На днях в нашей гостевой книге был опубликован один комментарий от автора по имени Алекс, который вначале хвалебно высказывался о дизайне и задумке нашего портала, потом скептически оценивал содержание, а в финале уже в варианте претензии подчеркнул, что мы, мусульмане, далеко не в том положении, чтобы адекватно ориентироваться в происходящем. Ну что же, уважаемый Алекс, всему своё время… И если есть явные доказательства того, что наше время было в прошлом, то мы, мусульмане, уверенны, что наше время так же и в будущем...
Наполеон Бонапарт
Из “Бонопарт и Ислам” Кристиана Черфилса, изд. Pedone, Париж, Франция, 1914, стр. 105, 125.
- Источник: “Correspondance de Napoléon Ier Tome V pièce n° 4287 du 17/07/1799...”
"Моисей показал существование Бога его нации. Иисус Христос – римлянам, Мухаммад – старому континенту..."
"Аравия была идолопоклоннической, когда спустя шесть столетий после Иисуса, Мухаммад вводил поклонение Богу Авраама, Исмаила, Моисея и Иисуса. Арийцы и некоторые другие секты нарушили спокойствие востока, проповедуя Отца, сына, и Святого духа. Мухаммад объявлял, что не было никакого Бога, кроме одного, не имевшего никакого отца и никакого сына, и что понятие Троицы несёт в себе идею идолопоклонства..."
"Я надеюсь, что недалеко то время, когда я буду способен объединить всех мудрых и образованных людей всех стран и установить однородный режим, основанный на принципах Корана, которые единственно являются верными и только они могут вести людей к счастью".
Сэр Джордж Бернард Шоу
‘Подлинный Ислам,’ Т. 1, №. 8, 1936.
“Если бы какая-либо религия имела шанс на правление Англией, нет, Европой, в ближайшие сотню лет, это мог быть Ислам.”
“Я всегда высоко ценил религию Мухаммада из-за её замечательной живучести. Это единственная религия, которая, как мне кажется, обладает той способностью ассимилироваться согласно изменяющейся стадии существования, может заставить себя обратиться к каждому возрасту. Я изучил его: замечательный человек и, по моему мнению, далекий от того, чтобы быть Антихристом, его нужно назвать Спасителем Человечества..”
“Я полагаю, что, если бы человек, подобный ему, взял бы на себя диктатуру современного мира, он преуспел бы в решении его проблем путём, который принёс бы ему столь необходимые мир и счастье; я предсказал вере Мухаммада, что она была бы приемлема для Европы завтра, поскольку она становится приемлемой для Европы сегодня..”
Бертранд Руссель
“История восточной философии”, Лондон, 1948, стр. 419.
“Наше использование фразы ‘тёмные века’, охватывающая период от 699 до 1000 года, отмечает наше неуместное концентрирование на Западной Европе...
“От Индии до Испании процветала блестящая цивилизация Ислама. Что было потеряно христианским миром в это время, не было потеряно для исламской цивилизации, но сосем наоборот...
“Нам кажется, что цивилизация – это западно-европейская цивилизация, но это – узкий взгляд.”
Герберт Джордж Веллс
“Исламское учение оставило великолепные традиции для равноправных и нежных деловых отношений и поведения, внушает людям благородство и терпимость. Это учение – учение человечности самого высокого порядка и в то же самое время реальное. Благодаря этому учению возникло общество, в котором жестокость, коллективное притеснение и несправедливость были минимальны по сравнению со всеми другими предыдущими обществами.... Ислам переполнен мягкостью, любезностью и братством.”
Др. Уильям Драпер
‘История интеллектуального развития Европы’
“В течение периода халифата учёные христиане и иудеи были не только в большом уважении, но были назначены на посты огромной ответственности, и были продвинуты к высокопоставленной работе в правительстве.... Он (халиф Харун Рашид) никогда не смотрел, откуда учёный родом, или на его веру и убеждения, но только на его превосходство в изучаемой области .”
Томас Карлайл
‘Герои, поклонение героям и героизм в истории,’ лекция 2, пятница, 8 Maя 1840.
“Так как нет никакой опасности того, что кто-то из нас станет магометанином, я хочу говорить обо всём хорошем в нём, будучи по возможности справедливым ...
