Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: "Мы - христиане!" Это - потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся.(Сура 5 «Трапеза», 82)
И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся".(Сура 29 «Паук», 46)
Не одинаковы они, - среди обладателей писания есть община стойкая: они читают знамения Аллаха в часы ночи, совершая поклонение. Они веруют в Аллаха и последний день приказывают одобряемое и удерживают от неодобряемого. Они спешат друг перед другом в совершении благого; они - праведники. Что бы вы ни сделали доброго, никогда его не будет отрицать за вами. Поистине, Аллах знает богобоязненных!(Сура 3 «Семейство Имрана», 113-115)
Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!(Сура 60 «Испытуемая», 8)
Alex AquariusСвидетельства Единобожия в Христианстве21.11.2015 в 19:54#32420 Для представителей иудаизма и ислама великим камнем преткновения является Божество Спасителя нашего Иисуса Христа. Они соблазняются, несмотря на убедительные доказательства, которые имеются в новозаветных священных книгах.
Святой апостол Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Спасителя ученикам. Другие апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о воскресении Учителя. Он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). На сомнение Фомы Спаситель ответил его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20: 27). В ответ на это апостол Фома исповедал Иисуса Христа как Бога: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28).
О Божестве Иисуса Христа свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). В тексте Слово (Логос) прямо названо Богом. Возражение, которое обычно делают на это место, очень слабое. Говорят: Феос стоит без артикля, и потому, мол, говорится не о личностном Боге. Но ведь и в 6-м стихе этой главы: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (Ин. 1: 6) в греческом тексте перед словом Феос тоже нет артикля. А речь идет о личностном Боге. Приведем другие свидетельства. Апостол и евангелист Марк назвал Иисуса Сыном Божиим: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…» (Мк. 1: 1).
Апостол Иоанн Богослов говорит в своем Первом соборном послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5: 20).
О Божестве Иисуса Христа неоднократно в своих посланиях пишет святой апостол Павел: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 8–9). В другом послании читаем: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр. 1: 8–9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос – Бог. И еще. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28). Основатель Церкви Иисус Христос совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…» (Тит 2: 11–13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»?
Божество Иисуса Христа, а, следовательно, монотеизм христианства, пытаются отрицать представители иудаизма и ислама. Одна из главных причин – неспособность вместить в узкое и искаженное религиозное сознание учение о Пресвятой Троице, Боговоплощении, Воскресении и другие богословские истины. Несмотря на антагонизм между иудаизмом и исламом, обе религии сходятся в том, что они критикуют не христианство, богословскую высоту и духовное богатство которого они понять не могут, а созданный ими ложный образ новозаветной религии.
Разница между ветхозаветной религией Закона и исламом не только в том, что последний появился более 2 тысяч лет спустя после того, как Бог на горе Синай дал десять заповедей и другие предписания, определяющие жизнь избранного народа. Самая главная разница в том, что Моисеев Закон имеет Божественный источник. Книга «Исход» повествует о величественном Богоявлении: «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх. 19: 17–25).
Основатель же ислама не имел Божественного откровения.
