По общему согласию, Евангелие от Марка древнейшее из четырех канонических евангелий. Сандерленд установил, что оно было написано в 70 г. н.э. (39), а Кеньон считает что в 65. Мы не знаем, кем был Марк, кроме того, что он провел некоторое время с Петром в качестве его ученика.
Папиас, один из старейших авторитетов по раннему христианству, писал в 125 г. н.э.: "Марк, став толкователем Петра, точно записал то, что помнил, но он не записывал, что говорил или делал Христос, потому что он ни слушал Господа, ни следовал за ним; однако впоследствии, как я сказал, он следовал за Петром, приспосабливая его учение к потребностям его слушателей, хотя у него не было намерения дать связный отчет о высказываниях Господа" (40).
Критический подход к этому утверждению заставляет прийти к выводу, что Евангелие основано не на Откровении, не на действительном учении Христа, а на поучениях Петра - ученика Иисуса, которые, в свою очередь, не были основаны на точных высказываниях Иисуса, но "приспособлены к потребностям его слушателей". Эти слушатели Петра были либо евреями, которые приложили все силы, чтобы задавить миссию Иисуса в самой колыбели, либо язычниками, настолько погрязшими в поклонении мифическим божествам, что они затемнили каждый луч истинного света веры темными мифическими измышлениями.
Клементий Александрийский, другой древний авторитет в области христианства, говорит об этом следующее: "Поскольку Марк был долгое время последователем Петра и запоминал, что тот говорил, многие просили записывать его слова. Он так и делал и передавал Евангелие тому, кто просил его об этом. Петр знал об этом Евангелии, но не препятствовал и не поощрял его к этому" (41). Первая часть этого утверждения apriori отвергает идею о том, что Евангелие от Марка Божественное, Откровение; во второй части Клементий допускает, что Евангелие, написанное Марком, не принималось и не отвергалось Петром, на учениях которого было основано. Если бы оно было истинной записью проповедей Петр и, тот наверняка рекомендовал бы его и одобрил; а то, что он не препятствовал этому, мало что дает в поддержку мнения о том, что он его принимал. Это необычное отношение к Евангелию объясняется тем, что Петр, видимо, предпочитал молчать, не желая разногласий внутри церкви.
Как бы то ни было, молчание Петра по поводу Евангелия скорее выдает его неодобрение. Более того, среди апокрифов мы находим Евангелие под именем самого Петра, которое было распространено в некоторых христианских церквах в течение четырех или пяти столетий. Евангелия от Петра и от Марка совсем не похожи друг на друга. Следовало бы, конечно, отдать предпочтение Евангелию, написанному самим апостолом, а не другим человеком, взявшим за основу всего лишь воспоминания. Однако Церковь не смогла примирить эти документы и, в конце концов, отвергла Евангелие от Петра как неканоническое и еретическое. Причина такого произвольного выбора лучше известна отцам церкви. Однако этот факт уже больше не скроешь, и он показывает, что Евангелие - это, скорее, плод воспоминаний, чем Откровение. Следует также заметить, что среди апокрифов обнаружен небольшой документ, известный как "Воспоминания о событиях жизни Иисуса". Христианские авторитеты II в. приписывали его Марку. По сравнению с этим документом каноническое Евангелие от Марка включает подробности о событиях, неизвестные в нем. Сандерленд указывает на источник, который мог быть основанием для материалов, не включенных в "Воспоминания" (42). Ввиду этого становится ясно, что Марк основывал свое Евангелие не только на учении Петра, но что могли существовать и другие источники, не известные нам. Дает ли такая запутанная и бедная фактами история Евангелия от Марка какие-либо основания, чтобы верить, что это запись Божественного откровения и, следовательно, содержит верную информацию о жизни Иисуса (мир ему!)?
из книги «Догматы Христианства»
Хуже всего не полная ложь, а частичная, т.к. она делает вид, что всё правда, и таким образом путает и обманывает больше. Это по моему и случай этой статьи. Хотя в ней правдиво упомянуты некоторые истоки и цитаты, но в дальнейшем однако всё направлено к сомнению, к оговорке Евангелия от Марка, которое автор статьи считает недостоверным. Вот, опять дело нашего «учёного доктора»… Поэтому позволяю себе дополнить и исправить информации этой статьи.
По истинным истокам библейских специалистов Марк (полным именем Иоанн Марк), сын богатой вдовы из Иерусалима, в доме которых собиралась первая община христиан. Он двоюродный брат апостола, левиты Варнавы (называется так в послании Колосяном 4:10). Варнава и Павел взяли его на первую миссионерскую путь, из которой преждевременно вернулся в Иерусалим. Затем был с Варнавой на Кипре. Позже помогал апостолу Павлу в тюрьме (вспоминается об этом в послании Колосяном 4:10 и Филемону).
Но больше всего Марк стал помощником св. апостола Петра, который его называет своим духовным сыном ( 1 послание Петра 5:13). Из этого вытекает, что Марк был важной личностью в ранней христианской церкви, правая рука Петра, и какое-то время даже Павла. Даже некоторые утверждают, что стал позже епископом Александрии (но с уверенностью это не можно подтвердить…). И стал известным, прежде всего написанием Евангелия, которое несёт его имя, но оно на самом деле Евангелие Петра по свидетельству многих, т.к. согласно церковных отцоа ранней церкви Марк записал много раз слышанное в проповедях и разговорах Петра.
Поэтому следует отметить, что если кто-то говорит о евангелие от Петра, это не достоверное евангелие, а просто апокриф. И все апокрифы возникли таким образом (надо осознать, что намного позже, не в 1 веке…), что какой-то гностический еретик хотел распространять свои еретические взгляды, и чтобы стать ему более достоверным, именовал это свое евангелие «от Петра». Но одобрение достоверности ранней церкви имеют только четыре евангелие, написанные достоверными людьми из среды апостолов, и люди Церкви прекрасно знают, почему это так... И никакая демагогия либеральных критиков церкви, даже мусульман вроде доктора Махмуда это не изменит…
Молодец Ян!!!!!! Я сейчас изучаю евангелие от Марка и абсолютно с вами согласна, а доктору Махмуд Гази, советую лучше изучить материал и не заблуждаться.