Новости:

Новая тема оформления на форуме!

Главное меню

Эсхатология в Коране и Сунне

Автор Сашка, 03 мая 2006, 03:53:53

« назад - далее »

Alder

Цитата: "Shamil"
Цитата: "Alder"
Цитата: "Shamil""Не делитесь святостью с собаками, — они лишь грызутся, и нападут на вас. Не мечите бисер перед свиньями, они лишь растопчут его своими копытами"(Библия, Матфей 7:6)
Сказано ясно, не так ли?
:) Вы знаете, действительно очень хорошо сказано. Только вот понимать это надо немного в переносном смысле...
:D Да? И как же это? Поведайте нам.
Знаете, из уважения ко многим форумчанам я не буду этого говорить.  :oops:

Shamil

Эсхатология в Коране и Сунне (продолжение)

В течение этого времени состоится пришествие мессии Исы сына Марьям. Согласно Корану и хадисам пророка иудеи не убили его. Бог лишь представил им это. Этому поверили только христиане. Аллах вознёс его живым (в материальном теле) к Себе и в назначенный срок Иса волею Господа должен прийти на землю, чтобы исполнить Его волю.
Единственной верой, которой будет придерживаться Иса будет Ислам. Имам Навави писал, что "Иса не примет никакой другой религии помимо Ислама" [54, c. 271-272]. Согласно Ибн Хаджеру, после пришествия Исы он увидит общину Мухаммада и вознесет мольбу Аллаху о том, чтобы Он сделал его одним из них, и Аллах примет его мольбу [54, с. 273].
Иса убьёт Даджала [54, с. 273] и благодаря мольбе Исы Богу человечество будет спасено от нашествия Яджуджа и Маджуджа [63, с. 5381]. Кроме того, он станет справедливейшим правителем и во время его правления не будет нужды и бедности, и он отменит джизье (налог с "людей писания") [54, c. 270]. Отмена джизье произойдет потому, что "людей писания" (иудеев и христиан) больше не будет. Это произойдет потому, что после его пришествия ни у кого не останется никаких сомнений относительно его истории и личности.
Более того, ортодоксальное Исламское вероучение настаивает на том, что на протяжении всей истории христиане и иудеи в конечном итоге признают пророческую миссию Иисуса, что следует из хадиса пророка, переданным со слов Абу Хурайры:
"Среди "людей писания" (иудеев и христиан) нет никого, кто перед смертью не уверовал бы в то, что Иса является истинным пророком. В день воскресения же Иса будет свидетельствовать против них" (Бухари, Бюйу 102, Мезалим 31, Анбиййа 49; Муслим, Иман 242, /155/; Абу Дауд, Мелахим 14, /4324/; Тирмизи, Фитен 54, /2234/) [54, c. 270].
По поводу этого хадиса Ибн Аббас сказал:
"Никакой иудей или назрани (христианин) не умрет не уверовав (в пророческую миссию) Исы. Однако нет пользы от веры (которая приходит) непосредственно перед смертью" [54, c. 273].
Второе пришествие Исы состоится в канун битвы мусульман с Даджалом после возвращения воинов Ислама из Константинополя в Дамаск. Иса придёт на рассвете во время утреннего намаза в день выступления мусульман в поход.
"Они (воины Ислама) будут готовиться к битве и встанут на намаз. В момент чтения Икамы, придет Иса" (Муслим, Фитен 34, /2897/) [54,c. 309-310]. "На нем будет два одеяния цвета земли" [54,c. 274].
У Ибн Касира приводится другой хадис со ссылкой на имама Ахмада, где говорится о том, что
"Аллах оживит Мессию, сына Мариам и он спустится с небес, опираясь на крылья двух ангелов, на востоке Дамаска, возле белого минарета" [63, с. 5381].
В хадисе, переданном со слов Джабира говорится о том, что к нему подойдет лидер мусульман и предложит ему встать на месте имама и провести молитву, однако Иса откажется (Муслим, Иман 247) [54,c. 274] и "встанет на намаз за ним" [54, c. 277]. Возможно, что этим лидером будет потомок пророка Мухаммада, которого называют Махди. Его имя будет Мухаммад ибн Абдулла, в соответствии с хадисом в котором упоминается человек, которого будут звать также как и пророка Мухаммада. Этот человек наполнит мир справедливостью. (Этот хадис приводится у Абу Дауда, Махди 1, /4282/; Тирмизи, Фитен 52, /2231, 2232/) [54, c. 275].