Как зародился ислам? Об этом читаем в хадисе «Аль-Джами ас-Сахих». Мухаммеда стало посещать таинственное существо. Он спал в пещере на склоне горы Хира. В ночь 24-го числа месяца рамадана 610 года ему явился некто в человеческом облике. Это событие считается началом ислама. Рассказ о нем приводим по сунне: «К нему явился ангел и сказал: “Читай!” На что он ответил: “Я не умею читать!” Пророк сказал: Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: “Читай!” Я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: “Читай!” – и я в третий раз сказал ему в ответ: “Я не умею читать!” И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: “Читай!” Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший…»
Мухаммед недоумевал: кто посещал его: демон или ангел? Он поделился своими переживаниями с женой Хадиджой. Далее рассказ привожу по общепринятому мусульманами жизнеописанию Мухаммеда: «Она [Хадиджа] сказала Посланнику Аллаха: “О сын моего дяди! Сможешь ли ты сообщить мне, когда придет к тебе тот, который приходит к тебе обычно?” Сказал: “Да”. Она сказала: “Когда придет, скажи мне!” Пришел к нему Джабраиль, как обычно. Посланник Аллаха сказал Хадидже: “О Хадиджа! Вот Джабраиль пришел ко мне”. Сказала: “Встань, о сын дяди, и сядь на мое левое бедро”. Посланник Аллаха встал и сел на ее левое бедро! Сказала: “Обойди вокруг и сядь на мое правое бедро!” Посланник Аллаха обошел и сел на ее правое бедро. Спросила: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Да” Сказала: “Обойди вокруг и сядь мне на лоно!” Посланник Аллаха обошел вокруг и сел на ее лоно. Спросила: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Да”. Тогда она раскрылась и сбросила свое покрывало, а Посланник Аллаха сидел на ее лоне. Потом спросила его: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Нет”. Сказала: “О сын дяди! Крепись и радуйся! Клянусь Аллахом, он ангел, а не дьявол”» (Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада).
Удивляет, как легко и, мягко говоря, наивно решился вопрос с помощью жены, который в духовном плане является вопросом жизни или смерти. Прежде всего, Ангел – существо бесплотное, и для его взора нет вещественных преград: он может видеть и через одежды. Одежды прикрывают наготу только от человеческих глаз. Да и само тело человеческое не является чем-то порочным или постыдным. Оно есть творение Божие. Греховна человеческая похоть и плотское вожделение, а не тело. В раю прародители были наги и не стыдились (см.: Быт. 2: 25). Природа Ангела неповрежденная. Им чужды человеческие страсти. А если это был демон, то он легко мог прибегнуть к хитрости. Зная, каким способом его испытывают, специально мог бы удалиться, чтобы его приняли за Ангела.
Согласно Корану, человек сотворен из воды: «И Он – тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой – могуч!» (25: 54). В другой суре говорится: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка» (96: 1–2). Еще в одном месте сказано о глине: «Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная» (55: 13).
В Коране, в отличие от Библии, не говорится о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Это расхождение весьма принципиальное. Имея в себе образ Божий и подобие, человек призван к прямому общению со своим Творцом. Он может соединиться с Господом. Этого нет в исламе.
В книге Бытия повествуется, что вся семья патриарха Ноя (араб. Нух) спаслась в ковчеге. В Коране говорится о гибели сына Ноя: «И он плыл с ним в волнах, как горы. И позвал Нух своего сына, который был отдельно: “О сын, плыви вместе с нами и не будь с неверными”. Он сказал: “Я спасусь на гору, которая защитит меня от воды”. Нух сказал: “Нет защитника сегодня от повеления Аллаха, кроме как тем, кого Он помиловал”. И разделила их волна, и был он среди потопленных» (11: 44–45). В другой суре говорится несколько иначе: «Нуха, когда он воззвал раньше, и Мы ответили ему и спасли его и его семью от великого горя» (21: 76).
Нет необходимости умножать примеры. Особенно искаженно в Коране говорится об евангельских событиях. Здесь расхождения сугубо принципиальные. Отрицаются: Боговоплощение, Крестная смерть на Голгофе, Воскресение. Даже известное всему миру событие Рождества Христова описано крайне странно. Утверждается, что Марйам удалилась в далекое место и родила Сына под пальмой (19: 23). В этой же суре («Майрам») Она названа «сестрой Харуна», то есть Аарона. У него, действительно, была сестра Мариам, но она жила за 15 веков до Рождества Христова.
