ИЗ ИУДЕЙСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ
В своей книге «Ислам и Запад» (историческое обозрение) Филип Хитти пишет: «Источники Корана несомненны: христианство, иудаизм и арабское язычество». Он опирается в своем утверждении на факт, что во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изображение Иисуса и Марии были на внутренней стене Каабы. То, что материал Корана записан со слухов, он демонстрирует Кораническими утверждениями, что Иисус говорил людям из колыбели и из плоти вышла живая птица. Это утверждение соответствует апокрифическому евангелию Инфанса (младенчества). Мария — мать Иисуса перепутана с Марией — сестрой Аарона (Ест. 3:2). Кораническая история о двурогом «Великом Александре» происходит, должно быть, от римлян Александра, затем распространенная среди сирийских христиан. Тем не менее, следуя за Ричардом Беллом: «вопреки традиции то, что изображение Иисуса было найдено на одной из колонн Каабы не является хорошим доказательством нахождения христиан в Хиджазе или рядом с Меккой или даже Мединой. Аргументы Хитти таковы, что «хотя определенные коранические утверждения и имеют сходство с библейскими, но это вовсе не гарантирует нам то, что Коран цитирует или прямо заимствует из Библии. Сходные утверждения содержатся: в 53:39—42 Корана и Езееккиль 18:20, 53:45 Корана и Самуил 2:6, 1:5 Корана и Псалм 27:1: «Веди нас по дороге прямой» и «Веди нас по ровному пути» соответственно, это может быть объяснено на основании, отличном от прямой зависимости. Объяснение этому в том, что «далекий от рабской, подделки, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, исламизировал, арабизировал и национализировал материал». Об источниках Корана Кристи Уилсон пишет в книге «Знакомство с Исламом»: «Исследователи придерживаются мнения, что чисто коранические истории могут быть описаны еврейским Талмудом и евангельскими апокрифами лучше, чем Ветхим и Новым Заветами. Уилсон также упоминает кажущийся беспорядок с Хаманом и Марией. В своей книге «Источники Ислама» Ричард Белл пытается доказать, что «Источники Ислама в его христианском окружении», «ключ ко многому в Коране и жизненном пути Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, лежит в его постепенном постижении знаний о содержании Библии. Мы можем увидеть сознательные заимствования — он вполне искренен в этом».
Коранические ссылки на людей «пещеры», Александра Великого, которые никогда не ассоциировались с Библией, цитируются Беллом как доказательство того, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, непосредственно не работал с Библией, а лишь косвенно получал информацию о ней. Белл также упоминает кажущийся беспорядок с Марией — матерью Иисуса и Марьям — сестрой Моисея. Кенез Крагг пишет в книге «Призыв минарета»: «Библейские рассказы значительно отличаются от своих аналогов в Коране и предполагают устное, а не прямое знакомство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с Библией. Почти отсутствует в Коране то, что можно было бы рассматривать как цитирование». Крагг твердо убежден, что такие очевидные несоответствия, как с матерью Иисуса, показывают, что уровень устных контактов Мухаммада был неудовлетворительным, чтобы твердо овладеть христианством.
X.А. Гибб в своей книге «Мухаммаданизм: историческое обозрение» вводит другой возможный источник Корана: «С точки зрения коммерческих связей между Меккой и Йеменом было бы естественно предположить, что некоторые религиозные идеи были принесены в Мекку с караванами пряностей и тканей. И в Коране есть детали языка, придающие правдоподобность этому предположению.
Линрон П. Харриес пишет в своей книге «Ислам в восточной Африке»: «Мухаммад сам заимствовал из Библии, также сегодня мусульмане, сознательно или нет, заимствуют христианскую идеологию даже в вопросах, которые Коран не поддерживает».
В соответствии с Р.А. Николсоном Коран может быть отнесен к Ханифам и иудейско-христианским источникам. «Мы много слышали о христианах-отшельниках и ханифах, которые отвергали бы идолопоклонничество. Перед призывом Мухаммад был в соприкосновении с некоторыми из них, т.к. путешествовал с торговыми караванами Мекки... Мухаммад собирал знания со слухов и сделал превосходный внешний вид».
Рассматривая влияние иудеев и христиан на Коран, «Новая католическая энциклопедия» пишет: «Принципиальное, но не исключительное влияние на Мухаммада должны были иметь иудаизм и христианство... очень возможно, что Мухаммад слышал импровизированные переводы иудейских и христианских священных писаний».
Другой трудностью в представлении жизни Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, является его неграмотность. Как говорит Коран, если бы Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был грамотным, многие критики могли бы сомневаться в правдивости утверждений (29:48 ), но т. к. он был неграмотен, невероятно, что он мог собирать материалы ханифов, христиан, иудеев, языческие, а затем создавать новый материал и декламировать его в течение 23 лет на бесподобном по величественности языке без помощи ручки.