Махди и Иса возглавив отряд пойдут на Даджала и убьют его [54, c. 277]. В хадисе пророка это описывается следующим образом:
"Как только враг Аллаха (Даджаль) увидит Ису, сразу начнет таять, подобно тому, как тает соль в воде. И если бы его не тронули, то он так и растаял бы до смерти. Однако Аллах умертвил его могущественной рукой" (Муслим, Фитен 34, /2897/) [54, c. 310].
Согласно другому хадису, Иса "убьет Даджала у ворот Лад аш-Шарк (предположительно в Иерусалиме)" [63, с. 5381-5382].
После этой победы на земле воцарятся покой и благоденствие.
"Сын Марьям будет справедливым правителем. Он уничтожит свиней, установит джизию. Мусульмане не будут переживать потрясений. Зла, ненависти и зависти не будет" [54, c. 270-271].
После пришествия Мессии (Исы) будет прекрасная жизнь.
"Все религии, помимо Ислама будут полностью упразднены. Обитателям земли будет обеспечена безопасность. Львы будут пасти верблюдов, а дети играть со змеями" [54, с. 274].
Содержание этого хадиса очень напоминает смысл библейских стихов (Исаия, 11:4-9) [7, c. 689] описывающий состояние мира после пришествия Мессии.
После пророчества Иисуса, группы уверовавшие в его миссию, приняли его как Мессию, о пришествии которого говорилось в книге Исаййи и других книгах Ветхого Завета. Описанный выше "золотой век" человеческой истории в Христианстве описывается в книге Апокалипсис (гл. 20) [7, с. 1343-1344]. Там этот период называется "Тысячелетним царством Иисуса". Однако в этих стихах нет определенности относительно вопроса о воскресении мертвых, которое, согласно "Апокалипсису" должно произойти в этот период. Кроме того, совершенно неясно, (1) относятся ли эти стихи к грядущим событиям или же, (2) величина "1000 лет" это условный период, прошедший после земной миссии Иисуса и его вознесения, и продолжающийся сегодня. Сторонники первой версии называются "милленаристами", которые представлены многочисленными группами протестантской направленности, а второй версии придерживается официальная ортодоксальная Церковь [5, с. 68-69].
Исламское повествование об этих событиях совершенно однозначно относится к будущему, подобно версии "милленаристов", однако в отличие от них там нет веры в воскресение мертвых во время царствования Мессии (Апок. 20:4-5) [7, c. 1343]. Коран говорит только об одном воскресении, которое произойдет после всех этих событий, и в этом позиции Исламского богословия и ортодоксального Христианства совпадают. Нет в Исламе упоминания о 1000 годах царства Мессии.
О продолжительности жизни Исы имеется следующий хадис:
"Он будет жить на земле 40 лет, а затем умрёт. Мусульмане совершат над его телом намаз джаназа (Абу Дауд). Однако вместе с тем, необходимо отметить, что среди мусульманских ученых нет единого мнения относительно продолжительности жизни Исы, после его пришествия. Одни считают, что он пребудет на земле 7 лет, другие 19 лет, третьи 40 лет" [54, с. 274].
Однако необходимо отметить, что, скорее всего, все эти даты условные.
Последующий факт смерти Мессии после отведенного периода резко контрастирует с позицией Христианства, которое считает Мессию тождественным самому Богу, а потому считает его смерть невозможной. Однако в Исламе понятия Бога и Мессии разграничены и не тождественны друг другу, поэтому смерть Мессии, как сотворенного Богом создания представляется вполне закономерной.

продолжение следует...
...и следуют они лишь своим предположениям

Лавр

Ни какого смысла в эсхатологии Ислама я не вижу!
Придет значит плохой и страшный дядя и будет всех мучить
и тут вдруг с небес спустится Иса
убьет плохого дядю и будет царствовать
и царство его будет в насилии- когда перебьет всех христиан
примется за свиней.
А чтож он по вашему и раньше ничего не объяснил людям а просто "смылся"(да простит меня Господь) а потом еще и обрушит свой гнев
на безвинных христиан?
Если и придет такой "Иса" то это будет антихрист!

