, возможно, нет равных даже среди, как утверждается, наиболее открытых мультикультуральных обществ нашего времени. Даже во времена, когда всему исламскому миру грозило полное уничтожение под натиском как крестоносцев, так и монголов (к середине XIII века), опустошение городов и селений на исламских землях (в 1258 году в одном только Багдаде погибло 800 000 жителей)[Sir Thomas W. Arnold: Muslim Civilisation during the Abbasid Period; in The Cambridge Medieval History, Cambridge University Press, 1922 (1936 reprint): Vol IV: Edited by J.R. Tanner, C.W. Previte; Z.N. Brooke, 1923. pp 274-298; at p. 279/ Sir John Glubb: A Short History of the Arab Peoples; Hodder and Stroughton, 1969; p.207 ], христианские и еврейские меньшинства в пределах исламской юрисдикции не опасались за свою жизнь и благосостояние. Эти примеры лучше всего характеризуют подлинную природу исламской цивилизации.
Все эти свидетельства не выдуманы автором данной работы. Их можно найти у наиболее авторитетных и в то же время, к сожалению, почти недоступных, а потому малоизвестных западных историков или деятелей. Глабб пишет:

"Научный долг христианского мира перед арабской цивилизацией систематически преуменьшался, если не отрицался вовсе. Согласно традиции, выстроенной цензурой и пропагандой, мусульманские империалисты были не более чем варварами, а потому возрождение наук на Западе берет свои истоки непосредственно в Древнем Риме и Элладе, без какого-либо арабского вмешательства".[Sir John Glubb: A Short History of the Arab Peoples; Hodder and Stroughton, 1969, p.289]

Дрейпер также отмечает:
"Та систематичность, с которой европейская литература ухитряется упускать из виду свои научные обязательства перед мохммеданами (мусульманами), несправедливость, проистекающая от религиозной нетерпимости и национального высокомерия, не могут быть вечными... Рано или поздно христианскому миру придется признать значение интеллектуального наследия арабов для Европы". [J.W. Draper: A History of the Intellectual Development of Europe; 2 vols: London, 1875; revised ed; vol 2;p.42.]
Таким образом, в цитатах этих ученых исламское влияние на европейскую цивилизацию отчасти признается.

продолжение следует...
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 10 мая 2006, 18:32:08
Общие аспекты исламского влияния

Общая картина наследия Востока до и во времена ислама была описана Викенсом:

"В самом широком смысле заимствования Запада на Ближнем Востоке составляют практически всю цивилизационную основу... Без следующих фундаментальных заимствований с Ближнего Востока нам бы пришлось обходиться помимо прочего (в том случае, конечно, если бы мы не оказались достаточно изобретательными и быстрыми и не выдумали бы все самостоятельно): без земледелия, одомашнивания животных (включая использования их в качестве тягловой силы, а также источника пищи и сырья для одежды, прядения и ткачества); строительства, создания канализационных и ирригационных систем; прокладки дорог и изобретения колеса, металлообработки обычных инструментов и различных видов оружия, мореплавания, астрономических наблюдений и календаря, письма и документооборота, законов и гражданства; чеканки монет, абстрактных наук и математики, большинства религиозных представлений и символов". Викенс заключает: "Практически нет свидетельств, что какие-либо из этих основополагающих отраслей хозяйства и науки, процессов или представлений были изобретены на Западе". [G.M. Wickens: "What the West borrowed from the Middle East", in Introduction to Islamic Civilisation, edited by R.M. Savory, Cambridge University Press, Cambridge, 1976. pp 120-5. At p. 120]

"Временами благосостояние и успех всецело зависели от умения читать по-арабски" - писал Мария Роса Менокал

Подробно осветить влияние ислама на современную науку и цивилизацию можно было бы лишь в книге огромного объема, написать которую пока что никому еще не удалось, поэтому автору статьи не под силу рассмотреть данную тему детально. Здесь приводятся лишь наиболее общие положения. Чтобы в полной мере продемонстрировать весь масштаб исламского влияния, важно предварительно, пусть и вкратце, рассмотреть те условия, в которых пребывал западный мир в Средневековье, - столь разительным был контраст между условиями жизни в мусульманском и христианском мире и столь сильна была зависть европейцев к образу жизни в исламских странах, что, как писал Менокал: "Временами благосостояние и успех всецело зависели от умения читать по-арабски". [Maria Rosa Menocal: The Arabic Role in Medieval Literary History, University of Pennsylvania, 1987; p.63]

Ибн Аль-Нафис ввел ясность в физиологию кровообращения человека. Уже в начале XI века в исламских университетах изучали физиологию человека на готовых макетах, в то время когда в Европе медициной занимались шарлатаны

(http://islam.com.ua/islam_ua/images2/aspects3.jpg)

В то время, как всеобщее образование было фундаментальным элементом исламской цивилизации, а "...наука была увлечением самых широких народных масс, в знаниях состязались короли и бедняки" [I.R. and L.L. Al Farugi: the Cultural Atlas of Islam; McMillan Publishing Company New York, 1986. p.232. ], в Западном мире, как пишет Хаскинс, "...лишь немногие, преимущественно священнослужители, умели читать и писать. За исключением приходских священников, обладавших весьма скромными познаниями, образованные люди встречались изредка в городах, разделенные огромными пространствами деревенских земель, в которых царило невежество". [C.H. Haskins: the Renaissance of the twelfth Century, Harvard University Press, 1927: 32-4]
Дрейпер пишет: "Когда Европа была едва ли более просвещенной, чем Каффрария в нынешнее время, сарацины совершенствовали науки и даже создавали новые. Триумф их достижений в философии, математике, астрономии, химии, медицине оказался еще более величественным, долговечным и значимым, чем военные успехи". [J.V. Draper: A History: vol I; op cit; p.412] Дрейпер продолжает: в ту пору, "...если христианский крестьянин, заболевая лихорадкой или становясь жертвой несчастного случая, отправлялся к ближайшей святыне молиться, уповая лишь на чудо, то испанский мавр полагался на рецепт или ланцет своего лекаря, или же на повязку и скальпель хирурга". [J.V. Draper: A History, op cit, vol II, p.40]

"Мнимая медицина того времени, практиковавшаяся с благословения папского престола, развела толпищи корыстных невежд и шарлатанов. Все их лечение сводилось к воспеваниям, прикосновению к святым мощам и воскурению фимиама; огромная выручка, которую они имели, была главным источником доходов для прихода и монастыря и соответственно бременем для людей".[S.P. Scott: History; op cit; p.26 ]