“Бедный, тяжело трудящийся, плохо обеспеченный человек; небрежный к тому, ради чего трудятся грубияны. Неплохой человек, должен я сказать; лучше в нём – не терпение голода и прочих трудностей, а то, как эти дикие арабы, борясь и сражаясь двадцать три года под его руководством, будучи всегда в близком контакте с ним, так его уважали! Они были дикарями, легко загорающимися и скорыми на ссору, на все виды жестокой искренности; без правильных понятий о ценностях и мужественности, никто не мог командовать ими. Вы говорите, они назвали его пророком? Почему он противостоял им лицом к лицу? Беззащитный, не хранимый в любой тайне; на глазах у них чиня свой собственный плащ, ремонтируя свою обувь; сражаясь, советуя, отдавая приказы среди них: они, должны были видеть, каким человеком он был, позвольте ему называться тем, кем вам нравится! Никакому императору с его короной не повиновались, как этому человеку в плаще собственной починки. В течение двадцати трёх лет действительно тяжёлых испытаний. Я нахожу кое-что от истинного Героя, способного на это...
“Эти арабы, люди Магомета, и это одно столетие явились словно искрой, одной искрой, упавшей на мир, оказавшийся взрывчатым порошком, зажёгшим до небес огонь от Дели до Гранады! Я бы сказал, Великий человек был всегда как молния с Небес; остальные ждали его подобно топливу, чтобы затем также стать пламенем...”
Филип Хитти
‘Краткая история арабов.’
“В течение всей первой части средневековья, никакой другой народ не сделал такого важного вклада в прогресс человечества, как арабы, если принять этот термин для обозначения всех тех, родной язык которых был арабским языком, а не просто тех, которые живут на Аравийском полуострове. В течение многих столетий, арабский язык был языком науки, культуры и интеллектуального прогресса для всего цивилизованного мира за исключением Дальнего Востока. От 9-ого до 12-ого столетия на арабском языке было написано больше философских, медицинских, исторических, религиозных, астрономических и географических работ, чем на любом другом языке.”
Карра де Во
‘Исламские фиософы,’ Париж, 1921.
“Наконец, как можно забыть, что в то же самое время Индийская Монгольская Империя (1526-1857 н.э.) дала миру Тадж Махал (законченный в 1648 н.э.), архитектурная красота которого никогда не была превзойдена, и ‘Акбар Намех’ Абуль Фадля:
‘Эта экстраординарная работа, полная жизненных идей и просвещения, где каждый аспект жизни исследован, записан и классифицирован, и где прогресс непрерывно поражает глаз, документ, которым Восточная цивилизация может справедливо гордиться. Люди, гений которых находит своё выражение в этой книге, продвинулись далеко вперёд, по сравнению со своим веком, в практическом искусстве управления, и, возможно, они опережали и в их предположениях о религиозной философии. Те поэты, те философы знали, как иметь дело с миром или материей. Они наблюдают, классифицируют, вычисляют и экспериментируют. Все идеи, исходящие от них, проверены против фактов. Они выражают их с красноречием, но они также поддерживают их статистикой.’
...принципы терпимости, правосудия и гуманности, которое преобладало в течение долгого господства Акбар.”
Марсель Клерг
‘Турция, прошлое и настоящее,’ Париж, 1938.
“Много доказательств высокого культурного уровня Османской империи в течение царства Сулеймана Великолепного обнаруживаются в развитии науки и закона; в расцвете литературных работ на арабском, персидском и турецком языках; в современных памятниках в Стамбуле, Бурсе, и Эдирне; в буме производства роскоши ; в богатой жизни суда и высоких сановников, и наконец, но не в последнюю очередь, в его религиозной терпимости. Все различные влияния, особенно смешение вместе турецкого, византийскийского и итальянского языков, и помогают сделать его самой блестящей эпохой Оттоманов.”
Майкл Старший (Великий)
Из ‘Майкл Старший, хроника Майкла Сирина, якобитского Патриарха Антиоха,’ ред. J.B. Chabot, издание. II, Париж, 1901.
