270 лет тому назад, 6 октября 1740 г. Святейший Правительствующий Синод рассмотрел указ императрицы Анны Иоанновны от 11 сентября того же года. Копии указа для его исполнения были направлены в Московское Синодальное правление, казанскому, вятскому, астраханскому, нижегородскому, рязанскому, воронежскому архиереям и архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Димитрию Сеченову.
Казалось бы, Синод ограничился выполнением обычной канцелярской работы, однако последствия принятых документов для татарского и для других иноверческих народов Российской империи оказались драматическими. Речь в этих документах шла о массовой христианизации народов Поволжья. Как российские, так и татарстанские средства массовой информации об этом историческом событии не сообщили ничего. На экранах телевидения, на страницах газет и журналов доминировали другие сюжеты. Ничего удивительного в этом нет, так как в истории России и русской православной церкви есть немало страниц, упоминание о которых является нежелательным.
К такого рода событиям и относится данный указ, сыгравший решающую роль в организации массовой христианизации иноверческих народов в середине XVIII века. К сожалению, современный читатель не только не знает содержание данного документа, а зачастую ставит под сомнение о возможности появления такого нормативного акта в Российской империи. Поэтому считаем уместным более подробно рассказать о содержании указа и о том, как данный законодательный акт был реализован в нашем крае на протяжении более чем 20 лет. Хорошо известно, что после завоевания Казанского, других татарских ханств религиозная политика Российского государства была направлена на создание моноконфессионального православного государства. В целом можно заключить, что к 40 – вым годам XVIII века была завершена подготовка к этапу массовой христианизации иноверцев. Накопленный опыт реализации религиозной политики в Волго-Уральском регионе в предыдущие годы позволил ставить и решить более масштабные задачи.
В результате предыдущей миссионерской деятельности в Казанской губернии было крещено более 30 тысяч мусульман и язычников, из них мусульман 16 227 человек. Как представляется, эти статистические данные позволяли идеологам и исполнителям религиозной политики быть уверенными в том, что задача массового крещения как мусульман, так и языческих народов не утопия, что она будет решена в результате совместных действий церкви и государства за достаточно короткие сроки.
К тому же, во внимание был принят рост антимусульманских настроений в условиях русско-турецкой войны 1737-1739 гг. Такие настроения в обществе усилились и в ходе подавления восстаний 1735-1740 гг. на территории современного Башкортостана. Именно эти настроения позволили выработать и реализовать радикальные меры по массовому крещению иноверческих народов империи. Российское государство продолжало рассматривать ислам «как опухоль, как чуждое религиозное явление внутри империи, духовные центры которого находились за ее пределами, как противника, который должен быть уничтожен, а российских мусульман – как враги, подлежащих разоблачению». Указ об организации массовой христианизации императрица Анна Иоанновна подписала 11 сентября 1740 г. Он был назван «Об отправлении архимандрита с некоторым числом священнослужителей в разные губернии для обучения новокрещеных христианскому закону и о преимуществах, новокрещеным дарованных». По названию указа трудно представить, что речь идет об организации массовой христианизации российских иноверцев.
В преамбуле указа отмечалось, что в Казанской, Астраханской, Сибирской, Нижегородской и Воронежской губерниях имеется несколько тысяч домов иноверцев - магометан, идолопоклонников, необходимость крещения которых была обоснована еще Петром Великим, а несколько тысяч душ уже приняли православную веру, получили льготы. Однако многие новообращенные не соблюдают христианскую веру, живут вместе с некрещеными в одних деревнях и пребывают в заблуждении.
Организация крещения иноверцев была поручена Новокрещенской конторе во главе с архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря Димитрием Сеченовым. Непосредственно процесс крещения должны были осуществить пять протопопов из Казанской епархии с необходимым числом солдат. При этом вся миссионерская деятельность Новокрещенской конторы должна была согласовываться с казанским епархиальным архиереем Лукою Канашевичем.
Далее следуют рекомендации по организации крещения иноверцев-мусульман и язычников. Указ не только определил начало активной миссионерской деятельности в масштабах нескольких губерний, но и содержал своего рода программу-минимум обучения крещеных основам христианской веры. Обучая и наставляя каждого новокрещеного, миссионеры должны были действовать «по образу апостольской проповеди со всяким смирением, тихостию и кротостию и без всякого кичения». Таким образом, предложенные меры при их последовательной реализации исключали насилие.
