Касаясь исламской догматики, Максимов пытается обвинить Ислам в том, что он буквально понимает антропоморфизмы в Коране: «Другим оригинальным божественным атрибутом согласно мусульманскому богословию является атрибут перемещения в пространстве, выводимый из достоверного хадиса, в котором Мухаммед говорит о том, что Аллах каждую ночь спускается «к нижнему небу» (стр. 48).
Максимов уже берет на себя ответственность по выведению атрибутов Всевышнего из хадисов. При этом он, как следует из его книги, совершенно не имеет понятия о том, как данный вопрос разобран мусульманскими богословами.
Ни одно из направлений Ислама не считает допустимым даже малейшее уподобление Творца творениям, а также представления о Нем в категориях образа, времени и места. Существуют разногласия относительно некоторых аятов Корана и хадисов, в которых приводятся описания Бога, но все мнения далеки от антропоморфизма. К сведению Максимова, убеждения мушаббихитов - антропоморфистов (также их называют муджассимитами) уже много веков назад единогласно признаны уммой противоречащими Исламу.
Согласно мнению подавляющего большинства богословов Ислама, это обычные метафоры, символы для понятности людям, состоящим из плоти, вследствие чего им трудно понять то, что превыше пространства. Есть также мнение, что нельзя понимать эти места аллегорически, но при этом и нельзя приписывать Всевышнему свойства творения (антропоморфизм).
С другой стороны, Максимов почему-то забывает (или нарочно не приводит) библейские тексты, например, такой: «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий, горящие угли сыпались от него, наклонил он небеса, сошел и мрак под его ногами. Воссел он на херувимов, и полетел и понесся на крыльях ветра» (2 Царств, 22: 9-11). «Из Его уст пошел дым» - из уст Бога? Неверующий человек может сказать, что Бог тут уподоблен дракону! А как расценить слова, о том, что Он, «воссел на херувимов, и полетел и понесся на крыльях ветра», как это следует из 11 стиха? Всемогущий Бог сел верхом на херувима и полетел. Не удивительно ли?
А как быть с верованием христиан, что имело место «богоявление» - явление Троицы Аврааму? – Мало того, что «бог» сидел, он еще ел, пил! А что такое схождение «третьей ипостаси Бога» на апостолов в виде огненные языков? Чем уж не атрибут перемещения в пространстве!
Далее «исламовед» пытается приписать мусульманам суеверность, говоря, что «в Исламе много предписаний, идущих из сунны, в которых говорится о некоторых мерах безопасности против шайтана». Приведя слова пророка о том, что необходимо есть правой рукой, Максимов продолжает: «Таких суеверных преданий много. Во время хаджа мусульманин бросает в определенное место камни, считая, что так он побивает Иблиса и свидетельствует о своей независимости от него» (стр. 51).
Странно, что крещенный в православии автор книги видит в этом акте символического презрения к дьяволу «суеверное предание». Ведь примерно так же свидетельствует о своей независимости от сатаны любой человек, желающий принять христианское крещение. В подтверждение привожу отрывок «Чинопоследования таинства крещения», в котором священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь» (трижды). В конце говорит священник: «И дунь и плюнь на него!»
Вот как объясняет это место в чине оглашения сама православная церковь: «Священник еще три раза спрашивает его: отреклся ли еси сатаны? Оглашенный отвечает: отрекохся (отрекся) и, по требованию священника, дуновением и плюновением выражает свое презренье ко всему диавольскому». ("Краткое православное учение о вере и нравственности христианской. Платона Архиепископа Костромского". М:. 1892 г.)
