Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

Войти с помощью социальных сетей:


- ИЛИ -

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


Христиане под покровительством Османского халифата

Христиане под покровительством Османского халифата

(Мехмед Фатих и Константинопольский Патриарх Геннадий Схоларий)

После завоевания османами Византии в 1453 году под их властью оказалось многочисленное немусульманское население. Самой большой этно-религиозной группой были православные греки. В связи с этим султан Мехмед Фатих решил не только сохранить всю иерархию Православной церкви, но и сделать православного Патриарха главой всех православных для того, чтобы он мог представлять их интересы перед османским владыкой.

Первым патриархом после падения Константинополя стал Геннадий Схоларий –авторитетный богослов, бывший член Государственного совета и государственный судья при предпоследнем византийском императоре Иоанне VIII, ярый противник унии с католиками.

По указу султана никто не должен был мешать Патриарху отправлять религиозные обряды. Ему и епископам также гарантировалась личная безопасность. Церковь была освобождена от всех налогов и имела право публично организовывать церковные церемонии.

В 1583 году русский царь Иван Грозный послал в Стамбул своего доверенного Тихона Коробейникова с поручением передать денежные пожертвования Православной церкви. Он выполнил поручение царя и составил список из 47 церквей, расположенных в старой части города и их настоятелей.

Стоит отметить, что подобную зарубежную помощь единоверцам османские султаны расценивали как само собой разумеющееся дело и не видели в нем никаких попыток подрыва государственной идеологии.

Резиденция Патриархии располагалась в стамбульском районе Фенер. Ее власть распространялась на православное население Валахии и Молдавии, Черногории, Сербии и Болгарии.

Таким же образом было организовано управление и другими христианскими общинами – католической, армянской, сиро-яковитской, несторианской и маронитской.

Единственное отличие состояло в том, что главой армянской общины признавался стамбульский архиепископ. Католикосы, чья резиденция находилась в Эчмиадзине, были духовными лидерами армянских христиан, но в глазах государства не имели никакого официального положения.

Подобная форма управления получила название системы миллетов, где господствующий миллет, т.е. мусульман назвали миллет-и-хакими, «господствующей общностью», а представители других религий –миллет-и-махкуми, «подчиненными».

Ислам запрещает  своим последователям «унижать иноверцев». Ни один народ, попавший под власть османов, не исчез с лица земли и сохранил свою культуру, письменность и религию.

С юридической точки зрения постоянно проживающие в мусульманской стране немусульмане попадали в категорию «зимми». Они должны были подчиняться законам государства и платить налог – джизью. В ответ на это государство брало под защиту их жизнь и имущество и позволяло жить в соответствии с предписаниями их веры.

Свои споры они решали в своих общинных судах, а если одной из сторон судебной тяжбы был мусульманин, то – в шариатском.

У каждого миллета была своя система образования – школы, в которых в основном преподавались дисциплины так или иначе связанные с религией.

Согласно данным, приводимым в книге «История османского общества, государства и цивилизации», выпущенной исследовательским центром исламской истории искусства и культуры (IRCICA) под редакцией профессора Э. Ихсаноглу во времена правления султана Сулеймана Кануни мусульмане составляли более 58% населения Османской империи, а христиане – более 41%.

Это соотношение сохранялось примерно до середины XIX века и стало меняться в пользу мусульман лишь после того как Османская империя в ходе развития геополитических процессов в Европе потеряла большую часть территорий, расположенных на этом континенте.

Еще до событий середины XIX века (в 1839 году) была предпринята попытка реформ государственной системы Османской империи по европейскому образцу.

Согласно декрету о Танзимате (упорядочении) мусульмане и немусульмане уравнивались в большей части гражданских прав, а согласно религиозному эдикту 1856 года провозглашалось полное равенство мусульман и немусульман.

Стоит отметить, что в этот период было отменено привилегированное положение Православной церкви, и она была уравнена в правах с другими конфессиями.

С 1861 года немусульмане стали официально привлекаться для работы в системе власти в вилайетах (провинциях), а в Ливане был впервые назначен правитель-христианин.

