Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите (современный Ирак). Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.
Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".
Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).
Завоевание Египта
Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).
Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.
В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя ортодоксального халифа Багдада.
Знаменитая цитадель в Каире, построенная Саладином
Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников,а также ударные отряды конных копейщиков. Следующим шагом стало достижение политической независимости.
Саладин в битве
В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.
Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.
Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.
Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян. В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина. С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.
Битва при Хаттине
4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил.
Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.
Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит. 20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином. В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.
Саладин и Ричард Львиное Сердце.
Ричард I Английский (Львиное Сердце)
8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.
Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.
В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.
Характеристика Саладина .
Саладин (Салах ад-Дин) - султан Египта и Сирии
Саладин обладал ярким характером. Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.
Саладин (Салах ад-Дин). Хронология жизни и деяний
1137 (1138) год - В семье Наима ад-Дина Айюба, военного комеданта крепости Текрит, родился третий сын, Юсуф.
1152 год - Юсуф поступает на службу к своему дяде Асад ад-Дину Ширку и получает в собственность небольшую территорию.
1152 год - Юсуф входит в состав военного командования Дамаска.
1164 - 1169 годы - Участие Юсуфа в египетских кампаниях эмира Асада ад-Дина Ширку.
1169 год - После смерти эмира Ширку Юсуф становится визирем египетского халифа и получает от него титул "Несравненный Правитель" ("аль-Малик аль-Назир").
1173 - 1174 годы - Первые кратковременные кампании Саладина против крестоносцев.
1174 год - Саладин захватывает Дамаск после смерти Нур ад-Дина.
1176 год - Признание власти Саладина над Сирией со стороны Зенгидов (кроме правителя Мосула), а также - со стороны багдадского халифа. Поход на земли ассасинов и заключение договора с Рашид ад-Дином Синаном.
1177 год - Поражение Саладина от армии иерусалимского короля Болдуина IV при Рам-Аллахе.
1186 год - Принятие вассальной клятвы от правителя Мосула.
4 июля 1187 года - Победа Саладина над объединенной армией крестоносцев при Хаттине.
10 июля 1187 года - Захват Акры армией Саладина.
6 августа 1187 года - Падение Яффы и Бейрута.
2 октября 1187 года - Окончательный разгром Иерусалимского королевства, взятие Иерусалима.
1189 - 1191 годы - Военные действия у Акры.
12 июля 1191 года - Взятие Акры крестоносцами под предводительством Ричарда I Английского.
7 сентября 1191 года - Поражение Саладина от войск короля Ричарда Львиное Сердце при Арсуфе.
2 сентября 1192 года - Подписание мирного договора с королем Ричардом Львиное Сердце.
4 марта 1193 года - Смерть султана Египта и Сирии Салах ад-Дина Юсуфа ибн Айюба (Саладина).
Использованная литература.
1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000. 2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997. 3. Всемирная история. Крестоносцы и монголы. - Том 8 - Минск, 2000.
Салам алейкум! Очень интересная статья. Очень неординарная и сильная личность с необычайно красивым именем (во всяком случае я так думаю). Я смотрела фильм "Царство Небесное" про завоевание Иерусалима Салахаддином. Признаюсь честно, понятия не имею, насколько фильм соответствует историческим данным, но он мне очень понравился. Понравилось даже то как американцы преподнесли личность Салахаддина (от них благородства ждать не приходится). В любом случае Салахаддин один из немногих людей кто оставил реальный след в истории своими делами.
Ва алейки ассалам!
Принципе что касается личности Слахаддина в фильме "Царство небесное" всё нормально. Сцена с христианским царём привязанным к ишаку тоже естественна для нравов того времени и взята из реальной истории. Полным абсурдом с исторической точки зрения является финал, там где показано что Салахаддин осаждает город и начинает военную атаку. Долго сражаются христиане и после нескольких дней осады предлагают войти в крепость при условии что мусульмане никого не тронут.
В действительности дело было в точности да наоборот! Когда Салахаддин подошел к Иерусалиму, он предложил сдаться, обещав полную неприкосновенность всем жителям и их имуществу. После отказа он начал атаку, предварительно заявив что Иерусалим может в любой момент капитулировать и тем самым его предложение будет в силе. Когда крестоносцы поняли что сопротивление бессмысленно, они сдались. После входа Салахаддина в город, Иерусалим покинули только католические крестоносцы, иудеи и православные остались жить дальше с мусульманскими "завоевателями", которых я бы назвал лучше освободителями :-)
Разница в этих двух версиях небольшая. В вымышленной гордый и смелый христианин своим сопротивлениям заставил Салахаддина даровать всем жизнь. В реальной Салахаддин сам предложил всем и жизнь и неприкосновенность имущества, а что бы его предложение приняли католические крестоносцы - правители ему пришлось несколько дней атаковать крепость.
Салам алейкум. С фильмом всё понятно )))))). Отдадим должное. Это ведь Голливуд. Они делают шоу. Но тем не менее в конце фильма всё-таки когда был диалог между Салахаддином и христианином, Салахаддин сам предложил, чтобы люди ушли с миром, на что христианин отметил, что христиане не поступили бы так благородно. Вообще, когда я смотрела фильм анализируя то, каким представил Салахаддина голливуд, пришла к выводу, что при подготовке фильма, при изучении истории, сама личность Салахаддина оставила о себе такое сильное впечатление, что они не смогли представить его другим. Особенно понравилось концовка. Когда христианин спросил Салахаддина "Что для тебя Иерусалим?" Он ответитл "Ничто" а потом добавил "И весь мир тоже". Учитывая, что это можно толковать двояко,впечатление о личности Салахаддина усиливается. Мне было очень любопытно каков же был этот человек на самом деле...... Говорил ли он такие слова. Собственно именно после фильма я постаралась найти о нём литературу и почитать.
Елизавета, ва алейкум ассалям. Вот ссылка http://xadis.ru/books/religii_mira/istoriya.html, это лучший сайт книг из мне известных.
Салам алейкум. Неуч, огромное спасибо. Зашла, посмотрела. ИНШААЛЛАХ распечатаю, буду читать. Стараюсь читать, но к сожаленью времени совершенно не хватает..... Вывод, надо лучше стараться:))))))))
почитайте рыцарь пустыни, машАллах очень сильная книга, ей подобной по содержание никогда не читал. Ее автор мусульманский офицер (пакистанец), он написал эту книгу про Сейфуллу (Халид бин валида) с позиции военного офицера и стратега, анализируя сражения, он лично объездил все места, что бы понять как это все происходило. У меня к мусульманским воинам появилось еще большее уважение и гордость, за наших праведных предков. Это книга станет хорошим примером доблести, мужественности, мудрости для нашей молодежи. Обязательно почитайте.
Zdes istorik nemnogo ,ne prav.Ne tureskie rabi(mamluki)A otborniy spesnaz
интересно а кто такие были на самом деле Ассасины...?
Fox!
"интересно а кто такие были на самом деле Ассасины…?"
Вы задали такой вопрос, наверно, под впечатлением мистической компьютерной игры про тайную борьбу тамплиеров и ассасинов. Это была такая секта, убившая правителей, кое-где захватившая власть, убийц дурманили наркотиками, вводили в некое подобие Рая, обещая, что смертникам обеспечено это после смерти. Нашествие монголов окончательно уничтожило их крепости. Хотя, возможно, ассасины есть такие как изображены в той игре. Тайное не всегда можно сделать явным.