Благосостояние населения и процветающее градостроительство в то время также были отличительной чертой мусульманского мира. В Кордове X века находилось около 200 000 домов, 600 мечетей, 900 общественных бань. Выложенные камнем улицы регулярно убирались и охранялись, ночью они освещались фонарями. К водопроводной системе были подсоединены площади и большинство домов. [S.P. Scott: History; op cit; p.26] В исламских городах с их мечетями и медресе, церквями, синагогами и школами, банями и другими социально-бытовыми учреждениями жители, избавив себя от забот о материальных благах, вели духовную и культурную жизнь. [A.L. Udovitch: Urbanism; in the Dictionary of the Midle Ages; vol 12; pp 306-10. at p.310 ] Главным предметом гордости того времени были сады, раскинувшиеся в городах на огромных территориях. Ранние географы сравнивали с Венецией расположенную на на юге Ирака Басру: бесчисленные каналы миля за милей оплетали фруктовые сады города. В Дамаске, утопавшем в 110 000 садов [A. Watson: Agricultural Innovation in the early Islamic World; Cambridge University Press; 1983. p.117] и в Турции, как пишет Эттингаузен, любовь к цветам была особым обрядом, почти манией [AL-Duri: Tarikh al-Irag; Baghdad; 1948 pp; 26.28]. Дамаск с его 110 тысячными садами [Yagupt: Muaajam al-Buldan; vol iv; p.787.], которые присутствовали также и в Турции, Етингаузен говорил, что цветы были "предметом почитания, если даже не манией" [R.Ettinghausen: the Islamic garden; edt by E.B. Macdougall and R.Ettinghausen; p.5 ]. Пока в исламских городах, больших и малых, процветала торговля со странами во всех частях света [W.Heyd: Geschichte des Levantehandels im Mittelalter ,1879 p. 104 ff. Fr edt: W. Heyd: Historie du commerce du Levant au Moyen Age; Leipzig; 1885-6; reedit; Amsterdam 1967. ], что приводило к тому, что богатые земли вынуждены были постоянно отбиваться от нападений грабителей и пиратов [F.Braudel: Grammaire des Civilisations; Flammarion, Paris; 1987.], положение в христианском мире было плачевным. Столь велик был контраст между этими мирами, что изумительные архитектурные творения, воздвигнутые арабскими мастерами, приписывали дьявольской силе, ибо считалось, что человеку построить их самому было невозможно. Эти предрассудки еще долго жили среди испанских крестьян, твердо убежденных, что мусульманские дворцы "были воздвигнуты злыми духами"[S.P.Scott: History of the Moorish Empire; in 3 vols; The Lippincot Company; Philadelphia; 1904. Vol II; p. 223].
Дрейпер рисует следующую картину:

"К XVI столетию в Англии дороги были во власти разбойников, на реках властвовали пираты, а дома, кровати и одежда жителей того времени кишели паразитами. И без того немногочисленное население косили постоянные эпидемии (чума) и крайняя нищета"[J. Drapper: History, Vol II; op cit; p.230:].

Подобная безрадостная картина наблюдалась повсюду в Европе. Скотт пишет:
"В Париже мощеных дорог не было вплоть до XIII столетия, а в Лондоне они появились лишь в XIV веке. Улицы обеих столиц утопали в грязи, превратившись в свалки, которые часто невозможно было пройти; с наступлением ночи на них опускалась кромешная тьма, беззаконие царило на них вечно; они были логовом для разбойников, рассадником чумы и любой другой заразы, сценой всевозможных преступлений"[S.P.Scott: History; op cit; Vol 3; pp 520-2 ].

В Испанской Астурии ко времени прихода мусульман (приблизительно в VIII веке), как пишет Скотт, "...жилищем служили грубые хижины из камня и необработанной древесины, покрытые соломой и с настилом из камыша. В крышах таких лачуг проделывали отверстие и так избавлялись от дыма разжигаемых внутри костров. Стены и потолки хибар были покрыты копотью и густой грязью, каждый их угол издавал зловоние сваленных там отбросов и кишел паразитами. Обитатели жилищ внешним обликом и в умственном отношении походили скорее на дикарей. Одеждой им служили шкуры овец или убитых диких животных, - одни и те же, неизменные, они переходили из поколения в поколение. Целебные обычаи омовения были им чужды. Свои одежды они никогда не стирали и носили до тех пор, пока лохмотья не истреплются совершенно"[S.P.Scott: History; op cit; Vol 1; p.339.].

продолжение следует...[/img]
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 15 мая 2006, 00:57:09
Исходя лишь из малых примеров, странно слышать вместо слов элементарной признательности то, как западные историки, отрицают сам факт какого-либо исламского влияния

Исходя лишь из вышеперечисленного, в высшей мере странно слышать вместо слов элементарной признательности то, как западные историки, в том числе Альборноц [Sanchez Albornoz, C. L'Espagne Musulmane, French translation of earlier Spanich version, Paris, 1985.] и другие разделяющие его взгляды испанцы, отрицают сам факт какого-либо исламского влияния. Сколь велико оно было и сколь многообразны его аспекты, можно видеть на Западе и в наши дни.

"...Как ни странно, ни у греков, ни у римлян не было университетов в том понимании, в каком это слово применяется уже на протяжении последних семи или восьми столетий" - отмечает Хаскинс

Пробуждение западной научной мысли и ее выход из состояния варварства, в котором она пребывала столетиями, состоялось в течение XII века. Представление, относящее это событие ко времени эпохи Возрождения - к XVI-XVII векам, - теперь уже стало достоянием самой истории или же ее любителей, исторические изыскания которых представляют для них занятное увлечение, но успехи их весьма далеки от профессионального признания.
"Университеты, соборы и парламенты появляются в Средние века, - отмечает Хаскинс и добавляет: - Как ни странно, ни у греков, ни у римлян не было университетов в том понимании, в каком это слово применяется уже на протяжении последних семи или восьми столетий"[C.H. Haskins: the Rise of Universities: New York, Henry Holt and Company, 1923:p.3].

Также в XII веке появляются новые архитектурные стили, ветряные мельницы, больницы, многие науки и трактаты и т.д. Именно в XII веке происходят два существенных события, оба так или иначе связанные с мусульманским миром.

Первое: христиане Запада вступают в правление в бывших мусульманских землях, - в Сицилии, отнятой у мусульман в течение последнего десятилетия XI в., и в Испании, где мусульмане потеряли свой главный северный город Толедо. И, разумеется, на XII век пришлись (вплоть до восстания Имада аль-Дин Занги в 1140 г., нанесшего первое крупное поражение крестоносцам) основные завоевания крестоносцев, начавших наступление в 1097 г. и занявших Палестину и почти всю территорию современной Сирии. Именно эти три региона и стали для Запада источником всех тех ценностей, на которых основывается современная цивилизация.

Второе: На протяжении XII столетия была завершена величайшая в истории работа по переводу научных произведений - в основном исламских наук Толедо, расположенного в Северной Испании.

Любая без каких бы то ни было исключений область христианского мира, в которой начиналось становление и развитие наук, была так или иначе связана с центрами исламских наук

Перед тем, как подробней рассмотреть роль Сицилии и Крестовых походов, необходимо отметить, что любая без каких бы то ни было исключений область христианского мира, в которой начиналось становление и развитие наук, была так или иначе связана с центрами исламских наук.Подавляющее большинство западных историков единодушны в том, что именно с этих областей началось распространение знаний по всему христианскому миру, но почти никто из них, за исключением уже названных в этой статье, не признает связующего исламского звена. Получается, что они упустили из виду основной научный принцип, который гласит, что идентичные следствия обусловлены идентичными причинами. Таким образом в случае, когда рассматриваются подобные явления, следует искать единое связующее звено. Поступая иначе, они лишь свидетельствуют, что их методология не является научной.