Наверно, по причине такого количества ошибок и искажений многие представители ислама, чтобы выйти из затруднения, утверждают, что современное Священное Писание христиан подверглось искажению (tahrif). Сразу же возникает вопрос: какие выдвигаются доказательства? Доказательств никаких. Характерно, что взгляд мусульман на Библию за несколько веков претерпел существенные изменения. Ранние исламские писатели (аль-Табари, ар-Рази) считали, что искажение сводится к tahrif bi’al ma’ni, то есть искаженному пониманию без изменения текста. Но более поздние авторы (ибн-Хазм, аль-Бируни) выдвинули идею tahrif bi’al-lafz, то есть искажение самого текста. Причем обе эти позиции сохранились до настоящего времени. Поэтому степень приятия мусульманином Библии зависит от того, как он понимает tahrif. Уже сам факт наличия этих существенно отличающихся позиций говорит о том, что никаких конкретных доказательств нет.
Мусульмане утверждают, что Евангелие (Injil), которое упоминается положительно в Коране, не есть нынешнее Четвероевангелие. Мы уже говорили, что никаких доказательств они не приводят. Ложность обвинений христиан в искажении Писания вытекает из внутренней непоследовательности самих исламских авторов, пишущих на эту тему. Согласно Корану, изначально Евангелие было истинным священным текстом: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (5, 50/46). Приведу еще место: «Скажи: “О люди Писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа”. Но у многих из них низведенное тебе от твоего Господа увеличивает только заблуждение и неверие» (5, 72/68). Эта цитата ясно показывает, что в самом Коране говорится не об искажении Писания, а о «заблуждении и неверии», связанных с неправильным пониманием.
В Коране есть место (10: 94), которое вызывает крайнее затруднение у исламских комментаторов: «Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание до тебя. Пришла к тебе истина от Твоего Господа; не будь же из колеблющихся!» Данный аят отсылает «колеблющегося» мусульманина к авторитету библейского Священного Писания. Абдулл-Хакк пишет: «Ученых мужей ислама этот стих приводит в грустное недоумение, ведь он, похоже, отсылает пророка к людям Книги, которые могли разрешить его сомнения» (Abdul-Haqq Abdiyah Akabar. Sharing Your Faith With A Muslim. Minneapolis: MN; Betheny, 1980; цит. по: Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 117). По логике этого стиха, библейское Писание в VII веке (время создания Корана) не было искаженным. Тогда надо признать и сегодняшний текст верным, ибо мы пользуемся манускриптами, написанными за несколько веков до Корана.
Истинная религия не ограничивается требованием поклонения Творцу. Высшая ее цель – духовное соединение человека с Богом. Об этом говорит Спаситель в молитве к Отцу перед Своими крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21).
Из указанных выше Божественных свойств органично вытекает идея истинного христианского монотеизма. Всемогущий и Всеправедный Бог может быть только один.
Понятие о Боге в исламе не имеет Богооткровенного источника. Оно выработалось на основе древнеаравийского культа. Словом «Аллах» назывался «бог» в политеистическом пантеоне арабов: Allah (al – определенный артикль; ilah – бог). У арабов-язычников до принятия ими ислама Аллах было верховным лунным божеством, почитавшимся в Северной и Центральной Аравии. Отец Мухаммеда, который был язычником, носил имя Абдаллах («Раб Аллаха»).
В доисламские времена у арабов полумесяц был символом культа лунного бога. Это подтверждается археологическими данными. Полумесяц перешел в ислам как главный символ.
У арабов Сирийской пустыни женой Аллаха считалась ал-Лат, а на юге Центральной Аравии – Узза. В других областях Аравии они вместе с Манат почитались как дочери Аллаха. Генетический след этот сохранился в Коране. Об этом есть упоминание в 53-й суре: «Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат, третью, иную? Неужели у вас – мужчины, а у Него – женщины? Это тогда – разделение обидное!» (53: 19–22).
Аллах в исламе – созданный человеческим сознанием религиозный образ. Он не выражает реальной всемогущей Божественной Личности. Следовательно, монотеизм в исламе мнимый. В ряде мест Корана он наделен присущими человеку свойствами и чертами. Аллах говорит:
– «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4: 59);
– «Помощь – только от Аллаха, великого, мудрого, чтобы отсечь какую-либо конечность у тех, которые не веровали или низвергнут их, так чтобы они обратились без успеха» (3: 126–127);
– «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их!» (4: 141);
– «И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов» (3: 47);
– «Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие» (7: 178/179).