Для новокрещеных указ устанавливал правила посещения церквей «в дни недельные и в господские и в праздничные» и исповедания у своих приходских священников в дни великого поста. Под особым контролем православных миссионеров оказались крещеные татары. Тщательное повседневное наблюдение за новокрещеными поручалось русским, живущим вместе с ними. Обо всех случаях нарушения православных религиозных обрядов необходимо было сообщать Димитрию Сеченову, а виновных наказывать. Указ рекомендовал, чтобы по отношению к новокрещеным был проявлен максимум внимания и терпимости, чтобы «через такие ласковые к ним поступки и наставление иноверцам к восприятию христианского закона придать охоту».
Именно с целью утверждения новокрещеных в православной вере, им в качестве «восприемников», т. е. духовных наставников, определялись «старинные русские люди». В этом же пункте указа подробно расписана политика русификации путем поощрения браков между новокрещеными и русскими. Рекомендовалось, чтобы русские люди выдавали своих дочерей замуж за новокрещеных, не требуя за них приданого. При этом брак между русскими и новокрещеными оказывался средством укрепления новокрещеных в православной вере, так как «имея в доме своем зятя или невестку русских, таких дел, которые христианскому закону противны, в домах своих чинить опасаться будут и прежнее свое заблуждение от времени до времени покидать и забывать станут». Законодательно закреплялось положение о том, что всякий переход иноверных в православие рассматривался как признак добровольного слияния с русским племенем.
Впервые этот указ регламентировал вопрос о переселении новокрещеных. Его авторы были убеждены, что крещеные и некрещеные не могут жить вместе, и они были абсолютно правы. Рекомендовалось новокрещеных иноверцев селить с новокрещеными или с русскими людьми. Решением всех вопросов переселения должен был заниматься специально выделенный человек – «надежная персона», который переселял бы по несколько семей в год, а не всех вдруг, «изыскивая к тому потребные способы». Жалованье ему определялось даже выше, чем руководителю Новокрещенской конторы с учетом того, чтобы он «ко взяткам и подаркам не касался».
Отказавшихся поселиться в русских и новокрещенских селениях, предполагалось разместить на свободные земли между Саратовым и Царицыным или в Ингерманландской губернии. В новых поселениях предусматривалось строительство по одной церкви на каждые 250 дворов, при этом штат священнослужителей должен был держать под постоянным наблюдением всех прихожан. В каждой церкви должны были служить два священника, дьякон и три церковника. Разрешение на переселение давала Новокрещенская контора, письмо священнику нового поселения подписывал архимандрит или его помощник. Новопоселенцу выделялось место для дома, пашенные и сенокосные угодья. Не пожелавшие переселиться новокрещеные имели право оставаться там, «где жили ранее».
Указ подтвердил ранее установленные льготы новокрещеным. Новокрещеные на три года освобождались от уплаты налогов, призыва в рекруты. При этом указ предусмотрел, чтобы все налоговые льготы должны были компенсировать те, кто не хотел креститься. Государство, переложив платежи крещеных на некрещеных, ставило приверженцев своей веры, в чрезвычайно сложное экономическое положение. Налоговый пресс в отношении татар-мусульман возрастал в зависимости от темпов крещения. Освобождение от рекрутской повинности новокрещеных также компенсировалось дополнительным набором рекрут среди не крестившихся.
Кроме того, правительство за принятие святого крещения предусмотрело различные подарки и денежное вознаграждение от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Богатый получал подарки более ценные, чем бедный, мужчина больше, чем женщина, дети меньше, чем взрослые. Ясачные татары-мусульмане в случае крещения получали медный крест, рубаху и порты, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чирики с чулками, а татарские мурзы могли рассчитывать на серебряный крест и более ценные вещи и одежду. Указ материально заинтересовывал миссионеров. На просветительскую деятельность предусматривалось выделение ежегодно по 10 тысяч рублей, значительная по тем временам сумма. Были назначены достаточно высокие для того времени жалованья: архимандриту – 300 руб., протопопам – 150, переводчикам – 100, комиссару – 120, канцеляристу – 84, копиистам – 60 руб. в год. Кроме того, все миссионеры, в зависимости от занимаемой должности, получали натуральные выплаты продуктами питания.
