Как мы уже сказали, в Библии нет ясного и веского доказательства догмата о Троице. А есть ли в ней доказательства противоположности Троицы - Единобожия? Внимательный читатель Библии не может не заметить всей странности догмата о Троице и его чуждости Библии. И он также ясно видит десятки ясных свидетельств Единобожия как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Эти свидетельства подтверждают, что и Иисус с его учениками, и пророки, которые приходили к людям до него, придерживались чистого Единобожия.
Свидетельства Единобожия в Ветхом Завете
В Ветхом Завете догмат о Единобожии прослеживается очень четко. О Единобожии говорится в пророчествах, наставлениях и завещаниях, и читателю становится ясной изначальность, исконность Единобожия.
Вспомним заповеди сынам Израилевым, которые Бог написал Моисею на глиняных табличках-скрижалях, и необходимость соблюдения которых подтвердил позже Иисус: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие, 6:4-9).
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Второзаконие, 5:6).
Вспомним также завет Бога Моисею и сынам Израиля: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход, 20:2-4).
«...чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его» (3-я Царств, 8:60).
«Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса, - Ты, Боже, един Ты» (Псалтырь 85:9-10). Он один Бог, и никто не соучаствует Ему в Его Имени и в Его Божественности, в том числе и Иисус.
«А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нету вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Исайя, 43:10-12).
«И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (Исайя, 37:20).
«Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю» (Исайя, 44:24). О чем же думают те, кто превращает Одного в трех и приписывает творение другим?
«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Исайя, 45:5).
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Исайя, 45:22).
«...ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Исайя, 46:9).
«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены» (Исайя, 44:6-9).
«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Малахия, 2:10).
«Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя» (3-я Царств, 8:27).
Подобных текстов в Ветхом Завете великое множество.
Свидетельства Единобожия в Новом Завете
В Новом Завете также можно обнаружить немало текстов, указывающих на Единственность Бога, в том числе и высказываний самого Иисуса и его апостолов.
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос» (От Матфея, 23:8-10).
«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (От Матфея, 19:17).
Иисус сказал: «...так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (От Иоанна, 17:2-3).
«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (От Матфея, 4:10, от Луки, 4:8).
Иисус сказал иудеям: «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (От Иоанна, 8:41-42).
Ученики Иисуса также исповедовали Единобожие и были убеждены в единственности Бога. В Новом Завете можно найти множество подтверждений этому.
Иаков сказал:
- «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иакова, 2:19).
«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иакова, 4:12).
Иуда сказал: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему...» (Иуды, 5:2).
Даже Павел в некоторых своих высказываниях признает единственность Бога: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1-е к Тимофею, 2:5). Один Единый Бог и один посланник Бога - человек Иисус.
Павел также сказал: «...которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1-е к Тимофею, 6:15-16).
Павел также признал: «...а Бог один» (К Галатам, 3:20).
В Новом Зачете много говорится о Едином и Единственном Боге, но ни словом не упоминается о Боге, имеющем несколько ипостасей, соединившихся в единую сущность.
Троица — тайна, которую невозможно постичь разумом
В силу очевидности противоречий между постановлениями соборов о Троице и текстами Библии, указывающими на Единственность Бога, христианам пришлось задействовать свой разум, чтобы как-то согласовать эти противоречащие друг другу и взаимоисключающие утверждения, и объяснить людям, как получилось, что «один есть три, а три есть один».
Поскольку человеческий разум не способен представить себе то, что христиане назвали Троицей, и даже более того, он однозначно отвергает ее, то христиане не нашли иного выхода, кроме как сказать: Троица - тайна, которую человеческий разум не способен постичь. Более того, некоторые христиане признают, что христианство противоречит разуму. Блаженный Августин сказал: «Я верующий, потому что это не согласуется с разумом».
Кир Когард говорит: «Любая попытка сделать христианскую религию постижимой разумом неизбежно приведет к ее уничтожению».
А в книге «Христианское учение» читаем: «Нельзя вмешиваться в тайны Бога, потому что мы не в состоянии постичь тайны веры».
Священник Ди Жирот говорит в своей книге «Католическое учение»: «Поистине, Пресвятая Троица - непостижимая тайна. Разум не способен постичь и принять существование триединого Бога, однако этому учит нас Откровение».
