Павел - самый известный из всех авторов Нового Завета и самый важный из всех евангелистов. Его перу принадлежат 14 посланий, общий объем которых составляет немногим меньше половины Нового Завета, и некоторые из догматов христианства упоминаются только в его посланиях. Павел - основатель христианства и создатель его вероучения, и из всех евангелистов он один утверждал, что является пророком.
Всевышний сказал в Священном Коране: «Вот сказал Аллах: "О 'Иса (Иисус), сын Марйам (Марии)! Говорил ли ты людям: "Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом?"» Он сказал: "Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину, Ты - Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: "Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу". Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты - Свидетель всякой вещи"» (Сура 5 «Трапеза», аят 116-117).
Если Иисус не объявлял о своей Божественности и его современники не считали его Богом, то откуда же появились у христиан подобные убеждения?
Ответ достаточно прост: за этим стоит Павел, враг христианства, иудей, утверждавший, что видел Иисуса в небе после его вознесения. Он взял эти утверждения из различных языческих верований, последователи которых обожествляли некоторых людей и объявляли их «сыновьями Бога».
Всевышний сказал в Священном Коране: «Христиане сказали: "Мессия - сын Божий". Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих, да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (Сура 9 «Покаяние», аят 30).
Роль Павла в формировании христианского вероучения
Павел - самый известный из всех авторов Нового Завета и самый важный из всех евангелистов. Его перу принадлежат 14 посланий, общий объем которых составляет немногим меньше половины Нового Завета, и некоторые из догматов христианства упоминаются только в его посланиях. Павел - основатель христианства и создатель его вероучения, и из всех евангелистов он один утверждал, что является пророком.
Главной опорой искаженного христианства являются послания Павла. Эти послания стали началом Нового Завета, и остальное его содержание, особенно Евангелие от Иоанна, в общем согласуется с посланиями Павла. Церковь отвергла все послания, которые противоречили христианству Павла, подмявшему под себя истинное, первоначальное христианство, к которому призывал Иисус и его ученики после него.
Влияние, которое Павел оказал на христианство, невозможно отрицать. Именно поэтому Майкл Харт отвел Павлу в своей книге «Сто величайших людей в истории» шестое место, Иисусу - третье, а пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, - первое. Объясняя, почему он отдал Мухаммаду первое место, а Иисусу третье, несмотря на то, что христианство по числу последователей занимает первое место среди религий, он сказал: «Христианство было создано не одним человеком, а двумя. Это Иисус и святой Павел. Поэтому честь называться основателем этой религии они должны разделить между собой. Иисус создал нравственную основу христианства, а также его духовные воззрения и все, что связано с поведением человека. Что же касается теологических вопросов, то их разработал Павел».
Харт также говорит: «Иисус не говорил ничего из того, о чем позже говорил Павел, который считается основоположником обожествления Иисуса». Харт также подчеркивает, что Павел не использовал словосочетание «сын человеческий», в отличие от самого Иисуса, который часто называл себя так.
Артур Вандалай говорит в своей книге «Раскрытая вселенная»: «Павел положил начало тому, что сегодня называется христианством».
В списке Харта нет ни одного из учеников Иисуса, которых одолел призыв Павла, настоящего создателя христианства, тогда как император Константин, созвавший в 325 году Никейский собор, занял в его списке двадцать восьмое место[1].
Исследователи упоминают несколько нововведений, которые проникли в христианство благодаря Павлу. Опираясь на тексты Нового Завета, они доказали, что Иисус не имел к данным постановлениям христианства никакого отношения.
Павел и обожествление Иисуса
Если в Евангелиях (за исключением, может быть, Евангелия от Матфея) не содержится никаких упоминаний о Божественности Иисуса, то послания Павла, напротив, переполнены восхвалением и превознесением Иисуса и утверждениями о том, что он был уникальным созданием и отличался от всех остальных людей.
Что же говорит Павел об Иисусе? Кем он считал его? Посланником Всевышнего к людям? Воплотившимся Богом? Или?..
Читающему послания Павла трудно дать однозначный ответ на этот вопрос - слишком противоречивы тексты. В одном он называет Иисуса человеком, а из другого следует, что Иисус - Бог. Чем объясняются эти противоречия? Разным уровнем тех, к кому он обращался в своем послании? Или же изменениями, которые со временем произошли в его убеждениях? Или же это результат искажений и фальсификаций, которым подверглись послания со времени их написания? Любая из упомянутых версий, безусловно, имеет право на существование.
Иногда Павел говорил об Иисусе как о человеке, который отличается от остальных лишь тем, что он любим Богом: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1-е к Тимофею, 2:5).