А теперь вкратце об этих областях Западного мира. Первым регионом, в котором произошло становление таких наук, как астрономия и математика, и их дальнейшее распространение на другие области Европы, стала Лотарингия; современная провинция Лоррейн на северо-востоке Франции. Она первой в лице посла и ученого Иоанна из Горце установила отношения с мусульманской Испанией [J.V. Thompson: Introduction of Arabic science into Lorraine in the tenth Century,"Isis 12 (1929): 187-91 M.C. Welborn: " Lotharingia as a center of Arabic and scientific influence in the eleventh century", Isis 16 (1931): 188-99].

Другой областью, постепенно выходившей из мрака невежества, была Каталония, граничившая с мусульманской Испанией. В главный центр европейской науки - Аббатство Риппол, ставшее местом назначения для большинства научных манускриптов, привезенных из Кордовы, - приезжали даже латинские ученые (видимо имеется ввиду европейские ученые того времени. - Примеч. редактора) [R. Briffault: the Making of Humanity, George Allen and Unwin Ltd, London 1928;p.207].

Список городов, ставших свидетелями зарождения наук в Европе, включает также Салерно - место основания первого европейского факультета медицины, о чем будет сказано позже. Именно в Салерно из Туниса прибыл Константин с личным собранием книг, посвященных медицине.

Монпелье сыграл не менее важную роль в становлении наук на христианском Западе. Он стал ученым центром во многом благодаря тому, что мусульмане и евреи, приезжая из исламских стран, приносили с собой знания по самым различным наукам, в том числе и медицине. Именно Монпелье подарил Западу Арнальдо де Виланова - одного из первых и наиболее прославленных европейских ученых [H. Harant and Y. Vidal: La medecine Arabe et Montpellier; pp. 60-85; In Cahiers de Tunisie; vol 3.D.Campbell: Arabian medicine, and its influence on the Middle Ages; Philo Press; Amsterdam;1926; reprinted 1974. ].

Шартрская школа, попасть в которую стремились представители интеллектуальной элиты Европы, была учреждена в результате усилий в том числе Фулберта Шартрского, одного из учеников Герберта Аврилакского (Папа римский Сильвестр II, переведший трактаты Аль-Кинди, по которым в последствии учился Р. Бэкон. - Прим. редактора), первого настоящего арабиста среди всех ученых Запада [R. Allen: Gerbert Pope Silvester II; The English Historical Review: 1892: pp 625-68 ].

При норманнском дворе в Англии процветал центр изучения наук (в частности астрономии), в котором трудились первые английские ученые, открывавшие достижения мусульманской мысли, а именно Петр Альфонсийский, Вальтер из Малверна и Аделард из Бата [D. Metlitzki: The Matter of Araby in Medieval England, Yale University press,1977.C. Burnett: The Introduction of Arabic Learning into England. The Panizzi Lectures, 1996. The British Library, London, 1997.]. Рождение западной математики знаменовал труд Фибоначчи "Либер Абаччи" (1202), который первые свои исследования начинал в городе Беджайя (современный Алжир) [W.M. Watt: The Influence of Islam on Medieval Europe, Edinburgh University Press, 1972.; pp. 63-4]. Вряд ли необходимо дальнейшее перечисление многочисленных фактов подобного рода. Любой интересующийся этой темой может самостоятельно избрать регион или же область знания и проследить путь развития наук с XI - XV веков (звено, связующее их с исламским миром в большинстве случаев сложно отыскать, - тем не менее, оно всегда присутствует).
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 15 мая 2006, 01:10:58
Роль Сицилии

Роль Сицилии была хорошо изучена Мишелем Амари. Его труд, хоть и весьма древний, по-прежнему доступен только на итальянском языке [A. Amari: La Storia dei Musulmani di Sicilia, 3 vols, Revised 2nd edition by C.A. Nallion, Roma. (1933-9)]. Хаскинс в своих исследованиях редко затрагивал тему Сицилии. Современные историки в свою очередь приложили множество усилий, чтобы переформулировать многие из выводов, сделанных Амари и Хаскинсом, сведя упоминание исламского влияния до минимума. До тех пор, пока работа Амари не будет переведена на остальные языки, подлинное значение исламского влияния на Сицилию вряд ли удастся постичь, тем более, что процесс исторического ревизионизма со временем не ослабевает. Следует, пусть и вкратце, осветить некоторые аспекты влияния, оказанного исламскими науками на Сицилию, - в основном роль Фридриха II Гогенштауфена (1194 - 1250).

Фридрих II, будучи культурным неофитом, отдавал предпочтение мусульманским ученым перед христианскими. Именно при его правлении, мусульманская культура Сицилии достигла своих высот, оказав огромное цивилизационное влияние на варварскую Европу

С юных лет Фридрих был знаком с арабским языком, на котором говорил царский двор. Он, будучи культурным неофитом, оказывал покровительство исламской культуре [M.Rosa Menocal: the Arabic Role; op cit, p.63.] Именно Фридрих II побудил Платона из Тиволи и Фибоначчи собрать мусульманских и еврейских ученых, чтобы осуществить перевод всех имевшихся в наличии арабских книг. Он лично направил Майкла Скота в Кордову за работами Ибн Сины и раздал сделанные копии во все существовавшие на то время школы [R. Briffault: The Makking; op cit; p. 213]. Фридрих осуществлял обширную переписку с мусульманскими и еврейскими учеными Аль-Андалуса и других культурных центров Ближнего Востока. Его двор стал интеллектуальной столицей мира, в котором, благодаря переводам исламских наук, распространявшихся от Испании далее на север [M.Rosa Menocal: the Arabic Role; op cit, p.61. ], уже происходила научная революция. В своем окружении он отдавал предпочтение мусульманским ученым перед христианскими. Сартон по этому поводу писал, что он "в своем роде был наполовину мусульманином" [G. Sarton: Introduction, op cit, Vol 2; p. 575]. Именно при его правлении, поясняет Бриффо, мусульманская культура острова достигла своих высот, оказав огромное цивилизационное влияние на варварскую Европу [R. Briffault: The Makking; op cit; p. 212.]. Во время правления Фридриха в 1224 году был основан специальной хартией первый в Европе Университет Неаполя [G. Sarton: Introduction, op cit, p. 575]. В полном соответствии с мусульманской моделью образования университетская библиотека пополнилась значительной коллекцией арабских книг [G. Sarton: Introduction, op cit, Vol 2; p. 575]. Фридрих учредил также университеты в Мессине и Падуе и реконструировал старую медицинскую школу Салерно в соответствии с передовыми достижениями исламской медицины [R. Briffault: The Makking; op cit; p. 213]. Деятельность Фридриха получила самое широкое признание. Им восхищались, а в некоторых кругах ему даже завидовали. Церковью Фридрих был предан анафеме. Как и к Андалусии в целом, чувства, которые европейцы испытывали к Фридриху, - восхищение, изумление, зависть - часто сочетались со страхом и подозрительностью [M.Rosa Menocal: the Arabic Role; op cit, p.61]. На Лионском Соборе Папа Иннокентий III дал следующее пояснение: связь с еретиками (для Фридриха они были учеными и образованными людьми) повлекла ересь самого Фридриха [M.Rosa Menocal: the Arabic Role; p.63].

