Священные Книги мусульман. Для людей размышляющих можно провести аналогию двух книг, Корана и Сунны, в одном переплёте и христианском варианте - Библия.
Коран
Коран есть форма и содержание того, что было открыто Пророку Мухаммеду (да пребудет он в мире). В отличии от Хадиса – предания о поступках, изречениях и поучениях самого Пророка, Священный Коран содержит прямое откровение Бога, никем и никогда не переделанное, дошедшее до людей таким, каким его желал ниспослать Создатель. Во времена Пророка оно было записано на шкурах и костях животных, частично высечено на камне; в то же время – и это главное – оно вошло в сердца многих мусульман. Эта традиция остается неизменной по сей день: множество не только мусульманских богословов, но и мирян, знают Коран наизусть.[1]
Автор данной работы, будучи просто правоверным мусульманином, может легко определить по любому документу, восходит он к Корану или нет. Моя способность распознать тексты Корана без преувеличения стопроцентна, чего нельзя сказать о Хадисе: тут она не превышает, вероятно, процентов восьмидесяти. При этом я, заметьте, постоянно подчеркиваю, что не являюсь специалистом по религии, я – простой мусульманин, хоть и образованный, но при этом сугубо светский человек. Своей способностью отличить Коран от любого писания я целиком и полностью обязан выдающейся природе самой Книги, а отнюдь не свойствам личного характера.
По преданию, Харун Аль-Рашид, халиф из династии Аббасидов, затеял однажды спор о Коране с одним из своих советников – из тех, кого зовут "обладателями Писания". Поинтересовавшись, почему тот не принял Ислам, халиф разъяснил ему величие Корана и поведал о том, как Книга, записанная и выученная наизусть, чудесным образом спасла и охранила мусульман после кончины Пророка. Тогда тот человек попросил Аль-Рашида дать ему несколько месяцев для проверки услышанного путем эксперимента. Взяв фальсифицированные тексты Ветхого и Нового Заветов, он принялся распространять их на базаре среди иудеев и христиан под видом истинных писаний, и миряне, приверженцы этих религий, приняли тексты за подлинные, затем он повторил то же самое с текстами Корана. Каково же было его изумление, когда такие же миряне, но мусульмане, легко распознали фальшивку! И тогда советник Аль-Рашида, вернувшись к своему халифу, принял Ислам.
Эта великая традиция продолжается и по сей день во многих мусульманских странах, и таким образом Коран хранится в сердцах правоверных:
"Да, это – знамения ясные в груди тех, которым даровано знание". (29, Аль-Анкабут 49).
Насколько мне известно, не существует другой подлинной Священной Книги, помимо Корана. Всемогущий пообещал нам охранять Ее от разного рода искажений и извращений, и Он воистину исполнил и продолжает исполнять Свой обет!
"Ведь Мы – Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем." (15, Аль-Хиджр 9).
Сунна
Сунна – это совокупность сообщений об изречениях, поступках и привычках Пророка, о том, что он учил и одобрял. Хадис содержит наставления Пророка, записанные с его собственных слов и распространяемых в виде книг уже после того, как был изложен Священный Коран.
О Хадисах существует целая наука, к настоящему времени вполне оформившаяся. Ее задача – оберегать слова Пророка от всевозможных искажений и нести их в первозданном виде правоверным мусульманам. Один из простейших разделов этой науки наглядно показывает, насколько скрупулёзно исламские теологии воспринимают слова Пророка.
Каждый из Хадисов делится на две части:
(А) Альматн – сам текст – Хадиса, иначе говоря, изречения Пророка как таковые.
(Б) Ассанад – это "цепочка" людей, которые передавали эти изречения друг другу до тех пор, пока они не возвращались к самому Пророку.
Жизнь каждого из этих людей, их всех без исключения, тщательнейшим образом изучена и описана. Поэтому Хадисы подразделяются на несколько групп . Наиболее известны и важны три группы: "Сахих", что значит "истинный"; "Хасан", то есть "благой"; "Даиф", или "слабый". Цитирующий "истинный Хадис" должен быть, во-первых, высокоморальным человеком с безупречной репутацией ("адль") и, во-вторых, человеком, преисполненным знаний ("дабит").
Хадис, не отвечающий хотя бы одному из этих требований, переходит из категории "истинного" в группу "благой". Наука о Хадисах[2] – громадная и интереснейшая область исследования для тех, кто интересуется более подробной информацией об этом предмете.
В Священном Коране сказано:
"Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много". (33, Аль-Азхаб 21).
[1] Традиционная система образования предусматривает запоминание всех текстов Священной Книги. В наше время Коран выучивается наизусть как в традиционных школах ("куттабах"), так и в "современных" учебных заведениях, при этом нередко используются новейшие аудиовизуальные технологии и компьютерные базы данных.
[2] Если следовать ее строгим критериям, Ветхий и Новый Заветы не могут считаться истинными.
Скачать книгу полностью в разделе книги
Комментарии (0)