Внимание мусульманской общественности в эти дни приковано к ситуации, которая сложилась в Турции в связи с отменой закона, который запрещает хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. В настоящее время преподаватели турецких ВУЗов продолжают собирать подписи под заявлением в поддержку женщин, которые борются за право соблюдать предписания религии на учебе и на работе. По словам инициаторов акции – профессора Ихсана Даага и профессора Шабана Чалиса, к настоящему времени собраны почти 3 тысячи подписей.
Стоит особо отметить, что многие из тех, кто в эти дни участвует в митингах и акциях протеста против секуляристов, желающих во что бы то ни стало сохранить светский дресс-код для студенток и госслужащих, не являются соблюдающими каноны религии мусульманами. Люди выражают солидарность с верующими, потому что мечтают о дне, когда каждому турецкому гражданину, независимо от вероисповедания, пола и социального статуса, будут гарантированы все права и свободы.
Как сказал один из подписавшихся под заявлением в защиту хиджаба - атеист Атеш Несин: "Гражданам Турции должна быть гарантирована свобода вероисповедания, даже если мы не согласны с основными принципами религии, которую кто-то исповедует".
Активность турецкой интеллигенции и ее желание защитить права и свободы сограждан вызвали неподдельный интерес со стороны российских политиков и мусульманских общественных деятелей.
Мы поинтересовались мнением советника президента и член-корреспондента Академии геополитических проблем, руководителя Центра проблем этнополитики и ислама Деньги Халидова по этому актуальному вопросу.
"Я целиком поддерживаю инициативу турецких преподавателей, которые выступили за отмену закона, запрещающего хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. Этот закон, навязанный секуляристскими, безбожными и антиисламскими структурами, является нонсенсом для Турецкой Республики и должен быть обязательно изменен. Естественно, противодействие этому оказывает так называемая четвертая власть – СМИ, которая занимается подменой исламских ценностей и представляет норму как патологию", - заявил Д. Халидов.
Он также подчеркнул, что "Турция уже сейчас представляет собой расколотое общество в отношении к главным принципам ислама, и оппозиция пытается усугубить данное положение, но ей это плохо удается, так как устои ислама достаточно сильны и прочны".
В качестве положительного примера он привел жену нынешнего президента Турции Абдуллы Гюля, которая смело носит хиджаб и гордится этим.
"Слава Богу, в настоящее время во всем мире хиджаб становится символом умеренного и демократического исламского движения", - добавил он.
Деньга Халидов сказал: "Наступает время, когда людям приходится выбирать, когда уже нельзя отсидеться в стороне, как будто ничего не происходит. Если мы будем стоять в стороне, "глобалистская дубинка" ударит по нашим семьям и не оставит камня на камне".
На вопрос о возможных прогнозах данной ситуации, Деньга Халидов ответил, что расстановка сил в турецком парламенте пока неизвестна. Партия справедливости и прогресса имеет, по мнению Д. Халидова, большинство голосов и она может содействовать внесению поправки в основной закон, но мы не знаем, что происходит в генштабе, который тесно связан с американцами".
Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России.
"Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в ВУЗах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение, - заявил он. - Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".
Наш второй собеседник, управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказал нейтральную позицию по вопросу разрешения или отмены хиджаба.
"В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои "за" и "против"… Что касается Турции, которая в свое время была одним из центров ислама, то она снова попала под влияние прозападных сил, и немалую роль в этом сыграло развитие туризма", - считает Р. Мериев.
"У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют соответствующую женскую форму одежды, закрывающую волосы и тело", - заметил управляющий делами ДУМ Ингушетии.
Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" в Махачкале (Дагестан) Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, ВУЗах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.
Хадижат Шихалиева: "По моему мнению, все зависит от самого человека, хочет он этого или нет, готов к этому или нет. В нашей республике процесс возрождения ислама происходит достаточно плавно, и нет противодействия со стороны властей, касающегося вопроса ношения традиционной мусульманской одежды. Особенно это касается осенне-зимнего сезона. Конечно, некоторые проблемы возникают у соблюдающих мусульманок школьного возраста в период весны-лета. Но мы решаем их путем работы с администрацией школ, где категорически не разрешают носить хиджаб, ведем беседы на исламские темы, организуем встречи с директорами школ. Интересно, что именно в школах, где категорически запрещают хиджаб, появляются соблюдающие мусульманки. А там, где нет запрета – склоняются к открытой форме одежды. Но как таковая, проблема запрета ношения хиджаба не стоит в Дагестане. Например, в госучреждениях в основном ходят без платков, хотя нет запрета на их ношение".
Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков, описывая ситуацию в республике, заметил, что в Чечне не существует проблем, связанных с ношением платка.
"Как и каждого соблюдающего мусульманина, меня радует, когда я вижу хиджаб. По моему мнению, женщина в платке выглядит одухотвореннее и чище, при этом мужчина, конечно, должен относиться с уважением ко всем женщинам. У нас девушку, не закончившую школу, не упрекают в том, что она не одевает платок", - рассказал он корреспонденту ИА IslamNews.
По поводу выступления Кадырова С. Хасимиков сказал, что "некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа".
Разрешить или запретить? Носить или не носить? Порой эти вопросы встают перед нами так же остро, как когда-то перед шекспировским Гамлетом – "быть или не быть?". Россия пока не спешит издавать законы, регламентирующие дресс-код студенток и чиновниц. Напротив, несколько лет назад наши соотечественницы добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт и другие документы, а сейчас в обществе наблюдается тенденция к формированию адекватного восприятия закрытой одежды, в том числе и традиционной мусульманской.
