Новости:

Новая тема оформления на форуме!

Главное меню

Бог един!

Автор dont_bother, 10 августа 2012, 17:11:06

« назад - далее »

dont_bother

 Жители разных стран и континентов отличаются друг от друга. Хотя их всех
объединяет главная черта, а именно принадлежность к человеческой расе, между
ними есть множество различий, носящих второстепенный характер. Невозможно найти
двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются один от другого
внешностью и характером, поэтому неудивительно, что уроженцы разных стран не
могут быть схожими во всем. Поскольку в каждой стране уникальные климатические
условия и ландшафт, растительность и продукты питания, уроженцы этих стран имеют
разное телосложение, разный цвет кожи и разные обычаи, носят разную одежду и
едят разную пищу. То же самое относится к их образу мысли, а следовательно, и к
представлениям о Боге, которые, хотя и сходны по сути, отличаются в деталях.
Минуя первобытный уровень и приобщаясь к цивилизации, научному знанию,
нравственным принципам и, наконец, преданному служению, разные народы
естественным образом приобретают различия в языке, одежде, пище и складе ума. А
они, в свою очередь, приводят к возникновению разных форм поклонения Богу. С
объективной точки зрения, в таких малосущественных различиях нет ничего
предосудительного. Если эти народы придерживаются правильного понимания Бога и
поклоняются Ему, то все они, без сомнений, достигнут одной и той же цели.
Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху призывал проповедовать служение Господу в Его
высшем образе, но при этом говорил, что нужно избегать критических замечаний в
адрес тех, кто поклоняется Богу иначе [1_1_13].
      По названным причинам религии мира имеют пять основных различий. Первое
касается учителей или пророков. Второе – образа мысли верующих, а стало быть, и
того настроения, в котором они почитают Бога. Третье – религиозных ритуалов.
Четвертое – представлений о Боге, а пятое – имен и названий, зависящих от
особенностей того или иного языка.
      Духовными наставниками в Индии считаются риши, а в иных странах – Магомет
и другие пророки, Иисус Христос и разные святые. Почитать святых своего народа –
долг каждого человека. Но никто не должен отправляться в чужие страны и
проповедовать там превосходство своего учения над всеми остальными (хотя
верующий может и должен думать, что его учение самое лучшее, ибо это укрепляет
его веру). В конечном счете, прозелитизм никому не приносит блага.
      Что касается настроения верующих и способов выражения почтения, в Индии
Богу поклоняются, сидя на асане и совершив перед поклонением ньясу и пранаяму.
Мусульмане пять раз в день кланяются Господу, повернувшись лицом к Мекке.
Христиане смиренно воздают Богу хвалу, стоя на коленях со сложенными ладонями.
При этом в каждой стране своя ритуальная одежда и пища, а также свои понятия о
чистоте и нечистоплотности.
      Аналогичным образом, существуют различия в представлениях верующих об
объекте поклонения и связанных с этим ритуалах. Одни, преисполнившись
преданности Богу, создают Его образ сначала в своем сердце, затем в уме и,
наконец, в окружающем мире, а затем поклоняются этому образу, внутренним
чувством сознавая его тождество Самому Господу. Последователи других религий,
подчеркивающих необходимость философского поиска истины, считают Бога
бесформенным и поклоняются Ему мысленно. Но, по сути дела, все это – лишь разные
ипостаси Господа [1_1_14].
      В зависимости от языка люди по-разному называют Бога и свою религию и
читают разные молитвы. Из-за упомянутых различий религии мира, естественно,
отличаются одна от другой, но эти различия ни в коем случае не должны
становиться предметом спора. Если нам доведется наблюдать, как Богу поклоняются
приверженцы другого вероисповедания, мы должны думать так: «Здесь проводят
богослужение моему Господу, но не так, как это делаю я, а иначе. Поскольку я
воспитан в другой среде, мне не до конца ясен такой метод поклонения. Тем не
менее, с его помощью я могу лучше понять и по достоинству оценить свою
религиозную традицию. Бог един для всех. Я почтительно склоняюсь перед
представленным здесь символическим изображением Господа. Да усилит Он мою любовь
к тому Его образу, который ближе мне и привычнее» [1_1_15]. Те же, кто думает
иначе, кто осуждает другие религии, питает ненависть к их последователям и
преследует их, несомненно, не отличаются большим умом и не могут считаться
людьми достойными. В какой степени они разжигают бессмысленную вражду, сеют
раздоры, в такой степени они теряют интерес к Богу.
      Оговоримся, что, хотя не следует слепо осуждать другие методы поклонения,
в то же время нельзя закрывать глаза на явные ошибки [1_1_16]. Ради всеобщего
блага их нужно исправлять. Вот почему Махапрабху вступал в спор с буддистами,
джайнами и имперсоналистами и обращал их на путь истинный. Такое поведение
Господа должно служить примером для Его преданных.
      Учения, основанные на атеизме, скептицизме, материализме, пантеизме и
имперсонализме, не ведут к Богу и потому считаются ошибочными. Следует понимать,
что они представляют собой полную противоположность религии, и их последователи
достойны глубочайшего сожаления. По мере возможностей, преданные должны
ограждать людей от таких ложных мировоззрений.
      Чистая любовь является вечным призванием души. Хотя, как уже говорилось,
между религиями существует пять основных различий, истинна та религия, которая
направлена на достижение этой любви [1_1_17]. Споры о внешних различиях
бессмысленны. Если цель религии – чистая любовь, то все остальное можно не
принимать во внимание. Что же касается атеизма, скептицизма, политеизма,
материализма, пантеизма и имперсонализма, то они по самой сути противоречат этой
любви.