[26-11-08] Новый Уренгой в рамках рабочей поездки по Ямалу посетил Нафигулла Аширов. Заместителю Председателя Ямало-Ненецкого отделения движения "Российское исламское наследие", кореспонденту газеты "Сигма" Зуле Османовой удалось встретиться с главой ДУМАЧР и побеседовать о главных последних мировых событиях.
Сибиряк, родом из Тобольска, окончил Духовное медресе «Мир-Араб» в Бухаре, позднее — Университет Исламских Наук им. Амира Абдель Кадера в Алжире. Шейх Нафигулла Аширов — почетный член Попечительского Совета Международной Организации «Исламский призыв» со штаб-квартирой в Судане; член Попечительского Совета «Европейской Исламской Конференции», объединившей исламские организации стран Европы. В 1997 году шейх Нафигулла Аширов избран председателем и Верховным муфтием Духовного управления мусульман Азиатской части России. В 1998 году стал сопредседателем Совета муфтиев России. Нафигулла-хазрат — один из самых энергичных исламских деятелей на постсоветском пространстве, большое внимание уделяет развитию международных исламских связей.
— Шейх Нафигулла, вы занимаете столь ответственный пост более десятка лет. Какие моменты можно назвать трудными в Вашей деятельности? — Недавно в Москве проходила Международная исламская конференция. На ней присутствовали делегации из стран СНГ, из Турции, представители администрации президента России, в частности, Алексей Гришин — заместитель министра просвещения РФ. Были затронуты вопросы исламского просвещения, возрождения теологии после горьких лет советского правления. Алексей Гришин привел пример, когда ему пришлось в 90–х побывать в мечети одного из регионов страны во время выборов имама. Когда избирали священнослужителя, вопрос стоял не о том, кто знает Коран, а кто хотя бы читал или видел Священную книгу...
Его слова — яркий пример тому, в каком состоянии находилось исламское богословие в постсоветский период, но невежество сохраняется до сих пор. И это неудивительно, ведь на территории РСФСР не было ни одного(!) исламского учебного заведения. Выросло целое поколение, которое не знает своей религии, хотя и называет себя мусульманами. Мусульмане по фамилии, не придерживающиеся нравственных принципов ислама. Преодолеть такое сознание очень сложно.
В эти принципы входят те же десять заповедей, известные в христианстве, в других религиях. Ведь ислам возник с появлением первого человека на земле. Сложности нередко в том, что религиозные деятели не знают своих прав, установленных государством, прав, которые должны неукоснительно выполняться. Если бы о них знали и духовные, и светские деятели, то не возникало бы множества неприятных ситуаций... — Вы много ездили по свету. Какая модель исламского общества наиболее приемлема для российских мусульман, на ваш взгляд?
— Для российских мусульман приемлема светская система правления. Российское государство — многонациональное, многоконфессиональное. Мирное сосуществование возможно при отделении государства от религии. Этот момент гарантирован в Конституции России, других законодательных актах, однако не всегда соблюдается. Нередко происходит крен то в одну, то в другую сторону. Государственные решения должны быть удалены от ислама, христианства, иудаизма, буддизма. Когда некоторые представители этих религий пытаются влиять на государственное образование, военную структуру, пытаются внести лепту во внесение тех или иных элементов в символы государства — это уже нарушение и вносит некий дисбаланс в общество. Сейчас некоторые религиозные вероучения проникают в образование, армию и даже политику. Совет муфтиев России всегда предостерегал от таких явлений.
Государство должно быть светским, выполнять весь тот набор услуг, обязательств, которые предназначены для граждан, а религия должна занимать свою отведенную ей нишу и нести свою миссию.
— Не могу не задать вопрос на актуальную тему — что Вы думаете о мировом кризисе? — (смеется) Могу сказать одно: от его последствий не пострадают только две категории людей — у кого слишком много денег и те, у кого их совсем нет...
— В связи со сменой президента в США, можно ли уже сейчас делать какие-либо прогнозы в отношении администрации Обамы к мусульманам?
— Говорить о ситуации во всем мире — тема неоднозначная и долгая. Скажу о нашей стране. Россия самодостаточна. Она доказала свою мощь не в одном противостоянии: будь то попытки шведов, французов или германского государства (Первая и Вторая мировая войны) захватить ее. На Россию невозможно воздействовать какими–то силовыми методами. Мы должны учитывать расстановку сил на мировой арене, но нам не следует оглядываться на третьи страны, что, де, они о нас скажут. Лучше сконцентрировать внимание на национальных, внутренних проблемах страны.
Любое государство заинтересовано в дружеских отношениях с другим государством, тем более, если оно равноценно. Нам важнее блюсти политику, полезную россиянам. Америка не изменится в одночасье — там есть долгосрочные планы, проекты, в конце концов, лоббистские силы, которые не скоро забудут о своих интересах.
— Вы встречались с папой Иоанном Павлом II. Расскажите, пожалуйста, какие впечатления у Вас остались о нем? И знакомы ли с нынешним главным священнослужителем католицизма?
— Иоанн Павел II был очень, как сейчас говорят, толерантный. Он ценил в каждом человеке... человека, независимо от национальной, религиозной и другой принадлежности. Его протокол общения — максимум 10-15 минут, как нам сказали до встречи. Мы начали разговаривать, и Папа так увлекся, что мы сидели у него около часа, причем по его инициативе. Он расспрашивал нас про жизнь российских народов, мусульман, о наших планах. Сказал, что иногда читает Коран в оригинале, прекрасно владел русским языком, хотя и с польским акцентом.
Этот глубоко верующий человек был близок к мусульманам. Выступал против жестокостей в Алжире, не мог быть равнодушным, когда страдают люди. Был очень добрый. Его преемник уже допустил ряд ошибок, в частности, позволил себе ряд нападок на мусульман, которые не могут укрепить исламско-католические отношения. Думаю, он все переосмыслит, ведь человек такого статуса не может позволить себе такие шаги, все будет со временем...
Наш хрупкий мир нуждается только в укреплении. Россия, на мой взгляд, со всеми своими республиками и народами олицетворяет собой целый мир и больше нуждается, как и весь мир, в диалоге, чем в критике...
Комментарии (0)