Пожалуйста, укажите причину жалобы на комментарий пользователя и ваши контактные данные, по которым мы могли бы связаться с Вами для уточнения информации или уведомления о предпринятых действиях со стороны администрации сайта!
Отмена Отправить
X

Войти с помощью социальных сетей:


- ИЛИ -

E-mail:

Пароль:

| Забыли пароль?


Мечеть и ее роль в культуре Ислама

Много разных споров, дискуссий, обсуждений проходит в нашей общине о роли самой мечети в жизни мусульман Нового Уренгоя. В связи с этим позвольте сделать краткий экскурс, обратившись к трудам учёных богословов, которые считают что мечеть – это дом уммы, и в таком качестве она выполняла ту же функцию, которую выполняет в наше время парламент.

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, наши молитвы и приветствия Пророку Его и Его Избраннику Господину нашему Мухаммаду! О, открывающий двери, открой нам лучшую дверь! (Господь наш! Открой между нами и между нашим народом по истине, Ты, ведь, – лучший из открывающих!)1.

Всевышний ниспослал Откровение, в котором содержится объяснение достоинства домов Аллаха и тех людей, которые оживляют их, а также тех, кто участвует в их сооружении. (Только тому дано полнить жизнью мечети Аллаха, кто уверовал в Него и в Судный день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Такие идут прямым путем)2. Это положение развивается в достоверном хадисе Посланника Аллаха: «Кто построит для Аллаха дом, хотя бы в размере гнезда куропатки, Аллах построит для него целый дом в раю».

Каждый, кто взглянет на историю мусульман, заметит, что они в отличие от последователей других религий не были узкими догматиками в их отношении к местам поклонения, которые они обустраивали для отправления своих религиозных обрядов, для удовлетворения духовных потребностей. Последователи Пророка Мухаммада были более гибкими, чем другие, более свободными и прагматичными. Они сделали из своих мечетей общественные организации, в стенах которых решали дела своей повседневной жизни. Под сводами мечетей, возле ее колонн они разрабатывали планы создания общества, призванного обеспечить высокий уровень мусульманских народов, гарантировать их существование.

Мечеть у мусульман, особенно в прошлые века, когда исламская религия была на практике источником основного закона, одинаковым для правителей и подданных, выполняла наряду со своей функцией места поклонения и молитвы еще и большую культурную и просветительскую роль в самых различных сферах человеческого бытия. Сегодня же мусульманские общества пришли к такому положению, когда мечеть стала, к великому сожалению, только лишь местом отправления обрядов религиозного культа, мало связанных друг с другом мусульманских общин. Таким образом, она заметным образом потеряла столь ярко отличавший ее в прошлом облик, лишилась той роли, которая принадлежала ей в повседневной жизни людей, в решении их самых насущных проблем, как личностных, так и общественных. Эту бесспорную роль по достоинству оценил французский писатель Гюстав Лепен, сказавший в одной из своих книг: «Мечеть – истинный центр жизни арабов».

Общее назначение мечети

Несомненно, что первоначально мечеть строилась как место мусульманского поклонения. Однако религиозное поклонение в исламской религии не ограничивается лишь тем узким значением, которое придается данному понятию в иных религиях. Это связано с тем, что Пророк Мухаммад не ограничил свой исламский призыв одними лишь формальными обрядами религиозного культа, что отделило бы связь мусульманина со своим Господом от его связи со своим социумом. Ислам в действительности – это смелая попытка организации земного бытия людей через приобщение их к вероучению с высшими идеалами, принесенными Священным Кораном, – тем идеалам, согласно которым именно человек является стержнем мира от начала и до конца. И мечеть по своей сути и по своим целям отразила стремление Пророка Мухаммада создать лучшее общество, создать его опираясь на понятия, которые принесла с собой его уникальная исламская миссия.

Пророк, наш Господин Мухаммад, носитель исламского призыва, зажегший его начальную искру, был первым, кто придал мечети ее идейные, социальные и политические измерения, сделав ее своей официальной резиденцией, штабом. Он принимал в мечети делегации арабов, прибывавшие одна за другой к нему из глубин Аравийского полуострова и из-за его пределов. Исторические хроники и книги полны сообщениями о таких делегациях – о том, как они приходили к глашатаю Божественной миссии в его мечеть в Лучезарной Медине, как декламировали перед ним свои стихи, заявляли о своих требованиях и пожеланиях; о том, что Посланник Аллаха не возмущался, терпеливо выдерживал все, что позволяли себе некоторые делегации перед ним, демонстрируя свои забавы и обычаи. Посланник Аллаха не нашел зазорным принять в доме Аллаха даже делегацию Наджрана3 от христиан Аравийского полуострова, позволил им, согласно их обычаю, танцевать, бить в барабаны, играть на лютне.

