Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

Войти с помощью социальных сетей:


- ИЛИ -

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


"Российская газета": Почему Пророк бегал с женой наперегонки


Звание "Книга года" было присуждено на Московской международной книжной выставке-ярмарке книге "Жизнь пророка Мухаммада", автором которой является Тауфик Ибрагим - председатель Российского общества исламоведов, профессор Института востоковедения РАН. В отчетном докладе президиума РАН книгу назвали "выдающимся свершением отечественной науки последнего времени".
Журналист "Российской газеты" взяла эксклюзивное интервью у автора издания.

Российская газета: Как и почему возникла идея написать эту книгу?

Тауфик Ибрагим: Еще в начале 90-х мы с кандидатом философских наук, старшим научным сотрудником института философии РАН Натальей Валерьевной Ефремовой задумали трилогию о мусульманском взгляде на историю. Первый том мы подготовили за 1,5 года. И посчитали, раз жизнь пророка Мухаммада так известна, за 9-10 месяцев сделаем и второй. Но на это ушло 15 лет. Быстрой работе помешало наше желание все детально исследовать и смотреть на описываемое со всех сторон. Но оно же помогало увидеть новое.

Мы очень долго мучились, ища ответ на вопрос: как, сохранив академический научный стиль, сделать текст, который можно читать перед сном? Ведь студентам мусульманских учебных заведений нужны первоисточники, а широкую аудиторию интересует облик Пророка, его домашний быт и окружающие нравы.

РГ: Что для вас было самым сложным?

Ибрагим: Те, кто создавали арабские тексты, положенные в основу нашей книги, не думали, что когда-то в России соберутся их читать. А мы, несмотря на это, должны были добиться перевода научно адекватного, точного по отношению к первоисточникам, и представляющего интерес для представителей другой культуры.

Мы стремились максимально избегать избирательного подхода. Мы не старались, чтобы пророк Мухаммад выглядел более симпатичным, а ислам более приятным. Мы старались давать сведения о пророке Мухаммаде объективно и во всей полноте, чтобы не оставалось впечатления, что мы выбрали только то, что считаем нужным, или то, что служит нашей идее.

Мы не даем свою точку зрения и интерпретации, только классическое мусульманское видение жизни Пророка. Но при этом из нашей книги так ясно видно, например, что Пророк никогда не организовал ни одного военного мероприятия в агрессивных целях и в целях распространения религии. При том, что многие наши современники думают, что задача ислама - силой распространить верование. А к заключению, что Пророк никогда не распространял ислам мечом, между прочим, пришел даже Ибн-Таймийа - богослов XIV века, который считается чуть ли не отцом современных ваххабитов, самым ортодоксальным из богословов ислама.

Иногда мне кажется, что Пророк понимал, что грядет поколение людей, которые будут говорить от имени Бога, а выдвигать свое. И опасался этого.

Как исследователь и как мусульманин, я считаю, что Коран это послание, адресованное будущему. Послание Пророка в его интеллектуальном, и социально-гуманном аспекте интересно современному интеллигентному человеку. Кто смотрит на Коран свежим взглядом, как когда-то Владимир Соловьев, тот, я думаю, найдет в нем более глубокие и интересные идеи, чем средневековые богословы. Но это уже предмет другой книги.

РГ: Но самый увлеченный читатель и почитатель Корана далеко не всегда интеллектуал.

Ибрагим: Когда Коран читается в малообразованной среде, читатели все время во что-нибудь упираются. И вот в результате возрождение ислама в России часто происходит через догматизацию того, что говорилось в Средневековье. А это вообще-то не лучшая альтернатива.

РГ: 15 лет работая над книгой, вы для себя делали открытия?

Ибрагим: Да, и они связаны с чертами пророка как человека. Он, например, соревнуясь, бегал с супругой наперегонки. Кто из наших духовных мусульманских лидеров теперь осмелится на такое? Он был скромным. Далеким от всякого формализма. Обладал чувством юмора. Мы добавили в книгу кусок текста о том, как он шутил. Пророк не считал, что богооткровение и религия должны регулировать повседневность. Поэтому и не назначил преемника. Оставил на выбор. Мучительный, между прочим, был выбор. Но в этом и весь смысл. Бог дал нам свободу и разум.

Если бы я описал, как я представляю Пророка, наверное, это было бы на порядок интереснее современному интеллектуалу, но это уже было бы другое исследование.

РГ: Ислам - толерантная религия?

