СООБЩЕНИЕ (ХАБАР)
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ:
КЛАССИФИКАЦИЯ СООБЩЕНИЙ С УЧЕТОМ ТОГО, КАК ОНИ ДОШЛИ ДО НАС
Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы:
1.Если сообщение передается очень многими путями, определенное количество которых не установлено, оно относится к числу сообщений, именуемых "мутаватир"(заслуживающих доверия).
2.Если сообщение передается небольшим количеством путей, оно относится к числу отдельных сообщений — ахад.
Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на подгруппы и отличается своими особенностями, о чем, если пожелает Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сейчас перейду к исследованию сообщений, именующихся "мутаватир''.
ТЕМА ПЕРВАЯ
Сообщения, относящиеся к категории "мутаватир"
1. Определение
а) По форме слово "аль-мутаватир" является причастием действительного залога, образованным отглагольным именем "таватур" — следование один за другим.
б) Терминологическое значение слова "таватур": передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.
Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяет сделать вывод о невозможности того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно фальсификации этого сообщения.
2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение.
Из пояснений к определению ясно, что к категории мутаватир можно отнести лишь то сообщение, которое удовлетворяет четырем условиям:
а) Если оно передается большим количеством передатчиков. Относительно минимального их количества единого мнения нет, но в целом считается, что их должно быть не менее десяти.
б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада.
в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации.
г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств.
Имеются в виду их слова: "Мы слышали...", или: "Мы видели...", или: "Мы прикасались...". Если же в основе их сообщений лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории мутаватир.
3. Суждение о таком сообщении
Сообщение, относящееся к категории мутаватир, заключает в себе такую необходимую или же достоверную информацию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, будто он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом сообщении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в выяснении же подробностей деятельности передатчиков необходимости нет.
4. Группы таких сообщений
Сообщения, относящиеся к категории мутаватир, подразделяются на две группы: буквальные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма'нави).
а) Аль-мутаватир аль-ляфзи — это такие сообщения, которые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.
Примером может служить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто намеренно возвел на меня ложь", и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников.
б) Аль-мутаватир аль-ма'нави — это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу.
В пример можно привести хадисы, где сообщается о воздевании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке (мир ему и благословение Аллаха) в каждом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории мутаватир, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) воздевал руки, позволяют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов.
5. Наличие таких сообщений
Известно немало хадисов, относящихся к категории мутаватир, например хадисы о водоеме пророка (мир ему и благословение Аллаха), хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омовения, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего так же, как он услышал это...", и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (ахад) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними количество хадисов мутаватир очень невелико.
6. Наиболее известные сочинения, посвященные хадисам, которые относятся к категории мутаватир
Ученные уделяли большое внимание собиранию хадисов, относящихся к категории мутаватир, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стремящимся к знанию. В пример можно привести следующие сочинения:
а) Разбитое на главы сочинение Ас-Суйути Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира.
б) Катф аль-азхар, также принадлежащее перу Ас-Суйути. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего.
в) Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир Мухаммада ибн Джафара Аль-Каттани.