Солнце НЕ садится в горячий и мутный источник

Автор Муслим, 08 июня 2006, 01:22:01

« назад - далее »

Муслим

Действительно ли Пророк Мухаммад считал, что солнце садится в горячий и мутный источник?

Некоторые противники ислама пытаются обвинить мусульман в несоответствии коранических знаний научным истинам. В частности, они ссылаются на аят из истории о праведнике Зуль-Карнейне (не Александре Македонском, как могут полагать некоторые): «Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный (или горячий) источник» (аль-Кахф, 86).
Однако подобные обвинения безосновательны, что ясно из многочисленных трудов по мусульманской экзегетике. Для большей наглядности мы процитируем комментарии некоторых авторитетных средневековых ученых к данному аяту.
Имам аль-Куртуби (ум. 671 г.х.) писал: «Это не означает, что он дошел до самого солнца на востоке и западе, вплотную приблизившись к самому небесному телу. Солнце вращается вместе с небом вокруг земли, не касаясь земли. Оно имеет огромные размеры и не может вместиться в источник на земле. Более того, оно во много раз больше самой Земли. Смысл этих слов в том, что он дошел до последних обитаемых земель на западе и на востоке. Пред его очами открылась картина, когда солнце словно опускалось в мутный источник. Таким же образом, когда мы наблюдаем за закатом солнца на равнине, нам кажется, что оно словно уходит под землю. Вот почему Аллах сказал: «Он обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не установили от него никакого прикрытия» (аль-Кахф, 90). Это не означает, что восходящее солнце соприкасалось с этими людьми. Аллах имел в виду, что они были первыми, над кем встает солнце». См. «Аль-Джами' ли Ахкам аль-Кур'ан», т. 11, с. 49-50.
Аль-Бейдави (ум. 685 г.х.) писал: «Очевидно, он достиг берега океана, и его взору открылась такая картина. Он не видел ничего, кроме воды, и поэтому Аллах сказал: «...он обнаружил, что оно закатывается...», а не сказал, что оно действительно закатывалось в мутный источник». См. «Анвар ат-Танзил ва Асрар ат-Та'вил», т. 3, с. 520.
Аль-Багави (ум. 516 г.х.) привел слова аль-Кутейби: «Допустимо, что слова "в мутный источник" означают "возле мутного источника". Либо его глазам открылась такая картина, словно солнце опускалось в него». См. «Ма'алим ат-Танзил», т. 3, с. 179.
Ибн аль-Джаузи (ум. 597 г.х.) писал: «Кое-кто может ошибочно предположить, что Солнце, несмотря на его огромные размеры, погружается в источник воды, но это не так. Оно во много раз больше земли. Разве ж может оно вместиться в один родник?! Зуль-Карнейну открылась картина, которая открывается морякам, не видящим вокруг ничего, кроме воды. Им кажется, что солнце опускается в воду. Объясняется же это тем, что Зуль-Карнейн дошел до края суши, и перед ним не было ничего, кроме мутной воды». См. «Зад аль-Масир», т. 5, с. 186 (сокращенно).
Ибн Касир (ум. 774 г.х.) писал: «Он шел долго, пока не дошел до крайних земель на западе. Речь не идет о том участке неба, где закатывается солнце, поскольку он не мог добраться до него. Что же касается вымыслов рассказчиков о том, что он дошел до того места, где заходит солнце, то они не имеют никакого основания. Большинство из них опирается на измышления людей Писания и суждения неверующих и лжецов из их числа». См. «Тафсир аль-Кур'ан аль-'Азим», т. 3, с. 137.
Однако противники ислама продолжают настаивать на том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, полагал, что солнце в действительности опускается в горячий источник. В качестве аргумента они ссылаются на хадис, переданный Абу Давудом со слов Абу Зарра: «Однажды я сидел позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на осле. Солнце приближалось к месту заката, и он спросил: "Знаешь ли ты, где оно закатывается?" Я ответил: "Аллаху и Его Посланнику лучше знать". Он сказал: "Оно закатывается в горячий источник"». В версии Ахмада говорится: «...в мутный источник».
Рассказчики хадиса заслуживают доверия. Но следует знать, что этот рассказ Абу Зарра пересказывали сразу три ученика Ибрахима ат-Тейми. И только аль-Хакам ибн 'Утейба упоминал его в такой форме. Двое других рассказчиков - Сулейман аль-А'маш и Абу 'Убейд - пересказывали хадис в иной форме, не упоминая о том, что солнце закатывается в мутный (или горячий) источник.
В частности, Ахмад и аль-Бухари передали со слов Абу Зарра, что однажды, когда солнце закатилось, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Знаешь ли ты, куда оно направляется?» Он ответил: «Аллаху и Его Посланнику лучше знать». Он сказал: «Поистине, оно движется, пока не совершает поклон под Троном. Потом оно испрашивает разрешения [продолжить путь], и ему позволяют сделать это. Но очень скоро оно совершит поклон, и от него не будет принято. Оно попросит разрешения, но ему не будет позволено. И тогда ему будет сказано: "Возвращайся туда, откуда явилось!" Так оно взойдет на западе, о чем и сказал Всевышний: «Солнце плывет к своему местопребыванию. Так предопределил Могущественный, Знающий» (36:38)».
Таким образом, версия аль-Хакама ибн 'Утейбы противоречит другим, более надежным версиям этого хадиса. Достаточно сказать, что она противоречит версиям, упомянутым в "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима. Помимо того, единственным, кто рассказывал ее со слов аль-Хакама, был Суфьян ибн Хусейн. Между тем со слов Сулеймана аль-А'маша хадис пересказывало четверо ученых, а со слов Абу 'Убейды - двое. Все это позволяет нам назвать версию аль-Хакама слабой, противоречащей другим достоверным сообщениям (шазз).
Но даже если бы она была надежной, это все равно не означало бы того, что слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, следует понимать буквально, поскольку он часто напоминал сподвижникам об аятах Корана. И вполне возможно, что он напомнил своему спутнику о том, как описывается закат солнца в Писании Аллаха. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Автор - Эльмир Кулиев

