ДАТА НАЧАЛА ПРОРОЧЕСТВА
И НИСПОСЛАНИЯ ОТКРОВЕНИЙ
Итак, выше мы привели сообщение Аиши, да будет доволен ею Аллах, о начале пророчества в первом ниспослании Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Откровений.
Это было в ночь Предопределения месяца Рамадан, так как Всевышний Аллах сказал:
«… месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран…» («Корова», 185).
И Всевышний Аллах также сказал:
«Поистине, Мы ниспослали его в ночь Предопределения» («Предопределение», 1).
Что же касается достоверных хадисов, то они указывают на то, что это произошло в ночь поне-дельника до появления зари.
Поскольку ночь Предопределения была одной из нечётных ночей последней декады месяца, было точно установлено, что понедельник указанного периода Рамадана этого года пришелся на двадцать первое число, а это значит, что датой начала осуществления Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, его пророческой миссии является двадцать первое число Рамадана, когда ему пошёл сорок первый год, что соответствует десятому августа 610 года.
Таким образом, если вести счёт в лунных годах, то к этому времени Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, исполнилось сорок лет, шесть месяцев и двенадцать дней, что соответ-ствует тридцати девяти годам, трём месяцам и двадцати двум дням, если за единицу измерения принять солнечный год.
ПРЕКРАЩЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ
ОТКРОВЕНИЙ
Итак, после первых Откровений в пещере на горе Хира ниспослание их временно прекрати-лось, возобновившись только по прошествии определенного количества дней. Это повергло Про-рока, да благословит его Аллах и приветствует, в уныние и печаль, однако принесло и пользу, по-скольку за это время он избавился от страха, пришёл в себя и подготовился к восприятию того, что ему уже пришлось однажды пережить.
Более того, он, да благословит его Аллах и приветствует, стал стремиться к получению Откро-вений и ожидать их.
После встречи с Варакой ибн Науфалем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в пещеру, чтобы пробыть там в уединении до конца Рамадана, а когда Рамадан и вместе с ним период его отшельничества завершились, утром, в первый день месяца шавваль, он спус-тился с горы Хира, чтобы вернуться в Мекку, как он обычно делал это прежде.
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«А когда я достиг вади, ко мне кто-то обратился, и я посмотрел направо и налево, а также назад и вперёд, но ничего не увидел, а потом я поднял голову, увидев нечто, и оказа-лось, что это тот ангел, который явился ко мне на горе Хира. Он восседал на троне между небом и землёй, и я так испугался его, что упал на землю, после чего я вернулся к Хадидже и сказал: “Укройте меня, укройте меня, укутайте меня!”, и они облили меня холодной водой, потом укутали и снова облили, после чего было ниспослано следующее:
“О завернувшийся!
Встань и увещевай!
И Господа своего возвеличивай!
И одежды свои очисть!
И скверны избегай!
И не оказывай милости в надежде получить большее!
И терпи ради Господа твоего”». Сура "Завернувшийся" 1-7
И это случилось ещё до того, как был вменен в обязанность Намаз, а после этого Откровения стали ниспосылаться одно за другим.
Осуществление Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, его посланнической миссии началось с ниспослания этих аятов, а это значит, что Посланником он, да благословит его Аллах и приветствует, стал позже, чем стал Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ровно настолько, сколько продолжался вышеупомянутый перерыв в ниспослании Откровений.
Что же касается самих этих аятов, то они означали, что на него возлагаются два вида обязанно-стей, и включали в себя объяснение всего того, что из этого вытекает.
Первая обязанность, возлагавшаяся на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, со-стояла в уведомлении и предупреждении, так как Всевышний сказал: «Встань и увещевай…». Это означало: предупреди людей о том, что их ждёт наказание Аллаха, если не откажутся они от совершения грехов, от своих заблуждений, от поклонения кому бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха, и от приравнивания Его сущности, Его атрибутов, Его прав и Его дел к чему бы то ни бы-ло.
Что же касается второй обязанности Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то она состояла в неуклонном выполнении им велений Всевышнего Аллаха, слава Ему, чтобы благодаря этому снискать благоволение Аллаха и стать примером для тех, кто уверует в Него.
Об этом говорится в остальных цитированных нами выше аятах:
«И Господа своего возвеличивай!» — это значит: возвеличивай только Его и никого иного наряду с Ним.
«И одежды свои очисть!» – смысл этих слов очевиден: следует держать в чистоте одежду и тело, так как тому, кто возвеличивает Аллаха во время предстояния пред Ним, не пристало быть осквернённым или грязным.
«И скверны избегай!» – это значит: удаляйся от всего того, что может навлечь на тебя гнев Аллаха и Его кару, повинуясь Ему и отказываясь от ослушания.
«И не оказывай милости в надежде получить большее!» – это значит: не оказывай благо-деяний, желая получить взамен нечто лучшее уже в этом мире.
Что же касается последнего из этих аятов, то в нём Всевышний Аллах указал на те притесне-ния, которые ему придётся претерпеть от своих соплеменников, когда он, да благословит его Ал-лах и приветствует, открыто откажется от их религии и станет призывать их к Одному лишь Ал-лаху, и именно поэтому Всевышний Аллах сказал: «И терпи ради Господа твоего».
Из книги "Жизнеописание пророка Мухаммада" Сафи ар-Рахман Мубаракфури.