В последнее время все больше мусульман - предпринимателей и бизнесменов - задаются вопросом: является ли торговля на международном валютном рынке Форекс дозволенной с точки зрения Шариата? Мы попросили ответить на этот вопрос доктора экономических наук, преподавателя МГИМО (У) МИД РФ Рената Беккина.
Ответ: По своей сути Форекс представляет собой спотовый рынок, поскольку сделки здесь совершаются по текущей рыночной цене.
Создание рынка Форекс было обусловлено крушением Бреттон-Вудской системы и отказом США от золотовалютного (золотодевизного) стандарта в 1971 г. Рынок Форекс позволяет не только своевременно осуществлять валютные расчеты между участниками экспортно-импортных операций на суммы, составляющие миллионы долларов, но и является эффективным инструментом, используемым государством при проведении валютной политики.
В мусульманском праве не запрещен обмен валюты. Главное - чтобы при этом не было разрыва во времени между поставкой одной валюты и получением другой, в противном случае имеет место возникновение задолженности покупателя валюты перед ее продавцом.
Хорошо известен хадис, в котором Пророк разрешил обмен друг на друга определенных товаров, среди которых золото и серебро, но только в одинаковой пропорции и при условии передачи из рук в руки.
Обратимся также к другому хадису, переданному со слов Ибн ‘Умара, сообщившего следующее: «Я подошел к Пророку и сказал ему: “Я продаю верблюдов в ал-Баки, где (их, верблюдов) цена иногда обозначена в золотых монетах, но (при расчете) принимаются серебряные или (наоборот) цена обозначена в серебряных монетах, а (при расчете) принимаются золотые”. (Тогда) Пророк ответил: “Нет греха в том, чтобы менять их по текущему курсу (на день совершения сделки) до тех пор, пока между сторонами (сделки) не возникнут долговые обязательства”». Известен также хадис, переданный Абу Салихом аз-Заййатом, в котором приводятся следующие слова Пророка: «Суть ростовщичества только в отсрочке и состоит!»
Таким образом, Пророк (мир ему) подтвердил допустимость валютно-обменных операций при условии их осуществления по установленному (на момент заключения сделки) рыночному курсу и без отсрочки платежа как со стороны покупателя валюты, так и ее продавца. Следовательно, валютный обмен в банках и обменных пунктах относится к числу разрешенных шариатом банковских операций – в отличие от тех, где банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства от одних лиц в виде депозитов и передавая другим в форме кредитов.
Однако, как известно, функции рынка Форекс не ограничиваются выполнением роли эффективного инструмента валютной политики государства. Во многих странах, в том числе в России, Форекс стал известен прежде всего благодаря спекулятивным операциям, осуществляемым его участникам с целью получения прибыли на разнице в курсах валют.
Для того, чтобы понять сущность осуществляемых на валютном рынке Форекс сделок, необходимо провести различия между реальной и виртуальной торговлей валютой. Они различаются между собой в зависимости от целей, которые ставят перед собой участники рынка. В реальных операциях участники рынка имеют намерение приобрести валюту и осуществить ее реальную поставку посредством операции спот (как правило, это занимает 1-2 дня). Занимаясь виртуальной торговлей валютой, участники торгов преследуют чисто спекулятивные цели, не намереваясь проводить реальные конверсионные операции.
Принято также различать активных и пассивных участников рынка. К первым, которых также именуют маркет-мейкерами, относятся те участники, которые осуществляют конверсионные операции на рынке Форекс. К пассивным участникам относятся все, кому необходим обмен сравнительно небольших сумм валюты, а также спекулянты, целью которых является спекулятивные виртуальные сделки. Главным инструментом в руках валютных спекулянтов на рынке Форекс является маржинальная торговля.
Маржинальная торговля не имеет целью реальную поставку валюты. Она направлена на взаиморасчеты между участниками торгов. Маржинальная торговля позволяет спекулянту, обладающему сравнительно небольшой суммой денег, осуществлять операции на суммы, в десятки раз превышающие объем его собственных средств (размер страхового депозита). Это становится возможным благодаря «плечу» (кредитному рычагу), предоставляемому спекулянту посредником на рынке Форекс – дилинговой (брокерской) компанией.
Благодаря «плечу» на виртуальном рынке происходит торговля виртуальными деньгами. Однако в результате маржинальных сделок не происходит реального обмена валют.
При осуществлении сделок спекулянт, работающий через дилинговую компанию (дилинговый центр), ориентируется не на рыночный курс, а на курс, предлагаемый маркет-мейкером, который может хоть и незначительно, но отличаться от реальных котировок, существующих в данный момент на рынке.
На первый взгляд, маржинальная торговля также в принципе подпадает под разрешенные операции, поскольку осуществляется в режиме реального времени и между участниками рынка не возникают долговые обязательства. За свои услуги по содействию в осуществлении сделки купли-продажи валюты и предоставление кредитного «плеча» дилинговая компания как правило не взимает с участников рынка комиссию в виде фиксированной платы или процента от суммы сделки, закладывая свою прибыль в спред.
Однако более глубокий анализ сущности проводимых операций позволяет сделать вывод о наличии в отношениях между участниками рынка Форекс элементов гарара, майсира и риба.