В том же послании Павел говорит, признавая единственность Бога: «...соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1-е к Тимофею, 6:14-16). Иисус - господь, но Бог - Господь господствующих и Царь царей.
Иисус отличался от остальных людей лишь тем, что Всевышний облагодетельствовал его и сделал Своим посланником и пророком: «...быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (К Евреям, 5:10).
«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (К Евреям, 5:7).
Сравнивая Иисуса с другими творениями Всевышнего, Павел иногда говорит о его превосходстве над ними, а иногда, напротив, превозносит их над ним: «...Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (К Евреям, 2:9).
«Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (К Евреям, 3:1-6).
Из этих и некоторых других текстов Павла следует, что Иисус - человек, отличавшийся от остальных людей лишь тем, что Бог любил его и избрал Его Своим посланником, чтобы он донес Откровение Всевышнего до людей.
Однако в других своих текстах Павел превозносит Иисуса до уровня божества и превращает его чуть ли не в настоящего, единокровного сына Бога. Павел старательно подчеркивает, что Иисус был особенным, не таким, как все люди, и что, несмотря на то, что, согласно Библии, все люди являются сынами Бога, Иисус был особенным сыном. Павел называет Иисуса образом Бога или же воплощенным Богом.
Павел говорит: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (К Римлянам, 8:3).
«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (К Римлянам, 8:32).
Павел также говорит: «...но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону» (К Галатам, 4:4). Из этого текста следует, что Павел считал Иисуса настоящим сыном Бога, сыном в буквальном смысле этого слова. А иначе все люди - сыны Бога в метафорическом смысле, и все они рождены от женщины.
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (К Евреям, 1:1-4). Павел считал, что Иисус отличается от всех пророков и посланников Всевышнего, которые приходили к людям до него, хотя все они были сынами Бога (в метафорическом смысле).
Павел говорит об Иисусе: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (К Колоссянам, 1:15).
Павел также говорит: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподни» (К Филиппийцам, 2:6-7).
«И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1-е к Тимофею, 3:16).
«...а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога» (К Титу, 1:3).
Исследователи говорят об окружении Павла, которое побудило его призывать к обожествлению Иисуса, а также об источниках, из которых Павел взял свои утверждения.
Что касается общества, в котором жил Павел, то состояло оно в большинстве своем из суеверных людей, и в нем господствовали домыслы и мифы. Большинство составляли простые, неграмотные люди. Не стоит забывать и о языческих обществах, которые верили во множество богов, воплощающихся и умирающих. Во время пребывания в Листре Павла и Варнавы они сотворили некоторые чудеса: «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове» (Деяния, 14:11-12). А Зевс, как известно, верховный бог у древних греков, тогда как Ермий - это Гермес, сын Зевса, древнегреческий бог торговли.
Простой народ счел Павла и Варнаву богами только потому, что они сделали нечто удивительное. Далее сообщается, что жрецы даже собрались приносить им жертвы: «Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой» (Деяния, 14:13-18).
А что могли сказать такие люди об оживляющем мертвых, который сам якобы воскрес из мертвых и сотворил много чудес?
Идея боговоплощения была вполне приемлема для язычников, которые отмечали дни рождения, смерти и воскресения своих воплотившихся божеств. Поэтому Павел «спустил» Бога на землю, чтобы римляне увидели Его своими глазами, и чтобы приблизить Его к ним.
Профессор Хусни аль-Атйар пишет в своей ценной книге «Убеждения христиан-унитариев между Исламом и христианством», что объявить Иисуса Богом Павла заставил римский император Тиберий (ум. в 37 году).
Историк Евсевий Кесарийский (ум. в 340 году) пишет, что Тиверий, услышав об Иисусе, решил добавить его к божествам, однако, поскольку римские законы запрещали императору добавлять богов без согласия Сената, он вынужден было поставить этот вопрос на обсуждение сенаторам, которые решительно отказались превращать Иисуса в божество. Однако император остался при своем мнении.
Сказанное Евсевием согласуется со словами другого историка Тертуллиана. Он сказал: «Если бы Тиверий мог быть цезарем и христианином одновременно, он непременно уверовал бы в него».
Аль-Атйар высказывает предположение о том, что Павел был одним из важнейших орудий императора, который желал распространить новую идею о Божественности Иисуса. Такое же положение сохранилось и после Тиберия, вплоть до воцарения Нерона, который, по словам Евсевия, «был первым императором, обнаружившим враждебное отношение к Божественной религии».