“Это – то, почему Бог мести, единственный, кто всесилен и изменяет империю смертных по Своему желанию, давая её кому Он желает, поднялся против униженного созерцания зла католиков, которые всюду в их доминионах безжалостно разграбили наши церкви и наши монастыри и осудили нас без жалости, принесённой из южных областей сыновьями Исмаила, избавив нас через них из рук католиков. И если мы в действительности понесли некоторую потерю оттого, что католические церкви, которые были взяты от нас и отданы халцедонам, остались в их владении; поскольку, когда города подчинились арабам, они назначили каждому вероисповеданию те церкви, которые они нашли в их владении (и тогда большие церкви Эмессы и Харрана был отобраны от нас); как бы то ни было, это было немалое преимущество для нас, быть освобожденными от жестокости католиков, их зла, их гнева и жестокого рвения против нас, и оказаться в людях. (Майкл Старший, якобитский Патриарх Антиоха написал этот текст в конце двенадцатого столетия, после пяти столетий правления мусульман в этом регионе. См. здесь подобный документ, посланный монахам монастыря Св. Катерины в Синае, 628 C.E.)
Сэр Джон Бэгот Глабб
“Период правления халифа Маамуна (813 - 833 н.э.) можно считать 'золотым веком' науки и просвещения. Он всегда предавался книгам и научным занятям. Его блестящий ум интересовался каждой формой интеллектуальной деятельности. Не только поэзия, но также и философия, богословие, астрономия, медицина и закон – всё, известное в его время.”
“Ко времени Ма´амуна медицинские школы были чрезвычайно развиты в Багдаде. Первая свободная общественная больница была открыта в Багдаде в течение халифата Гарун Аль-Рашида. С развитием системы, назначались врачи и хирурги, читавшие лекции студентам-медикам и выдававшие дипломы тем, кого считали достаточно квалифицированным для практики. Первая больница в Египте была открыта в 872 нашей эры, а затем открылись общественные больницы на всем протяжении империи от Испании и Магриба до Персии.”
На Холокосте Багдада (1258 C.E.), совершенном Гулако
“Город был систематически ограблен, разрушен и сожжен. Говорят, восемьсот тысяч человек были убиты. Халиф Муста´асим был зашит в мешке и растоптан до смерти под ногами монгольских лошадей.
“В течение пятисот лет Багдад был городом дворцов, мечетей, библиотек и колледжей. Его университеты и больницы были наиболее современными в мире. Ничего теперь не оставалось, кроме кучи щебня и зловония распадающейся человеческой плоти.”
Хотя Наполеон и отзывался об Исламе положительно,однако не раскусил козни финансовых олигархов (известной национальности) того времени и отправился в Египеткий поход тем самым отдавая дань традициям крестовых походов.Впоследствии и Гитлер туда же...
Статья интересная, жаль что исламская умма и поколение после халифата расслабилась и упустила те знания и тот потенциал, который наработали наши праведные последователи Пророка салаллаху алейхи ва салим. Но как говориться МашаЛлах, на все воля Аллаха, значит эта доля выпала нам и нашим детям))
Я как то комментировал здесь, что то связанное с псевдо символом ислама "полумесяцем" и написал что во время турецкого халифата исламская умма отошла назад, что Багдад был разграблен турками, что там процветал культ личности. Чувствую что где то я ошибся, знающие браться разъясните мне ради Аллаха.
Вот допустим татаро-монгольское иго состояло ведь не из нынешних татар которые проживают в Казани, если сравнить время основания Казани то татары проживали там до момента наступления т/м ига., так же я слышал что слово татар это старо русское слово- "чужой" правда ли это? Опять если Багдад разграбили одно из племени турков в виде монгол, то кто же взял Константинополь? Если посмотреть по местам проживания и тюрской речи, то это Киргизстан, Узбекистан, Казахстан, дальше по сибире встречаются тюрскоязычные народы, Потом Татарстан, Башкирия, Бурятия, Дагестан(кумыки), Азербайджан и Турция.
