Мусульманам России Новый Уренгой известен не только как город, где может каждый найти работу на строительных и газодобывающих предприятиях, но и местом, где находится самая крупная мусульманская община на севере страны.
Тринадцать лет назад, летом 1996 года, группа единомышленников собралась для объединения всех мусульман города и создания первой на Ямале мечети. Той же осенью зарегистрировали «Местное религиозное общество» и сразу обратились в администрацию города с просьбой предоставить помещение для выполнения исламских обрядов. Во главе города тогда была нынешний депутат Государственной Думы РФ Наталья Владимировна Комарова, которая идя мусульманам навстречу, предоставила здание недалеко от центра города.
Следующим мэром стал Виктор Николаевич Казарин. Он не менял риторики в диалоге с мусульманами, всегда оказывал поддержку, и даже поставил точку в долгом, нерешенном жилищном вопросе главы всех правоверных города. Новый глава города Иван Иванович Костогриз, будучи человеком лояльным и справедливым, также всегда шел навстречу мусульманам. И когда, в соответствии с законодательством, остро встал вопрос, на каких именно условиях в дальнейшем предоставлять в пользование здание мечети, в аренду или безвозмездно, Иван Иванович чётко обозначил свою позицию и здание осталось в пользовании безвозмездно, а не за 1 000 000 рублей в год, как это предполагалось, так как назначение здания по документам, не соответствовало, на тот момент, религиозно-культовому использованию.
Предоставленное здание под мечеть, тогда, в 1996 году, было полностью непригодно к эксплуатации, половина здания выгорело на пожаре, во второй части была повреждена крыша, не было электропроводки, все инженерные сети, канализация, стены, потолок, всё подлежало капитальному ремонту. Прихожанами будущей мечети была произведена полная реконструкция, площадь здания увеличилась более чем в три раза, за счёт пристройки ритуальных помещений и возведения минарета. И в том же году открылась первая на Ямале и самая северная мечеть страны, которая отвечала всем требованиям ислама. Впоследствии о ней станет известно не только мусульманам России, но и в мире, так как в маленьком стотысячном городке находится самая большая мусульманская община в УРФО. Именно так: во всём Уральском федеральном округе нет мечети, приход которой насчитывает на каждой обязательной молитве такого большого количества мусульман, как в мечети Нового Уренгоя. Это не свидетельствует о том, что у нас мусульман больше, чем в других городах, а лишь подчёркивает о грамотной работе духовных руководителей самой общины.
Уже через год после открытия, во главе мечети встал Исомитдин Акбаров, который работает имамом и по сей день. В 1999 году под эгидой муфтия Нафигуллы Аширова, община, путём преобразования, стала местной религиозной организацией «Нур Ислама», войдя в Духовное управление мусульман Азиатской части России. Жизнь новоуренгойских мусульман забила ключом своими обязательными пятничными проповедями и тактикой их проведения, община за десятилетие увеличилась с 11 образовавших её мусульман до более чем 700 прихожан. Мечеть открыта круглосуточно, в необычных условиях крайнего севера мусульмане собираются сотнями на молитву, даже когда ночной намаз в час ночи, а утренний в три утра, и даже когда климатические перегрузки достигают – 60С.
Более 20-ти национальных общин, объединенные узами ислама в одну большую семью. Проводятся уроки арабского языка, чтения Корана, основ религии, история ислама. Все занятия ведутся по специальным программам, разработанным для мусульманских школ и институтов. Обучение проводится как для мужчин, так и для женщин. Особое внимание уделяется детям, с которыми ведутся занятия также по специальным методикам. Неоднократно проводились лекции в учебных заведениях, учителя и сами приглашают представителей мечети.
Община имеет свои средства массовой информации, выпускается религиозная газета «Истина», готова к трансляции серия телепередач об исламе. Проводятся сунна молитвы и проповеди в священный месяц рамазан, когда все мусульмане держат пост. В соответствии со всеми религиозными заповедями проходят праздники ураза–байрам и курбан–байрам. Организуются ритуалы жертвоприношения, праздничные молитвы, всех мусульман собирают в мечети на праздничные застолья. Ежегодно отправляют в хадж новоуренгойцев, например в 2008 году там побывало 7 прихожан мечети «Нур Ислам», самому старшему из которых уже исполнилось 70 лет, а самому младшему ещё не исполнилось и 7.