Многие ученые с северной части континента посетили остров, "стремясь соприкоснуться с образцами восточной учености, слава о которой, преодолев Альпы, стремительно распространялась и в других европейских землях" - говорил Хаскинс

Сицилия как до, так и на протяжении правления Фридриха, притягивала к себе образованных людей со всего христианского мира. Многие ученые с северной части континента посетили остров, "стремясь соприкоснуться с образцами восточной учености, слава о которой, преодолев Альпы, стремительно распространялась и в других европейских землях" [C.H. Haskins: Studies, op cit, pp 156-7 ]. Именно в Сицилии была заимствована финансовая система Англии, имя которой - Exchequer (министерство финансов Великобритании), сохранившаяся и по сей день, была предложена Томасом Брауном (Кайд Брун) в то время, когда он был направлен Рожером II с миссией к королю Англии Генриху II [C.H. Haskins: England and Sicity in the 12th century; The English Historical Reviev: Vol XXVI (1911) pp 433-447 and 641-665.]. Самым знаменитым переводчиком Сицилии был Майкл Скот: его перевод в 1217 г. Аль-Битруджи (Альпетрагус) "О сфере" произвел без преувеличений революцию в области астрономии [See C. Burnett: Michael Scott and the transmission of scientific culture from Toledo to Bologna via the court of Frederic II Hohenstaufen, in Micrologus: Nature, Science and Medieval societies, Science at the Court of Frederic II. Brepols, 1974. pp 101-126.]. В заключение будет сказано несколько слов о вкладе острова в области географии и картографии: на работах Аль-Идриси, почтившего своим присутствием двор Рожера II в Палермо, была впоследствии в значительной мере построена географическая наука современного мира [For a brief, but good outline, see for instance D.M. Dunlop: Arab Civilisation, to AD 1500, Longman, Librarie du Liban, 1971.].
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 15 мая 2006, 01:21:06
Крестовые походы

Одна из лучших книг, повествующих о влиянии, которое оказала восточная исламская мысль на христианский мир Запада, написана немецким автором Прутцем - "Kulturgeschichte der kreuzzuge" [H. Prutz: Kulturgeschichte der kreuzzuge; Berlin,1883]. К превеликому сожалению, она, в отличие от множества малосодержательных трактатов по исламской истории и цивилизации, пользующихся неизменным авторитетом у исследователей и многократно переведенных, осталась почти незамеченной и никогда не переводилась на другие языки. Те отрывочные данные, которые приводятся здесь, тем не менее, дают вполне определенную картину исламского влияния, которое испытал христианский мир в результате Крестовых походов.

Кохрейн поведала вкратце о некоторых его аспектах в своем исследовании, посвященном жизни и карьере Аделарда из Бата - первого английского ученого, отправившегося в восточные края вслед за крестоносцами [See for the briefest but most useful summary: L. Cochrane: Adelard of Bath; British Museum Press; 1994]. В частности, опираясь на работы Харви [J.H. Harvey, The origins of Gothic Architecture, Antiquaries Journal 48 (1968) pp 87-99;], она приводит примеры того, как во времена Крестовых походов видоизменялись под исламским влиянием технологии строительства на Западе [L. Cochrane: Adelard of Bath, op cit, pp.63-4; 68-9]. Она поясняет, как сложно строителям при сооружении до-норманнских церквей в Англии, у многих из которых косые (асимметричные) алтари, добиваться создания правильных прямоугольников.

Затрагивая тему развития готического стиля, она приводит пример использования стрельчатой арки, что стало возможным лишь благодаря знакомству европейцев с мусульманской архитектурой во время Крестовых походов. Харви, на которого она ссылается, цитирует слова Кристофера Рена: "Новый стиль в архитектуре следует скорее именовать сарацинским, нежели готическим" (см. статью "Кристофер Рен и его "Теория сарацин"). Упоминая роль, которую сыграли новые открытия в геометрии, Кохрейн также подчеркивает ту скорость, с которой произошли эти изменения, последовавшие непосредственно за Первым Крестовым походом.

Восточные строители, нанятые крестоносцами, раскрывали им решения строительных задач устно или же показывали на примере. Тэлбот Райс подчеркивает, что на территории, на которой в период Крестовых походов доминировали турки-сельджуки, было развернуто строительство, в котором были предусмотрены мелкая каменная кладка, использование стрельчатых арок и клинчатых камней, а также различные оборонительные приспособления, проследовавшие в романский и готический архитектурные стили лишь поколение спустя [David Talbot Rice: Islamic Art, London, 1965, pp. 59,86-89,165-8. In L. Cochrane: Adelard of Bath, op cit, p. 68]. Подкрепляет эту точку зрения, к примеру, также и то обстоятельство, что пропорции арок в исламском мире "по существу идентичны постройкам, исполненным в раннем готическом стиле. Система имела то преимущество, что отношение выводилось из полного квадрата - главной формы исламских строений уже на протяжении столетий" [L. Cochrane: Adelard of Bath, op cit, p. 69]. Кохрейн также подчеркивает, что механизм исламского влияния состоял не только в установившихся в результате Крестовых походов отношениях между Востоком и Западом, - его аспекты с полной силой проявились также в бывших исламских землях в Европе, где, как она поясняет, после поражения мусульман в Испании и на Сицилии и родился первый импульс к созданию нового стиля [L. Cochrane: Adelard of Bath, op cit, p. 64].
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 20 мая 2006, 02:04:22
"Прообразом высшего образования в том виде, в котором оно предстает в наши дни, послужили учебные заведения Ближнего Востока, отношения с которым европейцы установили во время Крестовых походов" - говорится в исследование Риберы

Высшему образованию в том виде, в котором оно предстает в наши дни, также был проложен путь в основном в результате Крестовых походов. Мусульманская Испания, как уже говорилось, также оказала существенное влияние. Макдиси [George Makdisi: The Rise of Colleges, Edimburg University Press; 1981.On the origin and development of the college in Islam and the West, in Islam and the Medieval West, ed. K. I. Semaan, State University of New York Press/Albany. 1980, pp 26-49 ] выделяет еще одну замечательную работу, почти неизвестную на протяжении всей истории наук и образования - блестящее исследование Риберы "Disertaciones Y Opusculos ", в котором автор излагает свое видение мусульманских истоков университетского образования. Рибера утверждает, что прообразом европейских университетов послужили учебные заведения Ближнего Востока, отношения с которым европейцы установили во время Крестовых походов. Свое утверждение Рибера аргументирует тремя факторами:

1) Скорость появления и распространения университетов по всей Европе без сколь-нибудь продолжительного процесса реформирования учебной и научной программы;

2) Контрасты, преобладавшие в организации традиций этих университетов, "выдававшие "тайну" слияния противоположных тенденций двух различных цивилизаций;

3) Традиция награждения сертификатами или присуждения степеней с отсутствием каких-либо прецедентов в Европе в средние века или же в Древнем Риме и Греции и наоборот весьма распространенные в мусульманском мире, где степень магистра наук существовала "уже на протяжении трех или четырех столетий, и именно в такой форме она вначале была позаимствована для университетских профессоров, чтобы со временем трансформироваться в Европе в исключительное право заниматься научной профессиональной деятельностью, сохранившееся вплоть до наших дней" [J. Ribera: Disertaciones Y Opusculos, 2 vols. Madrid 1928,1, pp. 227-359].