Мечеть – место хранения казны мусульман

Мечеть в начальный период Ислама, а затем и в последующие века была для мусульман местом хранения казны – Бейт-уль-маль. В книгах по исламской истории мы находим не одно упоминание того, что в древности называлось Куббат Бейт-уль-мал – купол хранилища казны халифов в мечети. Соборная мечеть Ибн Тулуна, например, построенная в 263 г. хиджры в Каире, закрывалась после вечернего намаза по приказу самого Ибн Тулуна по причине нахождения там Бейт-уль-маль.

Мечеть – место для заключения преступников

При жизни Пророка мечеть использовалась в качестве места для заключения преступников на тот срок, который им бьл определен за совершенные нарушения и преступления. Аль-Бухари в своем сборнике хадисов «Сахих» упоминает, что некий преступник вошел в мечеть и его привязали к колонне. Современный автор Абд аль-Фаттах Аббада приводит из книги «Шифа аль-алиль ма фи калям аль-араб мин ад-дахил» Шихаба ад-Дина Ахмада ал-мисри ал-хафаджи следующее высказывание автора книги «Ар-Райхан»: «Во времена Пророка, Абу Бакра, Умара и Усмана – да будет Аллах милостив к ним! – не было тюрьмы, сажали в мечети – на галерее или там, где позволяло место. Когда наступило время Али ибн Аби Талиба – да будет Аллах милостив к нему! – он впервые в Исламе выделил для тюрьмы отдельное специальное строение, назвав ее нафиа (полезная). Она не имела охраны, и заключенные сбежали из нее. Тогда была организована другая, уже охраняемая тюрьма, которую он назвал махис (звериный загон).

Мечеть – крепость и цитадель

Мечети использовались также в качестве укрепленных крепостей, в которых укрывались от неприятеля в случае необходимости. Такие мечети строились просторными, окруженными высокими крепостными стенами, неприступными ни для кирки, ни для катапульты. В их стенах устраивались бойницы для обстрела врага стрелами и поражения огнем. Некоторые мечети были окружены рвом. Сегодня все это можно увидеть в великих исторических мечетях.

Приведем выдержки из статьи французского востоковеда Гастона Вита, опубликованной в египетском журнале «Аль-Муктатаф» в декабрьском номере 1932 года под заголовком «Самые великолепные архитектурные памятники Ислама». В ней он, давая описание Соборной мечети Султана Хасана в Каире, построенной в 1353 году от Р.Х., привел такое высказывание одного из французских путешественников по имени Сафари в 1778 году: «В числе множества мечетей Каира есть и такие, которые представляют собой крепости. Среди них мечеть Султана Хасана, в которой собирались прихожане во время волнений и стреляли с высоты ее купола по крепости».

Мечеть – дворец правосудия

Сколько судов состоялось в мечети Пророка в Лучезарной Медине! Они могут служить примером соблюдения равенства перед законом сильных и слабых, богатых и бедных. Беспристрастная чаша весов в доме Аллаха служила многим смелым судьям, которые действовали во имя установления правды и устранения лжи.

Совет судей в мечети действовал постоянно для рассмотрения жалоб людей, восстановления справедливости между ними.

Мечеть – аптека и поликлиника

Когда египетский Султан Ахмад ибн Тулун построил свою мечеть в Каире, он обнаружил, что необходимо учесть возможные случаи неожиданного ухудшения здоровья у некоторых людей, собирающихся на пятничную многолюдную молитву. Пострадавший не должен оставаться без срочной медицинской помощи для его своевременного спасения. Султан приказал, чтобы в мечети работала аптека, в которой должны были быть необходимые лекарства, лечебные снадобья, напитки, настойки и соответственно люди, которые могли оказывать квалифицированную медицинскую помощь, то есть медперсонал. В мечети по пятницам дежурил врач для оказания немедленной помощи участникам пятничной молитвы в случае необходимости.

