В письме к Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису, написанном в 1627 г., один из самых образованнейших сынов России 17 века Полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий пишет: «На этот вопрос Вы отвечали мне… что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Христа».
Апологеты чуда часто упоминают свидетельство Сильвии, паломницы 4 века, как аргумент в пользу чуда, например:
http://www.pobeda.ru/spravka/blag_ogon.html Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
И на сайте ведущего апологета Благодатного огня - http://www.holyfire.org/velich.htm
Существуют два фрагмента из написанного Сильвией:
1. Паломница 4 века, упоминая о вечерней службе пишет: "В девятый же час (что мы называем вечерней), - пишет эта паломница, - все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды" / http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_05.html/.
но, как замечал ещё дореволюционный исследователь:
" (...) более ранним свидетельством можно было бы считать разсказ {227} паломницы IV века (Сильвии Аквитанской?), но она говорит еще не о чуде, а лишь об обычае поддерживать неугасимый огонь" /Крачковский/..
2. "Более ранних литургических свидетельств об обряде св. огня мы не имеем, однако некоторые намеки на его возникновение мы находим в описании иерусалимского богослужения паломницы IV века Сильвии Аквитанки. Она о службе великой субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети,воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст»/ Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm /.
Собственно говорящее о службе.
Но в обоих не говорится о чуде, в первом о зажигание огня от лампады, вот втором о том, что в обычный час вечерней служба не проводится, а готовятся ко всенощной и также не упоминается чудо на проятжение более ранних служб.
Вплоть до 9 века мы теряем следы БО, можно предполагать, что в этот период оно стало восприниматься уже как чудо и почти с первыми свидетельствами чудесной природы мы встречаем первые свидетельства критики. В этот период критика исходит от мусульман, которые хоть и разоблачали данное "чудо" но по большей части не стремились препятствовать его прохождение.
Первый период.
Тут нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, только после 12-13 века священники стали входить внутрь Кувуклии. Другими словами, огонь не сходил в присутствие человека. Во-вторых, последующие критики брали информацию у предыдущих, хотя сам ритуал БО уже значительно изменился. Исходя из этих особенностей ритуала до 12 -13 века свидетельства разоблачителей указывают прежде всего на систему приспособлений доставки огня без участия человека.
Обратимся к свидетельствам:
Система проволочек, позволяющая огню перейти из внешней стороны храма в Кувуклию.
Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162) "Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады" /Крачковский/.
ал-Джаубари (ум. 1242) "А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу [60] на подобие "санбусека" [61], а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав [62] в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это" [63]."/Крачковский/.
Муджир-ад-дина, писавшаго около 1496 года "Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим".
Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.
При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша. Этот способ чудотворения можно модифицировать добавив подвижную платформу для свечки, управляемую вне Кувуклии с помощью верёвки отведённой в заднюю часть Кувуклии. И опять, замаскировать эту верёвку не проблема. Этот способ я постараюсь разобрать более детально в разделе "повторение".
Второй период
После того, как внутрь Кувуклии стал входить патриарха, возможности получения огня значительно увеличились. Спрятать горящую лампаду, свечку или просто спички в Кувуклии, труда особого не составляет.
Обращусь к разоблачителям.
Зажигают спрятанной горящей лампадой
Свидетельства Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256) "Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, Открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад [67] и восклицает: "Сошел свет и смилостивился Христос"/Крачковский/.
8 томов "Книги моего бытия" епископа Порфирия (Успенского) являются не воспоминаниями, а дневником, куда он заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были Императорской Академией Наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П.А.Сырку после смерти владыки. Третий том вышел в свет в 1896 году. Вот буквальная цитата:
"В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемыхпоклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нем написали вместо "святый свет",- "освященный огонь", Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного".
стр.299-301 тома 3-го
Local Christians - a tiny minority in a Holy Land racked by violence - certainly need something to cheer them up. But one Armenian torch-bearer, Soukias Tchilingirian, felt the truth had to be told. He said: "It's not a miracle. The Greek priests bring in a lamp - one that has been kept burning for 1,500 years - to produce the Holy Fire. For pilgrims full of faith who come from abroad, it is a fire from Heaven, a true miracle. But not for us. Of course the source of the fire is ancient and symbolic. I heard this from my father and I think he knew the truth." /http://www.holyfire.org/eng/doc_Guardian2001.htm/.
Из всех источников, записи в дневнике Епископа Порфирия представляются наиболее ценными. Во-первых они не были предназначенный для широкой огласки, во-вторых епископ имел очень большой авторитет, как среди духовенства, так и среди научных кругов и в-третьих, здесь хорошо описана ситуация признания:
«В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня».
Т.е. признался на совещание митрополитов, а не пытаясь дабы не допустить иноверца выдать происходящее за обман.
«Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи».
О потере веры святогробского духовенства говорит священник священнику, а не иноверцы.
Это необходимо расписывать потому, что идут попытки поменять смысл этого свидетельства, будто рассказы об обмане были необходимы для препятствия появления в Кувуклии иноверца, в момент появления огня.
По поводу лампады можно найти очень много интересного. Действительно, некоторые паломники разных веков упоминают о том, что в храм вносят закрытую колпаком лампаду.
Свидетельства. "Прежде однако {57} же его начала, отворяют на миг двери часовни игумену храма и он ставит на св. Гроб не зажженную лампаду, вместе с двумя пуками свечей, из 33 каждый, в память годов Христовых, и кладет хлопчатую бумагу, дабы собирать ею св. Огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите" / Андрей Никол. Муравьев, 1832, А)/. "Но туда еще прежде отнесли великую лампаду, налитую до самого верха елеем, и в нее пущена великая светильня, и поставили лампаду посреди Христова гроба" / Инок Парфений 1841-71, А/.
