Что такое хадис и какова его история?

Автор Shamil, 07 июня 2006, 15:37:29

« назад - далее »

Shamil

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Который оказал мусульманам милость, ниспослав священный Коран, и поручился за то, что сохранит его неизменным в сердцах людей и в письменном виде до самого Судного дня, а потом дополнил сохранность Корана сохранностью сунны лучшего из посланников.
Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), которому Аллах доверил разъяснить то из Корана, что было Ему угодно, и которому сказал:
"... а тебе Мы ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им, а они одумались бы"(16:44) И пророк (мир ему и благословение Аллаха), использовавший понятные людям методы, разъяснял им Коран своими словами, делами и одобрением того, что делали другие.
И да будет доволен Аллах сподвижниками благородного пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые восприняли сунну непосредственно от него, усвоили ее и передали другим мусульманам все то, что они слышали и чему были свидетелями, именно так, как они слышали и видели это. Иначе говоря, они передали сунну другим людям свободной от примесей, искажений и изменений.
И да помилует Аллах и дарует прощение нашим праведным предшественникам, которые передавали чистую сунну из поколения в поколение, выработав строгие принципы и правила с целью правильности ее передачи и очищения ее от искажений лжецов.
И да воздастся благом мусульманским ученным (улемам), которые пришли на смену праведным предшественникам, восприняли от них принципы и правила передачи сунны, а потом усовершенствовали, систематизировали и изложили их в специальных сочинениях, впоследствии получивших в своей совокупности название "науки о терминологии хадисов" (Эту дисциплину называют также "наукой изучения хадисов" ('ильм аль-хадис дирайатан), "хадисоведением" ('улюм аль-хадис) и "основами хадисов" (усуль аль-хадис))
...и следуют они лишь своим предположениям

Shamil

История

Краткий исторический очерк о возникновении науки о терминологии хадисов и стадиях ее развития

От внимания исследователя не может остаться скрытым тот факт, что принципы передачи сообщений были сформулированы уже в священном Коране и сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так, например, в Коране сказано:
"О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (правда ли это)...".(49:6)
А в одном из хадисов сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего (точно) так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышавшего (непосредственно)".(ат-Термези) .В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Иногда передающий знание (передает его) тому, кто знает больше, чем он, и иногда передающий знания сам знающим не является".(Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад)
В цитированных нами выше айате и хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходимо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и точно передавать эти сообщения другим людям.
Выполняя веление Аллаха Всевышнего и Его посланника, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, проявляли осмотрительность при передаче и восприятии хадисов, особенно в тех случаях, когда они сомневались в правдивости их передатчиков. С учетом этого становится ясной роль иснада(цепочки передатчиков хадиса) при определении приемлемости или неприемлемости тех или иных хадисов.
Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, возникла наука отвода и подтверждения, один из разделов которой был посвящен сбору сведений о передатчиках, знанию непрерывных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков не упоминаются, а также знанию скрытых недостатков иснадов. Сначала критике подвергались только некоторые передатчики, что объяснялось малым количеством тех из них, сообщения которых не принимались.
Однако впоследствии улемы стали предпринимать больше усилий в этом направлении, в результате чего появились исследования по многим научным дисциплинам. Предметом этих дисциплин являлись критерии точности хадисов, а также способы их восприятия и передачи и некоторые другие веши, которые сначала обычно передавались улемами устно.
С развитием науки о хадисах все эти сведения стали фиксироваться и записываться, но записи делались в разных местах книг и были смешаны с материалами, относившимися к другим областям знания. Так, их можно было найти в сочинениях по основам религии, фикху и хадисам, примером чего являются такие труды имама Аш-Шафи'и как "Китаб ар-рисаля" и "Китаб аль-умм".
В конце концов, в четвертом веке хиджры, эти науки достигли должного уровня развития и отделились друг от друга; их терминология устоялась, а улемы стали составлять специальные труды по терминологии хадисов. Кади Абу Мухаммад Аль-Хасан ибн Абду-р-Рахман ибн Халляд Ар-Рамахурмузи, умерший в 360 г. х., написал сочинение под названием "Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави уа-ль-уа'и", ставшее одним из первых трудов такого рода. Ниже я привожу названия наиболее известных сочинений по терминологии хадисов, начиная со времени написания первых отдельных трудов по данному вопросу и до наших дней.
...и следуют они лишь своим предположениям