Ибрагим: А вы помните биографию святого Иоанна Дамаскина? Он в халифате жил, получил образование, и он, как прежде его отец и прадед, был фактически министром финансов, чуть ли не правой рукой халифа. Византийский император-иконоборец требовал в письмах к халифу, чтобы тот уничтожил Дамаскина как еретика-иконопочитателя, а ислам, как известно, не одобряет подобных изображений. Но тот сидел в халифате, писал сочинения в защиту икон и распространял по всей Византии. Разве это не говорит о невероятной толерантности в халифате?! Подумайте только, у Омейядов (это первые 100 лет ислама) "поэтом дворца" (а поэт тогда был самой важной культурной фигурой) служил христианин аль-Ахтал, демонстративно носивший огромный крест. Пришедшие вослед Абассиды сожалели, что у них уже не было такого дворцового поэта, одного из величайших арабских поэтов, какая разница, что он христианин. А у арабов до сих пор чуть ли не в школе учат его "антиисламские" стихи.

Кто-нибудь вспоминает, как к Пророку пришла одна из его жен - иудейка, и плача, рассказала, как ее обзывают другие жены, и что ответил ей Пророк?! Пророк не заставил переходить в ислам и свою жену-христианку. Кто-нибудь об этом вспоминает?

РГ: Российское исламоведение когда-то было одним из лучших в мире.

Ибрагим: Арабистика, исламоведение в России до революции были одними из сильнейших в мире. Что-то сохранилось и при Советской власти. Она хоть и боролась с религией, но имея хорошие отношения с арабскими и другими мусульманскими странами, уделяла внимание арабистике и исламоведению. К сожалению, сейчас с исламоведением дела обстоят неважно. Наше поколение уходит. Смены нет. Традиция гибнет. Знаменитые "школа Бартольда", "школа Крачковского" уже погибли. Никого фактически не осталось.

А богословские школы! Дореволюционная татарская школа богословия была одной из самых передовых в мусульманском мире. Сегодняшний министр религиозных дел Турции - ученик знаменитого представителя этой школы Мусы Бигиева. Сейчас Россия выглядит в этом смысле как страна упущенных возможностей.

Боюсь, что через 20 лет начнутся чисто прагматические проблемы: приезжает в страну мусульманский деятель, а об этикете отношений с ним спросить некого. Мне кажется, нужно думать о возрождении исламоведения.

Аннотация книги "Жизнь пророка Мухаммада"

Не имеющая мировых аналогов монументальная, живо написанная биография основоположника ислама, первое на русском языке полномасштабное жизнеописание пророка Мухаммада, итог 15-летних изысканий авторов настоящего издания, ведущих отечественных исследователей, сумевших на основе изучения свода всех авторитетных в мусульманской традиции источников воссоздать исполненную драматизма картину жизни и общественного служения последнего божественного, с точки зрения правоверных, посланника в истории человечества, одной из наиболее выдающихся личностей в земной летописи.

Богатый иллюстративный ряд (более трех сотен фотографий Мекки и Медины XIX-XXI вв., репродукций наиболее интересных художественных решений Корана, видов наиболее значимых мусульманских святынь) призван воссоздать живительную атмосферу сакральных мест ислама.

Издание, выходящее под грифом Института востоковедения Российской академии наук, одобрено к распространению и изучению ведущими исламскими религиозными центрами и духовными управлениями мусульман страны.

Энциклопедический охват историко-событийных и вероучительных аспектов, удачное сочетание научной основательности с общедоступностью изложения позволяют рекомендовать это пионерское для России издание широким кругам читателей, всем интересующимся первоистоками одной из крупнейших и самой динамично развивающейся религии мира.

Презентация двухтомника состоялась в феврале 2010 года в Москве.

Комментарии (3)