Заки Шануда говорит: «Это один из темных секретов Божества, которые человеческий разум не способен постичь».
Отец Джеймс Тэд говорит: «Христианское вероучение выше понимания разума».
Священник Энис Шарур говорит: «Один в трех и три в Одном... Это тайна, которой вам никогда не постичь, поэтому вы должны просто принять ее».
Священник Тауфик Джаййид пишет в своей книге «Тайна вечности», что Троица - тайна, которую невозможно постичь, и потому не следует и пытаться сделать это: «Кто пытается постичь до конца тайну Троицы, тот подобен человеку, который пытается поместить воды океана в свою ладонь»[1].
За этими многочисленными покрывалами сокрыта истина: догмат о Троице действительно непостижим для человеческого разума. Но не в силу слабости и несовершенства разума, а в силу его противоречия очевидным истинам, которые человек знает инстинктивно, а также всем познаниям человечества.
- [1] Мухаммад Васфи. Аль-масих аляйхи-с-салям байна-ль-хакыкат ва аль-авхам. С. 139.
А Ислам Религия для обладающих разумом !)
Каждый разбирается во своём. Для нас удивительно, почему мусульмане стремятся нам на основе нашей Библии доказывать что-то, когда они считают её искаженной?...
А мы считаем Библию только одним из истоков нашей веры, другим является апостольское Предание, которое сохранилось в статьях и посланиях многих ранних церковных отцов, которые были сосем близко апостолам (это их ученики или ученики их учеников...), и поэтому они разбирались лучше в книгах библейских, прежде всего новозаветных... И они так поняли, как сегодня учит подавляющее большинство всех церквей мира, т.е. что Бог существует в трёх Лицах (ипостазах), хотя божественная природа (божество, естество) одно и то же - совместное для всех Трёх...
Конечно, что это не может войти в ограниченную человеческую голову, т.к. Бог неограниченный, непонятный, бесконечный... Это и логически. Я не верую такого (маленького) Бога, которого может понять простой человеческий разум... Поэтому мы говорим о тайте в связи с Богом... Исламский Аллах, кажется, он так простой и понятный, но для меня то подозрительно...
Кто хочет узнать тоже другую точку зрения что касается Священной Троицы в Библии, пожалуйста, прочесть короткую статью в моём блоге на http://blogs.mail.ru/mail/lot65/463CC4338A6CB3C2.html
слова Яна " И они так поняли," то что они поняли никак не согласуется с подтвержденными ими же пониятиями Иисуса и его апостолов...
Выходит что христиане понимание последних (не видивших Иисуса) , ставят выше понимания самого Иисуса и его апостолов...
Да и Библия ясно указывает на то что Бог не мог придти в теле Иисуса, якобы приняв его то ли частью себя, или частью троицы, или Иисус якобы и есть сам Бог творец.
Не только Ветхий завет опровергает это, но и в Новом завете, из слов сказанных из уст Иисуса этот ложный догмат о троице и о том что якобы Иисус был Богом отвергается ясными и однозначными стихами:
"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: ЧТО ТЫ НАЗЫВАЕШЬ МЕНЯ БЛАГИМ? НИКТО НЕ БЛАГ, КАК ТОЛЬКО ОДИН БОГ. (Мф 19:16,17)
Он же сказал в ответ: Я ПОСЛАН только к погибшим овцам дома Израилева. (Мф 15:24)
«Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и ПОСЛАННИК НЕ БОЛЬШЕ ПОСЛАВШЕГО ЕГО. (Иоан 13:16)
а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы ПРОРОК погиб вне Иерусалима. (Лука 13:33)
И сказал: истинно говорю вам: НИКАКОЙ ПРОРОК не принимается в своем отечестве.(Лука 4:24)
Многие из народа, услышав сии слова, говорили: ОН ТОЧНО ПРОРОК. (Ин 7:40)
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, ПРОРОК из Назарета Галилейского.(Мф 21:10,11)
И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает ПРОРОК без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их. (Мф 13:57,58)
Много имею говорить и судить о вас; но ПОСЛАВШИЙ меня есть истинен, и что Я СЛЫШАЛ от НЕГО, то и говорю миру. (Иоан 8:26)