Мечеть – это также парламент

Мечеть – это дом уммы, и в таком качестве она выполняла ту же функцию, которую выполняет в наше время парламент. Достаточно было халифу или султану послать гонцов, чтобы призвать людей к всеобщей коллективной молитве, собранию, мусульмане тотчас же оставляли свои дела и коллективно или в одиночку спешили в Соборную мечеть, откликаясь на призыв правителя, приглашавшего их для обсуждения важных вопросов, касавшихся политики, управления государством и других сфер общественной жизни.

Историческая наука свидетельствует о том, что халифы, короли и высшие духовные лица в Исламе, когда хотели принять важное решение, касающееся политики государства и его системы, звали людей в соборную мечеть и обсуждали соответствующие мероприятия и решения непосредственно с народом или с авторитетными людьми от него.

Мечеть – это место обнародования информации

Мечеть в давние исламские века, особенно в эпоху правления Убейдитов, которые называли самих себя Фатимидами, хотя они ими не были, а после них, при Айюбидах, а затем при мамлюках выполняла ту роль, которую сегодня осуществляют средства массовой информации, такие как газеты, радиостанции, телевидение. Все сообщения, объявления, решения, указы правительства провозглашались мусульманам с минбара соборной мечети или других больших мечетей в стране.

Мечеть – научный университет

Не будет преувеличением, если я скажу, что мечеть в прошлом играла ту же роль, которую выполняют сегодня университеты в областях культуры, образования, науки и идеологии. Из стен мечетей из века в век выходили многие поколения ученых, и названия некоторых из мечетей вплоть до наших дней продолжают сиять подобно ярким звездам на небосклоне мировой цивилизации. В этих мечетях и существовавших при них учебных заведениях ежегодно учились тысячи студентов, которые после окончания своего обучения расходились по разным уголкам арабского и исламского мира. Они обладали знаниями, достаточными для того, чтобы внести свой вклад в развитие наук наряду со своими великими предшественниками, пионерами мысли и знания.

В числе таких великих мечетей необходимо упомянуть Карауинскую соборную мечеть в городе Фес, которую основала Фатима аль-Фахрия в месяце рамадан 245 г. хиджры (859 г. от Р.Х.). Мечеть должна была стать еще и местом общественных собраний для приходивших на молитву жителей города и мусульманских богословов. Ей был предопределен огромный успех – она стала научным центром, который распространил свой свет на все страны Магриба и сыграл большую роль в развитии наук. Она и в эти наши дни продолжает нести миссию Ислама в распространении знаний и культуры.

Другой пример – благословенная соборная мечеть аль-Азхар, которую основал Джаухар ас-Сикилли 14 рамадана 259 г. хиджры (971 г. от Р.Х.). Строительство мечети было завершено за два года, и первая молитва в ней была совершена 7 рамадана 261 г. хиджры. Эта мечеть и сегодня, через 1000 лет со дня своего основании, является самым крупным исламским центром в мире. Обучавшиеся в ней мусульманские богословы распространились по всем мусульманским странам, где они выполняют миссию ислама на высочайшем уровне, со всей искренностью и преданностью вере.

Шейх Мухаммад Hyp аль-Хасан, заместитель главы мечети аль-Азхар, в своем выступлении в связи с 1100-летием со дня основания Карауинской мечети, сравнивая ее с мечетью аль-Азхар, говорил: «Есть сходство между мечетью аль-Азхар в Каире и Карауинской мечетью в Фесе в точке отсчета обеих: и та и другая были построены как мечети, то есть для молитвенного богослужения, но уже достаточно скоро каждая из них стала соборной мечетью (аль-джами), то есть местом сбора больших количеств людей, а затем и центром исламских и арабских исследований. С той поры в них начались глубокие научные исследования по всем отраслям исламского и арабского культурного знания».

Необходимо упомянуть, что с того времени, как Пророк Ислама велел построить мечеть в Лучезарной Медине, превратив ее в центр исследований и дискуссий, все мечети, как обычные, так и соборные, стремились на протяжении 14 веков следовать по тому же пути, чтобы быть центрами образования и просвещения наряду со своей духовной миссией. Некоторые из них сумели распространить свою деятельность и на другие сферы помимо догматических и шариатских наук и включить в свои образовательные программы курсы по изучению литературы, истории и других отраслей знания. Для примера можно упомянуть мечети аль-Мустансария в Багдаде, аль-Адилия в Дамаске, Кордовскую и многие другие из тех, что стали подлинными университетами знания. Три из них действуют и поныне: университет аль-Азхар в Каире, университет аз-Зайтуния в Тунисе и университет аль-Карауин в Фесе. Сегодня, когда значительно расширилось знание об их большом влиянии на развитие наук и идейных течений в Европе в средние века, становится еще более отчетливо виден тот осязаемый вклад, который они внесли в становление западных университетов.