Аватар Iron19.01.2011 в 13:07#4420
Есть в электронном виде?
Аватар Хамзат19.01.2011 в 13:35#4423 ответ на #4420
И в печатном, и в электронном: "Российская газета" - Федеральный выпуск №5381 (5) от 14 января 2011 г. http://www.rg.ru/2011/01/13/islam-poln.html
Аватар Виктория-Юрьевна Ястреб18.08.2017 в 05:52#32625
К этой статье считаю нужным добавить, что все данные о том, что пророк Мухаммад вступил в половую связь со своей женой Аишей, когда ей было 9 лет это данные ложные, от Аиши было сказано «вступил в связь», а это не означает половые отношения, такая фраза может означать что угодно, только не половые отношения, обычное брачное общение, пророк Мухаммад не был бесплодным, а Аиша не забеременела и не родила от пророка Мухаммада, а это достоверно значит что половой связи не было. Когда пророк Мухаммад умер Аише было всего 18 лет и она еще ни разу не рожала, очевидно, что половой связи между пророком Мухаммадом и Аишей не было, некоторые мусульмане приводят пример цитаты Аиши, о том, что во время омовения она и пророк Мухаммад находились в состоянии "Юнуб" (Джунуб), но это понятие нужно истолковывать не как состояние после секса, а как состояние после менструации у женщин и после поллюции у мужчин, иначе и понимать не следует, потому что цитата взята из Сахих аль-Бухари.6.Книги месячных. Также иногда некоторыми приводится цитата Аиши "Я и Посланник (мир ему) принимали ванну из одного бака, и наши руки поочередно окунались в него, пока мы занимались сексом", которая недопустимо искажена, слово "сексом" необходимо исключить, это не правильный перевод т.к. цитата взята из Сахих Муслима.3.Книги месячных и в ней также описано состояние после месячных или после поллюции. Есть достоверные данные о том, что пророк Мухаммад вступал в половые отношения не со всеми своими женами и очевидно, что Аиша была в числе тех, с кем пророк Мухаммад не вступал в половые отношения. Так что все данные о том, что пророк Мухаммад вступал в половую связь с Аишей следует считать ложными. То что пророк Мухаммад лежал на одной постели с Аишей не является доказательством того, что он вступал с ней в половую связь. Современные мусульмане должны брать пример с пророка Мухаммада и не вступать в половые отношения с девушками моложе 18 лет.
Оставить комментарий


В рубрике "Мухаммад":

Путь к распространению Ислама - линия пророка Мухаммеда на компромиссы

Путь к распространению Ислама - линия пророка Мухаммеда на компромиссыТолько духовный ракурс? Рассматривая жизнедеятельность пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), верующие далеко не всегда акцентируют на нем внимание, как на политическом деятеле. Возможно, связано это с восприятием большинства членов уммы образа (личности) посланника в качестве,...

Еще одно свидетельство отношения Пророка Мухаммада к христианам

Еще одно свидетельство отношения Пророка Мухаммада к христианам oneislam.ru: Письмо пророка Мухаммада, которое Али ибн Абу Талиб доставил христианам, было найдено в одном из монастырей Синайского полуострова. В письме, датируемом 620 годом, указывается на обязанность мусульман обеспечивать безопасность христиан, а так же заботится о свободе вероисповедания и миссионерской де...

Уважение Пророка, мир ему, к христианам и евреям

Уважение Пророка, мир ему, к христианам и евреямПротесты мусульман против изображений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в том виде, в каком они имели место, дали Западу повод для столь же справедливого недовольства, беспокойства и даже возмущения исламом и ценностями мусульман. Впрочем, традиция изображения Пророка Мухаммада в дурном св...

Правда о Пророке Мухаммаде для немусульман

Правда о Пророке Мухаммаде для немусульманУ Пророка Мухаммада (мир и благословения ему) было много качеств, которыми можно восхищаться и которые демонстрируют его человечность и доступность как простого человека, даже несмотря на его высокий статус. Несмотря на свои обширные обязанности и тяжелую миссию, он на самом деле вовсе не был трудог...

Отношение Пророка к немусульманам

Отношение Пророка к немусульманамВ Коране Аллах заповедал верующим: «Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступит...

Пророк Мухаммад и свобода религии

Пророк Мухаммад и свобода религииМы можем найти в Коране множество аятов, которые советуют нам обдумывать наши действия, наблюдать за ними и учитывать их последствия. Смысл этих аятов в том, что человек должен иметь возможность рассуждать и мыслить без какого-либо принуждения, быть способным оценить хадисы (высказывания Пророка), ч...

Могут ли христиане признавать Мухаммеда пророком?

Могут ли христиане признавать Мухаммеда пророком?Христианин: Мусульмане являются последователями Пророка Мухаммада. Согласно Корану, священной книге мусульман, Моисей (Муса) и Иисус Христос (Иса) являются великими пророками, давшими Веру евреям и христианам. В Коране сказано: «Пусть все религии соревнуются в добрых делах»... В Христиан...

Последний хадж пророка Мухаммада: Прощальная проповедь

Последний хадж пророка Мухаммада: Прощальная проповедьВозлюбленный пророк Мухаммад, да ниспошлёт ему Аллах Свои благословения, родился в Мекке приблизительно в 570 н.э.  Будучи замечательным человеком, он является примером для всего человечества.   Он превосходил других во всех слоях общества, будучи пророком, правителем, философом, оратором,...
Δ Наверх
Rambler's Top100