Несомненно, серьёзной проблемой жизни современного мусульманского сообщества, как Тюменской области, так и в целом всей России, является наличие в её среде нескольких вероисповедальных традиций ислама. С одной стороны, это носители местных исламских верований, сформировавшихся в России и Сибири в 19-20 веках. С другой стороны, это те, кто усвоил ислам и исламскую традицию в её среднеазиатских и кавказских вариантах. С третьей стороны, заметную активность проявляют мусульмане, исповедующие ислам, пришедший в Россию во второй половине 20 века.
Все эти традиции имеют исламское происхождение, но зачастую их носители не воспринимают друг друга и убеждения других мусульман, как истинные или, даже мусульманские.
К сожалению, этот процесс политизирован, и лидеры мусульманских течений Тюменской области пытаются вести разговор с представителями "неправильных" мусульман прибегая к методам политического характера: вытесняя неугодных за рамки так называемого "истинного ислама", запрещая их обряды, навешивая на них политические ярлыки "ваххабитов", "салафитов" и т.д. Зачастую противоборствующие группы мусульман пытаются использовать в своей внутриобщинной борьбе представителей органов государственной власти и муниципального управления.
Как представляется, продуктивным выходом из подобной ситуации стало бы использование, в том числе и исламских механизмов решения подобных вероисповедательных, обрядовых и межобщинных противоречий. Что мешает лидерам всех общин, имамам, знатокам ислама собраться и совместно обсудить конфликтные обрядовые и религиозные проблемы и вынести общее решение, может быть, оформив это фетвой? Что мешает создать некий совет имамов и обсуждать совместные вопросы, решать проблемы финансирования медресе, содержания имамов, издания общей газеты? Можно ли преодолеть личные обиды, частные интересы, неумение разговаривать и договариваться со своими единоверцами, определённую неорганизованность?
Ответ очевиден, главный камень преткновения в объединении всех мусульманских общин, это структура отдельных Духовных управлений мусульман, предполагающая назначение имамов и муфтиев сверху, тем самым ограничивая их полномочия жесткими рамками в которые не входит компетентность решения подобных задач. Зачастую подобные назначенцы пренебрегают интересами мусульман на местах, в угоду своих корпоративных интересов. Община любой местной религиозной организации, структура которой предусматривает подобную иерархию, не имеет возможности участвовать не в управлении не в волеизъявлении и расстановки идеологических приоритетов. Такая ситуация приводит к дестабилизации и отсоединению отдельных групп мусульман от основной общины, что в последствии возможно и приводит к появлению интереса этих групп к радикальным направлениям исламского толка.
Если дать возможность каждой местной религиозной организации выбирать и назначать имамов и муфтиев самостоятельно, и исключить практику назначения кадров с верху, то очевидно, что при правильном подходе к подобной демократии и поддержке общин муниципальными образованиями, у каждого религиозного управления хватит сил, времени, людских и финансовых ресурсов, как на полное урегулирования любых разногласий, так и на поддержание полноценной жизни своих общин.
Успехи в восстановлении материальной инфраструктуры ислама в Тюменской области очевидны, увеличивается и число людей имеющих добротное светское и исламское образование, пора начать более продуктивно использовать эти факторы на пользу укоренения позитивного понимания ислама мусульманами и позитивного восприятия ислама окружающим населением, укрепления на этой основе межконфессионального, межнационального согласия и гражданской солидарности, как основы достойной жизни людей, доброго воспитания наших детей, процветания нашей страны, созданной совместными усилиями наших предков.
Комментарии (0)