Следует заметить, что большинство предусмотренных мер было разработано и принято ранее Сенатом или Синодом. Однако рассматриваемый документ не только интегрировал в нечто целое ранее принятые решения по осуществлению религиозной политики и освящал эти решения именем императрицы. Это была попытка обеспечить комплексное решение задачи массовой христианизации нерусских народов России. Именно этот подробный указ от 11 сентября 1740 г. стал законодательной базой их обращения в православие как во время существования Новокрещенской конторы, так и в последующий период, вплоть до февральской революции 1917 года. Реализация положений именного указа от 11 сентября 1740 г. происходила во время двадцатилетнего правления Елизаветы Петровны. Ее общим итогом стала массовая христианизация иноверческих народов. Именно в годы ее правления начался новый этап борьбы с приверженцами старообрядчества, в тайге запылали «гари» – самосожжения старообрядцев. В эти же годы услилилось преследование евреев как ненавистников имени Христа, которых было решено немедленно выселить из России и ни под каким видом в страну не пускать. На доклад, в котором говорилось о возможных экономических потерях России в случае осуществления этих мер, Елизавета Петровна наложила резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
Организация массового крещения иноверческих народов в Волго-Уральском регионе началась под непосредственным руководством Димитрия Сеченова. Идейным и организационным центром этой кампании была Новокрещенская контора. Первым шагом стало укрепление штатов миссионерской организации. По просьбе архимандрита Д. Сеченова миссионерами назначены учителя Казанской духовной семинарии Вениамин Пуцек-Григорович, Сильвестр Гловацкий, Евмений Скаловский и находившийся в Москве священник Георгий Давидов из грузин. Все они сразу включились в активную миссионерскую деятельность среди иноверцев Поволжья. В 1741 г. в Царевококшайском уезде 416 марийцев крестил Георгий Давидов; 475 марийцев и удмуртов Уржумского и Вятского уездов – Вениамин Пуцек-Григорович; 721 мордвина в Алаторском уезде – управитель Новокрещенской конторы Димитрий Сеченов; 114 мордвин Пензенского уезда – Стефан Давидов. Совместные усилия государства и миссионеров стали давать свои результаты. Так, за 1741 г. и январь 1742 г. было крещено 143 мусульманина, 3 808 мордвы, 3 785 марийцев, 806 вотяков, 617 чувашей, всего 9 159 человек. Как показывают эти данные, среди принявших православие татар-мусульман было немного, особенно в сравнении с язычниками. Ситуация вызывала раздражение властей, и они предприняли радикальные меры, использовав опыт последней четверти XVI в.
Именно нежелание татар принять православие, а также противодействие политике христианизации мусульманского духовенства, его огромное влияние в татарском обществе привели к принятию решения о разрушении мусульманских мечетей. Дело не только в том, что мечети играли роль центров мусульманской общины, ее духовной и общественной жизни. Они рассматривались как опорные пункты агитации против русского господства, как центры сепаратизма. Ахун, мулла, абыз были и религиозными авторитетами, и судьями, учителями, нередко – врачами. По логике миссионеров, разрушение мечетей должно было привести к резкому ослаблению позиций мусульманского духовенства, следовательно, и ислама.
Еще 16 ноября 1741 г. в Синод обратился руководитель Новокрещенской конторы Д. Сеченов. Он просил сломать и вовсе упразднить нечестивые татарские мечети, так как от них «новокрещеным приходит соблазн». 10 мая 1742 года Синод предписал «имеющиеся в Казанской и прочих губерниях татарские мечети, которые построены после запретительных о том нестроении указов, где б оныя ни были, все сломать без всякого отлагательства и впредь строить не допущать и позволения в том не давать». За короткий срок в ряде территорий России было снесено 545 мечетей, в том числе в Казанском уезде и Татарской слободе г. Казани было разрушено 418 мечетей из 536. Остальные – в Сибирской губернии (98 из 133), а также в Астраханской губернии (29 из 40). Нам удалось обнаружить в Российском государственном архиве древних актов «Экстракт в правительствующий Сенат из Казанской губернии о татарских мечетях», в котором приведены полные данные о 536 разрушенных мечетях в различных селениях Казанского уезда и Татарской слободы города Казани. Итоговые данные свидетельствуют о том, что полностью были разрушены мечети: в Казанском уезде по Галицкой дороге – 17, по Алатской дороге – 91; по Зюрейской дороге не сломана одна мечеть, а разрушено 96. Больше всех – 52 и 65 мечетей – оставлено в селениях по Ногайской и Арской дорогам; здесь количество разрушенных мечетей было соответственно 83 и 127. Таким образом, этот документ позволяет уточнить время и географию разрушения мечетей.
Уже в ходе разрушительной кампании мусульмане стали обращаться с настоятельными просьбами о восстановлении разрушенных или о строительстве новых мечетей. В сентябре 1742 г. первым в Сенат обратился Сафер Умеров из Татарской слободы г. Казани. Он подчеркивал, что в мае 1742 г. прислан из Святейшего Правительствующего Синода в Казанскую губернскую канцелярию указ, по которому велено в Казанской и других губерниях татарские мечети, где б оные ни были, все сломать. Он напоминал, что в указе Синода об имеющихся в Казанской татарской слободе мечетях отдельно не говорится, новокрещеных и церквей в той слободе не имеется, а слобода расположена от русских жилищ отдельно. Тем не менее, в ней все четыре мечети были сломаны и «от неимения тех мечетей по нашему закону в молитве возымели мы немалую законную себе нужду». В заключение С. Умеров просил «от имени Императорского величества указ о восстановлении сломанных в Казанской татарской слободе четырех мечетей». Однако в условиях принятия кардинальных мер по христианизации татар-мусульман данная просьба сыграла негативную роль. Сенат принял новый указ от 19 ноября 1742г. о разрушении татарских мечетей. Указ требовал «все имеющиеся в Казанской губернии новопостроенные за запретительными указами мечети сломать и впредь строить не допущать».