Сейчас это выглядит следующим образом. Врата Кувуклии запечатывают воском и оставляют так в ожидание патриарха. Когда приближается время появления греческого патриарха, печать снимают, но прежде чем войдёт патриарх внутрь Кувуклии, туда входит священник несущий закрытую колпаком лампаду. Возможно, он и ставит её на плиту гроба. Затем в пещеру входит патриарх и представитель армянской церкви. Двери закрываются. Через некоторое время патриарх выходит с зажженными пучками свеч. А пока огонь распространяется по храму, туже самую лампаду выносят из Кувуклии в том же самом, закрытом колпаком виде. Вопрос в том, какой смысл в этой лампаде? Что в ней? См. фото
О существовании возможности химического воспроизведения возгорания может свидетельствовать фрагмент, приведённый в статье Крачковского:
Ибн-ал-Каланиси (до 1162 о 1007) - "…чтобы огонь къ нимъ дошелъ по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений изъ него, а его свойствомъ является возникновение огня при соединении съ жасмииовымъ масломъ, онъ обладаетъ яркимъ светомъ и блестящвмъ сияниемъ. …". и
"На один характерный пример обратил мое внимание Я.И. Смирнов: по разсказу диакона Захарии (1639-1699) католикос Филипп достал раз из-под плаща две свечи, которыя загорелиьс в руках эрзерумскаго паши сами собою (M.Brosset, Collection d'historiens armeniens. Tome II, St.-Petersbourg 1876, стр. 76)"
Несколько других версий о появление огня.
Таинственная книга и свеча. Йакут (ум. 1229) "И вот я увидел магическую книгу, в которой было написано, что он приближает к лампаде свечу, и огонь неожиданно в ней появляется. Люди же видят, но не подозревают этого; для них это кажется великим (чудо), и они повинуются".
Интересно, что этому свидетельству, неожиданно вторит очевидец, претендующий на роль незаконно присутсвующего во время схождения огня. Он не является разоблачителем, скорее наоборот, передаёт нечто удивительное во время пребывания в Кувуклии. "- Будь внимателен, - сказал мне старец Анатолий, - заранее приготовь и поставь на мраморную плиту Гроба Господня Святую Лампаду в золотой подставке. "Лампаду? - молниеносно пронеслось в моей голове. - Какая лампада может быть на Гробе Господнем, если Благодатный Огонь нисходит свыше?" Старец Анатолий, заметив мое замешательство, не придал ему никакого значения, и продолжал: - Кроме этого на Живоносном Гробе должна быть положена Священная Книга, которая хранится в Ризнице. Ты должен будешь заложить толстой свечкой ту страничку, на которой начинаются молитвы Последования Благодатного Огня. Услыхав это второе распоряжение старца о "толстой свече", я потерял последний остаток веры, и так едва теплившейся во мне. Черное облако сомнений покрыло всю мою душу. - Свечу? - спросил я с удивлением, выражая всем своим видом решительное недоумение. - Зачем нужна свеча? Но тут же услыхал я строгий голос старца, который раздался, словно гром средь ясного неба. - Где твоя вера? Где твое послушание - эта величайшая добродетель монаха? …" / Архимандрит Савва Ахиллеос. Я видел Благодатный Огонь. Афины, 2002, http://www.holyfire.org/Achelious_ISawHolyLight.htm /.
Я считаю сам рассказ Саввы выдуманным, но привожу его потому, что он удивительным образом перекликается с древним свидетельством разоблачителя.
Тут можно предположить то, что происходит некая химическая реакция, зависящая от состава свечи (или того, что в неё вложили) и содержимого лампады.
Кроме того, мне приходилось слышать о том, что огонь зажигается от луча солнца, который проникает через купол Кувуклии, от падающего с отверстия в куполе храма луча.
Различных утверждения о том, какими хитростями получают огонь священники достаточно много, но скорее всего именно спрятанная свеча для первого периода и спрятанная лампада для второго периода, выглядят наиболее убедительно. Кроме того, если хочешь запутать следствие, то нужно подкинуть побольше "вымышленных" разоблачений и тогда настоящее затеряется за вымышленным.
Аргументы оспаривающие разоблачения.
1. Почему до сих пор не запретили?
Христине утверждают что, не смотря на все попытки, всё же разоблачить чудо никому не удалось, чему свидетельство само чудо, продолжающее до сих пор. Православные приводят истории в которых разоблачители посрамляются не смотря на все свои попытки. Но надо понимать, что эти легенды сочиняют сами христиане, и то, что чудо существует до сих пор, скорее всего, объясняется большими доходами, которые получают за него и мусульмане и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигание розни, притеснениях и т.п.. Свидетельство: We resume Curzon's report on Easter Sunday. The day following the occurrences which have been related, I had a long interview with Ibrahim Pasha, and the conversation turned naturally to the blasphemous imputations of the Greek and Armenian patriarchs, who for the purposes of worldly gain, had deluded their ignorant followers with the performance of a trick in relighting the candles which had been extinguished on Good Friday with fire which they affirmed had been sent down from heaven in answer to their prayers. The pasha was quite aware of the evident absurdity which I brought to his notice.... It was debated what punishment was to be awarded to the Greek patriarch for the misfortunes which had been the consequence of his jugglery, and a number of the purses which he had received from the unlucky pilgrims passed into the coffers of the pasha's treasury. I was sorry that the falsity of this imposture was not publicly exposed, as it was a good opportunity of so doing. It seems wonderful that so barefaced a trick should continue to be practiced every year in these enlightened times.... If Ibrahim Pasha had been a Christian, probably this would have been the last Easter of the lighting of the Holy Fire; but from the fact of his religion being opposed to that of the monks, he could not follow the example of Louis XIV, who having put a stop to some clumsy imposition which was at that time bringing scandal on the Church, a paper was found nailed upon the door of the sacred edifice the days afterwards, on which the words were read: Du part du roi, defense a Dieu De faire miracle en ce lieu. The interference of a Muhammadan in such a case as this would only have been held as another persecution of the Christians; and the miracle of the Holy Fire has continued to be exhibited every year with great applause, and luckily without the unfortunate results which accompanied it on this occasion. (32) /http://www.cloudsmagazine.com/14/Bishop_Auxentios_The_Rite_of_the_Holy_Fire.htm/.
или из уже процитированного здесь свидетельства Порфирия.
"После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня".
2. Постоянный обыск не даёт никаких результатов, как бы не обыскивали патриарха.
