В 638 году мусульмане овладели Иерусалим, и халиф Умар, войдя в город, попросил патриарха Сафрония показать ему местные достопримечательности и посетил церковь у "Гроба Господня", заверив Сафрония, что нет никакой нужды беспокоиться. Как раз в то время, когда Умар находился в церкви, подошло время совершения намаза. Патриарх вежливо предложил мусульманскому правителю совершить намаз в храме.
Но тот извинился и отклонил предложение. Он объяснил свой отказ словами: "Если я совершу намаз в этом храме, то мусульмане могут пожелать построить на месте храма мечеть". Халиф вышел из храма и молился чуть в стороне. Примечательно, что позднее на месте, где Умар совершил первую молитву в Иерусалиме, была построена мечеть, которая расположена как раз напротив храма.
Исходя из реалий нашего времени, можно было бы сказать: "Умар просто из политкорректности придумал вежливый предлог, чтобы не молиться в церкви". Однако сами же христианские источники подтверждают искреннюю заботу Умара о христианских святынях - после описания данного эпизода в хрониках следует примечание: "Это то, что случилось с церковью святой Софии в Константинополе в 1453 г.". Т.е. то место, где совершил намаз султан Мухаммад Аль-Фатих после крупной победы, было превращено в мечеть. Это добавляет веса предположению, что халиф Умар не видел ничего зазорного в том, чтобы совершить молитву в церкви, а не сделал этого из глубокой заботы о христианах.
Другой показательный случай. Церковь Святого Иоанна в Сирии использовалась совместно мусульманами и христианами на протяжении 70 лет! Мусульмане, присоединившие этот регион к своему государству, не имели еще мечети и начали совершать намаз в церкви, которая при этом продолжала считаться христианской. Христиане молились в западной части помещения, а мусульмане - в восточной. Последователи двух вероисповеданий в мире и согласии использовали для служения Богу один и тот же храм. По мере увеличения числа мусульман в городе исламское правительство, с согласия христиан, выкупило у них эту церковь.
6 мая 2001 года, во время визита папы Иоанна Павла II, христиане и мусульмане снова совместно молились в том же помещении. Это событие вошло в историю как первый случай посещения папой Римским мечети.
Если подойти к вопросу молитвы или даже просто посещения христианского храма со строго богословской точки зрения, то это нежелательное действие, т.к. христиане используют для богослужений вино, которое в исламе считается нечистотами, а также изображения животных и людей (в том числе и пророков), и таких мест мусульманам лучше избегать. Судя по всему, поэтому молитву в церкви имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов назвал "крайней мерой", к которой, возможно, будут вынуждены прибегнуть мусульмане из-за острой нехватки мечетей в Москве. И это впадение в "крайность" далеко не случайно, ведь Москва - "мировой рекордсмен" по количеству мечетей на душу населения (4 мечети на 2 миллиона мусульман).
Когда этот вопрос был поднят в очередной раз, представители радикального крыла РПЦ начали проводить "географические параллели": "а что если миллион христиан Саудовской Аравии решат провести в Мекке торжественную литургию", или "что если православные Татарстана станут использовать многочисленные мечети?"
А что, разве ранние христиане не совершали паломничество в Мекку еще до зарождения Ислама? Некоторые ученые считают, что совершали. Но, видимо, из-за сложности передвижения через пустыню они решили отказаться от почитания этой святыни. Кроме того, современные законы Саудовской Аравии запрещают публично исповедовать христианство, а российское законодательство признает равными все религии - поэтому параллель абсурдна и явно направлена на разрушение существующего в стране конституционного строя.
Что касается использования мечетей Татарстана в качестве церквей, то хорошо было бы, прежде чем поднимать этот вопрос, собрать в Казани сотню тысяч христиан, которых весь мир увидел бы сидящими на коленях под открытым небом. И неплохо было бы привести хоть один пример, когда христиане Татарстана изъявили желание построить свой храм, а им отказали.
Комментарии (0)