Община активно участвует во многих проводимых городом общественных мероприятиях. Ведёт реабилитационную деятельность с наркозависимыми, принимает на исправительные работы осуждённых, обязательным условием которых является посещение проповедей и уроков. Представители организации участвуют в ярмарках общественных организаций, в Консультационном совете по вопросам национально-культурных автономий и организаций при администрации города Новый Уренгой, в Общественном Совете при главе города, в работе Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе ЯНАО. Жизнь общины бурлит, и всё бы было замечательно, если бы не одно «но»!
Земля, под строительство новой соборной мечети, о которой просила община, и согласование места которой шло уже пять лет, в 2001 году вдруг была предоставлена только что образованной другой местной религиозной организации. И весь административный ресурс, включающий использование местных телеканалов, газет, потенциал градообразующих предприятий города, был сориентирован на поддержку не тем людям, первые из которых приехали на разработку газовых месторождений более 30 лет назад, а другим, приглашенным «кем-то» сверху, пускай и приехавшим в город только с благими намерениями. «Кто-то», в Новом Уренгое, решил сделать выбор за всех мусульман, и поставить точку в вопросе, тянущемся со времён Екатерины. Непонятно, почему этот загадочный и неизвестный «кто-то», ставит сам для мусульман приоритеты и выбирает им муфтия, и настаивает на том, чтобы все мусульмане города вошли под его управление.
Существующая точка зрения, что у мусульман будет одна соборная мечеть, и неважно к какой именно религиозной организации они принадлежат, все мусульмане должны ходить в одну мечеть, имеет и аргументацию и смысл. Но не следует забывать, что это разные религиозные организации, у них разные лидеры, руководители Духовных управлений, Правление организаций, уставы обществ и религиозные программы. Пытаться слить их в одно целое, основываясь на том, что это все мусульмане, у них один Бог и одна религия, также сложно, как пытаться объединить греческий, армянский, русский патриархаты, которые присутствуют в городах России одновременно. Вспомните, сколько времени потребовалось, чтобы объединиться Русской Православной Церкви с Зарубежной Русской Православной Церковью, и то, как хозяйствующие субъекты они до сих пор раздельные. Это сложные политический процессы, которые обязательно будут решены, но только на самом высоком, религиозном уровне. Мусульмане России уже сами сделали свой выбор, в соответствии со всеми законами ислама, выбрали себе имамов из своих рядов, которые в свою очередь выбрали муфтиев. А вопрос о дальнейшем объединении теперь, могут решить только главы Духовных управлений, только сами муфтии России, не рядовые прихожане и уж тем более не этот загадочный «кто-то», который как видимо, очень хочет вернуться к порядкам Екатерины II.
По законам ислама духовного главу (имама) избирают из своей среды верующие прихожане. Муфтия же избирают имамы, исходя из его грамотности и благочестия, дабы он следил за их деяниями по верному соблюдению канонов ислама. Первое в истории ислама духовное управление для мусульман организовали в Российской империи и создали его по образу Православного Синода, который существовал в России со времён Петра 1. Духовное управление было учреждено указом Екатерины II в 1788 году. Поняв бесполезность крещения мусульман, Екатерина II стала на путь признания ислама второй религией империи. Натолкнул её на эту мысль пример соседней Османской империи, где христиане никогда не преследовались, и там всегда был межконфессиональный мир. Духовное управление было благом для мусульман России. Создав духовное управление, Екатерина II не только ликвидировала конфликтную обстановку между государством и мусульманами, но и создала лояльность мусульман к государству, подняла авторитет империи перед мусульманскими странами.
Хотя Центральное духовное управление мусульман и называлось общеимперским учреждением, фактически оно контролировало территории, где проживали только татары и башкиры, делопроизводство в нём велось на татарском языке. В Центральной Азии был свой муфтият и делопроизводство там велось на арабском языке, в Крымском муфтияте на турецком языке, в Закавказском на азербайджанском языке и т.д. В них муфтии подчинялись главному Духовному управлению чисто формально; но служить интересам империи были обязаны.