Что же касается выражения «сын Божий», которое Павел любил применять к Иисусу, то Шарль Жаннибер не считает его достаточным основанием для обожествления Иисуса. Он сказал: «В представлениях Павла об Иисусе было множество белых пятен, и он во многом сам не был уверен, поскольку он не застал самого Иисуса. И богобоязненность верующих с силой устремилась - не задумываясь о последствиях, - к возбуждению веры в единство господина и Бога».
Шарль Жаннибер объясняет, что в иудейской среде выражение «сын Божий» было достаточно привычным и употреблялось часто. Однако в греческой философии в Тарсе, который был центром многих культур, это словосочетание обрело новое значение. Оттуда и почерпнул Павел введенное им позже в христианство [2].
Христиане пытаются укоренить идею Божественности Иисуса и доказать, что она исходила от самого Иисуса и его учеников, а не от Павла. Если точнее, они стараются переложить ответственность за распространение этой идеи на Петра, приводя в качестве доказательства текст из Нового Завета: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (От Матфея, 16:15-16).
Однако аль-Атйар считает текст Евангелия от Матфея искаженным, поскольку в других Евангелиях имеются описания того же события: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос» (От Марка, 8:29). Марк не упоминает о «Сыне Бога Живаго».
«Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия» (От Луки, 9:20).
В результате получилось, что Матфей противоречит Марку, хотя передает от него же.
Кроме того, сказанное в Евангелии от Матфея невозможно принять еще и потому, что еврейский оригинал этого Евангелия утерян, и мы не знаем, насколько точен имеющийся в нашем распоряжении перевод [3].
Павел и Троица
Многие авторы обвиняют Павла во введении догмата о Троице в христианство, однако не приводят никаких доказательств из высказываний самого Павла, ограничиваясь передачей известных сведений о роли Павла в создании остальных основ христианского вероучения.
Я лично считаю это обвинение необоснованным, поскольку в посланиях Павла ничего не говорится о Божественности Святого Духа, а составляющие Троицы упоминаются вместе всего один раз, и то в такой форме, что неискушенный читатель, безусловно, не поймет из слов Павла того, во что верят нынешние христиане. Приведем этот текст: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2-е к Коринфянам, 13:13). В тексте не содержится никаких указаний на Божественность Святого Духа.
Обращает на себя внимание и порядок упоминания составляющих Троицы. Сначала упоминается Иисус, потом Отец, а церковь, как мы уже говорили, считает это ересью. Это еще одно подтверждение того, что Павел ничего не знал о Троице.
К тому же, Он назвал первую ипостась Богом, а не Отцом, а вторую - Иисусом Христом, а не Сыном и не Словом, как принято в Троице.
В действительности Павел не имеет никакого отношения к догмату о Троице, который появился спустя много лет после смерти Павла.
Впервые о Троице упомянул Тертуллиан в 200 году, а официально догмат о Троице утвержден в 381 году на Константинопольском Соборе. О Троице не упоминается даже в постановлениях Никейского Собора 325 года.
"Павел - ...и самый важный из всех евангелистов."
- Павел не написал Евангелие, Он не евангелист...
"Его перу принадлежат 14 посланий"
-Точнее - тринадцать, т.к. "Послание евреям" не написал Павел (совсем другой образ писания)
"Павел - основатель христианства и создатель его вероучения, и из всех евангелистов он один утверждал, что является пророком."
- Не правильно считать Павла основателем христианства, т.к. основателем Иисус Христос. Павел явился на сцене несколько лет позже, когда христианство было распространен под руководством апостолов установленных Христом... Павел ничего не создал, может чуть более последовательно понял значение Ветхого закона, понял,что во Христе закон был исполнен, и не надо придерживаться уже Его, но главным образом, в этом был Павел последовательным на практике.
А что касается пророков, автор ошибается. В Новом завете понимается весь Божий народ пророческим, священническим и царским в том смысле, что все имеют участите на священстве, пророчестве или царстве Христа...
"откуда же появились у христиан подобные убеждения?
Ответ достаточно прост: за этим стоит Павел, враг христианства, иудей..."
- Пусть мне простит автор, но мало когда я читал такое неправильное, ошибочное утверждение относительно Павла. Кто прочитает послания Павла, откроет , что Павел не враг христианства, а истинный христиан, Ведь именно поэтому апостолы Павла приняли, и подтвердили его личность и его послания, и Павел пользовался большим авторитетом в ранней Церкви прежде всего потому, что его подтвердили апостолы. Если бы это не совершили, то бы Павел стал сектантом, и Церковь была бы его отбросила. Павел бы истинный христианин, и истинный еврей, искренно любящий свой народ, но реально знающий, как существенно изменилось его положение в связи с делом искупления Христа, с его смертью (за грехи людей - исполнение прообразов ветхозаветных) и воскресения. Надо прежде всего понять, что Павла избрал сам Христос своим апостолом, т.к. он был образованнее всех что касается понимания Библии (Ветхого завета).