и ЗНАЕТЕ МЕНЯ, и знаете, откуда я; и я пришел не сам от себя, но истинен Пославший меня, КОТОРОГО вы НЕ ЗНАЕТЕ. (Иоан 7:28)
Итак Иисус сказал им: когда вознесете сына человеческого, тогда узнаете, что это я и что ничего не делаю от себя, но как научил меня Отец мой, так и говорю. Пославший меня есть со мною; Отец не оставил меня одного, ибо я всегда делаю то, что Ему угодно. (Иоан 8:28,29)
Иисус отвечал: ЕСЛИ Я САМ СЕБЯ СЛАВЛЮ, ТО СЛАВА МОЯ НИЧТО. Меня ПРОСЛАВЛЯЕТ Отец мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. (Иоан 8:54)
Я сам свидетельствую о себе, и свидетельствует о мне Отец, ПОСЛАВШИЙ меня.(Иоан 8:18)
А теперь ищете убить меня, ЧЕЛОВЕКА, сказавшего вам истину, которую СЛЫШАЛ ОТ БОГА" (Иоан 8:40)
«Я НИЧЕГО НЕ МОГУ ТВОРИТЬ САМ ОТ СЕБЯ. Как слышу, так и сужу, и суд мой праведен; ибо не ищу моей воли, но воли ПОСЛАВШЕГО меня Отца. Если я свидетельствую сам о себе, ТО СВИДЕТЕЛЬСТВО МОЕ НЕ ЕСТЬ ИСТИННО. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. (Иоанн 5:30-32)
"О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, НИ СЫН, но только Отец" (Марк 13:32)
«Сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего» (Иоанн 5:19)
«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю мою, но волю пославшего меня Отца» (Иоанн 6:38).
«Иисус, отвечая им, сказал: МОЕ УЧЕНИЕ -- НЕ МОЕ, НО ПОСЛАВШЕГО МЕНЯ; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, ОТ БОГА ЛИ ОНО, ИЛИ Я САМ ОТ СЕБЯ ГОВОРЮ». (Иоанн 7:16-17).
"что всякому мужу глава Христос, жене глава -- муж, а Христу глава -- Бог" (1.Кор.11:3)
Анвар, о том что Иисус был Богом подтверждается ясными и однозначными стихами:
От Иоанна 5:16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. 17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя РАВНЫМ Богу.
От Иоанна 10: ...33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. 34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? 35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание...
А то, что Бог не одинок:
Псалом 49:1 ... Бог Богов...
Псалом 81:1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:... 6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы...
Псалом 85:8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
Псалом 95:4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
Пс. 96:7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
Пс. 109:1 ... Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Пс. 135:2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
137:1 ... Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе.
- Не всё написал конечно, но на быструю руку. Вообще-то многим ясно, что Всевышний не одинок на небе. Богов, как видите, много. Всевышний естественно превыше всех этих богов, и вот тут Он несомненно только ОДИН ТАКОЙ, равных Ему нет. Но это не значит, что никого вообще рядом с Ним нет.
миша 11 Июн, 2012
Анвар, о том что Иисус был Богом подтверждается ясными и однозначными стихами: вроде вы писали что понимаете.теперь опять дьяволу поклонились. Христос НЕ ПОКЛОНИЛСЯ .ХОРОШИЙ У ВАС бог ЧТО ДЬЯВОЛ ГОВОРИТ ЕМУ ПОДИ НИЦ ПРЕДО МНОЙ. сколько уже раз это писали .
1-е Тимофею 6.16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
1-е Тимофею 2.5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
1-е Коринфянам 12.1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;---
мы не видите. за какие грехи вам запечатали глаза????
миша
Вы явный многобожник и те стихи что вы привели не говорят о божественности Иисуса. И богов кроме Бога нет кроме тех которых себе выдумали язычники о чем и говорят ваши стихи "Бог богов" если не понятно то задумайтесь если "у бога есть Бог" то это не бог а ничто.
Ответ Мише:
Ты определись - Бог все таки один в триединстве как учить классическая христианская догматика или как ты говоришь есть много богов на небесах в твоем христианстве?