Shamil

Эсхатология в Коране и Сунне (продолжение)

Несомненно, что идея мессианизма и "золотого века" человечества имеют древнейшее происхождение и связаны с религиозной традицией. Помимо уже указанным присутствии этой идеи в иудейско-христианско-исламской традиции, она существует и в неавраамистических религиях. Например в зороастризме существует идея о Саошйанте, который несомненно наделен в этой традиции мессианскими чертами (Видевдат, 19:5) [2, с. 120].
"Зороастр учил, что после него придет "праведный человек, благого происхождения" Ясна (43, 3), т.е. Саошйант (букв. "Тот, кто принесет благо, пользу"). Он поведет людей на последний бой против зла. Последователи Зороастра надеялись на это, верили, что Саошйант родится от семени пророка, чудесным образом сохраняющегося в глубине вод одного озера. Когда приблизится конец времен, в нем искупается девушка и зачнет от пророка. В назначенный срок она родит сына по имени Астват-Эрэта ("Воплощающий праведность, истину, в соответствии со словами Зороастра: "Моя праведность будет воплощена". Ясна, 43:16). Несмотря на свое чудесное зачатие, грядущий спаситель мира будет человеком, сыном людей" [76, с. 54].
Относительно таких личностей как "Мессия", "Махди", "Лжепророк", "Даджал" в хадисах имеется информация, которая позволяет понимать эти понятия более широко. Например, в хадисе, переданном со слов Абу Хурайры говорится:
"Страшного Суда не будет до тех пор, пока не появятся тридцать Даджалей (лжепророков). Каждый из них будет считать себя посланником Аллаха" (Тирмизи, Фитен, 43, /2219/; Абу Дауд, Мелахим 16, /4333, 4334, 4335/). [54, с. 322].
Точно так же, в ряде случаев, следует понимать понятие "Махди". Например, в одном хадисе говорится: "В конце каждого столетия Аллах пошлет для этой уммы человека, который обновит веру" [54, с. 266]. Таких людей в исламском богословии называют "Муджадидами". Понятие "Муджадид" часто отождествляют с понятием "Махди". В целом здесь, с большой долей уверенности, можно сказать, что ортодоксальное Исламское богословие признает деятельность реформаторов. Однако реформой в богословии является не привнесение каких-то новых элементов в вероучение, а проповедь настоящего Ислама времен пророка, свободного от нововведений (бид'а) [54, с. 267]. Именно чистый Ислам, свободный от поздних нововведений, основанный исключительно на Коране и Сунне является единственным истинным путем для индивидуального спасения человека и стимулятором общественного прогресса.
Однако широкое понятие понятий "Даджала" и "Махди" вовсе не означает того, что эти имена не связаны с конкретными историческими личностями. Таким образом, можно заключить, что, не смотря на то, что значение этих понятий в мусульманской эсхатологии, в целом, имеет более широкий смысл, тем не менее, эти имена связаны также с конкретными людьми.
Широкое понимание понятия "Антихрист" присуще и христианской теологии. Например, архимандрит Никифор писал в "Библейской энциклопедии", что "в обширном смысле под этим именем подразумевается всякий, кто не исповедует Иисуса Христа сыном Божьим и отвергает его учение" [6, c. 50]. Точно также широко понимается и значение слова "Мессия-помазанник". Тот же архимандрит Никифор писал, что так называются человек, которому
"принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Кир (персидский царь), назначенный Богом для особенного высшего служения называется его помазанником (мессией), и пророки, священники, равно как и цари, помазанные святым миром, назывались помазанниками Господними" [6, c. 758].
Появление лжепророков также предсказано и в Новом Завете (Евангелие от Матфея 24:24 [7, c. 1044]; Евангелие от Марка 13:22 [7, c.1074]). Однако там нет ни одного однозначного упоминания о том, что после Иисуса истинного пророка не будет. Однако в Коран в отличие от Нового Завета совершенно однозначно объявляет Мухаммада последним пророком, после которого пророчеств больше не будет (Коран, 33:40) [25, c. 442]. В связи с этим можно сделать вывод о том, что предсказывая пришествие лжепророков, Новый Завет не отрицает пришествие истинного Божьего Пророка. Он лишь остерегает от того, чтобы ложных пророков не приняли за истинного. Согласно Корану же, лжепророком является любой человек, заявивший о себе как о пророке (расуль), так как пророчество Мухаммада является последним в пророческом цикле.
Современные мусульманские ученые считают последователей кадианизма, бахаизма и других учений, отколовшихся от Ислама, последователями лжепророков и не признают их мусульманами.
За время жизни на Земле Мессия Иса предотвратит ещё одно бедствие – нашествие Яджуджа и Маджуджа. В библейской книге "Апокалипсис" они называются Гог и Магог (Апок. 20:7) [7, с. 1343] "Это воинственные народы, которые происходят от сына Нуха (Ноя) Йафеса (Иафета). Тюрки – это лишь их самая незначительная часть" [63, с. 5379]. В своем комментарии к русскому переводу Корана В.Порохова дала об этих народах следующее определение: "Речь идет о двух варварских народах, совершавших страшные набеги на соседние народы" [25, c. 736].
Эти народы скрываются за стеной, которую возвел праведник Зулькарнайн, которого иногда ошибочно отождествляют с Александром Македонским. "Возможно, что он был одним из царей Йемена, который жил во времена пророка Ибрахима (Авраама)" [79, с. 83]. Нет точных сведений о том, где находится эта стена и какие народы подразумеваются под общими названиеми "Яджудж" и "Маджудж".
История заточения Яджуджа и Маджуджа Зулькарнайном известна из Корана (18:94-97) [25, c. 322-323]. В хадисе пророка, переданном Абу Хурайрой говорится, что эти народы постоянно подтачивают эту стену и, в конце концов, прорвут ее начнут опустошительное вторжение на другие народы (Тирмизи, Тафсир Каф /3151/; Ибн Мадже, Фитен 33, /4080/) [79, с. 81-82]. Согласно хадисам это нашествие будет одним из самых больших бедствий в истории человечества. Их многочисленные полчища заполонят землю. Продвигаясь, они будут уничтожать всё, что попадётся на их пути.
Согласно хадису от имама Ахмада следует, что вторжение Яджуджа и Маджуджа произойдет после пришествия Исы. После победы над Даджалом Иса пойдет на войну против этих народов. Однако Иса и его сподвижники будут не в состоянии победить их. Тогда они, увидев безысходность своего положения, будет молить Аллаха о помощи. Здесь еще раз обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от христианской версии Иса является простым человеком и нуждается в помощи от Бога. Ответив на их мольбу, Аллах пошлёт на Яджудж и Маджудж червей (возможно, какую-то эпидемию), которые уничтожат эти племена. Согласно Библии же Гог и Магог будут истреблены Богом огнём. Данный хадис с описанием всех этих событий приводится у Ибн Касира [63, c. 5382].
После торжества добра и справедливости Ислам постепенно будет предан забвению. Неверие и разврат станут нормой жизни (Муслим). Возродятся невежество и идолопоклонничество. Даже Кааба будет разрушена: "Каабу разрушит коротконогий эфиоп" [28, c. 117]. В эти мрачные времена Аллах умертвит всех оставшихся немногочисленных праведников, для того, чтобы покарать оставшихся нечестивцев: "Аллах направит с Йемена ветер, который умертвит тех, у кого будет веры хоть на крупицу" [28, c. 116].