Можно очень долго обсуждать веяния, которые принесли Крестовые походы в Европу - их изучению будут посвящены уже следующие работы. Здесь же можно упомянуть обычаи совершать омовения, производство сахара и стекла, многочисленные новые отрасли ткацкого дела, искусство построения укреплений и крепостей, дух рыцарства и так далее.

продолжение следует...
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 20 мая 2006, 02:11:10
Перевод исламских научных текстов

Несмотря на то, что переводы исламских научных текстов велись в Барселоне, Тарасконе, Сеговии, Леоне, Памплоне, Тулузе, Безье, Нарбонне, Марселе, главным центром по-прежнему оставался Толедо. Древняя столица Визигот(а), вновь принадлежавшая христианам спустя почти четыре столетия (702 - 1085) мусульманского правления, идеально подходила для передачи накопленных мусульманами знаний далее на север континента. По-видимому, именно в Толедо и был осуществлен величайший по объему в истории перевод научных произведений. На протяжении первой половины XII века именно в Толедо стремился попасть каждый ученый или переводчик христианского Запада[C.H. Haskins: Studies in the History of Medieval Science; Frederick Ungar Publishing; New York;1967. G. Sarton: Introduction; op cit. ]. д'Алверни пишет:

"Вслед за поступью христианских армий студенты из всех стран ринулись в Испанию, чтобы собственными руками прикоснуться к несметным сокровищам науки, находившимся в "armaria" Неверных"[M.T. D'Alverny: Deux Traduction Latines du Coran au Moyen Age in Archives d'histoire dochtrinale et litteraire du Moyen Age; 16; Paris; Librairie Vrin; 1948; in La Connaissance de I'Islam dans I'Occident Medieval; edt by C.Burnett. Varorium; 1994; pp 69-131, at p 70. ].

Хлынувшие из всех христианских стран ученые переводили мусульманские научные труды и положили, таким образом, начало пробуждению Европы. Среди них, разумеется, было много испанцев - Хуан из Севильи, Хуго из Сантальи и другие вели работу под покровительством короля Альфонсо. Среди наиболее известных были также Герман из Далмации, двое ученых из Фландрии - Рудольф из Брюгге и Анри Бейт, из южной Франции - Армено сын Блеза, Якоб Анатоли, Мойсей ибн Тиббон, Якоб бен Махир, из Италии - Плато(н) из Тиволи, Жерар из Кремоны, Аристипп из Катаньи, Салио из Падуи, Иоанн из Бреши [G. Sarton: Introduction; Vol II, op cit; p.6 ]. С Британских островов прибыли Роберт из Честера, Дениел из Морли, М. Скот и, вероятно, Аделард (из Бата), и многие другие. Все они помогали переводить исламские научные труды с арабского на латынь или местные языки.

Из всех переводчиков самым продуктивным был итальянец Жерар из Кремоны, переведший около 87 научных трактатов, среди которых - толедские таблицы Аз-Заркали (Арзакелис) и "Ислях аль-Мажитси" (Исправление "Альмагеста" Птолемея) Джабира ибн Афлаха. Среди других его переводов: "Liber trium fratrum" Бану Мусса [Edited by Max Curtze (Halle 1885)], "De jebra et emucabala" Аль-Хорезми, "Liber qui secundum Arabes vocatur algebra et amucabala" Абу Камиля, "Liber Azaragui de cirurgia (treatise on surgeery)" Абуль Касима Аль-Захрави [First printed together with Guy Chaulliac's Latin surgery (Venice 1948)], "De scientiis" (работа Аль-Кинди в области физики и механики), "De aspectibus", за которым следует "De umbris et de diversitate aspecturm", "De gradibus medicinarum (в области медицины)" аль-Фараби [Edt: A. Bjornbo and Seb. Vogl (Leipzig, 1912)]. Работа Ибн Аль-Хайфама в области физики "De crepusculis et nubium ascensionibus", Работа в области медицины Аль-Кинди "De gradibus medicinarum" [Printed with the Latin translation of Ibn Butlan's Tacuirum (Stransburg 1531)].

В числе переводов сделанных евреями принявшими христианство, Хуан из Севильи, с трактатом в области астрономии Аль-Баттани и другие его работы; "De imaginibus astronomicis" Табита ибн Кура, "De astrolabio" Маслама ибн Ахмеда Аль-Маджрити, "Ихса аль-Улум" аль-Фараби, "аль-Мадкал иля `ыльм ахкам аль-нуджум" Абу Ма`шара, "Макасид аль-фаласифа" Аль-Газали, "Китаб фи харакат аль-Самавияа уа джавами `ыльм аль-нуджум" Аль-Фаргани и др.

В данной статье нет необходимости перечислять все переводы, поскольку данные о них (в том числе их изданиях, с приложением огромной библиографии) можно найти в энциклопедии Сартона "Introduction"[G. Sarton: Introduction; op cit.].

Влияние переводов арабских текстов оказалось определяющим в каждой области европейской науки. Список и многообразие мусульманских медицинских трактатов, переведенных в Толедо и вдохновивших развитие европейской медицины, бесчисленны. "Arabian medicine" Кэмпбела[D. Campbell: Arabian medicine, op cit] и наилучшее исследование по этой теме Леклерка[N.L. Leclerc: Histoire de la medicine Arabe; 2 vols; Paris; 1876] остаются самыми ценными источниками для всех, кто интересуется данной тематикой. Здесь достаточно упомянуть вкратце, что уроженец Туниса Константин познакомил Европу с современной медициной, превратив южноитальянский город Салерно в первый мединский центр Европы, - отсюда знания распространялись далее на север - в Падую, Монпелье и т.д. Именно благодаря Константину в Европе в скором времени появилось целое поколение выдающихся медицинских наставников[Max Meyerhof: Science and medicine, in The Legacy of Islam, edt Sir Thomas Arnold and Alfred Guillaume; first edition, Oxford University press, 1931. p. 351]. Наиболее известным переводом Константина является труд Али Аббаса аль-Маджисти "Китаб аль-Малаки" ("Pantegni")[C. Burnett and D. Jacquard eds: Constantine the African and Ali ibn al-Magustri: The Pantegni and related texts; Leiden, 1994].