Какая великая разница! Христианство учит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), а ислам утверждает, что Аллах многих людей сотворил для геенны.
Идея монотеизма (ат-таухид; от глагола ваххада – считать что-либо единственным) сформулирована в «Коране» в нескольких сурах. Так, в 16-й суре («Пчелы»): «Мы послали к каждому народу Посланника, чтобы они сказали: “Поклоняйтесь Аллаху, и сторонитесь тагута”» (16: 36). В терминологии шариата всё, чему люди поклоняются помимо Аллаха, является «тагут». Поскольку ислам не знает ни прямых Богооткровений, ни Богоявлений миру, ни соединения человека с Богом на началах любви, то монотеизм в нем мнимый – формальный и абстрактный, который не требует от человека ни изменения себя, ни образа жизни, а поклонения и ежедневных молитв.
Нет принуждения в Исламе (13.12.2020, 12:36):
Мария Колина: Именно поэтому мусульманские головорезы на протяжении веков либо убили массу людей, отказавшихся принять ислам. Нет принуждения религии - было сказано...
Ислам и для русских (13.12.2020, 12:32):
Мария Колина: mutazilit Mutazilit, эти фанатики и есть истинные мусульмане, ибо руководствуются предписаниями религии. Вы уже достали со своими оправданиями ислама...
101 противоречие в Библии (05.12.2020, 22:42):
Ctas-C Ctas-C: Александр Анатольевич, вот люди какой религии решили искать противоречия в Таурате Всевышнего - Сура аль-Худжурат(49),14 аят "Говорят арабы: "мы увер...
101 противоречие в Библии (05.12.2020, 22:32):
Ctas-C Ctas-C: Александр Анатольевич, это преднамеренно лживая подборка! К тому же ей явно занимается лукавый человек, раз он перемешивает еврейские Писания Единобож...
Библия о Мухаммаде: почему же ничего? (04.06.2020, 16:55):
Александр Иботов: Расул, внимательно прочитайте "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, пот...
Иисус и Мухаммад — братья по вере (06.04.2020, 13:52):
Восточная звезда: Все верно. Анафема верна по-сути, но не верна по-адресу. Анафематствованы были люди (Россия в лицах) в угоду "канонической территории" (примерно 2х1, ...
Иисус и Мухаммад — братья по вере (18.01.2020, 19:32):
Адам Баламут: после недавних приключений у арабов появится воскрешающая машина душ в кошек и котов и што с вами будет кошечки и куции? про конские тфилины мы наслыш...
Библейские пророчества о Мухаммаде (мир ему) (18.01.2020, 19:10):
Адам Баламут: есть пророчество о прекращении деятельности всех религий я за ликвидацию всех религий они мне не нужны . ислам это не религия што бы понять нужно изуч...
Асан, Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него. А те, которые не уверуют в него, непременно окажутся в убытке.(Сура 2 «Корова», 121)
Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: "Мы - христиане!" Это - потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся.(Сура 5 «Трапеза», 82)
И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся".(Сура 29 «Паук», 46)
Не одинаковы они, - среди обладателей писания есть община стойкая: они читают знамения Аллаха в часы ночи, совершая поклонение. Они веруют в Аллаха и последний день приказывают одобряемое и удерживают от неодобряемого. Они спешат друг перед другом в совершении благого; они - праведники. Что бы вы ни сделали доброго, никогда его не будет отрицать за вами. Поистине, Аллах знает богобоязненных!(Сура 3 «Семейство Имрана», 113-115)
Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!(Сура 60 «Испытуемая», 8)
Для представителей иудаизма и ислама великим камнем преткновения является Божество Спасителя нашего Иисуса Христа. Они соблазняются, несмотря на убедительные доказательства, которые имеются в новозаветных священных книгах.