продолжение следует...
...и следуют они лишь своим предположениям

Shamil

Эсхатология в Коране и Сунне (продолжение)

Как было отмечено ранее, все описанные выше события произойдут последовательно. Последовательность других событий, являющихся предвестниками дня Суда, не известна.
Одним из таких знамений станет восход солнца с места восхода. Пророк сказал:
"Не наступит день Воскресения до тех пор, пока солнце не взойдет с места заката. Когда люди увидят восход Солнца с Запада они все уверуют. Однако те кто не веровал ранее, не извлечет от этой веры никакой пользы" (Бухари, Рикак 39, Истиска 27, Закят 9; Муслим, Иман 248, /157/; Абу Дауд, Мелахим 12, /4312/) [54, c. 324].
Ибн Хаджер считал,что это событие произойдет после выхода Даджала, пришествия Исы, нашествия Яджуджа и Маджуджа [54, с. 325].

Другим знамением является Туман (Духан), который покроет землю. Об этом говорится в Коране: "Подожди же дня, когда небо изведет явный дым, он покроет людей; это мучительное наказание" (Коран, 44:10-12) [54, с. 406]. Этот туман окутает всю землю. Люди будут потрясены этим и будут в ужасе. От этого тумана неверные будут пухнуть до смерти, а праведники всего лишь перенесут от него болезнь подобную насморку. (Подробнее об этом см. "Тафсир Корана по хадисам" Ибн Касира [66, с. 7180-7187]).

