Новости:

Новая тема оформления на форуме!

Главное меню

Течения в Исламе

Автор Аксак, 09 декабря 2006, 01:51:50

« назад - далее »

Аксак

А. А. Али-заде
Хариджизм



1. История.
Хариджизм (араб. мятежники , раскольники ), по сути, является первой в истории Ислама раскольничьей сектой. Это секта крайне радикального толка. История ее возникновения восходит к правлению четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) (34-39 годы хиджры/656-661). После провозглашения его халифом, ему присягнули все провинции, за исключением Сирии. Ее правитель Муавия ибн Абу Суфьян (будущий халиф и основатель династии Омеййадов) воздерживался от присяги, выставляя халифу несколько предварительных условий. Для того чтобы оказать давление на Муавию, халиф Али в 35 году (657) двинулся с верными ему войсками в Сирию. У населенного пункта Сиффин произошло сражение, в ходе которого Али сумел значительно потеснить силы Муавии. Но в решающей фазе сражения сирийцы нанизали на свои копья аяты Корана, призывая Али к прекращению кровопролития и решению вопроса посредством третейского суда.

Али, не желая продолжать кровопролитие, согласился на третейский суд. Это решение было встречено у части его сторонников с большим неодобрением. Они требовали от Али решительных действий против Муавии. Но Али объяснял свое решение Кораном.

В знак своего несогласия с действиями Али большая часть его вооруженных сторонников (около 12000 чел.) покинула его. Они заявили, что не признают решение третейского суда в связи с тем, что судить вправе только Бог (Ла тахким илла лиллахи). Вначале они обосновались у населенного пункта Харура. Поэтому, первоначально, их называли харуритами . Почти сразу эта секта превратилась в мощную политическую силу, и на протяжении последующих десятилетий была главным дестабилизирующим фактором в Халифате. В борьбе со своими противниками хариджиты использовали любые средства, включая и политический террор.

Хариджиты сразу объявили своими врагами, как Али, так и Муавию, начали против них активные диверсионные и военные действия. В 36 году (658) халиф Али повел свои войска против них и разгромил их в сражении у Нахравана. Но жизнь этого выдающегося человека трагически оборвалась в 39 году (661). Он был убит в мечети хариджитским террористом-смертником ибн Мулджамом. Хариджиты отправили убийцу и для ликвидации Муавии, но тот заговор оказался раскрытым, и Муавия не пострадал.

В последующие годы они вели вооруженную борьбу с халифом Муавией и его наследниками, к которым перешел халифат после смерти Али. В ходе боевых действий у них сформировался культ мучеников , к отмщению которых они призывали. В повстанческой деятельности они использовали методы партизанской войны, совершая стремительные налеты, и, в случае подхода халифских войск, сразу отходя в безопасные места. Основным местом их базирования была болотистая и труднопроходимая местность аль-Батаих неподалеку от Басры (Южный Ирак). От рук этих фанатиков пали многие тысячи мусульман.

Но среди самих хариджитов не было единства. Уже в I веке хиджры (VII в.) они распались на три соперничающие между собой секты - ибадитов, суфритов и азракитов. Однако самой ранней группой, заложившей основы хариджитского движения мусульманские ересиографы называют мухаккимитов (напр. аль-Багдади, аль-Фарк , 74-82) В последующие годы раскол среди них еще более углубился и к III в. (X в.) мусульманские ересиографы указывали на наличие у них около 20 сект.

Хариджитское движение в последующие десятилетия охватило Ирак, Иран, Йемен, Северную Африку. После VI в. (XI в.) они окончательно ослабли и сошли с политической арены.

Наше время небольшие группы азракитов и ибадитов все еще встречаются в Алжире, Ливии и Омане.

Доктрина

Всем хариджитам свойственно отречение от праведных халифов Османа и Али, а также от последующих халифов.

Мусульманский ересиограф V-VI вв. (X-XI вв.) Аш-Шахрастани в книге Китаб ал-Милал ва-н-Нихал (Книга о религиях и сектах) выделил основную ересь в учении ранних хариджитов-мухаккимитов отличающих их от ортодоксальных мусульман-суннитов. Она касается вопроса о политической власти в халифате. Как известно, ортодоксальные мусульмане, в соответствии с хадисами пророка признают руководство (имамат) за представителями родного племени пророка - курайш. Все халифы Арабского халифата были родом из этого племени.