Так что православная церковь, по-видимому, не разделяет мнение автора учебника о том, что внешнее свидетельство о независимости от враждебных Всевышнему сил является чем-то чуждым и неприемлемым для верующего человека. Если же одного из соавторов книги смутил именно факт бросания камней, то предлагаю ему ознакомится с православным «Требником», где в «Чине на основание дома» священник именно этим и занимается: «Если будет дом каменный, то берет священник три камня и, став надо рвом, где будет основание дома, говорит: «Основывается дом этот, во имя Отца». И сделав крестное знамение над рвом первым камнем, бросает его в ров… И взяв второй и сделав то же самое, бросает его, говоря: «и Сына». Взяв же третий и, сделав также крестное знамение, бросает его, говоря: «и Святого Духа. Аминь». И сразу же окропляет все рвы и все место, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Если же дом должен быть из дерева, взяв палку, бьет в одно бревно, положенное к востоку трижды, говоря: «Основывается дом этот, во имя Отца, + и Сына, + и Святого + Духа, аминь» (перевод с церковнославянского на русский – В. С.).
Интересно, как этот обряд объясняют православные религиоведы?
Чем дальше, тем больше Максимов показывает свое незнание контекста Библии, библейской терминологии. Он пишет, что «с библейским пониманием слова «пророк» мусульманское понимание имеет мало общего. По его словам, пророк – «это тот, кто возвещает будущее» (стр. 53). Точка. Не ужели преподаватель МДА до сих пор не знает о том, как Христианство воспринимает пророческую миссию? Специально для него привожу цитату из второго тома энциклопедического словаря «Христианство» (М.: «Большая российская энциклопедия» 1995, стр. 402-403. Цит. по: А. Лопухин, Библейская история при свете новейших исследований и открытий, СПб., 1892-95):
«Пророки, библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией – как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка «наби» означает «провозвестника, объявляющего чью-то волю», а греческий перевод «профитис» - того, кто говорит от лица кого-либо, в данном случае – от лица Бога.
Пророк – не обязательно человек, предвидящий будущее (через откровение свыше), предсказатель. Хотя и это может входить в его миссию. Пророки так же являются «непреклонными хранителями и ревнителями Завета, бесстрашными обличителями идолопоклонства… не боящиеся говорить правду в лицо царям…» Пророки это еще и хранитель религиозной, образовательной и нравственной жизни страны.
«В пророческих школах осуществлялось правильное религиозно-нравственное воспитание, к которому примыкали и такие образовательные предметы как пение, музыка, письменность, счет и др. Впоследствии из этих школ выходили пророки-писатели, которые оставили после себя богатую литературу, изумляющую силой и красотой восторженного слова». Книги пророков Иеремии, Иезекииля, Даниила и Исайи – пример этому. Кстати сказать, «Книга пророка Исаии» как раз яркий пример коллективного сотрудничества нескольких поколений пророческих школ. Современная библеистика делит книгу пророка Исайи на три части по авторству и времени написания. Первая часть (гл. 1-39) – проповедь самого Исаии (2-я половина VIII до н.э. Вторая часть (гл. 40-55) – содержит весть безымянного пророка, пророчествовавшего в конце Вавилонского плена (2-я половина VI века). Его условно называют Второисаией, Девтероисаией или Исаией Вавилонским. Третья часть (гл. 56-66) – последнее произведение школы Исаии, т.е его учеников и последователей, продолжавших в конце VI, начале V в. (после Вавилонского плена) дело пророка. Эту часть называют Тритоисаией (см. прот. А. Сорокин «Введение в священное писание Ветхого Завета», Киев, «Пролог», 2003, стр. 203-204).
Мало того, единственная пророческая книга Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова» - прямо говорит о том, что в ведении пророка не только знание о будущем: «Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего». То есть, пророк, посланный Богом способен возвещать не только будущее, но и говорить о настоящем и о прошлом.
Что же касается утверждения Максимова о том, что в Исламе пророк не ведает будущего, то все тот же библейский пророк Иона (Юнус) так же не знал будущего, т.е того, как отреагируют ниневитяне на его проповедь. Когда же они вняли словам Ионы и изменили свою жизнь, пророк сильно от этого опечалился. Это еще раз показывает, что в библейском и кораническом понимании, пророк это не какой-то «Нострадамус», а глашатай воли Всевышнего, не зависимо от временного контекста Откровения.