продолжение следует...
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 20 мая 2006, 02:22:59
Необходимо подчеркнуть, что именно мусульманские врачи были первопроходцами в такой области медицины, как душевное здоровье, а современная хирургия почти всем обязана Аль-Захрави

Вряд ли в данной статье есть возможность продолжать далее огромный список переводов и их изданий вплоть до XVIII века, среди которых трактаты Ибн Сины и ар-Рази, медицинские труды Ибн Зухра и Ибн Рушда и т.д. Тем не менее, необходимо в частности подчеркнуть, что именно мусульманские врачи были первопроходцами в такой области медицины, как душевное здоровье. Непосредственный вклад в развитие этой области медицины принадлежит Ар-Рази, основавшему специальную клинику для душевнобольных в Багдаде. Как пишет Саид, мусульмане привнесли в психиатрию ясность и беспристрастность. Они были свободны от "демонологических теорий", распространенных повсюду в Европе, и осуществляли четкие клинические наблюдения картины подобных заболеваний [G. Ziboorg: A History of Medical psychology, W.W. Norton & Co., New York, 1941, p. 123 ].

Современная хирургия почти всем обязана Аль-Захрави (умер в 1013). Раздел Аль-Захрави по хирургии в книге "Китаб аль-Тасриф" "замечателен в особенной степени" благодаря многочисленным иллюстрациям инструментов и "пропитывающим его духом богатого профессионального опыта" [Emilie Savage- Smith: Medicine, in Encyclopaedia of the History of Arabic Science vol 3; Edt R. Rashed; Routledge; London; 1996: pp. 902-962, at p. 943.]. Большинство инструментов были разработаны и созданы самим Аль-Захрави. Их введение и использование в хирургической практике совершили в свое время колоссальный прорыв [ Chikh Bouamrane-Louis Gardet: Panorama de la Pensee Islamique, Sindbard; 1-3 Rue Feutrier; Paris 18 (1984), p. 232], да и в последующие времена их значение было огромным. Его хирургические методы также были революционными. Их подробное описание можно найти у Смита [E.S. Smith, Medicine, op cit, pp.945-48]. Данные, приведенные Аль-Захрави в своей книге затрагивают многие отрасли медицины. Раздел "Аль-Тасриф", посвященный хирургии, был переведен на латынь Жераром из Кремоны и впоследствии переиздавался в Венеции в 1497 г., в Базеле в 1541 г. и Оксфорде в 1778 г. На протяжении столетий он оставался главным руководством по хирургии, в том числе в самых первых европейских медицинских университетах в Салерно и Монпелье, а содержавшиеся в нем
иллюстрации инструментов заложили основы европейской хирургии [P.K. Hitti: History of the Arabs, MacMillan, London, 1970; p.577]. Мусульманские хирурги, как замечает Смит, демонстрировали максимальную осторожность в тех случаях, когда речь шла о болезненных и опасных для здоровья пациентов операций, им было присуще в высшей степени чуткое и гуманное отношение к людям. Таким образом, в их практике уже можно видеть истоки тех значительных изменений, которые произошли со временем в отношениях между больным и хирургом [E.S. Smith, Medicine, op cit, p.948].

По утверждениям Ливэя, многие знаменитые латинские трактаты эпохи Возрождения и более поздних времен, в сущности, являются слегка измененными работами мусульманских медиков

Значительным было мусульманское влияние и на фармакологию. Ливэй приводит ценные сведения о некоторых его аспектах [M. Levey: Early Arabic Pharmacology, E.J. Brill, Leiden, 1973, pp. 175-6]. Согласно его утверждению, многие знаменитые латинские трактаты эпохи Возрождения и более поздних времен, в сущности, являются слегка измененными работами мусульманских медиков. К числу подобных исправленных изданий принадлежат "Expositio Supra Nicola Antidotarium" Иоганна из Сен-Аванда, написанное им в 1250г. и публиковавшееся в Венеции в 1495, 1599, 1602 гг., "Conciliator and De Venenorum remediis" Албано (профессора, работавшего в Падуе с 1306 по 1316 гг.), содержащее обширные фрагменты работ Ибн Рушда и Аль-Марадини[ H. Schelenz, Geschichte der Pharmazie, Berlin, 1904, p 329, in M. Levey: Early Arabic, op cit, p. 177], также неоднократно переиздававшейся. На научный труд Саладина из Асколо "Compendium aromatariorum", имевший большое значение для фармакологию в ее современном понимании, оказали огромное влияние, как свидетельствует Ливэй, труды Ибн Сины, Ибн Сарабиюна, Аль-Захрави и Ибн Масавайха (Аль-Марадини)[ M. Levey: Early Arabic, op cit, p. 175].


Основы химии в ее современном виде заложили работы Джабира и Ар-Рази, он дал детальное описание многих химических веществ - сульфида ртути, окисей, мышьяка и других

Основы химии в ее современном виде заложили работы Джабира и Ар-Рази. Джабир, известный в Европе как Гебер, дал детальное описание многих химических веществ - сульфида ртути, окисей, мышьяка и других.Его достижения послужили основой для последующих переворотов в промышленности: в технологии по очистке металлов, окраске тканей (столь важной для текстильной промышленности столетия спустя), применении марганца при создании стекла (еще одно фундаментальное производственное направление в Европе), применении пиритов. Джабир дал точное описание таких химических процессов, как кальцинирование, кристаллизация, возгонка, растворы и восстановление различных веществ[G. Anawati: Science, in The Cambridge History of Islam, vol 2, edt P.M. holt, A.K.S. Lambton, and Lewis, Cambridge University Press, 1970, pp 741-779, at p. 776. ]. В своих работах Ар-Рази настороженно относится ко всякого рода мистическим или оккультным элементам, столь сильно влиявшим на Джабира и его предшественников ...

Факты, приводимые в рамках данной статьи, в действительности лишь намечают контуры исламского влияния на возрождение наук и образования в христианском мире и, следовательно, на нашу современную цивилизацию, основанную на западных традициях учености.