Ещё одним таким событием станет выход существа, которое называется "Даббат уль-Арз" из-под земли. Об этом имеется информация в Коране (27:82) [23, с. 318] и хадисах [54, c. 342]. Ибн Касир писал, что это живое существо выйдет тогда, когда неверие, искажение и забвение религии Аллаха будет нормальным явлением. Возможно, он выйдет в Мекке, а возможно и нет. Он будет говорить с людьми. Далее Ибн Касир привел хадис, переданный Али ибн Абу Талибом о том, что вместе с Даббат уль-Арз появятся посох Мусы (Моисея) и кольцо Сулеймана (Соломона). Посохом Мусы это существо будет ставить печать на лица оставшихся немногих праведников. Эта печать вначале будет в виде белой метки, которая затем расползется по всему лицу и лица праведников, таким образом, будут белыми. Кольцом Сулеймана же Даббат уль-Арз будет ударять по лицам неверных и на их лицах вначале появится черная метка, которая расползется по их лицам и они станут черными. Затем он будет возвещать людям о том, кто из них будет в раю, а кто в аду. Подробнее об этом см. в "Тафсире по хадисам" Ибн Касира [64, с. 6176-6181]. Согласно другим данным это существо выйдет три раза [54, с. 343].

Здесь необходимо отметить, что сведения о запечатлении праведников неким ангелом имеется и в христианской традиции. В частности об этом говорится в книге "Апокалипсис" (7:3-4) [7, c. 1331].
Наконец, еще одним знамением перед наступлением дня всеобщего воскресения будет выход огня из-под земли в Хадрамауте (Йемен), "который соберет людей". Местом сбора будет Шам (Дамаск), так как пророк сказал: "Вы должны собраться в Шаме" (Тирмизи, Фитен 42, /2218/) [54, c. 317].

Помимо всех описанных выше основных исторических вех мусульманской эсхатологии, в хадисах пророка имеется также описание упадка морали и нравственности человечества в процессе истории. Это и учащение прелюбодеяний, и распространение лихоимства, и распространение невежества, и учащение убийств, и распространение вина и многое другое.

После этого раздастся два трубных гласа (cур) со стороны Божьего Ангела (Исрафила) [54, с. 347]. После первого трубного гласа вся вселенная и всё живое погибнет. Аллах уничтожит небеса (Коран, 21:104) [62, c. 5390], звёзды (Коран, 77:8) [66, c. 8228] и моря (Коран, 82:3) [23, c. 491]. Однако некоторые мусульманские ученых считали, что трубных гласов (сур) будет три и более [54, с. 348-349]. (Для сравнения в библейской книге "Апокалипсис" говорится о 5-ти трубных гласах.) Вслед за этим, Аллах снова создаст новую землю, которая будет плоской (Коран, 18:47; 14:48) [61, c. 4353]. После второго трубного гласа (сур) всё человечество воскреснет (Коран, 22:7; 36:51-52; 39:68) [23, c. 274, 362-363, 382 ]. Кроме того, после 2-го гласа всё человечество будет собрано воедино (маш'ар) (Коран, 18:99; 3:9) [23, c. 250]. Один из сподвижников пророка Абу Хурайра говорил, что слышал от пророка, что временной промежуток между двумя трубными гласами будет равен "сорока". Однако, по словам Абу Хурайры, пророк не сказал о том, будет ли это промежуток в сорок дней или месяцев, или лет [54, с. 349].

Ханбалитский Шейх уль-Ислам Ибн Теймия (сведения о его принадлежности к ханбалитскому масхабу взяты из десятитомного труда профессора Вехбе Зюхайли "Энциклопедия Исламского фикха" [74, c. 51]) писал об этих грядущих событиях следующим образом:
"Когда Великий Аллах распорядится уничтожить вселенную, Он прикажет ангелу Исрафилу дунуть в Сур (труба). После этого все, что есть на небесах и земле будет уничтожено, помимо тех, кого Аллах пожелает оставить живыми. Вся земля превратится в плоскую равнину. После этого Аллах прикажет Исрафилу во второй раз дунуть в Сур. После этого все люди восстанут из своих могил живыми" [69, с. 147].

продолжение следует...
...и следуют они лишь своим предположениям

Shamil

продолжение...