Разбирая исламскую эсхатологию, Максимов еще раз показывает свое незнание и непонимание исламского учения о рае. «В раю мусульмане будут предаваться всяческим наслаждениям: они будут иметь дома среди райских садов, множество красивых гурий – существ, специально созданных для утоления сексуальных желаний праведников… Вино, мед и молоко будут литься рекой» (стр. 57). Он вместе с другими «исследователями» Ислама упрекают мусульманское богословие в чувственном представлении о рае, сознательно не приводя аят из Священного Корана:
«И притчею (Аллах являет) Рай, Что был обещан тем, Которые страшатся Его (гнева)… …Сады, реками омовенны, Услада вечная и тень – Таков конец пути для тех, Кто гнева Господа страшился». (Коран 13, 35, пер. В. Пороховой. В переводе И. Крачковского: «Притча о рае, который обещан богобоязненным»).
Именно притчей представлен рай в Коране, о том же, какие именно награды будут праведникам после смерти достоверно не знает никто, кроме Всевышнего. В Христианстве так же о рае сказано притчами. И если их понимать буквально, как в отношении Корана делает Максимов, то и христиан можно упрекнуть в сексуальных наслаждениях с 5 или 10 девами (см. притчу «О десяти девах» (Мф. 25,13). Можно так же предположить, что даже у самого Иисуса тоже будет жена: «Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца». Но ведь сами христиане толкуют это место аллегорически, под «женой» понимая церковь. В христианском представлении о рае есть так же и реки (Откр. 22,1), и постоянно плодоносящие деревья (Откр. 22,2), но никто их не упрекает в том, что они пытаются чувственно понять райское блаженство. Мусульмане понимают, что это такая же притча, как и в Коране. Тело в раю будет, и оно будет наслаждаться вслед за душой, но как – Творец нам до Судного дня не открывает.
По-моему, действительно, слишком много людей критикуют Ислам, не зная о нем практически ничего. Прочитали несколько аятов из Священного Корана, несколько хадисов и считают, что достойны спорить, полагаясь на свои убеждения. Очень жаль, что многие эти убеждения слушают. Побольше бы таких отзывов на антиисламские статьи!
Заблудшие ..........., они всегда будут пытаться обвинить ислам в чем-то, и им это никогда не удастся, инша Алла Тааля. Просто червь ненависти к Истине жрет их изнутри, они не захотели принять то, что ниспослал им Всевышний - и они во мраке. Что до истинных муслимов, их вера ничуть не страдает от этого.
Библия (ИНЖИЛЬ)уже не сохранился таким каким он был 2000 лет назад.та библия которая существовала сначала была другой.это цари и заблудшие изменили ее в корыстных целях!приведу пример------в первой библии и в коране написано"не путайте торговлю с волхвой(проценты т.е.давать деньги в долг и под проценты нельзя)А в новой библии сказано----------И будешь давать в долг другим народам,а сам не будешь брать в долг,и будут они зависеть от тебя,а ты не будешь!!!т.е.библия нужна церкви для того(ПРАСТИ МЕНЯ ВСЕВЫШНИИ АЛЛАХ АСТЯ"АФИРУЛЛА)штобы ктото на этом ТУПО ЗАРАБАТЫВАЛ!раз основа у него харам------очень скоро это узнает любой первоклашка и все все поймут и ваше БЕСПОНТОВОЕ движение прекратит существоватьТАК КАТ СКАЗАНО БУДЕТ ВТОРОЙ ПРИХОД ИИСУСА(ХВАЛА ему всевышнего АЛЛАХА)и скажет ОН Я ВАМ НЕ ГОВОРИЛ ЧТОБ вы ПОКЛОНЯЛИСЬ КАК ОВЦЫ КРЕСТУ И СЛОМАЕТ ОН КРЕСТ ПОСЛЕ ЧЕГО ОБРУШАТЬСЯ ВСЕ ЦЕРКВИ А МЧЕТИ ОСТАНУТЬСЯ!!!ВОТ ТОГДА ВЫ ВСЕ ПРИБЕЖИТЕ в мечети на молитву --БУДЕТ ПОЗДНО
Ильнар, лучше поздно, чем никогда
Лейсан в священном Коране говориться что те кто каятся в последнюю минуту не будут прошнены Всевышним Аллахом! так что Ильнар права.