Автор:

Комментарии (2)

Аватар abu Muslim01.07.2011 в 18:51#9812
Очень полезная инфа. ДжизякаЛлаху хайран!
Аватар Ерлан Ильяс02.07.2011 в 09:58#9811
Мечеть это дом Аллаха в первую очередь!

Од­наж­ды на­мест­ник эфи­оп­ско­го ца­ря Аб­ра­ха, ко­то­ро­му пос­ле мно­го­чис­лен­ных ин­триг уда­лось стать не­за­ви­си­мым пра­ви­те­лей Йе­ме­на, по­стро­ил в Са­не цер­ковь. Целью этой ак­ции бы­ло на­не­се­ние не­по­пра­ви­мо­го уда­ра по ре­ли­ги­оз­но­му ав­то­ри­те­ту Мек­ки, «по­вер­нув хадж» ибо но­вая цер­ковь Са­ны долж­на бы­ла за­ме­нить для ара­бов Ка­а­бу, к ко­то­рой ара­бы на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков со­вер­ша­ли хадж, сле­дуя за­ве­там про­ро­ков Иб­ра­хи­ма и Ис­ма­и­ла (мир им!). Воз­мож­но од­ной из вто­ро­сте­пен­ных при­чин вой­ны бы­ло тор­го­вое со­пер­ни­чест­во йе­мен­цев и мек­кан­цев.

Од­на­ко Аб­ра­ха об­ма­нул­ся в сво­их ожи­да­ни­ях. Ара­бы со­хра­ни­ли вер­ность свя­щен­но­му го­ро­ду. Гне­ву Аб­ра­хи не бы­ло гра­ниц. Он за­ду­мал унич­то­жить Ка­а­бу. Для это­го в ко­рот­кие сро­ки бы­ло со­бра­но боль­шое вой­ско, уком­плек­то­ван­ное не­сколь­ки­ми бое­вы­ми сло­на­ми, которые использовались тогда вместо экскаваторов и бульдозеров для разрушение строений. Вой­ско Аб­ра­хи со­сто­я­ло из эфи­о­пов, хи­мй­а­ри­тов и не­ко­то­рых ара­вий­ских пле­мен. На пу­ти в Мек­ку они за­хва­ти­ли ста­до верб­лю­дов, двес­ти из ко­то­рых при­над­ле­жа­ло са­мо­му ува­жа­е­мо­му мек­кан­цу, хра­ни­те­лю Ка­а­бы, фак­ти­чес­ки Мек­ка пра­ви­те­лю на тот мо­мент – Абд ал-Мут­та­ли­бу, де­ду про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Дед про­ро­ка вы­ехал на­встре­чу Аб­ра­хе и в раз­го­во­ре с ним по­про­сил вер­нуть его верб­лю­дов. Ког­да же Аб­ра­ха спро­сил его, по­че­му он не про­сит за свя­щен­ную Ка­а­бу, а пе­чет­ся толь­ко лишь о сво­ем иму­щест­ве, знат­ный мек­ка­нец от­ве­тил: «Я – хо­зя­ин этих верб­лю­дов, а у Ка­а­бы – свой Хо­зя­ин, и Он ее за­щи­тит!».

Пос­ле со­ве­та Абд ал-Мут­та­ли­ба все мек­кан­цы ушли в го­ры. Ког­да же вой­ско Аб­ра­хи всту­па­ло в пред­местье Мек­ки, пред­во­ди­тель его сло­нов и са­мый силь­ный из них по име­ни Мах­муд вдруг опус­тил­ся на ко­ле­ни и от­ка­зал­ся дви­гать­ся впе­ред. При­чем он охот­но изъ­яв­лял же­ла­ние про­дол­жить путь на­зад, вле­во и впра­во, но толь­ко не впе­ред, не в Мек­ку!

