Необходимо подчеркнуть, что именно мусульманские врачи были первопроходцами в такой области медицины, как душевное здоровье, а современная хирургия почти всем обязана Аль-Захрави
Вряд ли в данной статье есть возможность продолжать далее огромный список переводов и их изданий вплоть до XVIII века, среди которых трактаты Ибн Сины и ар-Рази, медицинские труды Ибн Зухра и Ибн Рушда и т.д. Тем не менее, необходимо в частности подчеркнуть, что именно мусульманские врачи были первопроходцами в такой области медицины, как душевное здоровье. Непосредственный вклад в развитие этой области медицины принадлежит Ар-Рази, основавшему специальную клинику для душевнобольных в Багдаде. Как пишет Саид, мусульмане привнесли в психиатрию ясность и беспристрастность. Они были свободны от "демонологических теорий", распространенных повсюду в Европе, и осуществляли четкие клинические наблюдения картины подобных заболеваний [G. Ziboorg: A History of Medical psychology, W.W. Norton & Co., New York, 1941, p. 123 ].
Современная хирургия почти всем обязана Аль-Захрави (умер в 1013). Раздел Аль-Захрави по хирургии в книге "Китаб аль-Тасриф" "замечателен в особенной степени" благодаря многочисленным иллюстрациям инструментов и "пропитывающим его духом богатого профессионального опыта" [Emilie Savage- Smith: Medicine, in Encyclopaedia of the History of Arabic Science vol 3; Edt R. Rashed; Routledge; London; 1996: pp. 902-962, at p. 943.]. Большинство инструментов были разработаны и созданы самим Аль-Захрави. Их введение и использование в хирургической практике совершили в свое время колоссальный прорыв [ Chikh Bouamrane-Louis Gardet: Panorama de la Pensee Islamique, Sindbard; 1-3 Rue Feutrier; Paris 18 (1984), p. 232], да и в последующие времена их значение было огромным. Его хирургические методы также были революционными. Их подробное описание можно найти у Смита [E.S. Smith, Medicine, op cit, pp.945-48]. Данные, приведенные Аль-Захрави в своей книге затрагивают многие отрасли медицины. Раздел "Аль-Тасриф", посвященный хирургии, был переведен на латынь Жераром из Кремоны и впоследствии переиздавался в Венеции в 1497 г., в Базеле в 1541 г. и Оксфорде в 1778 г. На протяжении столетий он оставался главным руководством по хирургии, в том числе в самых первых европейских медицинских университетах в Салерно и Монпелье, а содержавшиеся в нем
иллюстрации инструментов заложили основы европейской хирургии [P.K. Hitti: History of the Arabs, MacMillan, London, 1970; p.577]. Мусульманские хирурги, как замечает Смит, демонстрировали максимальную осторожность в тех случаях, когда речь шла о болезненных и опасных для здоровья пациентов операций, им было присуще в высшей степени чуткое и гуманное отношение к людям. Таким образом, в их практике уже можно видеть истоки тех значительных изменений, которые произошли со временем в отношениях между больным и хирургом [E.S. Smith, Medicine, op cit, p.948].
По утверждениям Ливэя, многие знаменитые латинские трактаты эпохи Возрождения и более поздних времен, в сущности, являются слегка измененными работами мусульманских медиков
Значительным было мусульманское влияние и на фармакологию. Ливэй приводит ценные сведения о некоторых его аспектах [M. Levey: Early Arabic Pharmacology, E.J. Brill, Leiden, 1973, pp. 175-6]. Согласно его утверждению, многие знаменитые латинские трактаты эпохи Возрождения и более поздних времен, в сущности, являются слегка измененными работами мусульманских медиков. К числу подобных исправленных изданий принадлежат "Expositio Supra Nicola Antidotarium" Иоганна из Сен-Аванда, написанное им в 1250г. и публиковавшееся в Венеции в 1495, 1599, 1602 гг., "Conciliator and De Venenorum remediis" Албано (профессора, работавшего в Падуе с 1306 по 1316 гг.), содержащее обширные фрагменты работ Ибн Рушда и Аль-Марадини[ H. Schelenz, Geschichte der Pharmazie, Berlin, 1904, p 329, in M. Levey: Early Arabic, op cit, p. 177], также неоднократно переиздававшейся. На научный труд Саладина из Асколо "Compendium aromatariorum", имевший большое значение для фармакологию в ее современном понимании, оказали огромное влияние, как свидетельствует Ливэй, труды Ибн Сины, Ибн Сарабиюна, Аль-Захрави и Ибн Масавайха (Аль-Марадини)[ M. Levey: Early Arabic, op cit, p. 175].
Основы химии в ее современном виде заложили работы Джабира и Ар-Рази, он дал детальное описание многих химических веществ - сульфида ртути, окисей, мышьяка и других
Основы химии в ее современном виде заложили работы Джабира и Ар-Рази. Джабир, известный в Европе как Гебер, дал детальное описание многих химических веществ - сульфида ртути, окисей, мышьяка и других.Его достижения послужили основой для последующих переворотов в промышленности: в технологии по очистке металлов, окраске тканей (столь важной для текстильной промышленности столетия спустя), применении марганца при создании стекла (еще одно фундаментальное производственное направление в Европе), применении пиритов. Джабир дал точное описание таких химических процессов, как кальцинирование, кристаллизация, возгонка, растворы и восстановление различных веществ[G. Anawati: Science, in The Cambridge History of Islam, vol 2, edt P.M. holt, A.K.S. Lambton, and Lewis, Cambridge University Press, 1970, pp 741-779, at p. 776. ]. В своих работах Ар-Рази настороженно относится ко всякого рода мистическим или оккультным элементам, столь сильно влиявшим на Джабира и его предшественников …
Факты, приводимые в рамках данной статьи, в действительности лишь намечают контуры исламского влияния на возрождение наук и образования в христианском мире и, следовательно, на нашу современную цивилизацию, основанную на западных традициях учености.
продолжение следует...