АННЕКСИЯ 1783 ГОДА - начало уничтожения идентичности мусульман Крыма
Энвер Кадыров
Масштабность той беды, которая постигла крымских татар и другие мусульманские народы, которые находились под правлением крымского хана, в результате аннексии Крыма 1783 года еще не до конца осмысленна нами. Должным образом, не осознавая собственную идентичность, находясь под воздействием глобализации и растворяясь в ней, современные поколения крымских татар стремительно шагают к пропасти ассимиляции.
Этому, мыслящие люди, могут найти массу причин. Но изначально первую, из которой впоследствии выльется современное состояние крымских татар, не особо обсуждают. Складывается впечатление, что история крымских татар начинается где-то с начала просветительской деятельности Исмаила Гаспринского. Конечно, близость времени его жизни и большое количество библиографической информации и прочих документов, облегчает специалистам их исследование, что не скажешь о времени более далеком. Да и время то, что связывает нас с Исламским государством, Турецким Султанатом, из-за навязываемой предвзятости и пренебрежения к религии, не воспринимается современными поколениями как и все другое из религии.
Горько осознавать, что отпечаток атеистического просвещения сделал многих крымских татар безразличными к Исламу, к судьбе Исламского государства и судьбам многих мусульманских народов которые подверглись колониальной зависимости от государств Европы и России. В связи с трагической датой для нас хотелось бы показать некоторые действия царской России по отношению к мусульманам Крымского ханства после аннексии 1783 года.
Все политические хитрости и откровенное лицемерие царской России, предшествующие изданию Манифеста 8 апреля 1783 г. такие как Кучук Кайнарджинский договор (1774 г), а после Манифеста Ясский договор (1791 г), не сулил ничего хорошего крымским мусульманам в будущем. О той политике, которую вела Российская империя по отношению к мусульманам до аннексии можно судить по следующему тексту Соборного Уложения 1649 г: « Указ, за какие вины кому чинити смертный казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание.
А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русскаго человека обусурманит, и того русскаго человека отослать к Патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилам Святых апостол и Святых отец». Можно было бы сказать, что это Уложение еще до царствования Петра I(1682-1725) было, но следующий указ говорит, что это практиковалось и позже: « Наказ Губернаторам и Воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать, от 12 сентября 1728 г. О обрезывающих в Магометанство и о крещающих в иноверство. Понеже в Российской империи многие подданные обретаются иноверцы, а именно: мордва, чуваши, черемисы, остяки, вотяки, лопари и иные им подобные, из которых народов не безызвестно есть, что Магометане превращают в свою веру и обрезывают, чего Губернатору или Воеводе накрепко смотреть, и отнюдь до того не допускать. А ежели явятся такие Магометане или другие иноверцы, которые тайно или явно кого из Российских народов в свою веру превратят и обрежут, таких брать и розыскивать, и по розыску, чинить указ по Уложению 22 главы 24 статьи, а именно: казнить смертию, сжечь без всякого милосердия».
Исходя из выше приведенного текст Манифеста «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую Державу» покажется просто признанием в любви: «... обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего, содержать их наравне с природными Нашими подданными, охранять и защищать их лица, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется...»
На самом деле испытывала к крымским мусульманам царская Россия неприязнь и желание избавиться от этого народа скорее, как от народа «...от которого никакой пользы, ни выгоды....» однако это она держала про запас, если бы ее хитрости не поимели успеха. В противном случае Россия готова «ныне же без всякого отлагательства и в самое течение войны тем же нашим победоносным оружием их совсем в самом бытии истребить и земли их вконец опустошить, как такой народ, от которого никакой пользы, ни выгоды... быть не может»
Дальнейшая политика строилась на том, чтобы создавать всякие трудности для соблюдения Ислама. Ослаблять понимание религии. И всячески препятствовать связям с мусульманским миром, ибо «что всего вреднее, приносят с собою новую силу духа мусульманского и утверждают оный в здешних жителях».
Манифест в некоторой степени корректировал действия русских властей. Последние искали всякий предлог для создания трудностей и в большей степени его оправдывали экономически. Да и само желание владеть Крымом было сугубо коммерческим делом. А все остальное - второстепенным.