После того как солнце взойдет с запада, всем будет поздно просить о прощении, так как это будет главным знамением на ряду с Исой(р.а.) и Даджалом (антихрист)(безбожник), даже муслимы грешники будут в убытке и пройдут испытание ада!
Я считаю, что уже бесполезно Ю. Максимову что то доказывать, потому что в коране написано, что тем кто не уверовал по- настоящему , или не хочет или по другим причинам Аллах "повесит простыню на голову" т.е они правду никогда не примут и не поймут, только Аллах решает кому знать правду, а кому нет. И вообще почему православные религию рассматривают как что то национальное, люди хоть призадумайтесь!!!
Ильнар 21 мая 2009 23:19
ОН Я ВАМ НЕ ГОВОРИЛ ЧТОБ вы ПОКЛОНЯЛИСЬ КАК ОВЦЫ КРЕСТУ И СЛОМАЕТ ОН КРЕСТ ПОСЛЕ ЧЕГО ОБРУШАТЬСЯ ВСЕ ЦЕРКВИ А МЧЕТИ ОСТАНУТЬСЯ!!!ВОТ ТОГДА ВЫ ВСЕ ПРИБЕЖИТЕ в мечети на молитву –БУДЕТ ПОЗДНО
- Откуда эти слова?
И Ильнар - по моему это мужчина а не женшина?
"...Тело в раю будет, и оно будет наслаждаться вслед за душой, но как – Творец нам до Судного дня не открывает...."
Сохин - уж в чем подкован, так как представить ислам в псевдохристианском свете. Научился. Наверное при работе с молодежью...
Вам, братья мусульмане, повезло. От нашего стола - вашему, так сказать..
Пусть он вас поучит, а то вы темные, боевитые и темпераментные, вам можно что-нибудь этакое всучить, а вы и не разглядите...
Может наш "коварный изменщик" у вас пошурудит, а потом к нам - покается и все такое..., а мы от вашего негодования куда-нибудь его спрячем. Чтоб не порвали, как шарик телогрейку...
Ну, конечно, нам, христианам, тоже можно мозг запудрить, маловерным... Поэтому столько и сект... Одной крови мы с вами, человеки...
Вам приятно было читать его статью?
Познавательно? Ну-ну...
А вот и про рай:
"...Это женщины, которые умерли на земле старыми, некрасивыми и седыми. Он сотворил их заново вечно девственными, прекрасными, интересными собеседницами, любящими своих мужей и любимыми ими и равными по годам своим супругам».
Тогда она спросила: «О Посланник Аллаха! Разве женщины в Раю, жившие прежде на земле, прекраснее райских дев?» Он ответил: «Земные женщины в Раю настолько прекраснее, насколько внешнее превосходит внутреннее». Она спросила: «Как им это удалось?» Он ответил: «Молитвой, постом, поклонением Аллаху Всевышнему. За это Он дал им сияющие лица и шелковые одежды. У них прекрасная белая кожа, зеленые одежды и золотые украшения. Для них прекраснейшие камни и золотые гребни. Они говорят: «Мы вечно юные, мы никогда не умрем. Мы полны радости. Мы никогда не печалимся. Мы всегда будем здесь и никогда не уйдем. Мы довольны и никогда не сердимся. Блаженны те, кто предназначен для нас и для кого предназначены мы».