О божестве Христа ученики поняли уже в свете снисхождения Святого Духа. Ведь Христу - согласно Деяниям апостолов - поклонялись, называли Его Господом (т.е. "Адонай" - эквивалент, заместительное выражение вместо "Яхве"). А все Евангелии однозначно представляют Христа как выступал с божественным авторитетом (требует от людей любовь больше любви к отцу, матери и т.д., Он Господин над субботой, прощает грехи, изменяет и дополняет собственным авторитетом Ветхий завет, заявляет, что Он будет Судя всего мира и т.д.)
Автор статьи в этом, жаль, вообще не разбирается...
"Главной опорой искаженного христианства являются послания Павла... и остальное его содержание, особенно Евангелие от Иоанна, в общем согласуется с посланиями Павла."
- Никакое искаженное, а аутентичное христианство. И никогда в истории не было другое истинное христианство. Истинное христианство основал Христос на своих апостолах, и апостолы Павла приняли, тоже их преемники, и вся Церковь. А ведь Христос именно этой Церкви основанной на апостолах обещал Святого Духа, который их выучит всей истине относительно Бога. Павел помог быстрее и лучше понять суть христианской истины и выразить её. Кроме этого истинного христианства были уже только еретики и сектанты, которые не общались с апостолами или их преемниками - епископами церковных общин...
Искаженные взгляды имеет по моему - автор статьи...
"Церковь отвергла все послания, которые противоречили христианству Павла, подмявшему под себя истинное, первоначальное христианство, к которому призывал Иисус и его ученики после него."
- Эх, какой умник... А какая та Церковь по автору этой статьи глупая. Она (в отличие от него) вообще не разбирается, даже в том своём, в книгах, которые возникли в её лоне... Уважаемый автор, позвольте мене поклониться вашей мудрости...
"Харт..."
- Не понятно, почему автор статьи считает этого человека как будто "homo рerfectus",который объективно становил, кто значительнее в истории. Не был случайно это мусульман?... Кто не предвзят, заметит влияние Христа и Мухаммада на ход истории. Тот, кто положительнейшее из всех влияет на протяжении всей истории - это обязательно Христос, т.к. ради никакой другой личности люди не готовы жертвовать свою жизнь, служить людям, нищим, оставить свою родину (монахи, священники, миссионеры и др.), принимать мученичество, как ради Христа. Кажется, что Харт не христианин, и он это не знает, но истинные христиане знают,что прежде всего побуждением для людей ради которого они живут, является Христос, а не Мухаммад или Павел, или кто-либо другой... В действительности нет более значительной личности на протяжении всей истории,чем Христос. Если это кто-то не хочет видеть, слепой. Мухаммада подражают и он примером для мусульман, но уже намного менее для остальных. Но Христа уважают и подражают многие также вне христианства, включая мусульман, но тоже индусов (Ганди и др.)
"Если в Евангелиях (за исключением, может быть, Евангелия от Матфея) не содержится никаких упоминаний о Божественности Иисуса, то послания Павла, напротив, переполнены восхвалением и превознесением Иисуса и утверждениями о том, что он был уникальным созданием и отличался от всех остальных людей."
- Ошибка. Автор не читал внимательно. Евангелие ничего другое, чем превознесение Иисуса самым Иисусом или евангелистами... Евангелие в действительности о превознесении Иисуса над всеми другим личностями в истории. Матфей, Дуки, Марк и Иоанн...
"Профессор Хусни аль-Атйар пишет ... что объявить Иисуса Богом Павла заставил римский император Тиберий (ум. в 37 году)."
- Топ фантазия всей истории... Бедняжка император, мусульмане сделали из него решающего богослова христианского, хотя он вряд ли разбирался в чём дело. Он жил во своём замке в Риму, пока апостолы провозглашали Христа в Иудеи и по всему миру(пока я знаю, телефон ещё не был, тоже интернет...). Интересно, что апостолам понадобился римский император, представитель язычества, чтобы они поняли в чём дело... Эх, ну что же делать? Смеяться? Плакать?... - единственно над нашим известным автором статьи и теми, из которых черпал свои "мудрости"
Не стоит продолжать. Спекуляция, спекуляции автора без обоснования... Машет цитатами, как ему угодно... Потер времени...