Ведь то что ты говоришь - это же, то же самое что есть в греческих мифологиях, когда у греков на все случае жизни были всякие "божества" которые наряду с главным "божеством" Зевсом якобы управляют миром.
Это не более чем ЯЗЫЧЕСТВО, которое кстати и является основой христианства, как ты сам и подтвердил!
Ты может после этих слов, еще будешь говорит что христианство монотеистическая религия? :)))))))
Ты знаешь что означает слово монотеистическая религия?
Все твои ссылки на Ветхий завет, это не более чем иносказательные слова, так как в ветхом завете даже иудеи названы сынами Бога, и Моисей назван Богом Аарону. Ты думаешь что и Моисей был богом? :))))
Ну тогда, почему ты поклоняешься только Иисусу? Давай, напиши картинку Моисея, и толпу иудеев и вперед - поклоняйся и им тоже, раз в твоей библии и они названы богами!!! :))))))))
И не забывай о том что, Ветхий завет является книгой во первых самих иудеев, и самым главным их законом в Ветхом завете является стих Шмо Исроэль. Ты знаешь его?
Так в нем звучит "Адонай Ахад" - Бог ОДИН".
И еще, твои слова о якобы о том что есть много богов, наряду с "главным" Богом, очень простым логическим фактом отрицается в Коране:
90. Мы явились к ним с истиной, однако они являются лжецами.
"Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему! Ведающий сокровенное и явное! Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!" (Сура 23. Верующие. 91-92).
Здесь говорится что, если бы были какие то другие боги помимо ЕДИНСТВЕННОГО Бога Творца - то вся вселенная и все мироздание в миг бы разрушилось.
И еще, одно тебе логическое отрицание о том что у Бога может быть какие то ипостаси или сотоварищи, если ты рассмотришь свою Библию и догматы своей религии, для разумного человека станет ясным что не может быть того что бы христианская доктрина была бы истиной! Этого отрицает нормальный разум и здравый смысл.
Ты сам подумай - подобает ли все это Величию и Всемогуществу Создателя вот эти качества, как принято в догматах христианства?
Бог якобы создал людей с грехами, исходя из первородного греха их праотца, потом он Сам пришел к людям в человеческой плоти и Сам себя принес в жертву, только для того что бы дать Самому Себе же право простит те же самые грехи своих созданий?
Таким образом Бог вошел в живот девы, находился там 9 месяцев, вышел из ее того органа весь в слизи и грязи, он ходил по земле, ему сделали обрезание, он ел человеческую пищу и пил воду, и соответственно ходил по большой и малой нужде (!!!), потом его схватили какие то людишки, его избивали и унижали, его повесели на крест и он сам себе кричал "О боже, почему ты меня покинул" и он в этом кресте и умер?
И это все только для того что бы спасти своих же созданий от какого то греха чужого человека - он делал такие невероятные манипуляции со своим существом, вместо того что бы просто пожелать и приказать об этом?
Великому Творцу, создавшему такое бескрайнюю Вселенную с точнейшими законами мироздания - было ли трудно просто пожелать о прощении грехов каких то маленьких созданий, которые живут в маленькой планетке входящую в солнечную систему, которая в свою очередь находится в самом ничтожном угольке галактики, которая является одной из миллиардов галактик во Вселенной?
Так подобает и согласуется ли все это с Величием и всемогуществом Создателя?
Вот мы мусульмане на основании последнего Откровения самого Бога - достохвального Корана утверждаем что, христианская точка зрения на Бога является явным заблуждением и оскорблением качеств Величия и Всемогущества Творца миров Аллаха, который пречист от того что ему приписывают христиане и все кто отрицает ислам как подледную религию Всевышнего Аллаха - Создателя миров!
салям.миша наверное говорил в Библии и Коране Мы это бог. .их много.многие их считают богами.Дух Святой считают богом.Они говорят поклоняйтесь Единому Богу.
6.94. [И скажет Аллах им в День воскресения:] "Явились вы к Нам лишенными всего - такими, какими Мы вас сотворили в самом начале [творения]. Вы оставили позади себя то, чем Мы наделили вас. И Мы не видим с вами ваших заступников, которых вы считали своими богами [так же, как и Нас]. И распались ваши узы, и покинули вас те, на кого вы рассчитывали".