Во время чуда присутствует охрана. Сейчас она представляет из себя группу израильских полицейских, а раньше это был отряд турецких войск. Видя присутствие во время чуда вооружённых неверных многим представляется, что они специально пришли для разоблачения чуда, и это порождает массу домыслов, которые поддерживают священники. Но на самом деле эти солдаты поддерживают порядок. Очень часто в храме происходили и даже происходят теперь стычки на меконфессиональной почве. И если бы не солдаты, христиане давно бы перебили друг друга. Христиане в своих свидетельствах указывают, что митрополита обыскивают. Но во-первых до 13 века внутрь Кувуклии никто не входил, пока огонь не появится во гробе, а во-вторых, на видео ясно видно, что митрополита раздевают священники и эта процедура похожа на ритуал очищения. Но если даже митрополита, обыскивают, кроме него внутрь Кувуклии входит священник, приносящий специальную лампаду, входит армянский представитель и при этом никаких свидетельств об их обыске мы не встречаем.
3. А выгодно ли властям разоблачать чудо?
ал-Джаубари (до 1242) Под заголовком "Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья" он говорит: " Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: "Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет". Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство" Когда же правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении. (…)" /Крачковский, 1915, 236-237с./.
Доходы настолько огромны, что по сути дела всё население Иерусалима кормилось от них, так проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого "Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман. Семейный очаг немыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от святого гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. Таким образом, праздник гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны. Не удивительно, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о святом огне и его чудесных свойствах, и что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня (в его цвете, яркости и проч.) народ видит признаки счастливого или несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира" /Дмитриевский, 1909/.
4. Утруждают ли себя мусульмане поимкой споличным или достаточно слухов?
Как уже сказано легенды сочиняются христианами, а вот что известно из исторических источников по поводу разоблачения и последствий (посрамления священников). Вот объяснение разрушение храма в 1009 г, написанное историком Ибн-ал-Каланиси в 1162 году. ". . . .И спросилъ ал-Хаким миссионера Хутекйна2) адудита, бывшаго с ним, почему христиане отправляются в эту церковь и каковы их верования о ней. Он просил дать ея описание и (сообщить), что ей приписывают, а Хутекйн знал это по частым путетествиям в Сирию и поездками с посольствами от ал-Хакима к ея правителям. Он сказал; "церковь эта близко от мечети ал-Акса, ее христиане очень почитают и отправляются в паломничество къ ней на Пасху.... Когда они находятся на Пасху там .... то вешают лампады в алтарь и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасмииовым маслом, он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку на подобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и патирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Йсы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходить по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигаег все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь и зажглись эти лампады" /Крачковский, 1915, 235 с./
Как можно видеть, если есть желание, то и ловить христиан со гнём не нужно для мусульман. Достаточно подозрения.
К концу 19, в начале 20-века, среди передовых востоковедов в том числе с богословскими титулами сложилось довольно скептическое отношение к чуду.
Я обращусь к тексту из Крачковского.
Отношение же современных христиан, даже духовнаго звания, часто не таково, как у игумена Даниила или клирика Никиты: достаточно указать на подробное описание обряда (1876 года) иерусалимского священника Илиаса Шахвата, пять раз принимавшаго непорседственное участие в церемонии[75], или на статьи православнаго епископа Рафаила Хававини [76]. У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому [77] и А. Дмитриевскому [78] говорить о "торжестве освящения огня при Гробе Господне". " /Крачковский/
Например, у Дмитриевского читаем: " Не удивительно, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о святом огне и его чудесных свойствах, и что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня (в его цвете, яркости и проч.) народ видит признаки счастливого или несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира. Поэтому ко дню освящения огня в Иерусалим стекаются несметные толпы из окрестных сел и городов, жаждущие лично прочитать свою судьбу, начертанную на скрижали святого гроба".
Литанию великой субботы, дня получения благодати святого огня, профессор А. А. Олесницкий называет "торжеством освящения огня при гробе Господнем", и начало появления этого торжества относит ко временам ветхозаветным, к построению соломонова храма в Иерусалиме, когда на приготовленные жертвы пал с неба огонь, который постоянно потом поддерживался священниками"/Дмитриевский А. А. 1909 г., http://www.holyfire.org/doc_CerkovnieTorgestva_1909.htm/.
Из советской литературы до нас дошло свидетельство бывшего известного богослова А. А. Осипова.Он вспоминает о видном богослове, профессоре-Ленинградской духовной академии, который заинтересовался проблемой "святого огня", что в пасхальную полночь чудесно зажигает лампады на гробе господнем. ,,Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, он, - пишет об этом профессоре А. А. Осипов, - Доказал с исчерпывающей точностью, что никакого "чуда" никогда не было, а был и есть древний символический об-Ряд возжигания самими церковнослужителями над гробом Лампады. I ...| Если бы только читатели могли бы представить, какой вой подняли церковники после выступления верующего профессора богословия, осмелившегося сказать Добытую им правду! (...] И в итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской ученой степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им (многие из моих бывших коллег, наверное, помнят) : .,Н тоже знаю, что это только легенда! Что... (здесь он назвап по имени-отчеству автора речи и исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!" /Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983, с. 114-1151/.
Скорее всего доклад читал заслуженный профессор Ленинградской Духовной Академии Николай Дмитриевич Успенский родился 3 января 1900 года. Осенью 1923 г. Николай Дмитриевич познакомился с Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским, который оказал на молодого студента огромное влияние. Тот самый А. А. Дмитриевский, которого я так люблю цитировать.
Интересно, что подобное же отношение сохранили и некоторые современные православные богословы, о чём говорит статья, опубликованная в мае 2005 года в газете «Известия». -
БОЖЕСТВЕННАЯ ПИРОТЕХНИКА ОТ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ, Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия, Сорбонна, Париж
Разочарование в чуде Благодатного огня Один из самых образованнейших сынов России 17 века был полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий. Одним из важных эпизодов его биографии является попытка примирить католиков и православных, что привело его в унию. Нелегко ему далось это решение, которому предшествовала поездка на восток за утешением и укреплением в православие, но встреча с православным востоком принесло ему только ещё больше разочарования. В письме своему бывшему учителю, Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису написанном в 1627 г., накануне своего окончательного перехода на униатские позиции (ВСЛ, стр. 106-114), он в частности пишет: "Ваше преосвященство, вероятно, помните, что я однажды спрашивал у Вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря и стараясь доказать превосходство старого перед новым… не упоминает об этом знаменитом чуде иерусалимском? На этот вопрос Вы отвечали мне… что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Христа. Еще резче отозвался об этом патриарх Иерусалимский. Тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу. Таким образом, прискорбно сказать, наши православные единоверцы, относительно этого чудесного огня, который некогда действительно являлся, а теперь, за грехи наши, перестал являться, предпочитают быть заодно с еретиками, каковы евтихиане, диоскориты и яковиты, нежели с католиками, которые чуда этого не допускают по весьма уважительным причинам, особенно при виде того, что в то время делают у гроба еретики абиссинцы".
