Как уже было отмечено, Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Далее цель эта освещена более подробно.
I. Личность
В Исламе как мужчины, так и женщины воспитываются через духовные и недуховные наставления. Им надлежит следовать указаниям Аллаха в молитве, поведении, морали и во всех аспектах самосовершенствования человека. Каждый обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь к тому, чтобы стать безупречным человеком. Необходимо воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от чисто "религиозных" обрядов – как, например, молитва, пост и прочие духовные действия, следует избегать всего того, что может нанести ущерб душе и телу[1], будь то дурная пища, напитки или вредные привычки. Абсолютно исключаются – в любых количествах и при любых обстоятельствах – алкоголь и все аналогичные пагубные вещества, к примеру наркотики. Запрещены азартные игры – в наше время основной источник доходов преступного мира. Мусульманин должен зарабатывать на жизнь законными способами, ведь только добытые трудом, а не шальные деньги способны доставить истинное наслаждение плодами Божьего творения. Другие проявления зла также особо оговариваются и запрещаются.
II. Семья
Семья в Исламе – это священный элемент общества. Всякие отношения супружеского типа поощряются лишь когда они оформлены законно. Семья пользуется всеми видами юридической, социальной и экономической защиты. Воспитание детей в лоне семьи не только всячески поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается, по словам Пророка (да пребудет он в мире), как последний, неотвратимый выход в случае, если целый ряд мер, предпринятых на юридическом и государственном уровне, чтобы сохранить распадающуюся семью, не дал результата. Внебрачные связи однозначно порицаются, более того, предусматривается суровое наказание тех, кто покушается на права Господа в этой сфере и на невинность будущих поколений. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, что ведет к их нравственной, физической и прочей деградации.
В отношениях с противоположным полом мусульманину предписывается быть как бы девственником в мыслях и поступках, никоим образом не посягая на его достоинство и всячески проявляя уважение к нему. К женщине надлежит относиться как к сестре и матери, а не как к объекту эксплуатации ради удовольствия.
Партнер по браку избирается на основе его или ее добродетели, а не красоты, семейного достатка или влиятельности. Отмечая, что браки могут заключаться "из-за денег, красоты, положения в обществе, либо праведности" той или иной женщины, Пророк учил мужчин-мусульман выбирать самую праведную женщину на роль будущей матери своих детей. То же относится и к женщинам, но при этом им обязаны помочь родители, которые старше, опытнее в житейских делах и лучше информированы об окружающих. Многоженство никогда не считалось ни угрозой семье, ни деструктивным фактором, напротив, в особых случаях – например, в послевоенные периоды, когда резко сокращается число мужчин[2], или там, где по каким-либо причинам женщин оказывается гораздо больше, чем мужчин – полигамия становится чуть ли не единственным выходом из положения. В частности, в наше время это характерно для сельской местности чуть ли не по всему миру: множество мужчин покидает деревни, переезжая в города в поисках работы и оставаясь там на постоянное жительство. Коран, рекомендуя иметь одну жену, напоминает нам при этом, что в особых обстоятельствах у многих пророков, включая самого Мухаммеда, жен было несколько. В отсутствие системы социального страхования (которая до сих пор не существует в целом ряде стран) разведенная женщина или сирота остается без средств к существованию, тогда как законный брак дает уверенность в будущем, например, вдове, потерявшей кормильца. Так или иначе, брак остается для женщины наилучшим способом вести естественный образ жизни.
III. Общество
Личность и нормы, управляющие ею, неотделимы от общества и его законов. Так, невозможно требовать от личности воздерживаться от употребления алкоголя, в то время как эта личность натыкается чуть ли не на каждом углу на пивную, бар или магазин, наполненный красиво оформленными бутылками, не говоря уже об агрессивной, постоянной пропаганде алкоголя в средствах массовой информации. Точно так же невозможно призывать молодежь к целомудрию, одновременно наполняя газетно-журнальные киоски непристойными изданиями, показывая то и дело фильмы, пробуждающие низменные инстинкты. Нравственные нормы и установки, адресуемые личности, должны соответствовать нормам и установкам в семье, а также законам, организующим общество. Ислам заключает в себе полный свод таких законов, абсолютно гармонирующих с исламскими нравственными и духовными постулатами. Этот кодекс настолько универсален и всеобъемлющ, что применим к любому обществу и любой эпохе[3].
IV. Международное сообщество
Основой взаимоотношений между народами является "творение добра", а не эксплуатация, агрессия, стремление к господству. Вот что говорится по этому поводу в Священном Коране:
"Не будьте таковы, как та (женщина), которая расстроила свою пряжу, после того как укрепила ее на нитки. Вы свои клятвы обращаете в обман между вами, потому что один народ многочисленнее другого". (16, Ан-Нахль 92).
Что касается проблемы войны и мира, мусульмане никогда не должны быть агрессорами:
"Дозволено тем, которые сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им – тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: Господь наш – Аллах. И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах[4] тому, кому Он поможет – ведь Аллах силен, славен!" (22, Аль-Хадж 40).
"И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто, сражается с вами, но не преступайте, поистине Аллах не любит преступающих!" (2, Аль-Бакара 190).
В наше время международное сообщество, и в, особенности мощные державы, декларируя стремление к миру и справедливости, на деле развязывают агрессию и войны, жестоко эксплуатируют природные и человеческие ресурсы более слабых наций. Ислам осуждает подобную практику и оказывает ей сопротивление, какие бы формы и масштабы она не принимала.
[1] См. главу «Ж» - «Мораль».
[2] Это, в частности, относится к мировым войнам.
[3] См. главу «Шариат».
[4] По мнению автора, гораздо лучшим переводом было бы "даруете победу тому, кто слышит Его призыв". Пользуясь случаем, автор выражает свое неудовлетворение и удивление неадекватностью многих переводов, которые не только портят замечательный язык Корана, но и нередко искажают смысл.
Скачать книгу полностью в разделе книги
Комментарии (0)