Shamil

Библиография

Наиболее известные труды по терминологии хадисов

1.Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави уа-ль-уа'и
Автором этого труда является вышеупомянутый кади Абу Мухаммад Аль-Хасан ибн Абду-р-Рахман ибн Халляд Ар-Рамахурмузи.
2.Ма'рифат 'улюм аль-ахадис
Автором этого труда является Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла Аль-Хаким Ан-Найсабури, умерший в 405 году хиджры.
3.Аль-мустахрадж 'аля ма'рифат 'улюм аль-хадис
Автором этого труда является Абу Ну'айм Ахмад ибн Абдулла Аль-Исбахани, умерший в 430 году хиджры. В своем труде он восполнил некоторые пробелы, имеющиеся в книге Аль-Хакима Ма'рифат 'улюм аль-хадис, и имеющие отношение к основоположениям этой отрасли знания.
4.Аль-кифайа фи 'ильм ар-ривайа
Это сочинение написал известный ученый Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Сабит Аль-Хатыб Аль-Багдади, умерший в 463 году хиджры. В его книге должное внимание уделяется формулированию вопросов данного вида знания и разъяснению основоположений передачи хадисов. Она считается одним из важнейших первоисточников этой науки.
5.Аль-джами' ли-ахляк ар-рави уа адаб ас-сами'
Этот труд также принадлежит перу Аль-Хатыба Аль-Багдади. Как видно из самого названия этого единственного в своем роде сочинения, оно посвящено исследованию правил передачи хадисов, а его содержание представляет собой большую ценность. Вообще же следует отметить, что найдется немного таких отраслей науки о хадисах, по которым Аль-Хатыб не написал бы отдельного труда. Такой знаток хадисов, как Абу Бакр ибн Нукта, сказал о нем следующее: "Каждому беспристрастному человеку известно, что все мухаддисы после Аль-Хатыба пользуются написанными им книгами".
6.Аль-ильма' иля ма'рифат усуль ар-ривайа уа такййид ас-сима'
Это сочинение написал кади Иййад ибн Муса Аль-Йахсуби, умерший в 544 году хиджры. В своем исследовании он ограничился лишь тем, что имеет отношение к способам восприятия и передачи хадисов, а также ответвлениям этой научной дисциплины, однако затронутая в нем тема раскрыта хорошо и то же самое можно сказать о компоновке этого сочинения.
7.Ма ля йаса'у-ль-мухаддиса джахлюху
Автором этого труда является Абу Хафс Умар ибн Абду-ль-Маджид Аль-Майанаджи, умерший в 580 году хиджры.
8.'Улюм аль-хадис
Автором этого труда является Абу Амр Усман ибн Абду-р-Рахман Аш-Шахразури, известный также как Ибн Ас-Салях и умерший в 643 году хиджры. Его труд, который известен и под другим названием — "Мукаддимат Ибн Ас-Салях", является одним из лучших трудов по терминологии хадисов. В нем Ибн Ас-Салях собрал разрозненные материалы из сочинений Аль-Хатыба и более ранних авторов, что делает его крайне полезным.
9.Ат-такриб уа-т-тайсир ли-ма'рифат сунан аль-башир ан-назир
Автором этого прекрасного труда является Мухйи-д-дин Йахйа ибн Шараф Ан-Навави, умерший в 676 году хиджры. Его книга представляет собой краткое изложение книги Ибн Ас-Саляха 'Улюм аль-хадис.
10.Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави
Автором этого труда является Джалялю-д-Дин Абду-р-Рахман ибн Абу Бакр Ас-Суйути, умерший в 911 году хиджры. Как видно из его названия, он представляет собой комментарий к книге Такриб Ан-Навави и является весьма полезным.
11.Назм ад-дурар фи 'ильм аль-асар
Автором этого труда является Зайну-д-Дин Абду-р-Рахим ибн Аль-Хусайн Аль-Ираки, умерший в 806 году хиджры. Это сочинение известно также под названием Альфийат аль-Ираки. Оно представляет собой упорядоченное изложение вышеупомянутого труда "Улюм аль-хадис Ибн Ас-Саляха, к которому Аль-Ираки добавляет нечто и от себя. Это сочинение является весьма полезным, и к нему было составлено множество комментариев, два из которых написал сам автор.
12.Фатх аль-Мугис фи шарх альфийат аль-хадис.
Автором этого труда является Абду-р-Рахман Ас-Сахави, умерший в 902 году хиджры, а сам он представляет собой комментарий к Альфийат Аль-Ираки и относится к числу самых полных и наилучших комментариев к данному труду.
13.Нухбат аль-фикар фи мусталях ахль аль-асар
Автором этого труда является знаток хадисов Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, умерший в 852 году хиджры. Несмотря на небольшой объем, этот труд является одним из полезнейших и наилучших по компоновке сочинений такого рода, в котором материал был расположен автором совершенно по-новому. Ибн Хаджар сам составил комментарий к этому труду и назвал его Нузхат ан-назар. Известны комментарии и других авторов.
14.Аль-манзума аль-байкунийа
Автором этого труда является Умар ибн Мухаммад Аль-Байкуни, умерший в 1080 году хиджры. Данное сочинение является кратким стихотворным произведением, не превышающим по своему объему тридцати четырех бейтов. Оно считается одним из полезных кратких сочинений и пользуется широкой известностью. К нему был составлен целый ряд комментариев.
15.Кава'ид ат-тахдис
Автором этого полезного труда является Мухаммад Джамалю-д-Дин Аль-Касими, умерший в 1332 году хиджры.
Известно и множество других трудов по терминологии хадисов, перечисление которых заняло бы слишком много времени, в силу чего я ограничился упоминанием только наиболее известных из них, и да воздаст Аллах благом всем их авторам за нас и всех мусульман.
...и следуют они лишь своим предположениям