не сомневаюсь, что авторы текста и в Причастии тоже видят лишь вино и хлеб(((
повторю уже сказанное - не вера от чудес а чудеса от веры!
а справедливости ради - иное мнение по данному вопросу:
http://www.pravoslavie.ru/put/080426153810.htm
кому лень будет читать - выдержка:
"Архиепископ Мелетий печально известен тем, кто перешел из Православия в католицизм и с помощью разных интриг безуспешно пытался увлечь за собой свою паству. В 1627 году, уже совратившись в унию, он писал письмо Константинопольскому патриарху (Кириллу Лукарису), склоняя его к католицизму..." -
сомнительный свидетель, как видите(((
"В том же интернете можно обнаружить, например, и такие рассказы.
«Я сама была свидетелем этого чуда. В том, что это именно чудо, не сомневаюсь ни капли. Те вспышки, которые освещали весь храм Гроба Господня, похожи на вспышки фотоаппаратов, только таких мощных, каких человек еще не сотворил. И молнии я видела сама. И огонь, действительно, не опаляет. Разве не чудо, что за столько веков ни разу среди огромной толпы (все стоят так тесно, что руку трудно поднять) не было пожара? Вы себе представить не можете, сколько вокруг огня, – и ни одного несчастного случая. Я жила в Иерусалиме достаточно долго, там никто не сомневается в том, что это чудо»."
кстати.. о Кураеве в статье тоже есть
и интересующиеся видеоматериалами о том что огнь не опалает, могут удовлетворить свое любопытство - замечательные кадры!!!
в общем - ищущим объективности а не пересудов очень рекомендую все же прочесть статью полностью...
нельзя составлять свое мнение о музыке со слов глухих людей никогда ее не слышавших(((
и на последок:
"Кстати, если уж обращать внимание на то, что говорят Иерусалимские патриархи о Благодатном огне, то почему бы не вспомнить слова предыдущего патриарха – Иринея I: «Червяки и мусор те, кто не верит в Благодатный огонь!»"
когда уже нам наконец надоесть пережевывать чужие жвачки?(((
Ирина, мир вам.
Рад вновь видеть вас, или читать.
А вы не задумывались, что поступок Архиепископа Мелетия, был вызван разочарованием, возможно даже чудесами, которых на самом деле нет. Таких, как благодатный огонь например, или мироточение и т.д., о которых заявляют именно православные, дабы подчеркнуть истинность именно их веры?!
Вот вам фотографии человека, который для эксперемента, проделывает тоже самое, с огнём простых свечей у себя дома - http://krtdiv.narod.ru/ob/10.6.01.htm
На этом же сайте очень много скептической информации, со свидетельствами и доказательствами, о всех ваших предположениях и желанных фактах.
Но что ж, вам своя вера, нам своя. И хочу заметить, что не верят в благодатный огонь 1 миллиард 800 миллионов христиан и почти полтора миллиарда мусульман, это о тех людях, которые верят в Единого Бога.
:-)
ну ведь снова ж будете ругаться что диалоги запрещены, а сами провоцируете ;-)
ну.. я чуть-чуть)))
"Но что ж, вам своя вера, нам своя." - золотые слова!
я бы даже больше сказала - у каждого своя!
креститься и ходить в православную церковь еще не означает иметь веру которая "горе скажет ввергнись в море и та послушает"... а (снова тоже) - чудеса ОТ ВЕРЫ!!!!
так было и так будет!
на схождении Огня я не была а мироточение видела своими глазами
и другие чудеса в жизни случались не раз.. причем было даже что еле успела сдержатся чтоб рот не раскрыть в прямом смысле...
так что, уважаемый Хамзат и все сомневающиеся - ЧУДЕСА ЕСТЬ!!!
нужно только верить
"по вере вашей будет вам" - это, единственное и на мой взгляд исчерпывающее объяснение всему
человеку даже если не верить то он и начнет лгать и неуважать в ответ на неверие... а мы хотим не имея веры Господу в сказке жить
так не бывает(((
"....
ВЕРА В ЗАЖИГАЛКУ
Да простят мою невежественность совопросники века сего, но я не понимаю, чем – по-существу, – моя вера в то, что Благодатный огонь происходит от Бога, отличается от веры наших оппонентов в то, что он – от зажигалки? Они говорят, что я не видел сам, как чудесно сходит огонь в кувуклии, – ну так ведь и они не видели своими глазами, как Иерусалимский патриарх достаёт из кармана зажигалку. В общем и тут, и там совершенно одна и та же вера.
Разница в другом. Если представить невероятное, то есть, если бы и подтвердилась вдруг зажигалка, то это для моей веры не значило бы ничего. Моя вера в Бога зиждется на другой основе, на другом чуде. На чуде опыта непосредственной встречи и Богообщения.
Представим ситуацию – мои друзья получили по почте подарок и подумали, что он от меня. Предположим, выяснилось вдруг, что посылка была не от меня, а это на почте кто-то что-то напутал. И что, когда мои друзья узнают, то им надлежит тотчас разувериться в моем существовании?
В то же время, для безбожника факт Бога означает полное крушение всего его мировоззрения и в частности – привычной жизни. Пережить такой кризис не каждый готов рискнуть. Посему и не стоит ожидать переубедить спорщиков. Для них это вопрос почти жизни и смерти – жизни и смерти ветхого человека, который вовсе не хочет умирать, чтобы воскреснуть со Христом в жизнь вечную.