продолжение следует...
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 21 мая 2006, 17:20:05
Заключение

По-прежнему существует множество замечательных работ по теме, затронутой в данной статье, которые могут послужить основой для будущих исследований. "Introduction to the History of Science" Сартона будет хорошим началом для всех интересующихся этим предметом. Среди тысяч страниц его энциклопедического труда можно найти много полезного, в том числе о том, как именно происходил процесс заимствования знаний европейцами из исламских источников. Один из томов "Энциклопедии" Решеда также посвящен исламскому влиянию на европейские науку и образование . Многие другие работы, в частности Риберы, Леклерка, Амари и Прутца, помогают понять роль исламского фактора в становлении университетских наук и образования, медицины и т.д. (в том числе роль Сицилии и Крестовых походов). Узнать о том, сколь велико было влияние мусульман на западную торговлю, можно из книги Хейда "Торговля Леванта". Представить роль ислама в становлении таких наук, как механика и физика, можно, прочтя, к примеру, немецкие исследования (в особенности, Видемана) , впрочем, в англоязычной литературе также появились интересные работы, - своими исследованиями Хилл в определенной мере реабилитировал эту тему. У Сультера мы находим замечательные данные о вкладе мусульман в астрономию и математику . В наши дни Сезгин делает очень много, чтобы возродить интерес к исламским наукам и образованию. К сожалению, его работы пока доступны только на немецком языке . Среди английских авторов можно выделить Евгена Мийерса , Д. Метлецки, Тернера  и Менокала. Обязательно нужно уделить внимание исследованию француза Альдо Миели, посвященному роли исламских ученых в пробуждении европейской науки . На испанском языке мы находим замечательные произведения Вернетта , и Милласа Валликросы , и конечно же, Кастро . Разумеется, существует много книг и статей, которых автор не упоминает, - многие их тысячи подчас очень сложно отыскать. Большинство их десятилетиями, если не столетиями, пылятся в тайниках различных библиотек. Современными книгами завалены полки самых видных библиотек, они предлагают читателю многие тома, посвящаемые истории науки, и в то же время в большей своей части они крайне редко уделяют внимание роли, которую сыграли исламские знания в становлении европейских наук, - в них по-прежнему незыблемы традиции классицизма и европоцентризма.
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Shamil от 04 ноября 2006, 01:53:52
Кристофер Рен и его "Теория сарацин"
Мусульманские основы готической архитектуры


(http://www.islamua.net/islam_ua/images2/gotik0.gif)

http://www.islamua.net/islam_ua/open/gotik.shtml
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Ингвар от 14 ноября 2006, 11:59:47
Не совсем согласен, но несомненно респект и уважение ).
Название: Re: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. зап
Отправлено: Христианка от 17 ноября 2006, 00:12:37
Цитата: "Shamil"Более того, не отрицая всестороннего вклада, сделанного греками в развитие уже названных наук, интересно было бы узнать, каков же их вклад в изобретение бумаги, книгопечатания, технологии земледелия и ирригации, ветряных мельниц, компаса, промышленное производство, производство стекла, шелкоткацкое производство, строительство садов, выращивание цветов, изобретение цифр, бумажных денег и чеков, механизмов торговли, современной финансовой сферы в целом, общественного строя, градостроительства и многого другого, что олицетворяет нашу сегодняшнюю цивилизацию.

А какой вклад сделали мусульманские ученые в изобретение компьютера, велосипеда, автомоблия, Интернета, космических кораблей?
ЦитироватьБольшинство инструментов были разработаны и созданы самим Аль-Захрави. Их введение и использование в хирургической практике совершили в свое время колоссальный прорыв [ Chikh Bouamrane-Louis Gardet: Panorama de la Pensee Islamique, Sindbard; 1-3 Rue Feutrier; Paris 18 (1984), p. 232], да и в последующие времена их значение было огромным. Его хирургические методы также были революционными.
Вообще-то большинство хирургических интсрументов изобретены Клавдием Галеном (римлянин) во 2 веке. Большинство их сейчас выглядят точно так же, как и при Галене. Гален, например, научился оперировать катаракту при помощи полой иглы с каннюлей.

Шамиль, а Вы могли бы назвать хотя бы одного знаменитого мусульманского художника или скульптора?
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Сулайман от 17 ноября 2006, 20:53:31
Цитата: "Христианка"А какой вклад сделали мусульманские ученые в изобретение компьютера, велосипеда, автомоблия, Интернета, космических кораблей?
Вы вообще знаете что такое фундамент, мусульманская наука, в эпоху её развития заложила этот самый фундамент, скажите мне возможно ли было создание того же компьютера или Интернета, без фундаментальных знаний алгебры? А космические корабли вообще создавались в атеистическом государстве. [/b]
Цитата: "Христианка"Вообще-то большинство хирургических интсрументов изобретены Клавдием Галеном (римлянин) во 2 веке. Большинство их сейчас выглядят точно так же, как и при Галене. Гален, например, научился оперировать катаракту при помощи полой иглы с каннюлей.
Вот только один простой пример для сравнения мусульманской и европейской  (христианской) медицины: мусульманские хирурги уже использовали анестезирующие средства, когда в Европе об этом и не помышляли, отключая своих пациентов ударом по голове твёрдым предметом, гарантии пробуждения после такого наркоза не кто не давал.  
Или вот цитата английского учёного и философа ХХ века, лауреата Нобелевской премии (и заметьте не мусульманина) Бертрана Рассела : «Превосходство Востока было не только военным, наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммада, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов, называют этот период «тёмным веком», но только в Европе он был тёмным, практически только в христианской Европе, так как Испания, которая была исламской, имела блестящую культуру».
[/b] [/i]
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: azer от 18 ноября 2006, 10:14:34
В Исламском мире периодом джахилиййе считается доисламский период. А вы христианстве то же понятие но с именем ренессанс считается отлучением от христианства. Подумайте
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Христианка от 18 ноября 2006, 19:33:45
Цитата: "Сулайман"Вы вообще знаете что такое фундамент, мусульманская наука, в эпоху её развития заложила этот самый фундамент, скажите мне возможно ли было создание того же компьютера или Интернета, без фундаментальных знаний алгебры?
Сулайман, Не стоит присваивать все абсолютно заслуги в области наук мусульманам. Алгебра, не смотря на арабское происхождение этого слова, была давно известна еще древним грекам, в противном случае они не смогли бы возводить свои великолепные здания.
ЦитироватьА космические корабли вообще создавались в атеистическом государстве.
Не потянули! Как же это так?  :lol:  
ЦитироватьВот только один простой пример для сравнения мусульманской и европейской  (христианской) медицины: мусульманские хирурги уже использовали анестезирующие средства, когда в Европе об этом и не помышляли, отключая своих пациентов ударом по голове твёрдым предметом, гарантии пробуждения после такого наркоза не кто не давал.  
Не стоит привирать. Изобретение анастезирующих веществ - не заслуга мусульман. Их применяли еще в древнем Китае и в Египте, и в Греции, и в Риме.  
ЦитироватьИли вот цитата английского учёного и философа ХХ века, лауреата Нобелевской премии (и заметьте не мусульманина)
Заметила!  :lol:   :lol:   :lol:  
Цитировать«Превосходство Востока было не только военным, наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммада, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов, называют этот период «тёмным веком», но только в Европе он был тёмным, практически только в христианской Европе, так как Испания, которая была исламской, имела блестящую культуру».
Ну и что? Разве гений Леонардо принадлежит исламской культуре? Или Рафаэля? Или Пушкина? Или Пифагора? Или Галилея? У любой цивилизации есть взлеты и падения, так и случилось и с мусульманской культурой.
Цитата: "azer"В Исламском мире периодом джахилиййе считается доисламский период. А вы христианстве то же понятие но с именем ренессанс считается отлучением от христианства. Подумайте
Говорю совершенно честно - я ничего не поняла из Вашего постинга.
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Сулайман от 18 ноября 2006, 21:55:45
Цитата: "Христианка"Алгебра, не смотря на арабское происхождение этого слова, была давно известна еще древним грекам, в противном случае они не смогли бы возводить свои великолепные здания.
Вы ошибаетесь, арабы не только придумали название, мусульманские учёные заложили фундамент, именно такой науки как алгебра. Для строительства зданий совершенно не нужны решение уравнений, а вот в основе ЭВМ (напомню разговор про компьютеры и интернет) как раз и лежит алгебра. [/b]
Цитата: "Христианка"Не стоит привирать. Изобретение анастезирующих веществ - не заслуга мусульман. Их применяли еще в древнем Китае и в Египте, и в Греции, и в Риме.
Я не знаю как в Древнем Китае, Египте, Греции и Риме, но в средневековой христианской Европе оглушали ударом по голове, значит не пользовались они достижениями прошлого. [/b]
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Мокшанка от 19 ноября 2006, 11:14:54
Цитата: "Христианка"Алгебра, не смотря на арабское происхождение этого слова, была давно известна еще древним грекам, в противном случае они не смогли бы возводить свои великолепные здания.
Я не знаю на счет греков, но достижениями мусульман в области математики восхищаются и современные европейские ученые. К примеру, знаменитый западный ученый, профессор Жак Рислер сказал: «Учителями математики нашего Возрождения были мусульмане». Французский ученый профессор Э.Ф.Гаутье восторженно произнес: «Европейская культура обогатилась не только алгеброй, но и другими разделами математики за счет достижений мусульманских ученых; воистину, современная, западная математическая наука – не что иное, как продолжение исламской математики». Основоположник алгебры Хорезми (780-850) впервые использовал цифру ноль. Хотелось бы вам напомнить, что вся информация в компьютере представлена в двоичном коде, в котором учувствуют две цифры ноль и единица. Вот вам прямое доказательство, как мусульманские ученые принимали пусть даже косвенное участие в изобретение компьютера.
Цитата: "Христианка"Ну и что? Разве гений Леонардо принадлежит исламской культуре? Или Рафаэля? Или Пушкина? Или Пифагора? Или Галилея?
Астрономия – еще одна из областей науки, которая интересовала мусульманских ученых. Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В них мусульманские ученые столетиями проводили научные исследования, открывали многие тайны науки, которые стали источником вдохновения для таких западных ученых, как Джордано Бруно, Коперник, Галилей.
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Христианка от 19 ноября 2006, 20:31:30
Ну и что? Помимо арабских цифр естьт еще и римские. Многие открытия в области точных наук сделаны задолго до зарождения ислама. И врачи, кстати, дают клятву Гиппократа, а не какого-нибудь Абу-али.  :lol:  

