Даниил (р. до 1492 — умер 22.5.1547), московский митрополит в 1522—39. Происходил из Рязанской земли; с 1515 игумен Иосифо-Волоколамского монастыря; ученик видного деятеля русской церкви Иосифа Волоцкого. После Иосифа стал во главе церковников, настаивавших на казнях противников церкви.
Пытаясь теоретически обосновать необходимость таких казней, Даниил в своих проповедях приводил слова Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь «по воле божьего человеколюбия», а также епископа Емесского Евсевия, учившего, что «убийство бога ради несть убийство».В обоснование своих инквизиционных взглядов Даниил ссылался и на блаженного Федорита, говорившего, что и Моисей велел убивать лжепророков.
Даниил, как настоящий инквизитор, предлагал сеять вражду и раздоры среди противников церкви – «богонаученное коварство», чтобы с ними легче было разделаться. Участников антицерковного движения Даниил называл «хулителями имени божьего». Он доказывал, что еретики – враги не только церкви, но и государства. Запрещая общение с еретиками, Даниил старался вызвать к ним чувство «совершенной ненависти». Он убеждал правящие классы «воззревать против врагов божьих» (так он называл сторонников антицерковного движения) «божественной ревностью и проявлять к ним праведную ярость». Он подчеркивал также, что право судить еретиков и присуждать их к суровым наказаниям принадлежит церковной власти. Обязанность же светской власти – беспрекословно выполнять решения церковных соборов и церковных иерархов.
Церковь обрушила свой меч и на так называемых нестяжателей Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Максим Грек раньше сам выступал за смертную казнь еретикам. Так, он умолял церковный собор предать смертной казни Исаака Жидовина, смутившего, по его словам, Христову паству. Но он был противником церковного землевладения и беспощадной эксплуатации трудившихся на церковно - монастырских землях крестьян. Вассиан Патрикеев, стоявший во главе боярской оппозиции, также обличал стяжательство монастырей, ибо владение землей, по его словам, развращает монахов, заражает их «ненасытным сребролюбием». В своих произведениях Вассиан писал об эксплуатации монастырских крестьян, которые, по его словам, жили в последней нищете.
Вассиан и Максим Грек критиковали феодально-крепостнический быт церковных вотчин и стремились склонить великого князя к отчуждению церковных и монастырских земель, что и вызвало ненависть к ним церковных иерархов. Максим Грек предстал перед церковным собором в 1525 г. Его признали «злохулительным еретиком» и заключили в тюрьму Волоколамского монастыря. Максиму Греку запретили писать, мучили голодом, морозом и, как отмечает один источник, он «от дыма и от горести темничные был яко мертв». В таких условиях Максим пробыл шесть лет. В 1531 г. он был привезен в оковах в Москву и предстал перед судом нового церковного собора. Здесь в его сочинениях нашли «хулу на господа бога и богородицу» и обвинили в том, что он составлял «писания хульные и еретические», критиковал церковные уставы и законы, что он еретик и чернокнижник. Церковный собор осудил Максима как «хульника и Священного писания тлителя» и сослал в оковах в Тверской Отрочь монастырь, где его заточили в каменный мешок.
В ереси обвинили и помощников Максима по исправлению книг – Михаила Медоварцева и Сильвана. Медоварцев был сослан в Коломну, а Сильван в Волоколамский монастырь, где его «уморили дымом». На этом же соборе еретиком был объявлен «князь – инок» Вассиан, противник церковного землевладения. Он также попал в каменный мешок Волоколамского монастыря и в «прегорчайшей темнице» умер от голода и дыма.
Сделано это было по приказу митрополита Даниила.
Литература:
- Жмакин В.И., Жизнь и деятельность митрополита Даниила. М., 1881.
- Зимин А.А., Лурье Я.С., Послания Иосифа Санина. М. - Л., 1959.
- Ард. Попов, Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904.
- Грекулов Е.Ф., Православная инквизиция в России. Академия наук СССР. Изд-во «Наука». М., 1964.
А что православная церковь причисляет его к лику святых, или он ставится как пример для подрожания?
Господь Бог не правидников, но грешников пришел призвать к покаянию.
Первым в Царствие Божие попал разбойник - ракаявшейся.
Правидно ли он поступал или нет это будит судить Господь Бог. Отошедшем к Богу желают Царствия Небесного , чего имы ему пожелаем. Не суди да не судим будешь.
Читал я про это время. И глобальную катастрофу он не натворил, а что привильного сделал то пусть ему будет в заслугу.
А протапопа Аваакума (внесшего раскол церковь) сожгли. На все воля Божья.
Спичку то не Бог подносил !)))))
Taulu, Вы хоть с темой познакомтесь поближе. Тогда поймете мой ответ.