Рассмотрим ниже каждый из указанных элементов
1. Гарар. Гарар содержится в сделке, где одна из сторон продает другой то, чем не обладает в действительности (исключение составляет договор бай’ ас-салам и его разновидности). Для того, чтобы стать участником торгов на рынке Форекс, как было отмечено выше, достаточно располагать лишь 1 % от торгуемой суммы. Остальная часть предоставляется на основе «плеча» (рычага) - основы маржинальной торговли на рынке Форекс. «Плечо» позволяет совершать сделки с валютой на сумму, в десятки раз превышающую имеющуюся в реальности у инвестора сумму (страховой депозит). Более того, сам факт использования кредитного «плеча» ведет к увеличению риска на рынке, а чрезмерный риск – это также гарар.
Как известно, в мусульманском праве сделка может быть признана недействительной, если хотя бы одна из сторон не обладает всей полнотой информации о предмете данной сделки. Наличие гарара для одной из сторон сделки автоматически приводит к незаконному, с точки зрения шариата, обогащению другой стороны (игра с нулевым результатом).
Говорить о наличии гарара в отношениях между участниками рынка Форекс позволяет также то обстоятельство, что участник торгов не всегда в реальности покупает валюту по той цене, которую он видит на своем мониторе. Буквально за несколько секунд цена может подняться на несколько пунктов. Иными словами, намерение инвестора купить валюту по определенной цене может расходиться с той ценой, которую он в реальности заплатит (т.н. «проскальзывание»).
2. Майсир. Практически в любой книге, написанной профессиональными участниками рынка Форекс, к числу наиболее распространенных «заблуждений» о валютном рынке отнесено сходство торговли на Форексе с игрой в рулетку. В отличие от игрока в казино, утверждают сторонники вышеприведенной точки зрения, участник торгов действует не вслепую, наудачу, а опираясь на глубокий анализ экономических показателей разных стран, а также психологии других участников рынка.
Однако даже если согласиться с указанным тезисом, нельзя не признать, что навыками и знаниями, позволяющими проводить такой анализ, не обладает подавляющее большинство участников рынка. Это приводит к тому, что для таких инвесторов торговля на Форексе обладает всеми признаками игры в рулетку. Профессиональные участники рынка и не скрывают, что вхождение на рынок непрофессиональных инвесторов позволяет профессиональным участникам рынка обогащаться за счет гарантированно проигрывающих новичков. По статистике, более 90 % частных инвесторов на рынке Форекс оказываются в проигрыше.
К майсиру также относится незаработанный доход, полученный без вложения труда или капитала.
3. Риба. Вопрос о том, можно ли рассматривать использование «плеча» в маржинальной торговле на Форексе в качестве риба, является дискуссионным. Однако даже если придерживаться позиции, что виртуальный кредит при маржинальной торговле не приводит к взиманию ростовщического процента (так в принципе и происходит), нельзя не признать, что в отношениях между спекулянтом (инвестором) и дилинговой компанией возникают долговые отношения. Когда компания несет убыток, у спекулянта возникают перед ней долговые обязательства. Обязательства погашаются за счет вариационной маржи – переменной части страхового депозита, служащей для погашения задолженности инвестора перед дилером в случае убытка. Другая часть стразового депозита – залоговая маржа - участвует непосредственно в операциях купли-продажи.
Что касается самого страхового депозита (собственных средств спекулянта), то он нередко размещается на счетах в банках, выступающих в качестве маркет-мейкеров, что фактически тоже означает участие спекулянта в операциях, содержащих элемент риба.
Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что торговля на межбанковском валютном рынке Форекс является дозволенной в контексте шариата, если речь идет о проведении реальных конверсионных сделок между участниками экспортно-импортных операций, а также об осуществлении государством валютной политики. Что касается маржинальной торговли, то она является недозволенной по причине наличия в ней таких элементов, как гарар, майсир и риба.
А Аллах лучше знает!
P.S. Дискуссионным остается вопрос о том, рассматривать ли обмен валюты в современных условиях как известный классическому фикху договор бай’ ас-сарф. Если вынести за скобки позицию небольшого числа мусульманских правоведов, отрицающих за бумажными деньгами функции денег, следует признать, что к бумажной валюте применяются те же правила, что и к валютам эпохи моно- и биметаллизма.
Если же мы стоим на позиции отрицания за бумажными деньгами указанных функций, то вопрос о допустимости торговли на рынке Форекс снимается сам собой, поскольку мы имеем дело с классическим примером fiat money (неразменных [декретных] денег). В отличие от инвестора, приобретающего акции на фондовом рынке и получающего таким образом право на часть активов компании, спекулянт на валютном рынке Форекс, приобретая валюту определенной страны, не может претендовать на часть ее национального богатства.
Спасибо за подробное разъяснение границ дозволенности в части торговли на рынке форекс с т.з. Ислама.
Но поясните пожалуйста такой пример:
Допустим, два человека/партнера, недостаточно внимательно изучив вопрос о допустимости работы на рынке форекс "с учетом плеча", не найдя нужной информации, приняли тезис о дозволенности такой работы. В процессе торговли был получен убыток, который, естественно должен быть распределен по справедливости между обоими участниками. В последствии в прессе наконец находятся трактовки Закона (Шариата) о неправомерности (с т.з. ряда специалистов по исламскому праву) наживы и вообще работы с валютой или другим активом с использованием плеча. И...один из участников, желая избежать материальной ответственности (делить убыток) отказывается от возмещения части убытка, мотивируя отказ аргументами, описанными в данной статье... В результате пытается возложить ответственность и затраты на своего бывшего партнера, несмотря на то, что именно он управлял соответствующим счетом - немаловажная деталь. Прав ли он? Причем ответственность реальная - средства должны быть возмещены третьему лицу. Буду благодарен за подробный и исчерпывающий ответ...