После воскрешения начнётся Божий суд (Коран, 36:53, 54) [58, c. 6757]. Судьёй на нём будет Аллах (Коран, 1:4; 6:73) [23, c. 27]. Для этого ангелы соберут (хашр) всех людей на одно место (мевкиф). В хадисе, переданном Ибн Аббасом, говорится о том, что люди будут стоять голыми, необутыми и необрезанными (т.е. у мужчин не будет обрезания крайней плоти, которое желательно иметь в этом мире [54, c. 358].
Первым одевшимся в тот день будет Ибрахим (Авраам). Об этом говорится в хадисе, переданным Ибн Масудом (Бухари, Рикак 45, Анбиййа 8, 44, Тафсир, Маида 14, 15, Тафсир, Анбиййа 2) [54, c. 359].
"Люди будут стоять под палящим солнцем и с них будет литься пот ручьями, который постепенно захлестнет их. Кто-то будет стоять в поту по ступни, кто-то по колено, кто-то по грудь, кто-то по горло, все по степени своих грехов. Все люди будут собраны к своим пророкам (в соответствии с аятом Корана, 16:89 [23, c. 228]). И видя безысходность своего положения будут просить своих пророков заступиться за них перед Аллахом. Однако каждый пророк будет отсылать их к пророку, который следовал после него в земной жизни, и, наконец, все они соберутся вокруг последнего пророка Мухаммада, который скажет: "Заступничество – это мое дело"" [69, c. 148].
Помимо этого пророк Мухаммад будет заступаться за праведников еще два раза. Во второй раз он будет ходатайствовать перед Аллахом, о том, чтобы двери рая открылись для праведников (Бухари, Фатхуль Бари II, 94) [69, с. 155], а в третий раз он будет заступником для тех некоторых из мусульман, которым Аллах определил место в аду. Благодаря мольбе пророка Аллах смилостивится над этими людьми и откроет им путь в рай. Хадис об этом передал Имран ибн Хусайн (Бухари, Фатхуль Бари, XI, 418) [69, с. 156].
Относительно заступничества Мухаммада имеется еще один хадис:
"Каждому пророку Аллах дал право на одну мольбу, которая будет им выполнена. Все пророки использовали эту мольбу. Однако я ее не использовал и сохранил до дня воскресения, чтобы заступиться этой мольбой за свою умму. Эта мольба спасет тех, из моей уммы, которые не придавали Аллаху сотоварищей" (Бухари, Даават 1, Тавхид 31; Муслим, Иман 334, (198); Муватта, Куран 26, (1, 212); Тирмизи, Даават 141, /3597/) [54, с. 402-403].
Люди при Хашре (собрании) будут разделены на 3 группы. Первая – это пешие, вторые будут верхом, а третьи будут ползти лицами вниз Об этом говорится в хадисе переданном Абу Хурайрой (Тирмизи, Тафсир, Бану Исраил (Исра), /3141/) [54, с. 362]. Пешие – это те, кто понесет наказание, но сравнительно легкое. Прибывшие верхом – это праведники, которые будут иметь успех. И, наконец, ползущие лицами вниз – это неверные и грешники, которые будут брошены в огонь ада [54, с. 362].
Все люди будут в страхе (Коран, 24:87). Неверные и грешники захотят раскаяться, но Аллах не примет их раскаяния (Коран, 6:158) [59, c. 2873]. Наказание будет суровым.
Все деяния каждого человека будут поставлены на Весы (Мизан) (Коран, 42:17) [23, c. 396]. Согласно тому же Ибн Теймии, Аллах материализует все деяния человека так, что они будут иметь реальный вес и эти деяния будут положены на Весы, которые будут иметь две чаши. На одну чашу будут положены добрые деяния, а на другую злые [69, с. 148].
Каждому человеку будет дана Книга его деяний (Коран, 69:19-20) [23, c. 470]. Ибн Теймия писал:
"Тот, кому будет дана Книга с правой стороны, будет спрошен за свои деяния в легкой форме и вернется в большой радости. А тот, кому будет дана Книга с левой стороны, захочет умереть, и потом будет брошен в ад" [69, с. 148]. (Для сравнения: книга деяний упоминается и в библейском "Апокалипсисе" (20:12) [7, c. 1343-1344].
Здесь необходимо отметить, что Ибн Теймия писал, что за все добрые деяния совершенные людьми, которые не были мусульманами, Аллах воздает добром в этом мире. Но там, в день Суда и последующей Вечной жизни все они обнаружат, что страница, на которой должны были быть записаны их добрые дела, окажется пустой [69, с. 149].
...и следуют они лишь своим предположениям