Меня интересует, почему вы с такой готовность ставите знак равенства между словами арабы  и мусульмане?  Это далеко не одно и то же.
Цитата: "Сулайман"Для строительства зданий совершенно не нужны решение уравнений,
Да? Надо же... А расчет нагрузки на несущие?  :wink:  Я уж о геометрических уравнениях молчу. А то вдруг Вы заявите, что И Пифагор был мусульманином.  :lol:  Астролябия была известна еще Птолемею. А с астрономией прекрасно были знакомы даже племена майя и ацтеков.

Все-таки арабы всего лишь продолжили научные искания греков.

А мой вопрос остался без ответа.

Назовите мне какого-нибудь мусульманского художника или скульптора с мировым именем.
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Сулайман от 20 ноября 2006, 21:22:50
Цитата: "Христианка"Ну и что? Помимо арабских цифр естьт еще и римские.
Напомню что в так называемых римских цифрах нет нуля, так необходимого для работы компьютера. [/b]
Цитата: "Христианка"Многие открытия в области точных наук сделаны задолго до зарождения ислама. И врачи, кстати, дают клятву Гиппократа, а не какого-нибудь Абу-али.
Вы одного не понимаете, никто этих открытий не отрицает, но то что мусульмане сделали значительный вклад в развитие в последствии христианской западной науки, это факт неоспоримый. Кстати так и тема называется если вы не заметили. [/b]
Цитата: "Христианка"Меня интересует, почему вы с такой готовность ставите знак равенства между словами арабы и мусульмане? Это далеко не одно и то же.
Потому что именно с принятие ислама, арабская (читай мусульманская) наука начала столь стремительное развитие, затем народы принимающие ислам тоже начали делать стремительные шаги в развитии. К примеру Авиценна (Абу Сина) был таджик. [/b]
Цитата: "Христианка"Да? Надо же... А расчет нагрузки на несущие? Я уж о геометрических уравнениях молчу. А то вдруг Вы заявите, что И Пифагор был мусульманином. Астролябия была известна еще Птолемею. А с астрономией прекрасно были знакомы даже племена майя и ацтеков. Все-таки арабы всего лишь продолжили научные искания греков.
Доказательством того, что грекам якобы были известны уравнения которые открыл Аль Хорезми, по вашему служат здания сооруженные этими самыми греками, судя по вашей логике, они уже были известны ещё раньше , а именно в Древнем Египте, иначе как бы они строили свои пирамиды. Хотелось бы напомнить про зодчих Древней Руси, которые тоже возводили серьёзные сооружения, будучи вообще не грамотными. [/b]
Цитата: "Христианка"А мой вопрос остался без ответа. Назовите мне какого-нибудь мусульманского художника или скульптора с мировым именем.
В исламе запрещено делать какие либо изображения, будь то статуи или рисунки, поэтому то и нет знаменитых художников и скульпторов из числа мусульман, и что же из этого? [/b]
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: Аксак от 21 ноября 2006, 04:37:18
Цитата: "Христианка"Назовите мне какого-нибудь мусульманского художника или скульптора с мировым именем.

Отвечаю: нет ни художника, ни скульптора ни с мировым именем, ни любителя в искусстве Ислама, так как нельзя изображать существа, которые имеют душу! А натюрморты - это наипростейшая форма развития живописи. В Исламе зато развилась до высшей степени совершенства каллиграфия, благодаря которой получило развитие каллиграфия западно-европейских языков!
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: h0kum от 21 ноября 2006, 08:18:32
Ассаламу аллейкум!

Вчера смотрел передачу про цифры по рамблеру, там говорилось, что 0-ль придумали индусы, потом они подарили цифры какому то халифу (который правил через 100 лет после Мухаммада), с начальными правилами вычисления. Арабам (мусульманам) очень понравилось эти цифры, и уже они придумали различные сложные формулы для вычислений. Когда Фебоначи увидел как арабские торговцы делают расчеты, ему очень понравилось. В то время в италии еще ходили римские цифры. И уже благодаря ему распространилось по всей европе.
Утверждать однозначно что арабы-мусульмане всё придумали, нельзя, они дали хороший толчек развитию всему, что уже было и что приходило в упадок в других странах.
Название: Аспекты влияния Ислама на науку и образования христ. запада
Отправлено: azer от 21 ноября 2006, 20:17:53
Ренессансом (возрождение) в Исламе называется переход от язычества в Ислам а в христианском мире переход от христианство в язычество (секуляризм)