72.5. Мы же полагали, что ни люди, ни джинны не станут возводить на Аллаха навет.
6. Некие мужи из числа людей искали покровительства у некоторых мужей из джиннов, но те только ввели их в большее смятение.
6.95. Воистину, Аллах расщепляет зерно и косточку. Он порождает живое из мертвого и мертвое из живого. Таков Он - ваш Аллах. И как же вы [можете так] заблуждаться!
Для представителей иудаизма и ислама великим камнем преткновения является Божество Спасителя нашего Иисуса Христа. Они соблазняются, несмотря на убедительные доказательства, которые имеются в новозаветных священных книгах.
Святой апостол Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Спасителя ученикам. Другие апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о воскресении Учителя. Он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). На сомнение Фомы Спаситель ответил его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20: 27). В ответ на это апостол Фома исповедал Иисуса Христа как Бога: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28).
О Божестве Иисуса Христа свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). В тексте Слово (Логос) прямо названо Богом. Возражение, которое обычно делают на это место, очень слабое. Говорят: Феос стоит без артикля, и потому, мол, говорится не о личностном Боге. Но ведь и в 6-м стихе этой главы: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (Ин. 1: 6) в греческом тексте перед словом Феос тоже нет артикля. А речь идет о личностном Боге. Приведем другие свидетельства. Апостол и евангелист Марк назвал Иисуса Сыном Божиим: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…» (Мк. 1: 1).
Апостол Иоанн Богослов говорит в своем Первом соборном послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5: 20).
О Божестве Иисуса Христа неоднократно в своих посланиях пишет святой апостол Павел: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 8–9). В другом послании читаем: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр. 1: 8–9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос – Бог. И еще. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28). Основатель Церкви Иисус Христос совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…» (Тит 2: 11–13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»?
Божество Иисуса Христа, а, следовательно, монотеизм христианства, пытаются отрицать представители иудаизма и ислама. Одна из главных причин – неспособность вместить в узкое и искаженное религиозное сознание учение о Пресвятой Троице, Боговоплощении, Воскресении и другие богословские истины. Несмотря на антагонизм между иудаизмом и исламом, обе религии сходятся в том, что они критикуют не христианство, богословскую высоту и духовное богатство которого они понять не могут, а созданный ими ложный образ новозаветной религии.
Разница между ветхозаветной религией Закона и исламом не только в том, что последний появился более 2 тысяч лет спустя после того, как Бог на горе Синай дал десять заповедей и другие предписания, определяющие жизнь избранного народа. Самая главная разница в том, что Моисеев Закон имеет Божественный источник. Книга «Исход» повествует о величественном Богоявлении: «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх. 19: 17–25).
Основатель же ислама не имел Божественного откровения.
Как зародился ислам? Об этом читаем в хадисе «Аль-Джами ас-Сахих». Мухаммеда стало посещать таинственное существо. Он спал в пещере на склоне горы Хира. В ночь 24-го числа месяца рамадана 610 года ему явился некто в человеческом облике. Это событие считается началом ислама. Рассказ о нем приводим по сунне: «К нему явился ангел и сказал: “Читай!” На что он ответил: “Я не умею читать!” Пророк сказал: Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: “Читай!” Я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: “Читай!” – и я в третий раз сказал ему в ответ: “Я не умею читать!” И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: “Читай!” Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший…»
Мухаммед недоумевал: кто посещал его: демон или ангел? Он поделился своими переживаниями с женой Хадиджой. Далее рассказ привожу по общепринятому мусульманами жизнеописанию Мухаммеда: «Она [Хадиджа] сказала Посланнику Аллаха: “О сын моего дяди! Сможешь ли ты сообщить мне, когда придет к тебе тот, который приходит к тебе обычно?” Сказал: “Да”. Она сказала: “Когда придет, скажи мне!” Пришел к нему Джабраиль, как обычно. Посланник Аллаха сказал Хадидже: “О Хадиджа! Вот Джабраиль пришел ко мне”. Сказала: “Встань, о сын дяди, и сядь на мое левое бедро”. Посланник Аллаха встал и сел на ее левое бедро! Сказала: “Обойди вокруг и сядь на мое правое бедро!” Посланник Аллаха обошел и сел на ее правое бедро. Спросила: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Да” Сказала: “Обойди вокруг и сядь мне на лоно!” Посланник Аллаха обошел вокруг и сел на ее лоно. Спросила: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Да”. Тогда она раскрылась и сбросила свое покрывало, а Посланник Аллаха сидел на ее лоне. Потом спросила его: “Видишь ли ты его?” Ответил: “Нет”. Сказала: “О сын дяди! Крепись и радуйся! Клянусь Аллахом, он ангел, а не дьявол”» (Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада).