Поэтому не будем наивно надеяться, что подобные акции прекратятся. Скорее всего, предстоят еще более широкие кампании. А значит, нам надо не отворачиваться от вызовов, но принимать их с верой в помощь Божию, в верность Его обетований, в Него, Который Истинен и Свят, и не оставит верных своих.
«Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим.10:11).
источник: http://www.mgarsky-monastery.org/forum/viewtopic.php?p=6353&sid=ee5777674dc66e6a9c749aa4d1732268#6353
Мира вам!
Вообще "чудо" схождения благодатного огня - вообще ничего не доказывает. Чудеса (Ирина здесь права) действительно зависят от Веры.
У православных вот - иконы мироточат, огонь сходит. У католиков - раны на запястьях и ногах появляются, якобы в местах где были вбиты гвозди при распятии Христа, протестанты не своими голосами, и на чужих языках "разговаривают". И при этом все верят в "троицу". Правда, православные считают, что католики и протестанты - не так верят и их "чудеса" - не от Бога, католики естественно считают только свои "чудеса" самыми расчудесными, а протестанты - и католиков, и православных называют идолопоклонникми, а себя истинными христианами, придерживающими традиции первых христиан. И все они верят в "троицу", про которую пишет Ирина...
Теперь о благодатном огне. Я мусульманин, и я ... верю, что он МОЖЕТ "сходить". Ибо когда я смотрю на данную церемонию, меня не покидает чувство присутствия сатаны на ней. Во-первых, для того чтобы огонь сошел православным нужна весьма большая охрана инославных - мусульман, или иудеев. Если бы не охрана, то огонь бы никогда не сошел, ибо представители армянской церкви и православные арабы - просто поубивали бы друг друга в порыве христианской "любви". Во-вторых, смотря на те "сполохи" про которые пишет Ирина я вспоминаю из чего создан враг человеческих - из огня. Складывается впечатление, что джины (как и сатана сотворенные из огня), прислуживающие шайтану, просто собираются на свой шабаш. Апофеоз которого - благодатный огонь зажигаемый врагом рода человеческого. Потом в шабаше начинают принимать участие и присутствующие христиане - радуются огню, "умываются" им, крестятся на него и т.д.
Так что для мусульманина вопрос "чудесности" огня не должен иметь никакого значения - если зажигает патриарх - значит делает это по наущению сатаны, а если огонь "сходит", то явно его шайтан зажигает, причем возможно от "себя". Вот и все.
Вообще удивительны эти "чудеса". Вот иконы - начинают мироточить как по приказу - и что человек Богу поклоняется? Нет. Он порой за сто верст идет чтобы поклониться этой иконе (!). Или раны на руках у католиков - раньше считалось, что Христа якобы пригвоздили ладонями - кровь шла с ладоней, потом стало "известно", что гвозди "вбивали" в запястья - стали кровить запястья. Действительно - "чудеса" от Веры.
Мф., 41 зач., 11, 16–20
"Сказал Господь: кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее."
И что это доказывает? Что христиане могут ни есть, ни пить (как Иоанн), или наоборот любить есть и пить вино (как Христос) и все равно будет "оправдана премудрость чадами ее"? По-моему это проявление иудейства в Евангелии.
А ведь Евангелие говорит, что "по делам узнаете их". А каковы дела благодатного огня? Ежегодные потасовки между армянами и православными арабами, которые иногда доходят до понажевщины. И... поклонение огню похлеще зороастрийцев. Вот и все "чудо". Я думаю огонь и вправду сходит, но не от Бога это. Кстати, этого же мнения придерживаются и многие протестанты. По-вашему, конечно, они еретики, но меня всегда удивляло, что средний протестант знает Евангелие в 10 раз лучше среднего православного.
Ирина,
Проблема с христианством - то что оно давно перестало быть монотеистической религией. Мусульманин это тоео кто верит и поклоняется одному богу. Христиане же просят кого попало только не бога, они просят умерших христианских шахидов, у мощей и икон итд, что является явным язычеством, более того у церковников все обряды языческие и самое мерзкое, что они считают Иисуса физическим богом, тогда как бог, создавший все осязаемое и нет не зависит от этого и един во всех проявлениях. Спросите у христиан, что является основой их религии - никто не сможет ответить, так как от нее осталась только часть эстетических норм, которые и без бога понимаются людьми да плюс куча никому не понятных обрядов. Для верующего никакие чудеса не нужны, он уже во всем видит чудо- в том как создана наша вселенная, наш мозг итд. какие бы чудеса мне ни показали бы христиане я не переду иншаала в вашу религию. вам нужно просто проанализировать ислам и вы поймете, что это единственная религия,которая освящает все элементы жизни человека. Нынешнее христианство - это павлианство в большей степени. А сам павел ненавидил христиан, а церковь не подпускала близко обычный народ к пониманию своей религии, а павел и другие апостолы никогда не видел иисуса, чтобы говорить и писать от их имени. Поэтому нынешнее христианство это домыслы и лжерелигия. А всевышний сказал, что будет тот в огне, кто от его имени скажет того, чего он не говорил. То, что 99% хриситиан абсолютно игнорируют свою веру, только из за того, что это вера не от всевышнего, поэтому нечего жаловаться, что все церкви пустуют а прихожан нет, и ч оо на западе отдают церкви под рестораны и супермаркеты. Церковь всегда была и будет только источником получения грязных доходов - от огромного количества обрядов, пожертвований продажи земли и прочего, я не говорю про зарадную церковь. вспомните про индульгенции....
кстати скажите, что является все таки конем , основопологающим начам вашей веры (наверное вы мне процитирует отче мое...)
Вступление этого комента удалено администратором (прошу прощения Ирина, но мне достаточно православного хамства, которого на меня льют из ведра на христианских форумах)
Далее от Ирины:
Ваша реакция и отношение к православию, учитывая сказанное, - вполне логичны...
но на вопрос Ваш я все же отвечу: основополагающим (на мой взгляд) является то, что Бог- свет! и нет в нем никакой тьмы... и так возлюбил Он человека, что не пожалел Сына своего ради спасения грешников
и еще - "Я есть дверь, кто войдет мною - тот войдет и выйдет и пажить обрящет..."