Святой апостол Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Спасителя ученикам. Другие апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о воскресении Учителя. Он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). На сомнение Фомы Спаситель ответил его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20: 27). В ответ на это апостол Фома исповедал Иисуса Христа как Бога: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28).
О Божестве Иисуса Христа свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). В тексте Слово (Логос) прямо названо Богом. Возражение, которое обычно делают на это место, очень слабое. Говорят: Феос стоит без артикля, и потому, мол, говорится не о личностном Боге. Но ведь и в 6-м стихе этой главы: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (Ин. 1: 6) в греческом тексте перед словом Феос тоже нет артикля. А речь идет о личностном Боге. Приведем другие свидетельства. Апостол и евангелист Марк назвал Иисуса Сыном Божиим: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…» (Мк. 1: 1).
Апостол Иоанн Богослов говорит в своем Первом соборном послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5: 20).
О Божестве Иисуса Христа неоднократно в своих посланиях пишет святой апостол Павел: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 8–9). В другом послании читаем: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр. 1: 8–9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос – Бог. И еще. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28). Основатель Церкви Иисус Христос совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…» (Тит 2: 11–13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»?
Божество Иисуса Христа, а, следовательно, монотеизм христианства, пытаются отрицать представители иудаизма и ислама. Одна из главных причин – неспособность вместить в узкое и искаженное религиозное сознание учение о Пресвятой Троице, Боговоплощении, Воскресении и другие богословские истины. Несмотря на антагонизм между иудаизмом и исламом, обе религии сходятся в том, что они критикуют не христианство, богословскую высоту и духовное богатство которого они понять не могут, а созданный ими ложный образ новозаветной религии.
Разница между ветхозаветной религией Закона и исламом не только в том, что последний появился более 2 тысяч лет спустя после того, как Бог на горе Синай дал десять заповедей и другие предписания, определяющие жизнь избранного народа. Самая главная разница в том, что Моисеев Закон имеет Божественный источник. Книга «Исход» повествует о величественном Богоявлении: «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх. 19: 17–25).
Основатель же ислама не имел Божественного откровения.
Как зародился ислам? Об этом читаем в хадисе «Аль-Джами ас-Сахих». Мухаммеда стало посещать таинственное существо. Он спал в пещере на склоне горы Хира. В ночь 24-го числа месяца рамадана 610 года ему явился некто в человеческом облике. Это событие считается началом ислама. Рассказ о нем приводим по сунне: «К нему явился ангел и сказал: “Читай!” На что он ответил: “Я не умею читать!” Пророк сказал: Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: “Читай!” Я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: “Читай!” – и я в третий раз сказал ему в ответ: “Я не умею читать!” И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: “Читай!” Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший…»
Мухаммед недоумевал: кто посещал его: демон или ангел? Он поделился своими переживаниями с женой Хадиджой. Далее рассказ привожу по общепринятому мусульманами жизнеописанию Мухаммеда: «Она [Хадиджа] сказала Посланнику Аллаха: “О сын моего дяди! Сможешь ли ты сообщить мне, когда придет к тебе тот, который приходит к тебе обычно?” Сказал: “Да”. Она сказала: “Когда придет, скажи мне!” Пришел к нему Джабраиль, как обычно. Посланник Аллаха сказал Хадидже: “О Хадиджа! Вот Джабраиль пришел ко мне”. Сказала: “Встань, о сын дяди, и сядь на мое левое бедро”. Посланник Аллаха встал и сел на ее левое бедро! Сказала: “Обойди вокруг и сядь на мое правое бедро!” Посланник Аллаха обошел и сел на ее правое бедро. Спросила: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Да” Сказала: “Обойди вокруг и сядь мне на лоно!” Посланник Аллаха обошел вокруг и сел на ее лоно. Спросила: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Да”. Тогда она раскрылась и сбросила свое покрывало, а Посланник Аллаха сидел на ее лоне. Потом спросила его: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Нет”. Сказала: “О сын дяди! Крепись и радуйся! Клянусь Аллахом, он ангел, а не дьявол”» (Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада).