Таврический гражданский губернатор 14 ноября 1829 года писал Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору о том, паломники, отправляющиеся в Хадж, приносят вред России. Накопив средства, на которые они могут отбыть в Мекку и, забирая их с собой, вывозят заграницу. Там же указывает, что это делают и богатые, которые увозят еще больше денег. А еще и то, что следующие из Бухары через Астрахань паломники «собирают деньги с татар, которые охотно дают оныя полагая в сем деяние какое то спасение души». Жалуется, что многие оттуда не возвращаются. И приводит подсчет суммы, которую увозят в Хадж, описывая это злом для России - «зло сие, от которого государство лишается такой знатной суммы денег и вместе с тем людей, непременно надлежит стараться прекратить». Понимая, что Хадж запретить он ни как не может, мотивируясь «терпимостью у нас вер», губернатор предлагает всячески затруднять паломникам всякой волокитой и ограничениями. Поражает его неосведомленность, когда он после всего этого пишет: « По мнению моему, нужно бы употребить к воспрещению татарам ездить в Мекку, средство политическое, а именно: дать Муфтию право независимости от главного духовенства Константинопольского. Этот Муфтий будет давать мусульманам отпущение без Мекки спасти душу».
Вот то, как в царской России использовали слово «муфтий» хочется отметить особенно. Конечно, справляться со всем количеством мусульман, которое империя получила в результате своей колониальной политики, как то надо было. И это реализовалось следующим образом. Следует указать, что после издания Манифеста о присоединении Крыма, вышел еще один Манифест «О присоединении к России Великого княжества Литовского" 1795 г. Он также излагал позицию терпимости к верованиям, где помимо католиков упоминается и мусульмане из числа литовских татар. Таким образом, задекларировав в манифестах такую себе терпимость до мусульман, и признав права мусульманской общины России на ее религиозную самобытность, русская власть стала более активно, чем раньше встраивать ее в систему государственного устройства империи. Ускорился процесс включения мусульман в различные сословия и сословные группы и органы управления ими с распространением на них соответствующих прав и обязанностей. Особое внимание было уделено организации государственного регулирования "сверху" религиозной жизни. Как известно, Ислам не имеет ни церковно-иерархической организации, ни института монашества. Однако усилия для контроля над общиной напоминали попытку устройства его на подобии Православия. Приблизительно с такой же иерархией для удобства.
Главный принцип такой политики Российской империи заключался в стремлении к полному государственному контролю. Именно с этой точки зрения для большего удобства государственного надзора над жизнью российского мусульманства с конца XVIII Российская империя прибегла к созданию «магометанских правлений».
Рядом законодательных актов екатерининского времени было начато формирование органов управления мусульманами России. В 1788 г. было создано Оренбургское магометанское духовное собрание, юрисдикция которого была вначале распространена на всю Россию. Последующими указами и распоряжениями были определены его структура и штат, выделены необходимые для его деятельности казенные денежные средства. После присоединения Крыма к России русское правительство взяло на себя содержание существовавшего при Гиреях муфтията. В 1794 г. было объявлено о создании Таврического магометанского духовного правления, фактическое образование которого произошло позже, в 1831 г. Таким образом, упорядочив контроль и найдя возможность оказывать влияние на умы посредством лояльных к Российской империи муфтиев и имамов, русские власти запустили ассимиляционную политику, результат которой мы теперь ощущаем на себе. Сами по себе структуры, цели и задачи «магометанских правлений» с течением времени не изменились. Мы можем только проследить трансформацию названий:- Таврическое магометанское духовное правление (царская Россия) - Народное управление религиозными делами мусульман (Советская Власть)- и их современные приемники духовные управления мусульман. Посредством этих правлений во все времена власть осуществляла контроль.
Посредством их трансформировалось противоречие Ислама к существующему строю. Однако в условиях глобализации роль такого рода трансформаторов будет абсолютно не действенной. Узнать Правду не прибегая к услугам «трансформатора» или вообще избежать сегодня достаточно просто. Сегодня «трансформаторство» в силу наличия множества источников информации становится все более очевидным.
Использованный материал:
1. Леон (Арслан) Кричинский «Очерки русской политики на окраинах».
2. В. Е. ВОЗГРИН «Исторические судьбы крымских татар».
3. Д. Ю. АРАПОВ Ислам в Российской империи (сборник некоторых законов Российской Империи).