Абраха был разгромлен и ос­та­ток его вой­ска с по­зо­ром бе­жа­ли, а по пу­ти мно­гие из них по­гиб­ли в пу­с­ты­не, так как у них не бы­ло опыт­ных про­вод­ни­ков. Сам Аб­ра­ха, тя­же­ло боль­ной (у не­го от­па­да­ли од­на за дру­гой час­ти те­ла, на мес­те ко­то­рых воз­ни­ка­ли яз­вы из гноя и кро­ви), еле до­брал­ся до Са­ны и умер в ко­рот­кие сро­ки.

Вдумайтесь! Речь идёт о слонах! О хайванах, животных которые не имеют не разума не свободной воли. Даже животные остановились понимая что они идут разрушать дом Аллаха!
Оставить комментарий


В рубрике "удаленная категория":

Нафигулла Аширов: Поздравление с Курбан-байрамом!

Нафигулла Аширов: Поздравление с Курбан-байрамом!Уважаемые братья и сестры в Исламе! Мир Вам, милость Аллаха и Его нескончаемые блага! السلام عليكم و رحمة الله و بركاته Духовное Управление мусульман Азиатской части России имеет высокую честь поздравить всех мусульман вашей общины с наступлением великого праздника Ислама – Гаед Аль-Адха (Курб...

Разыскивается убийца имама Исомитдина Акбарова

Разыскивается убийца имама Исомитдина АкбароваОрганы СКР и полиция ищут объявленного в федеральный розыск жителя Шадринска (Курганская область) Вячеслава Прямоносова. Его подозревают в серии заказных убийств, грабеже и разбойных нападениях на территории региона. В частности, ему инкриминируется убийство имама мечети «Нур ислама» Нов...

Новый Уренгой посетил с рабочим визитом глава Казыята ЯНАО Мир Давлатов

Новый Уренгой посетил с рабочим визитом глава Казыята ЯНАО Мир Давлатов20 июня глава Ямало-Ненецкого Казыята, входящего в Духовное управление мусульман Азиатской части России, Мир Давлатов посетил Новый Уренгой с рабочим визитом. В связи с этим было проведено внеочередное собрание мусульманской общины «Нур Ислама», на котором был рассмотрен ряд вопросов, к...

Муфтии и имамы ДУМ АЧР о клевете на Духовное управление

Муфтии и имамы ДУМ АЧР о клевете на Духовное управлениеВ интернете, на портале ГолосИслама.RU, появилась копия протокола допроса муфтия Челябинской и Курганской областей в системе ЦДУМ Рината Раева, проходящего свидетелем обвинения по нашумевшему делу фермера из Аргаяшского района Челябинской области Вильдара Якупова. В протоколе допроса Раев заявляет с...

Трагедия в Новом Уренгое унесла жизнь 20-летней Зульфии Зариповой

Трагедия в Новом Уренгое унесла жизнь 20-летней Зульфии Зариповой14 ноября 2011 года в городе Новый Уренгой произошла страшная авария, в результате которой погибла молодая мусульманка Зульфия Зарипова. По предварительной версии, водитель четырёхмостового "Урала", принадлежащего компании "Эриэлл Нефтегазсервис", не справился с управлением и, выехав на встречную по...

Нужна помощь в расследовании убийства исламского проповедника Исомитдина Акбарова

Нужна помощь в расследовании убийства исламского проповедника Исомитдина АкбароваРазыскиваются люди, имеющие информацию по следующему делу. В городе Шадринске Курганской области в марте 2011 года был убит мусульманин Кирюханцев Александр Владимирович, мусульманское имя Абу Бакр. 10 октября 2010 года - убит Акбаров Исомитдин Салохитдинович в городе Тюмени. С места происшествия бы...

Новым казыем Ямала стал Мир Давлатов

Новым казыем Ямала стал Мир ДавлатовПредседателем Казыятского управления мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа стал 64-летний Мир Давлатов, прежде занимавший пост управляющего делами в данной централизованной мусульманской организации. Соответствующие указ о назначении М.Давлатова казыем подписал глава ДУМ Азиатской части Росси...

Панацея в вопросе объединения мусульман

Панацея в вопросе объединения мусульманНесомненно, серьёзной проблемой жизни современного мусульманского сообщества, как Тюменской области, так и в целом всей России, является наличие в её среде нескольких вероисповедальных традиций ислама. С одной стороны, это носители местных исламских верований, сформировавшихся в России и Сибири в 19...
Δ Наверх
Rambler's Top100