Удивляет, как легко и, мягко говоря, наивно решился вопрос с помощью жены, который в духовном плане является вопросом жизни или смерти. Прежде всего, Ангел – существо бесплотное, и для его взора нет вещественных преград: он может видеть и через одежды. Одежды прикрывают наготу только от человеческих глаз. Да и само тело человеческое не является чем-то порочным или постыдным. Оно есть творение Божие. Греховна человеческая похоть и плотское вожделение, а не тело. В раю прародители были наги и не стыдились (см.: Быт. 2: 25). Природа Ангела неповрежденная. Им чужды человеческие страсти. А если это был демон, то он легко мог прибегнуть к хитрости. Зная, каким способом его испытывают, специально мог бы удалиться, чтобы его приняли за Ангела.
Согласно Корану, человек сотворен из воды: «И Он – тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой – могуч!» (25: 54). В другой суре говорится: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка» (96: 1–2). Еще в одном месте сказано о глине: «Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная» (55: 13).
В Коране, в отличие от Библии, не говорится о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Это расхождение весьма принципиальное. Имея в себе образ Божий и подобие, человек призван к прямому общению со своим Творцом. Он может соединиться с Господом. Этого нет в исламе.
В книге Бытия повествуется, что вся семья патриарха Ноя (араб. Нух) спаслась в ковчеге. В Коране говорится о гибели сына Ноя: «И он плыл с ним в волнах, как горы. И позвал Нух своего сына, который был отдельно: “О сын, плыви вместе с нами и не будь с неверными”. Он сказал: “Я спасусь на гору, которая защитит меня от воды”. Нух сказал: “Нет защитника сегодня от повеления Аллаха, кроме как тем, кого Он помиловал”. И разделила их волна, и был он среди потопленных» (11: 44–45). В другой суре говорится несколько иначе: «Нуха, когда он воззвал раньше, и Мы ответили ему и спасли его и его семью от великого горя» (21: 76).
Нет необходимости умножать примеры. Особенно искаженно в Коране говорится об евангельских событиях. Здесь расхождения сугубо принципиальные. Отрицаются: Боговоплощение, Крестная смерть на Голгофе, Воскресение. Даже известное всему миру событие Рождества Христова описано крайне странно. Утверждается, что Марйам удалилась в далекое место и родила Сына под пальмой (19: 23). В этой же суре («Майрам») Она названа «сестрой Харуна», то есть Аарона. У него, действительно, была сестра Мариам, но она жила за 15 веков до Рождества Христова.
Наверно, по причине такого количества ошибок и искажений многие представители ислама, чтобы выйти из затруднения, утверждают, что современное Священное Писание христиан подверглось искажению (tahrif). Сразу же возникает вопрос: какие выдвигаются доказательства? Доказательств никаких. Характерно, что взгляд мусульман на Библию за несколько веков претерпел существенные изменения. Ранние исламские писатели (аль-Табари, ар-Рази) считали, что искажение сводится к tahrif bi’al ma’ni, то есть искаженному пониманию без изменения текста. Но более поздние авторы (ибн-Хазм, аль-Бируни) выдвинули идею tahrif bi’al-lafz, то есть искажение самого текста. Причем обе эти позиции сохранились до настоящего времени. Поэтому степень приятия мусульманином Библии зависит от того, как он понимает tahrif. Уже сам факт наличия этих существенно отличающихся позиций говорит о том, что никаких конкретных доказательств нет.
Мусульмане утверждают, что Евангелие (Injil), которое упоминается положительно в Коране, не есть нынешнее Четвероевангелие. Мы уже говорили, что никаких доказательств они не приводят. Ложность обвинений христиан в искажении Писания вытекает из внутренней непоследовательности самих исламских авторов, пишущих на эту тему. Согласно Корану, изначально Евангелие было истинным священным текстом: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (5, 50/46). Приведу еще место: «Скажи: “О люди Писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа”. Но у многих из них низведенное тебе от твоего Господа увеличивает только заблуждение и неверие» (5, 72/68). Эта цитата ясно показывает, что в самом Коране говорится не об искажении Писания, а о «заблуждении и неверии», связанных с неправильным пониманием.