Лавр

Замахшари пишет в своей книге «Каш-шаф»

«Абу Зарр (один из близких соратников Мухаммеда) был вместе с Мухаммедом во время заката. Мухаммед спросил его: «Знаешь ли ты, о Абу Зарр, где находится это место заката?» Он ответил: «Аллах и Его Посланник знают это лучше». Мухаммед сказал: «Оно садится в мутный источник» (3-е изд., Т. 2 стр. 743, 1987).

В этой же книге «Свет Откровения» (с. 399), Бейдави отмечает:

«Солнце садится в мутном источнике; это колодец, который содержит ил. Некоторые из чтецов Корана, читают это следующим образом: «... горячем источнике», таким образом мы встречаем два сочетающихся описания. Упоминается что Ибн' Аббасом слышал как Му'авийа в своем чтении также именовал источник горячим. Он сказал ему: «Он илистый». Му'авийа направлял посыльного к Ка'б ал-Ахбару и спрашивал его: «Где садится солнце?» Он отвечал – в воде и иле и там, где были некие люди. Таким образом он согласился с утверждением ибн аль-'Аббаса. Был также поэт,который написал несколько строф,в которых упоминается о солнце садящемся в мутный источник».

Ас-Суйюти (с. 251) говорил, что солнце садится в колодец, который содержит мутный ил. Мы находим тот же текст и такую же интерпретацию в комментариях Табари (с. 339) так же как и в труде «Краткое изложение Табари» (с. 19 часть 2) в котором отмечается, что колодец в который садится солнце «содержит известняк и темный ил».

Это комментарии основных исламских авторитетов и ближайших сподвижников Мухаммеда, таких как ибн Аббас и Абу Зарр.

Муслим

1) Аль-Бейдави (ум. 685 г.х.) писал: «Очевидно, он достиг берега океана, и его взору открылась такая картина. Он не видел ничего, кроме воды, и поэтому Аллах сказал: «...он обнаружил, что оно закатывается...», а не сказал, что оно действительно закатывалось в мутный источник». См. «Анвар ат-Танзил ва Асрар ат-Та'вил», т. 3, с. 520.  
Странно, не правда ли, что один и тот же ученый приводит совершенно противоречивые толкования?

2) Насчет Абу Зарра разобрались, это слабое сообщение.

3) Прошу привести названия книг ас-Суюти и ат-Табари.

4) насчет основных вы что-то "гоните"  :?

azer

Господин Лавр вы знаете что для мусулман основным источником хадисов является Бухари и Муслим если кто то противоречит им то бесспорно исползуются эти книги даже исламские ученые когда что то пишут они стараются исползыват хадисы этих авторов

Scar

Приписать автору Кур-ана попытку рассказать такую же сверхпримитивную сказку типа «земля стоит на трех китах, а те – на черепахе и т.д. – не более как грубоватая и интеллектуально неблестящая акция.

Но, мне думается, здесь не только метафора и поэтический образ. Кур-ан – книга настолько информативно насыщенная, что здесь должен быть какой-то глубокий смысл.

Может быть, говоря о источнике, имелось в виду, упоминалось очень кратко, какое-то знание, изложение которого не могло быть помещено в данном формате. Но где-то оно существует.
"так изведем мы и мертвых"

Лавр

ЦитироватьНо, мне думается, здесь не только метафора и поэтический образ. Кур-ан – книга настолько информативно насыщенная, что здесь должен быть какой-то глубокий смысл.
Опа.. узнаю кое-что новое
в отличии от вас ваши братья по вере утверждали мне что в Коране все просто без всякого "глубокого смысла",и я думаю что Мухаммад писал буквально о солнце и источнике.