Еще с первой половины XIX века в высшие учебные заведения Османской империи стали принимать немусульман, а с 1869 года этим правом могли воспользоваться все лица, имевшие среднее образование, независимо от вероисповедания.

По мере продвижения реформ Танзимата в миллетах все большую и большую роль стали играть светские элементы, которые начали вытеснять религиозных лидеров.

Со временем в вилайетах, населенных преимущественно христианами, сложилась своя управленческая элита, которая и взяла в свои руки власть после распада Османской империи и возникновения на ее обломках новых независимых государств.

Эта элита использовала при управлении во вновь возникших государствах османские методы и это – объективный итог столетий пребывания различных европейских народов в составе многонационального мусульманского государства.

Автор:

Комментарии (0)

Оставить комментарий


В рубрике "История":

Почему ислам пришел на смену иудаизму и христианству

Почему ислам пришел на смену иудаизму и христианству От представителей иудаизма и христианства довольно часто приходится слышать мнение о том, что ислам это либо «искаженный» иудаизм, либо «искаженное» христианство. С таким мнением сложно согласиться. известно, что любая «новая» религия имеет свои корни в религии, ...

Поклонялись ли тамплиеры пророку Мухаммаду?

Поклонялись ли тамплиеры пророку Мухаммаду?Тамплиеры – рыцарский орден, созданный в Иерусалиме в 1119 году небольшой группой рыцарей после Первого крестового похода. Орден часто использовался как военная защита государств, созданных крестоносцами на Востоке. Однако в 1291 году европейцев из Палестины изгнал египетский султан Халил аль-...

Правовое положение христиан и других иноверцев в государстве имама Шамиля

Правовое положение христиан и других иноверцев в государстве имама Шамиля Имам Шамиль вошел в историю как создатель на территории Северо-Восточного Кавказа уникального многонационального, поликонфессионального и правового государства Имамат. Проведенные в этом государстве социально-экономические, правовые и военно-административные реформы 1834–1859 гг. стали уникал...

Султан Мухаммад Фатих и завоевание Константинополя

 Султан Мухаммад Фатих и завоевание Константинополя Безусловно, великая и богатая история Ислама и мусульман познала множество великих открытий и завоеваний. Мусульмане с помощью Всевышнего Аллаха покорили множество земель и народов, и указали им истинный путь и истинную религию. И как доказательство этому то, что сегодня на нашей планете живет более...

Сахабы Христа и доисламские шахиды в Кавказской Албании

Сахабы Христа и доисламские шахиды в Кавказской АлбанииС началом исламского возрождения в нашей стране многие мусульмане с удивлением для себя узнали, что народы, входящие сегодня в состав России, в древности соприкасались со сподвижниками самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).   Карта Армения, Колхида, Иберия, Албания из Атласа ...

Берберийская война, или об американской дани халифату

Берберийская война, или об американской дани халифатуПрошлогодние военные действия западного альянса в Ливии, убийство американского посла, маневрирование американских ВМС и высадка морских пехотинцев США в этой стране вызывает у знатоков истории ассоциации с полузабытой операцией флота под звездно-полосатым флагом в тех же самых водах более 200 лет н...

Кому Русь обязана своим возвышением?

Кому Русь обязана своим возвышением?Вместо Киева — Владимир. В 1283 году митрополитом Киевским и всея Руси стал прибывший из Константинополя Максим. По словам духовного писателя XIX в. Александра Виноградова, во время ремонта гроба Максима (в Успенском соборе) в XVIII веке в резной золоченой раме посередине повешенной сени было ...

Мусульмане Казани в борьбе с христианским сепаратизмом

Мусульмане Казани в борьбе с христианским сепаратизмомУ истоков поволжского сепаратизма в России стояли не мусульмане, а христианская элита и церковная идеология. Об этом факте детально и подробно рассказал 80-летний "патриарх казанской исторической школы", профессор Казанского федерального университета Игорь Ермолаев, выступив с докладом "Казань в общ...
Δ Наверх
Rambler's Top100