В Коране есть место (10: 94), которое вызывает крайнее затруднение у исламских комментаторов: «Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание до тебя. Пришла к тебе истина от Твоего Господа; не будь же из колеблющихся!» Данный аят отсылает «колеблющегося» мусульманина к авторитету библейского Священного Писания. Абдулл-Хакк пишет: «Ученых мужей ислама этот стих приводит в грустное недоумение, ведь он, похоже, отсылает пророка к людям Книги, которые могли разрешить его сомнения» (Abdul-Haqq Abdiyah Akabar. Sharing Your Faith With A Muslim. Minneapolis: MN; Betheny, 1980; цит. по: Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 117). По логике этого стиха, библейское Писание в VII веке (время создания Корана) не было искаженным. Тогда надо признать и сегодняшний текст верным, ибо мы пользуемся манускриптами, написанными за несколько веков до Корана.
Истинная религия не ограничивается требованием поклонения Творцу. Высшая ее цель – духовное соединение человека с Богом. Об этом говорит Спаситель в молитве к Отцу перед Своими крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21).
Из указанных выше Божественных свойств органично вытекает идея истинного христианского монотеизма. Всемогущий и Всеправедный Бог может быть только один.
Понятие о Боге в исламе не имеет Богооткровенного источника. Оно выработалось на основе древнеаравийского культа. Словом «Аллах» назывался «бог» в политеистическом пантеоне арабов: Allah (al – определенный артикль; ilah – бог). У арабов-язычников до принятия ими ислама Аллах было верховным лунным божеством, почитавшимся в Северной и Центральной Аравии. Отец Мухаммеда, который был язычником, носил имя Абдаллах («Раб Аллаха»).
В доисламские времена у арабов полумесяц был символом культа лунного бога. Это подтверждается археологическими данными. Полумесяц перешел в ислам как главный символ.
У арабов Сирийской пустыни женой Аллаха считалась ал-Лат, а на юге Центральной Аравии – Узза. В других областях Аравии они вместе с Манат почитались как дочери Аллаха. Генетический след этот сохранился в Коране. Об этом есть упоминание в 53-й суре: «Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат, третью, иную? Неужели у вас – мужчины, а у Него – женщины? Это тогда – разделение обидное!» (53: 19–22).
Аллах в исламе – созданный человеческим сознанием религиозный образ. Он не выражает реальной всемогущей Божественной Личности. Следовательно, монотеизм в исламе мнимый. В ряде мест Корана он наделен присущими человеку свойствами и чертами. Аллах говорит:
– «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4: 59);
– «Помощь – только от Аллаха, великого, мудрого, чтобы отсечь какую-либо конечность у тех, которые не веровали или низвергнут их, так чтобы они обратились без успеха» (3: 126–127);
– «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их!» (4: 141);
– «И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов» (3: 47);
– «Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие» (7: 178/179).
Какая великая разница! Христианство учит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), а ислам утверждает, что Аллах многих людей сотворил для геенны.
Идея монотеизма (ат-таухид; от глагола ваххада – считать что-либо единственным) сформулирована в «Коране» в нескольких сурах. Так, в 16-й суре («Пчелы»): «Мы послали к каждому народу Посланника, чтобы они сказали: “Поклоняйтесь Аллаху, и сторонитесь тагута”» (16: 36). В терминологии шариата всё, чему люди поклоняются помимо Аллаха, является «тагут». Поскольку ислам не знает ни прямых Богооткровений, ни Богоявлений миру, ни соединения человека с Богом на началах любви, то монотеизм в нем мнимый – формальный и абстрактный, который не требует от человека ни изменения себя, ни образа жизни, а поклонения и ежедневных молитв.
Иеромонах Иов (Гумеров)