Также не стоит забывать, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, вырос в окружении идолопоклонников, а Коран, безусловно, монотеистичен. В самом деле, в Мекке было очень мало или вообще не было ханифов, не разделявших поклонение идолам. Но они не имели ни церкви, ни священных писаний. Нет даже документов об их вере. Возможно, это было несколько мекканских христиан, но их количество было крайне мало. Фактически, критики Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не обвиняли его в изучении Корана от ханифов или христиан, но обвиняют его в изучении Корана от кузнецов с окраин Мекки. Он, бывало, ходил и смотрел на их работу. Но Коран отрицает это обвинение, указывая, что эти люди разговаривали на другом языке, в то время как Коран написан на чисто арабском: «Мы знаем, что они говорят: «Ведь его учит только человек». Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это — язык арабский, ясный». (16:103). Контакты Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с образованными иудеями и христианами были очень ограничены. Он всего два раза встречался с Варакой ибн Науфалом — родственником Хадиджи, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, , который ослеп в последние годы своей жизни. Даже среди арабов Барака стал христианином. Их первая встреча произошла в момент обхождения Варакой Каабы. Увидев Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он подошел и нежно поцеловал его в голову. Вторая встреча произошла уже после получения Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, первого откровения. Три года спустя Барака умер, а ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет. Также были христиане в Найране, Йемене и несколько иудеев в Ясрибе, позже известном как Медина. Не зарегистрировано поездок Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в Найран до или после начала прихода откровений.
Перед началом прихода откровений Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был в Медине всего один раз. Когда ему было 6 лет, он вместе со своей матерью посетил родственника Бан Наййара и могилу отца, который умер, когда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был еще в утробе матери. Это столь фантастично, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, за день или два мог выучить все 66 или 73 книги Библии. В любом случае, расстояние между Меккой и Мединой — сотни километров. В те времена не было ни самолетов, ни машин, были только верблюды. Переход на верблюдах занимал недели. И Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не мог передвигаться между двумя городами незамеченным. Поэтому понятно, что такой путь возникновения Корана невозможен. Некоторые исследователи упоминают факт, что, бывало, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, дискутировал с иудеями и христианами, но они не упоминают даты этих дискуссий. В то время, как такие дискуссии действительно были, но только после переезда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину, тогда как за 13 лет, прожитых Пророком в Мекке после начала ниспосланий, было ниспослано 2/3 объема Корана. И в Коране упоминаются эти дискуссии. К примеру, аяты 3:33—63 Корана были ниспосланы на 9-ый год после переезда в Медину, по поводу прихода группы христиан из Найрана. И, как известно, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, встречал их не как ученик, а как учитель и наставник и, бывало, исправлял их догмы.
Все имеющиеся документы показывают, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, перед тем, как началось ниспослание Корана, имел три поездки из Мекки: в 6 лет вместе со своей матерью он ездил в Медину, между 9 и 12 годами в сопровождении дяди Абу Талиба он совершил деловую поездку в Сирию, в 25 лет он водил караван Хадиджи в Сирию.
Вот мнение Гамаля Бадави: «Надо иметь сильное воображение, чтобы сказать, что будучи в деловой поездке, случайно встречаясь с иудеями и христианами, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, мог достаточно изучить обе религии и создать на их основе новую могущественную религию».
Более того, приведенные утверждения поднимают много вопросов. Гамаль Бадави сформулировал 6 вопросов:
1. Почему, вопреки изобилию исторических материалов о жизни Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и расширенным исследованиям его жизни в течение многих веков его критикам было невозможно найти тех таинственных учителей, у которых Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, мог узнать Ислам?
2. Известно, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в течение 13 лет осмеивался, подвергался преследованиям. Было ли трудно такому количеству врагов доказать людям, что утверждения Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, об откровениях были явной ложью? Было ли невозможно для них обнаружить и назвать людей, обучавших Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Корану?
3. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, вырос среди людей и. все подробности его жизни были им известны.
Ведь племенная жизнь в пустыне характеризуется особой открытостью. Как могло множество его современников, включая его близких родственников, знавших его очень хорошо, поверить в его правдивость, имей они хоть какие-нибудь сомнения в искренности его призыва?
4. Какие учителя могли обучить Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, последовательной и законченной религии, буквально перевернувшей мир? Почему они никак не реагировали на ученика, продолжавшего учиться у них и утверждающего божественность этого учения?
5. Как могло большое количество иудеев и христиан, бывших современников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, стать мусульманами и поверить в его правдивость в то время, как они знали, что он списал все с их божественных откровений или учился у их духовенства или раввинов?
6. Известно, что некоторые коранические откровения ниспосылались Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в присутствии людей. Коран был ниспослан за 23 года. Где потом были те таинственные учителя Мухаммада? Как могли они так долго скрываться? И как мог Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно находившийся в окружении последователей, многократно совершать к учителям визиты и скрывать их так искусно, что за 23 года ничего не было обнаружено?