Мусульманам получить свободу выбора и избавиться от Екатерининского иерархического порядка в Духовных управлениях тоже удалось, на данный момент в России существуют более 20 муфтиятов, которые объединены между собой в совет, который так и называется «Совет Муфтиев России», он не является главенствующей организацией, а создан для возможности диалога между муфтиятами. Это совершенно разные религиозные организации, у каждой свой устав, свои духовные лидеры и руководители, свои религиозные программы и методы работы. Среди них можно выделить три основных муфтията, как наиболее крупных по зонам влияния и количеству мечетей расположенных на территории России. Это Духовное Управление Мусульман Европейской части России, муфтий которого Равиль Гайнутдин, председательствует в Совете муфтиев; Центральное духовное управление мусульман — муфтий Талгат Таджудин; Духовное управление мусульман Азиатской части России — муфтий Нафигулла Аширов. Названия организаций не привязаны к территориальным областям и практически в каждом большом городе России представлены как минимум два, а то и три крупных муфтията из вышеперечисленных духовных управлений. Практикуется строительство нескольких мечетей с принадлежностями к разным муфтиятам, а местные мусульмане сами выбирают куда ходить, опираясь либо на территориальное расположение мечети, национальную принадлежность или на своё личное миропонимание и вероубеждение.
В этой статье речь идёт не о борьбе за здание новой Соборной мечети, так как этот вопрос не стоит вообще и не о конкуренции между двумя религиозными организациями, между которыми в действительности есть и диалог и взаимопонимание. Проблема в том, что весь микрорайон, в котором находится мечеть «Нур Ислама» подлежит сносу, и в генеральный план города не входит мечеть в этом районе. Речь здесь идёт именно о самой крупной мусульманской общине в УРФО, которую «кто-то» хочет принудительно влить в другую религиозную организацию, и о старейшей на Ямале, самой северной мечети страны, которую не сегодня так завтра будут сносить. Интересно то, что в этом районе планируется строительство школы, двух досуговых центров и кафе, а опираясь на данные из письма № 2597/02 от 27.04.2007, от А.Ф. Рочева и.о. Начальника Департамента Недвижимости, прямо на месте этой мечети планируется строительство «Общественно-торгового досугового центра».
У общины «Нур Ислама», есть все возможности и финансирование, для строительства новой мечети, строительный подрядчик, и меценат, который готов оплатить строительство в полном объёме. Но время течёт, всё меняется, в строительных организациях уходят и приходят директора, а спонсор, являясь человеком почтенного возраста, сильно беспокоится, что он умрёт, и не успеет сделать в своей жизни самого главного – Пророк Мухаммад, мир ему, сказал – «Тот, кто построит на земле мечеть, тому Аллах построит дворец в раю».
В новой строящейся мечети уже открыто медресе (школа), в которой по пятницам проходят проповеди. В этот день обе мечети полные, места не хватает уже сейчас и чем больше будут эти общины, чем больше кавказцев, азиатов, татар будут учиться религии, посещать проповеди и уроки, тем меньше на улице можно будет встречать неадекватных «беспредельщиков», которые и создают сейчас в России негативный образ мусульманина. Ведь именно со своими заблудшими земляками и ведётся работа в первую очередь, ведь именно им проповедуются основы добра, основы религии ислам.
По законам ислама запрещено разрушать храмы поклонения Всевышнему, будь то христианские церкви или костелы, иудейские синагоги или мусульманские мечети. С поддержкой всей общественности и глав 13 общественных и религиозных организаций, подано заявление на общественные слушания (процедура обязательная для всех важных решений администрации города). В документе — просьба оставить место нахождения мечети, за организацией «Нур Ислама», включить его в генеральный план города и дать разрешение общине «Нур Ислама» построить новую капитальную мечеть. Вить именно эта мечеть очень дорога всем мусульманам Уренгоя, на этом месте уже 13 лет молятся и совершают обряды поклонения Всевышнему, на этом месте Аллах смягчил сердца многим верующим и и открыл для них религию ислам.
В данный момент все ожидают процедуру последних общественных слушаний по генеральному плану города, которая пройдёт с 15 по 18 июля, и на которой, как надеются все новоуренгойцы, будет поставлена точка в этом вопросе.
Комментарии (0)