Удивляет, как легко и, мягко говоря, наивно решился вопрос с помощью жены, который в духовном плане является вопросом жизни или смерти. Прежде всего, Ангел – существо бесплотное, и для его взора нет вещественных преград: он может видеть и через одежды. Одежды прикрывают наготу только от человеческих глаз. Да и само тело человеческое не является чем-то порочным или постыдным. Оно есть творение Божие. Греховна человеческая похоть и плотское вожделение, а не тело. В раю прародители были наги и не стыдились (см.: Быт. 2: 25). Природа Ангела неповрежденная. Им чужды человеческие страсти. А если это был демон, то он легко мог прибегнуть к хитрости. Зная, каким способом его испытывают, специально мог бы удалиться, чтобы его приняли за Ангела.
Согласно Корану, человек сотворен из воды: «И Он – тот, который создал из воды человека и сделал ему родство мужское и женское. Господь твой – могуч!» (25: 54). В другой суре говорится: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка» (96: 1–2). Еще в одном месте сказано о глине: «Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная» (55: 13).
В Коране, в отличие от Библии, не говорится о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Это расхождение весьма принципиальное. Имея в себе образ Божий и подобие, человек призван к прямому общению со своим Творцом. Он может соединиться с Господом. Этого нет в исламе.
В книге Бытия повествуется, что вся семья патриарха Ноя (араб. Нух) спаслась в ковчеге. В Коране говорится о гибели сына Ноя: «И он плыл с ним в волнах, как горы. И позвал Нух своего сына, который был отдельно: “О сын, плыви вместе с нами и не будь с неверными”. Он сказал: “Я спасусь на гору, которая защитит меня от воды”. Нух сказал: “Нет защитника сегодня от повеления Аллаха, кроме как тем, кого Он помиловал”. И разделила их волна, и был он среди потопленных» (11: 44–45). В другой суре говорится несколько иначе: «Нуха, когда он воззвал раньше, и Мы ответили ему и спасли его и его семью от великого горя» (21: 76).
Нет необходимости умножать примеры. Особенно искаженно в Коране говорится об евангельских событиях. Здесь расхождения сугубо принципиальные. Отрицаются: Боговоплощение, Крестная смерть на Голгофе, Воскресение. Даже известное всему миру событие Рождества Христова описано крайне странно. Утверждается, что Марйам удалилась в далекое место и родила Сына под пальмой (19: 23). В этой же суре («Майрам») Она названа «сестрой Харуна», то есть Аарона. У него, действительно, была сестра Мариам, но она жила за 15 веков до Рождества Христова.
Наверно, по причине такого количества ошибок и искажений многие представители ислама, чтобы выйти из затруднения, утверждают, что современное Священное Писание христиан подверглось искажению (tahrif). Сразу же возникает вопрос: какие выдвигаются доказательства? Доказательств никаких. Характерно, что взгляд мусульман на Библию за несколько веков претерпел существенные изменения. Ранние исламские писатели (аль-Табари, ар-Рази) считали, что искажение сводится к tahrif bi’al ma’ni, то есть искаженному пониманию без изменения текста. Но более поздние авторы (ибн-Хазм, аль-Бируни) выдвинули идею tahrif bi’al-lafz, то есть искажение самого текста. Причем обе эти позиции сохранились до настоящего времени. Поэтому степень приятия мусульманином Библии зависит от того, как он понимает tahrif. Уже сам факт наличия этих существенно отличающихся позиций говорит о том, что никаких конкретных доказательств нет.