Ирина видно вы не на шутку разозлились. Всевышний не ведет к прямому пути заблудшихё но датже то, что вы постоянный посетитель этого сайта говорит о том что ваша душа тяготеет к исламу. вам осталось взглянуть на ислам по другому, не через призму терактов в пакистане и ираке, а через коран и пречистую сунну. ислам в унизительном положении не изза того, что он плохой, а изза того, что мусульмане сильно стали любить этот мир, и отошли от того на чем стоял пророк мир ему и его современники. и истина ислама восстановится именно с возвращением ИИСуса, который клянусь Всевыщним будет обучать исламу. вам чтобы доказхать, что ислам является лжерелигие нужны веские аргументы которых нет, зато на каждом шагу пргументы в пользу ислама. вы почитайте книги бывших священнослужителей и поймите почему они и многие другиме традиционные хриситане выбираают ислам, в чем причина, а потом проанализхируйте на чем стоит сегодняшнее уже немонотеистическое христианство, какие у него первоисточники и вам станет все ясно. я пишу это так как всевышний таккже сказал, что сердца наши в его руках и он кого пожелает может наставить на путь истинныйё мне в принципе все равно умрете вы мусульманкой и получите щанс на пребывание в раю, либо иноверкой, которая по распоряжению всевышнего обрнчена на вечные муки в аду. так что все в ващих руках. я знаю вы боитес начать анализировать информацию, так как опасаетесь принеприятнейших сюрпризлв.....но истина важнее привычек....
у христиан все на ваш взгляд, у мусульман есть только взгляд всевыщнего и его пророка мир ему и поэтому у нормальных мусульман не может быть разногласий. у вас спроси почесу какая то семья развилась вы приведете мне сотни потому, хотя ответ один потому, что это люди которые не руководствуются повелениями всевышнего. для мусульман существует один единственный законотворец это всевыщний. в период жизни иисуса мир ему, всевышний зная уровень и неподготовленность людей не стал устанавливать жесткие рамки и правил а лишь облегчил положения старого завета, поэтому у вас нет ни христианской экономики ни полдитики ни прочих аспектов общественной жизни. у вас христос только в сердце, а вспоминаете его вы реже чем происходит затмение, ну или при помощи издевательских фильмов или комиксов,,,,это неудобная правда. поэтому христинаство никогда в отличие от периода процветания ислама, не процветало, оно было силой поавдения церковников и никогда не проливала свет. я не хочу [censored] христианство, а просто привожу факты. ну ладно только всевыщний знает что у вас в сердце творится. удачи вам
есть ли в мусульманстве святые угодники? Как в православии? Например,почти в каждом городе России есть месточтимый или общецерковный святой? Например в Астрахани- Иосиф священномученник.Его тело открыто лежит у Успенском соборе кремля и не тлеет уже 500 лет и руки спокойно двигаются и тело можно согнуть, что и делают,когда его переоблачают
Да, есть их называют Аулие но не могу с уверенностью сказать тлеющие они или нет так как в Исламе нету кощунства скрывать могилы покойников хоть спустя 500 лет.
когда у пророка Мухаммеда спросили дойдет ли до тебя наш салават после смерти он ответил дойдет, потому что Всевышний Аллах зделал так чтобы тела пророков не тлели.
Сергей можете сказать почему тела провинциального святого Иосифа, (и вождя мирового пролеториата Ленина) и буддийского монаха Этигелова не тленны в отличие от тела Николая Чудотворца ?
Сергей извините меня за несколько сарказмический мой ответ. Но я вас понял, вы имели ввиду один из критериев истинности религий считается чудеса, знамения и нетленные мощи.
Я вас уверяю что все эти чудеса, явления, нетленные мощи существует почти во всех религиях, конфессиях и даже культах мира.
Мир вам всем!Какой огонь,какие мощи и иконы.Каралловый риф и его обитатели, вот это чудо АЛЛАХА!Вокруг нас столько чудес,при виде звёздного неба от восторга можно (рехнуться).Когда я вижу очередное чудо, как поют птицы,я сразу воздаю хвалу АЛЛАХУ говоря СУБХАНАЛЛАХ!АЛХАМДУЛИЛЛАХ!АЛЛАХУ АКБАР! Ирина,мир вам и милость ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА! ТВОРЦА ЗЕМЛИ И НЕБЕС.Попробуйте хоть один раз встать на колени,зделать земной поклон БОГУ и без посредников, попросить просщения у НЕГО сказав АСТАФИРУЛЛАХ.Я надеюсь что вам станет легче,и ВСЕВЫШНИЙ как и меня,направит вас на путь истинный.Путь многих пророков,таких как АДАМ,НОЙ,АВРААМ,МОИСЕЙ,ИИСУС и последний пророк МУХАММАД! мир им и благославение АЛЛАХА.БОГ дал разум,так следуйте разуму а не традициям.
Денис, мне весьма импонирует Ваше чувство Бога, но вынужден признать, что Вы не правы по отношению к христианам. Мы также обращаемся к Богу без посредников, просто у нас есть возможность общаться не только с живущими на Земле единоверцами, но и с теми из них, кто уже отошел ко Господу и пребывает в Его Царстве. Естественно, общение это молитвенное. О себе могу сказать, что имел счастие получить благодатную помощь от Господа после молитвенного обращения к древнесирийскому христианскому святому Иоанну Дамаскину.
Насчет Иоанна Колбаскина я слышал. Согласно мифам у него отсекли кисть руки. После, Иоанн помолился не господу Богу а "Богородице" и та восстановила его кисть но взамен потребовала чтобы он боролся за почитание икон.
З.Ы. Весьма сомнительная явление (и зделка)! Если учесть то что в Христианстве, "Богородица" является в разных образах, телосложениях, возрастах и даже с младенцом в руке. Возможно демоническое явление тем более если учесть и то что она потребовала почитание идолов (икон)!
Мурат Башкирцев, *Иоанна Колбаскина*? честь [censored] святых людей? пусть хранит Господь ваших матерей и всех дорогих вам людей!