Однако хариджиты придерживались других взглядов. Аш-Шахрастани писал: Они допускали, что имамат может быть среди некурайшитов, и каждый, кого они назначали по своему усмотрению, обходился с людьми соответственно той справедливости и тому воздержанию от несправедливости, примеры которых они показали ему, - тот был имамом. Кто выступит против него, с тем необходимо вести борьбу. Если же он изменит образ действия и отступит от справедливости, то его следует сместить или убить. Они допускали, что в мире вовсе не быть имама, если же в нем возникнет потребность, то им может быть раб или свободный, набатеец или курайшит . Первым имамом хариджитов был Абдаллах бин Вахб ар-Расиби.

После раскола среди хариджитов в ней образовалась секта азракитов. Учение этой секты было крайне радикальным. Основателем азракизма был Нафи ибн аль-Азрак [ум. в 66 г. (685)]. Подробно учение азракитов описали ан-Наши аль-Акбар (Масаил, 68-70), аль- Ашари (Малакат, 86-89) и т. д. Согласно их сведениям, они обязывали всех своих последователей участвовать в вооруженной борьбе против законной власти. Уклоняющихся от борьбы они объявляли неверными и убивали. Азракиты объявили неверными всех мусульман, которые не разделяли их убеждений и призывали к их убийству. Нафи ибн аль-Азрак даже разрешил убивать женщин и детей противника.

Одним из самых радикальных постулатов ереси азракизма было то, что они считали любого мусульманина, совершившего тяжкий грех неверным. Таких людей они объявили вышедшими из Ислама и пребывающими вечно в аду.

Схожие принципы были и у другой секты хариджитов - азиритов. Согласно их доктрине смерти подлежали и Обладатели писания (христиане и иудеи). Аль-Ашари и аль-Багдади упоминали, что основатель этого движения Наджда ибн Амир говорил, что Кто совершил плохой поступок или сказал ложь - незначительную или тяжкую - и упорствовал в этом, тот многобожник, а кто совершил прелюбодеяние, выпил вино, украл, не упорствуя в этом, тот многобожником не является . В вопросе имамата они утверждали, что мусульманам вообще не нужен имам, но если они решили его избрать, то это допустимо.

Несколько умереннее по сравнению с азракитами и азиритами было другое течение среди хариджитов - ибадиты. Это наиболее умеренная из хариджитских течений. Они выделились из среды азракитов, после того как основатель этой секты Абдаллах ибн Ибад отказался выступить против Омеййадов. Это произошло в 65 г. (684).

Аш-Шахрастани в книге Китаб аль-Милал ва-н-Нихал приводит слова Абдаллаха ибн Ибада, характеризующие основные доктринальные особенности идеологии ибадитов: Наши противники из числа мусульман являются неверующими, но не многобожниками. С ними дозволено вступать в брак, разрешается наследовать им, во время войны разрешается брать в качестве добычи из их имущества лошадей и оружие, а все остальное запрещено. Запрещено убивать их и брать их в плен тайком, коварно, разве только после вступления в войну и представления доказательства веры .

Далее, аш-Шахрастани приводит еще некоторые данные о доктрине ибадитов: Они говорили, что территория их противников из числа приверженцев ислама есть территория единобожия, за исключением лагеря правителя, ибо это территория несправедливости. Они допускали свидетельствование своих противников против своих товарищей, а о совершивших тяжкие грехи говорили, что они - не многобожники, но и неверующие .

В связи с тем, что сект в Хариджизме было очень много, не представляется возможным описание всех их воззрений в данном труде. Я привел основные исторические события и доктринальные особенности главных хариджитских сект.

Крайне радикальный характер учения и деятельности хариджитов поставили их вне закона среди мусульман и оттолкнули от них население. В этих условиях они постепенно сошли с политической арены и сегодня представлены лишь малочисленными группами, в основном ибадитского толка, которые давно уже отказались от крайнего радикализма.

В заключении остается добавить, что возникновение хариджизма было предсказано нашим пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Божье). Однажды он делил между людьми золото. К нему подошел один человек и сказал: О Мухаммад, побойся Аллаха! . Посланник Аллаха на это сказал: Кто будет покорен Аллаху, если не я? Мне доверили всех обитателей земли, а ты не доверяешь мне? . Затем он добавил: Из таких вот людей выйдет народ, который будет читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они будут убивать мусульман, и призывать язычников. Они выйдут из Ислама подобно тому, как стрела пронзает дичь. Если вы застанете их, то убейте их так же, как некогда было убито племя Ад . (Бухари, Муслим
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