Мусульмане утверждают, что Евангелие (Injil), которое упоминается положительно в Коране, не есть нынешнее Четвероевангелие. Мы уже говорили, что никаких доказательств они не приводят. Ложность обвинений христиан в искажении Писания вытекает из внутренней непоследовательности самих исламских авторов, пишущих на эту тему. Согласно Корану, изначально Евангелие было истинным священным текстом: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (5, 50/46). Приведу еще место: «Скажи: “О люди Писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа”. Но у многих из них низведенное тебе от твоего Господа увеличивает только заблуждение и неверие» (5, 72/68). Эта цитата ясно показывает, что в самом Коране говорится не об искажении Писания, а о «заблуждении и неверии», связанных с неправильным пониманием.
В Коране есть место (10: 94), которое вызывает крайнее затруднение у исламских комментаторов: «Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание до тебя. Пришла к тебе истина от Твоего Господа; не будь же из колеблющихся!» Данный аят отсылает «колеблющегося» мусульманина к авторитету библейского Священного Писания. Абдулл-Хакк пишет: «Ученых мужей ислама этот стих приводит в грустное недоумение, ведь он, похоже, отсылает пророка к людям Книги, которые могли разрешить его сомнения» (Abdul-Haqq Abdiyah Akabar. Sharing Your Faith With A Muslim. Minneapolis: MN; Betheny, 1980; цит. по: Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 117). По логике этого стиха, библейское Писание в VII веке (время создания Корана) не было искаженным. Тогда надо признать и сегодняшний текст верным, ибо мы пользуемся манускриптами, написанными за несколько веков до Корана.
Истинная религия не ограничивается требованием поклонения Творцу. Высшая ее цель – духовное соединение человека с Богом. Об этом говорит Спаситель в молитве к Отцу перед Своими крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21).
Из указанных выше Божественных свойств органично вытекает идея истинного христианского монотеизма. Всемогущий и Всеправедный Бог может быть только один.
Понятие о Боге в исламе не имеет Богооткровенного источника. Оно выработалось на основе древнеаравийского культа. Словом «Аллах» назывался «бог» в политеистическом пантеоне арабов: Allah (al – определенный артикль; ilah – бог). У арабов-язычников до принятия ими ислама Аллах было верховным лунным божеством, почитавшимся в Северной и Центральной Аравии. Отец Мухаммеда, который был язычником, носил имя Абдаллах («Раб Аллаха»).
В доисламские времена у арабов полумесяц был символом культа лунного бога. Это подтверждается археологическими данными. Полумесяц перешел в ислам как главный символ.
У арабов Сирийской пустыни женой Аллаха считалась ал-Лат, а на юге Центральной Аравии – Узза. В других областях Аравии они вместе с Манат почитались как дочери Аллаха. Генетический след этот сохранился в Коране. Об этом есть упоминание в 53-й суре: «Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат, третью, иную? Неужели у вас – мужчины, а у Него – женщины? Это тогда – разделение обидное!» (53: 19–22).
Аллах в исламе – созданный человеческим сознанием религиозный образ. Он не выражает реальной всемогущей Божественной Личности. Следовательно, монотеизм в исламе мнимый. В ряде мест Корана он наделен присущими человеку свойствами и чертами. Аллах говорит:
– «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4: 59);
– «Помощь – только от Аллаха, великого, мудрого, чтобы отсечь какую-либо конечность у тех, которые не веровали или низвергнут их, так чтобы они обратились без успеха» (3: 126–127);
– «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их!» (4: 141);
– «И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов» (3: 47);
– «Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие» (7: 178/179).
Какая великая разница! Христианство учит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), а ислам утверждает, что Аллах многих людей сотворил для геенны.
Идея монотеизма (ат-таухид; от глагола ваххада – считать что-либо единственным) сформулирована в «Коране» в нескольких сурах. Так, в 16-й суре («Пчелы»): «Мы послали к каждому народу Посланника, чтобы они сказали: “Поклоняйтесь Аллаху, и сторонитесь тагута”» (16: 36). В терминологии шариата всё, чему люди поклоняются помимо Аллаха, является «тагут». Поскольку ислам не знает ни прямых Богооткровений, ни Богоявлений миру, ни соединения человека с Богом на началах любви, то монотеизм в нем мнимый – формальный и абстрактный, который не требует от человека ни изменения себя, ни образа жизни, а поклонения и ежедневных молитв.
Иеромонах Иов (Гумеров)