P.S : ПОЖАЛУЙСТА пишите *Бог* с большой буквы
АССАЛАМУ АЛЕЙКУМ МОЙ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ ПО ВЕРЕ, МИР И ВАМ УВАЖАЕМЫЕ БРАТЬЯ ПО КРОВИ ХРИСТИАНЕ!
УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ ВСЕХ, КТО ВЕДЁТ СДЕСЬ
ДИСКУССИИИ ПЕРЕДТИ НА ФОРУМ НАШЕГО САЙТА, ТАК КАК ОН ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО И ПРЕДНАЗНАЧЕН. ЗДЕСЬ ОТНЫНЕ ПРОШУ ВАС ОСТАВЛЯТЬ ТОЛЬКО СВОИ КОММЕНТЫ НА ОПУБЛЕКОВАННЫЕ СТАТЬИ! ВСЕ ОПУБЛЕКОВАННЫЕ ДАЛЕЕ ДИАЛОГИ БУДУТ УДАЛЯТЬСЯ!
С УВАЖЕНИЕМ, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР САЙТА «Христианство или ислам».
Хамзат при всем уважений и любви к вам как к модератору и брату по вере извините меня за то что я ослушиваюсь вас :(( но позвольте мне ответить Андрею.
Иоанн Дамаскин лжец и клеветник и не заслуживает никакого уважения по крайней мере с моей стороны. Иоанн Дамаскин был осведомлен и знал очень хорошо об положительных сторон Ислама, об возниконовения Ислама об историй современной тогда Аравий и видел воочию превосходство Ислама над Христианством но к сожелению в своих "трудах" он утаил этого и все это объясняется банально тем что надо было отработать восстановленную отрубленную кисть руки перед лукавым пришедшим в образе "Богородицы". Я вам слепым указал несколько ляпсусов лукавого в образе "Богородицы" а вам по барабану.
Слова данной статьи ничего не значат, поскольку у называющих себя мусульманами было достаточно веков (а в каждом веке - 100 лет), чтобы хотя бы один раз РАЗОБЛАЧИТЬ это ежегодное чудо, а не порочить его словами. Были периоды, когда мусульманские правители имели реальную власть в Иерусалиме.
Но как раз в такой период и произошло самое яркое подтверждение подлинности этого чуда. Забыли вы про 1579 год? Когда армяне подкупили иерусалимского пашу, и православных даже в храм не пустили. Но смогли ли люди воспрепятствовать Богу? Посмотрите на расщепленную колонну у входа в храм Гроба Господня, из который в тот раз вышел Огонь в руки православного патриарха. Это, по вашему, тоже фальсификация? А как вы объясните бесстрашие и смерть мученика Омира, турецкого офицера, который, видя это чудо, стал Христианином и тут же был убит бывшими единоверцами за Христа?
Впрочем, действительно, привычка и комфорт для многих дороже Истины. Поэтому в тот момент один стал Христианином и шахидом, а остальные стали убийцами.
Последняя версия материалов по разоблачению Благодатного огня.
Тут - http://imm-project.narod.ru/SP/HF/index.html
и тут - http://afaq.narod.ru/bm.htm
свящ-ку. Алексей Шляпину насчет вашей хваленной треснувшей колонны существует не одно а по крайней мере две версий. Одно принадлежит вашей православно-греческой церкви а другая армянской церкви (монофизитам) и каждый считает свою версию верной.
Псевдоисторический миф о треснувшей колонне
Миф о треснувшей колонне на входе в храм Воскресения, является центральным и важнейшим сюжетом во всех рассказах о Благодатном огне. При всем множестве вариаций мифа, со множеством в них фактических противоречий, хронологических несовпадений, курьезных ляпсусов и кощунств, смысл его сводится не к демонстрации истинности и сверхъестественности Благодатного огня, а к истинности греческой формы Православия, ее торжества над другими христианскими традициями, в данной ситуации конкретно над армянами, которые в глазах создателей мифа являлись не только «нечестивыми еретиками», но «посрамившимися похитителями чужого достояния». То есть с помощью мифа, наполненного антихристианским содержанием, «доказывается» истинность греческой формы Православия.
В обобщенном кратком изложении миф сообщает, что некогда армяне, будучи «еретиками», решили присвоить себе право получать Благодатный огонь, который Бог всегда посылал только православным, то есть грекам. Для этого армяне подкупили турецкие власти, с тем, чтоб не пустить православных в храм и самим войти в Гроб Господень за огнем. И пока армяне безуспешно пытались выпросить у Бога огонь, православные со своим патриархом стояли у входа в храм, слезно прося милости у Бога. И Бог не дал армянам огня, но низвел его из рассевшейся колонны у входа, где стояли православные. Таким образом армяне были опозорены, их ересь обличена, а вера православная прославлена Богом. Один мусульманский стражник, увидев свершившееся, уверовал в христианского Бога, за что был убит соплеменниками.
Самой ранней письменной фиксацией этого мифа, является сообщение русского старообрядца Иоанна Лукьянова, посетившего святые места в 1710—1711 годах. Ценность его сообщения состоит в том, что оно дает временные ориентиры, на основании которых можно судить о первоначальной дате, к которой приписывались греками события изложенные в мифе. Лукьянов пишет:
Мы же про тот столп у Греков спрашивали, так они нам сказали, над тем столпом бысть знамение великое: 24 рока (года) тому уже де прошло, пришед де армяне к паше да и говорят так: «Греческая де вера неправая, огнь де сходит не по их вере, а по нашей, возьми де у нас сто червонных, да чтоб де нам службу несть в Великую Субботу, а Грек де вышли вон из церкви, чтоб де они тут не были, а то скажут, по нашей де вере огнь с небеси сходит»
Таким образом, если верить грекам, у которых спрашивал Лукьянов, знамение расколовшейся колонны произошло не ранее 1686 года, когда правил султан Мехмед IV (1648—1687). Но, с эволюцией мифа, с увеличением подробностей об армянских злодеяниях, их посрамления, вплоть до кормления фекалиями, и все это на фоне еще большего «торжества Православия» и героизма уверовавшего мусульманина, дата события описываемого события уходит в большую древность. Сегодня наиболее известной датой выхода огня из колонны, среди сторонников этого мифа, является 1579 год, относимый ими к правлению султана Мурада III (1574—1595), почему-то называемого ими «Правдивым».