Услышав это, женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Если женщина в своей жизни была два, или три, или четыре раза замужем, потом умерла и попала в Рай, и ее супруги тоже – кто будет ее супругом в Раю?» Он ответил: «О Умм Салама! Она сама выберет. Она выберет того, кто относился к ней лучше других. Женщина скажет: „О мой Господь! Вот этот относился ко мне лучше других. Выдай меня за него!“ Гляди, Умм Салама! Добрые души берут в этом мире и в будущем мире все доброе с собой» (Ибн Касир)"
Взято здесь:
http://www.islam.ru/vera/polojenie/jannat/nagrada/
Вах, Ибн Касир с Сохиным не посоветовался...
Я хочу сказать!!! Не суди, судим не будешь!!! Зачем спорить чья религия правильней! ИНШАЛЛАГЬ АЛЛАГЬ рассудит нас!!! А пока мы должны жить в мире и согласии!!!
Ильнар, кресты наши как стояли, так и будут стоять! Наше беспонтовое движение, как ты сказал, существует уже более 2 000 лет, и почему то оно до сих пор живо. У тебя, как и у многих тебе подобных, страх не угодить Аллаху, и почитаете вы его из-за страха быть им наказанными. А наш Бог никого не карает. А христианский никого не стращает карам. Он прощает всех. Из Христианства, к примеру, можно совершено спокойно уйти (без угрозы насилия и смерти), как это сделал господин Сохин. Но вот не подумал он совершенно, что захоти он уйти из ислама - его бы за это любой правоверный мог бы убить, поскольку сам Аллах так велел. Гуманно очень, правда?:)
и не нужно в пику ставить христианам факт поклонения кресту. Христиане веруют в Бога! А крест - это всего лишь символ. У вас, мусульман, ведь тоже на макушках мечетей имеются полумесяцы, к.-рые вы используете как символ своей религии. А на груди многие из вас носят тумары. И что теперь?
Смотрю на ваши рассуждения и удивляюсь. Как легко вы можете друг друга критиковать. Я имею ввиду христиан и мусульман. Ведь христианству 2000лет и ислам насчитывает 14 веков. Самое легкое друг друга критиковать и самое трудное уважать и ценить традиции и культуру друг друга. Неужели вы не понимаете христиане и мусульмане, что у вас много своих вопросов и проблем в ваших народах если брать по отдельности. Христианская молодежь питает свои умы разными философскими идеями да и мусульманская молодежь также. Ни когда мир не станет полностью христианским и что совсем естественно он не станет исламским. Мы живем сегодня и сейчас в России а не в Саудовской Аравии. Наше государство имеет беспрецидентные уроки истории когда оба народа поддерживали друг друга. Возьмите хотя бы Великую Отечественную. Ну чего вам не хватает? Христиане молитесь Христу и “будьте совершенны как Отец ваш небесный совершен”. Мусульмане молитесь Аллаху и проповедуйте мир и любовь. И мне думается все будет тогда хорошо. И самое главное на верное в том, что придет тот последний день и как было бы хорошо если бы в этот день Бог судил людей не за грехи против Него и ближнего, христианина и мусульманина, а хвалил бы в этом Суде нас зато, что мы смогли сохранить Мир.
Да и еще думаю что Ю. Максимову и В. Сохину просто нечего делать как заниматься пустой болтавней, сравнивая при этом достоинства и недостатки христианства и мусульманства. Вы при этом показываете не свою праведность и умение богословствовать вы показываете свою невоспитанность и неуважение к друг другу и миллионам верующих как христиан так и мусульман. Вы дорогие богословы хоть об этом подумайте? Или уважаемый Ю.Максимов МЕЧТАЕТ что все мусульмане придут в Церковь принимать Св.Крещение? Или уважаемый В. СОХИН питает иллюзию что православные придут в Мечеть и примут дружно Ислам? Вам не кажется друзья, что вы перегнули уже палочку своими рассуждениями? Вам даны знания не для того стобы критиковать и унижать Веру, надежду и достоинство друг друга, знания вам даны искать Бога, Аллаха и мира при этом не оскорбляя религиозного чувства людей как христиан так мусульман, даже если бы кто-то ошибался из них, но всеже остался верующим. Думаю вы ошибаетесь. И как правило уверен ни Максимов не имеет послушания своему священноначалию, ни Сохин не слушает своего муфтия и имамов. От себя говорят оба. С уважением к христианам и мусульманам. ПИШИТЕ ЕСЛИ ЧТО НАДУМАЕТЕ и почему то я уверен, что польется много критики в мой адрес. Вопрос кто первый ее изольет ?Дмитрий.