Shamil

Основные определения

1.Польза от науки о терминологии хадисов.
Она позволяет отличить достоверные хадисы от хадисов, имеющих те или иные недостатки.

2.Хадис
а) Лексическое значение этого слова: "новый"; множественное число — ахадис.
б) Терминологическое значение: сообщение о любом слове или деле пророка (мир ему и благословение Аллаха), молчаливом одобрении им, либо его качестве.

3.Иснад
Цепь передатчиков, приводящая непосредственно к самому хадису.

4.Мухаддис
Человек, который занимается наукой о хадисах и передает хадисы, хорошо разбирается в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках.
...и следуют они лишь своим предположениям

Shamil

СООБЩЕНИЕ (ХАБАР)

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ:
КЛАССИФИКАЦИЯ СООБЩЕНИЙ С УЧЕТОМ ТОГО, КАК ОНИ ДОШЛИ ДО НАС


Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы:
1.Если сообщение передается очень многими путями, определенное количество которых не установлено, оно относится к числу сообщений, именуемых "мутаватир"(заслуживающих доверия).
2.Если сообщение передается небольшим количеством путей, оно относится к числу отдельных сообщений — ахад.
Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на подгруппы и отличается своими особенностями, о чем, если пожелает Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сейчас перейду к исследованию сообщений, именующихся "мутаватир''.

ТЕМА ПЕРВАЯ
Сообщения, относящиеся к категории "мутаватир"

1. Определение
а) По форме слово "аль-мутаватир" является причастием действительного залога, образованным отглагольным именем "таватур" — следование один за другим.
б) Терминологическое значение слова "таватур": передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.
Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяет сделать вывод о невозможности того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно фальсификации этого сообщения.
2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение.
Из пояснений к определению ясно, что к категории мутаватир можно отнести лишь то сообщение, которое удовлетворяет четырем условиям:
а) Если оно передается большим количеством передатчиков. Относительно минимального их количества единого мнения нет, но в целом считается, что их должно быть не менее десяти.
б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада.
в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации.
г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств.
Имеются в виду их слова: "Мы слышали...", или: "Мы видели...", или: "Мы прикасались...". Если же в основе их сообщений лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории мутаватир.
3. Суждение о таком сообщении
Сообщение, относящееся к категории мутаватир, заключает в себе такую необходимую или же достоверную информацию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, будто он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом сообщении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в выяснении же подробностей деятельности передатчиков необходимости нет.
4. Группы таких сообщений
Сообщения, относящиеся к категории мутаватир, подразделяются на две группы: буквальные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма'нави).
а) Аль-мутаватир аль-ляфзи — это такие сообщения, которые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.
Примером может служить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто намеренно возвел на меня ложь", и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников.
б) Аль-мутаватир аль-ма'нави — это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу.
В пример можно привести хадисы, где сообщается о воздевании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке (мир ему и благословение Аллаха) в каждом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории мутаватир, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) воздевал руки, позволяют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов.
5. Наличие таких сообщений
Известно немало хадисов, относящихся к категории мутаватир, например хадисы о водоеме пророка (мир ему и благословение Аллаха), хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омовения, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего так же, как он услышал это...", и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (ахад) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними количество хадисов мутаватир очень невелико.
6. Наиболее известные сочинения, посвященные хадисам, которые относятся к категории мутаватир
Ученные уделяли большое внимание собиранию хадисов, относящихся к категории мутаватир, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стремящимся к знанию. В пример можно привести следующие сочинения:
а) Разбитое на главы сочинение Ас-Суйути Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира.
б) Катф аль-азхар, также принадлежащее перу Ас-Суйути. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего.
в) Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир Мухаммада ибн Джафара Аль-Каттани.
...и следуют они лишь своим предположениям