Тем не менее, проблема, которая актуальна сегодня для турецких мусульманок, не может не вызывать живого отклика у мусульман в других уголках мира. Ведь, как известно, наша умма – одно тело, и если болит одна его часть, то это непременно отзывается страданием в другой. Именно поэтому российские мусульмане, пристально наблюдающие за событиями, происходящими в Турции, с трепетом ожидают решения, которое на днях должен принять парламент. Чем закончится противостояние между верующими и секуляристами – покажет время.
Да пожалуйсто, хоть тюбетейку, хоть папаху, лиш бы было удобно и не мешало занятиям.
Но вот вопрос - Можно ли в Российских школах припадавть православие?
"Можно ли разрешить в Российских школах носить хиджаб?" - как будто в Российских школах хиджаб запрещен! Аллах приказал быть подальше от лживых слов, в суре "Хадж". Даже если указана категория "Фобии", это написано мелкими буквами и не видно, поэтому то предложение все равно остается лживым словом. Можно поправить так: "Фобии: Можно ли разрешить в российских школах носить хиджаб?" а может быть, лучше так: "Слава Богу, в российских школах нет запрета на хиджаб". Кстати, "российских" здесь надо писать с маленькой буквы.
К. Динар!
"Можно поправить так: «Фобии: Можно ли разрешить в российских школах носить хиджаб?» а может быть, лучше так: «Слава Богу, в российских школах нет запрета на хиджаб»
В России есть два закона, один на бумаге, а другой - в реальности. А в реальности все не так гладко.
я живу в московской области город Одинцово (подмосковье), я Альхамдулилла мусульманка, учусь в школе, и если уж в школу не разрешают ходить в черных джинсах о каком хиджабе может быть речи?
я очень хочу ИншаАллах надеть хиджаб , но и учится тоже хоччу...
и что получается я должна выбрать или то или то?
нет уж тогда о какой Демократке мы говорим?
а вот в кемеровской обл г прокопьевск я видел школьницу в хиджабе значит всётаки можно
А меня сегодня заставляли снять с себя "головной убор" в ВУЗе...как с этим быть?
в большинстве российских школ запрещено находиться "в головных уборах" правилами внутреннего распорядка..к головным уборам, к сожалению, часто относят платок..столкнулись с этой проблемой в российской школе в Египте (!!!!!), где обучаются не только русские детишки, но и дети других национальностей..Что уж тогда говорить об обычных провинциальных школах((((
получается, что правила внутреннего распорядка школ противоречат Конституции РФ, ст.28 (Свобода вероисповедания и возможности действовать в соответствии со своей религией)...Так можно ли ходить в российскую школу в хиджабе?? опираясь на какой законодательный акт (кроме ст.28 Конституции РФ) я могу добиться реализации своих гражданских свобод???
мне уже запретили приходить на работу в платке, хотя живу в селе где в основном все считаются мусульманами. я некоторое время была на декретном отпуске, теперь бооюсь выходить на работу, мужа недавно уволили с работы и у нас 4 детей. не знаю что мне делать
Люди,человеки если вы,вы о чём?Речь шла о том,что девочку не пустили в школу в хеджабе.Дай Бог ей здоровья и её родителям,но мозг же есть у всех независимо от вероисповедания,образования,цвета кожи и т.д..Давайте тогда разрешим(исполнив конституционное право)появление в школе детей(наряду с хеджабом) детей в стрингах без штанов,они скажут что имеют право на свободу,детей в военной форме со свастикой,и т.д. до абсурда.Мы,не вы кто истерит,люди или куда?Многие уважительно относятся ко всем религиям,но в таких случаях имамам надо задуматься,по людски некрасиво.Ислам приемлю при сей ситуации,но рекомендую истеричным повнимательнеее прочитать Коран.Искренне Ваш просто русский человек.
Аяужан а за платок Вы имеете полное право,Вы даже обязаны подать в суд и Вы его Выиграете,речь шла о школе ,о детях,если взрослые бараны,то их надо или пасти или сами знаете что с ними делают,вкусный плов например,но руки не опускайте,и тысячи русских нормальных людей Вас поддержат.Но про детей говоря,вы бы же не хотели чтоб в России были школы отдельно для мусульман,отдельно для православных,буддистов,староверов,коммунистов,фашистов и т..д.Представьие к чему мы придём,и так не всё Слава Всевышнему.Любой человек имеет право на свободу вероисповедания,но превращая это в политику-истерику,задумывайтесь о последствиях.Не думаю что пастух уважаемый человек,вдруг взял и додумался до этой истории с хеджабом.Может я ошибаюсь,но призываю Всех вероисповеданий людей не быть баранами.Аминь.
Бог един, веры разные. Но в школе должна быть единая форма. Не надо разделять детей по вере, по цвету кожи, по богатству. И второе: мы живём в светском государстве, у которого свои правила и законы. Мы живём в России и соблюдать должны российские правила. "Не лезь со своим уставом в чужой монастырь!"
мирада что значить «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь!» что за бред , мусульмане на этой земле столько сколько и христиан , и я не понемаю как можно платок сравнивать с стрингами , фашизмом , вы че спятили , разве у христиан мать мария на иконе с исусом не одета в платок , разве этим действие мусульмане когото ущемляю , и если пойти глубоко то задумайтесь како ребенок будет вести себя более одекватней на уроке девочка в плотке или как юрий сказал какойто фашист.....
Юрий, не разсуждаи о том о чем не имееш понятия