Попытка сместить события описываемые в мифе в глубь истории имеет свою логику. Дело в том, что существует гораздо более древнее, нежели сообщение Иоанна Лукьянова, предание о чудесном выходе огня из колонны в Великую субботу. Это предание, письменно зафиксированное не позже 1635 года в «Путевых заметках» Симеона Лехаци и поддерживаемое Армянской Апостольской Церковью представляет происшедшее совершенно в ином свете. Древнее предание связывало божественное чудо не с глумлением над кем-то и с превозношением одной христианской общины над другой, а с проявлением милости Божьей к нищим и убогим, у которых не было средств заплатить туркам налог за вход в храм в Великую субботу. Поэтому становится очевидным, что греческий миф о расколотой колонне, представляет собой грубую переделку древнего предания.
«Сказали, что когда-то остались такие нищие богомольцы снаружи, не впустили их за входную плату, мол, давайте полностью, и так остались они лишенными [света]. Но когда появился свет, он сперва устремился для нищих наружу и сжег верхушки мраморных колонн по обе стороны двери. Многие видели это и воздали славу Богу. До сих пор видны места, охваченные огнем. Сообщили об этом хондкару, и он, пораженный, послал в Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие не будут иметь [денег] и поклянутся, что не имеют, впустить их внутрь, чтобы они не лишились света. И мы также своими глазами видели обожженные и почерневшие колонны
Этот указ о чудесном свете вырезан на каменной плите дверей [церкви] Воскресения, эта грамота написана по-мусульмански»
Даже при скептическом отношении к чудесам, атеистические критики мифа о колонне, в данном сообщении Семеона Лехаци, не отрицают исторического подтекста — события, поразившего воображение верующих и воспринятое ими как чудо. Вполне допускается выход пламени на колонны, вследствие возникновения пожара при массовых беспорядках со стороны паломников, по причине недопуска турками в храм бедных.
Псевдоисторичность греческого антиармянского мифа подтверждается еще одним, вполне объективным фактом. Как известно, весь иерусалимский храм Воскресения почти поровну поделен между тремя Иерусалимскими патриархатами — греческим, латинским и армянским, и легендарная расколовшаяся колонна на входе храма, принадлежит именно Армянской Апостольской Церкви, являясь святыней, прежде всего, для армянских паломников. Но в греческом мифе никогда не сообщается об этом, поскольку сложно себе объяснить — почему Армянская Церковь, имея возможность заменить поврежденную «изобличающую» ее колонну, не делает этого? http://ecclesiopedia.com/index.php?title=%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C
P.S. От себя добавлю уже после чтения данного материала и нескольких версиях об исторических записях об треснувшей колонне даже не только у мало мальский религиозно-образованного человека но и религиозного человека появляется сомнения !
г-н Алекесй Шаляпин неужели для вас не убедительны письмо ПРАВОСЛАВНОГО архиепископа Мелетия Смотрицкого к Кириллу Лукариусу и признание(ПРАВОСЛАВНОГО) архепископа Иерусалима Феофила об "Благодатном" огне. Или вы что раскольник ?
Если существует «по крайней мере две» версии этой истории, то согласитесь, что одна из них лживая. Какая? Ваша «армянская». Доказательства? Их до сих пор посылает Господь ежегодно в день Великой Субботы. Что бы мусульмане и армяне ни говорили, но армяне ничего не могут поделать с тем, что Огонь получают православные в лице патриарха. А мусульмане ничего не могут поделать с тем, что они его получают.
Так всё же, почему мусульмане даже в годы своего владычества не разоблачили это чудо? Не захотели? Ну уж этому я не поверю, и уверен, даже вы этому не верите.
Архиеп. Мелетию я не верю, именно потому, что я не раскольник (почитайте о нём). А слова патр. Феофила вовсе не ставят под сомнение это чудо, как неверная и опрометчивая интерпретация его слов диак. Андреем Кураевым, в чём, я надеюсь, он уже раскаивается.
свящ. Алексей Шляпин
Не исключено что обе версии лживые!) Насчет разоблачения очень много их было по ходу истории, сами христиане здесь не отрицают что это "цирк шапито" для привлечения "маловерующих" масс в определенное сообщество но тут дело даже не в огне и даже не в том что он якобы не жжет. Тут дело в Вере!!! Для верующего Всемуогущество Бога не определяеться ни огнем ни камнем никакими другими отклонениями от законов физики верующему человеку хватает даже банального рассвета к которому мы все уже настолько привыкли что не воспринимаем его как чудо, для того что бы понять что Бог Велик и Вседержателен!
Пожалуста не трогайте нашу святыню, уже не раз объяснившую людям свою Божественность!
Не верите не верте, но святыню не трогайте!
да ктож ее трогает то ?))) Вы сами всем рассказываете про нее правду !)))
Мир всем.
Когда у человека возникают сомнения относительно своей веры, дабы укрепить её создаются искусственно всякого рода чудеса.
Зачем мне нужно чудо,всякого рода посредники, иконы и так далее если я верю в Аллаха.
Почему благодатный огонь не обжигает человека вначале, но обжигает его через определенный промежуток времени? Если он благодатен, то он не должен обжигать никогда?!
Есть ритуал у шаманов, которые голыми ногами проходят по раскаленным углям, без вреда своему здоровью. Они просто не чувствуют боль, ибо находятся в состоянии так называемого экстаза. Так и с благодатным огнем.
Истиино верующему не нужны выдуманные чудеса, они вокруг нас.
Где я живу понастроили столько церквей, понаставили столько крестов - диву даешься и в душе даже какая-то радость за этих верующих. Однако на поверку выходит,что церковь делает неплохие деньги на своих прихожанах. Вот это истина.
Мир Божий вам всем.
Мы все, Христиане, мусуьмане, безбожники,- являемся грешниками.
Всевышний Творец совершенен.
В день Великого Суда НИКТО не оправдается(даже чудеса не помогут)!
Однако Всевышний приготовил нам ДАР это- прощение грехов на основании Великой Жертвы на голгофе.
Это начало.
Если ты вникнешь в это и получишь этот ДАР, то далее мы можем говорить серьёзно. И о чудесах тоже.