Ну если Ю.Максимов мечтает что все мусульмане придут в церковь... то мечтать не вредно и губа не дура :)
Уважаемый Дмитрий!!! В принципе я с вами согласен, а именно в том, что мусульмане и христиане должны относится уважительно друг к другу, согласно их Писаниям. Я не говорю о взаимопринятии догматов, но говорю об отношениях. Но так же поймите, что в данном случае, апологетика мною уважаемого брата Сохина направлена на опровержение нападок Максимова и его лжи против Ислама. Потому что если не написать опровержение, то некоторые не сведущие этнические мусульмане, могут сбиться с истинного пути (истинного согласно Исламу), дабы устранить всяческие сомнения путём доказательств. С другой стороны я не приемлю такой вид диалога, как например оскорбление или неуважение оппонента.
С уважением Руся.
АССАЛАМУ АЛЕЙКУМ МОЙ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ ПО ВЕРЕ, МИР И ВАМ УВАЖАЕМЫЕ БРАТЬЯ ПО КРОВИ ХРИСТИАНЕ!
УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ ВСЕХ, КТО ВЕДЁТ СДЕСЬ
ДИСКУССИИИ ПЕРЕДТИ НА ФОРУМ НАШЕГО САЙТА, ТАК КАК ОН ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО И ПРЕДНАЗНАЧЕН. ЗДЕСЬ ОТНЫНЕ ПРОШУ ВАС ОСТАВЛЯТЬ ТОЛЬКО СВОИ КОММЕНТЫ НА ОПУБЛЕКОВАННЫЕ СТАТЬИ! ВСЕ ОПУБЛЕКОВАННЫЕ ДАЛЕЕ ДИАЛОГИ БУДУТ УДАЛЯТЬСЯ!
С УВАЖЕНИЕМ, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР САЙТА «Христианство или ислам».
Книга Максимова очень лояльная по отношению к исламу. Она видимо расчитана на диалог, а не на выяснение истины. Именно поэтому в ней много взято из представлений простых верующих, а не богословов. В ней нет ни одного серьезного аргумента против ислама. Еще раз повторю это приглашение к диалогу.
Я думаю что надо беседовать, поскольку христиане и мусульмане вкладывают в одни и те же слова разные понятия. Открыв Коран у христианина наступает "культурный шок", и у мусульманина открыв Библию тоже наступает недоумение. Даже понимание слова "Бог" разное.
ВСЯКОГО РОДА ВЫВОДЫ И ДОВОДЫ , ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ИСТИНЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЗАБЛУЖДЕНИЮ поэтому , братья и сестры, ищите истину , она рядом. Всевышный АЛЛАХ в своих писаниях призывает нас -своих рабов к истине и глубокой вере в НЕГО (с.Ясин), а что касается псевдоубежденых, то они ответят за свои пригрешения и за пригрешения тех ,кто за ними последуют. Учения и нравы отдельных людей это уже заблуждение, поэтому мы должны сылаться именно на вероучения ТОРЫ, ЗАБУРА, ИНЖИЛЯ И КОРАНА,
. Все они призывают нас к единобожию и единению
Рашидхан - все правильно нужно идти по своей вере а рассудят нас всех на небесах - нужно бороться с атеистами так как их большинство мои Братья