Мусульманское население не только обращалось с ходатайствами, но и весьма негативно реагировало на массовое разрушение мечетей. Это вызвало озабоченность верховной власти. 23 марта 1744 г. Сенат, «опасаясь озлобления», нашел возможным приостановить разрушение мечетей в Казанской, Астраханской, Сибирской и Воронежской губерниях. К этому времени значительная часть татарских мечетей в поименованных регионах уже была разрушена. При первой возможности, часто даже вопреки имеющимся запретам, татары-мусульмане вместо разрушенных начинали возводить новые мечети. Так, они были построены в пяти деревнях Казанской епархии. Служилые татары одной из них, д. Алкиной Казанского уезда Ногайской дороги, писали, что мечеть у них была сломана в 1744 г. и просили разрешения построить новую. Проверка, проведенная властями по следам этой жалобы, показала, что татары, «не имея в том никакого воспрещения и страха, отваживаются так дерзновенно и бесстрашно, без всякой опасности, не только в татарских деревнях в отдаленности, но уже между русскими жительствами свои богомерзкие нечестивые мечети вновь умножать». Последовал указ, требующий «немедленно построенные мечети сломать, истребить и впредь таковых к построению в не подлежащих местах не допускать, а татар переселить в такие деревни, в которых русских и крещеных жителей не имеется».
Одновременно с разрушением мечетей, Новокрещенская контора приложила массу усилий для реализации программы строительства церквей для новокрещеных. К 1747 г. в селениях новокрещеных было построено или строились 147 церквей, в том числе в Казанской и Воронежской губерниях – 100, Нижегородской – 51, Вятской – 4. Всего за время массового крещения иноверцев в местах проживания новокрещеных, по нашим подсчетам, была построена 241 церковь. Строительство православных храмов продолжалось и в последующие годы. По инициативе казанского епископа Луки Канашевича при возведении церквей и монастырей в качестве строительного материала нередко использовались надгробные камни старинных татарских кладбищ. Тем самым были уничтожены немые свидетели древних обычаев, языка и культуры булгар и татар. После посещения Болгар академик П.С. Паллас оставил следующую запись: «При Болгарах найдено много старинных надгробных камней с арапскими, а несколько с армянскими надписями, которые ныне отчасти употреблены в фундамент новой церкви Успенского монастыря, а отчасти лежат подле оной на земле». Об использовании надгробных камней при строительстве церквей писал и Ш. Марджани. Татарский историк привел слова муэдзина о том, что он в детстве при посещении деревни Атрач смотрел, как строители укладывают эти камни в основание церкви. Увидев это, мой отец плакал и говорил: «Вот, мой сын, надмогильные камни из нашей деревни кладут в фундамент церкви» (перевод наш – Ф.И.).
В миссионерских целях использовался комплекс других средств. 6 апреля 1742 г. указом «Об обращении полковым священникам в православную веру обретающихся в полках калмык, татар, мордву, чуваш, марийцев и других иноверцев» Синод обязал полковых священников крестить непросвещенных калмыков, татар, мордву, чувашей, марийцев и других иноверцев, обучить их молитвам, важнейшим христианским догматам, прилежно за каждым присматривать, наблюдать…». Таким образом, православные священники в российской армии становились миссионерами среди военнослужащих-иноверцев. Зная об этом, часть иноверческих рекрутов предпочитала принять крещение еще до призыва в армию. Эта мера стала одним из самых эффективных средств давления на иноверцев в целях понуждения их к принятию православия. Не случайным является тот факт, что среди крещеных татар мужчин было значительно больше, чем женщин. Так, в 1744 г. среди 139 крещеных татар было всего 14 женщин; в 1745г. это соотношение выглядело как 159 и 26, в 1746 г. – 184 и 37. И в дальнейшем такая тенденция сохранилась, хотя доля женщин среди крещеных татар несколько возросла. Так, в 1748 г. среди 1 173 принявших православие татар уже было 329 женщин, в 1751 г. среди 1 441 - 673 женщины.
Сам факт принятия крещения рекрутами вызывал новые коллизии. В июне 1749 г. был крещен и освободился от рекрутской повинности татарин М. Исаев. Однако отец его жены, татарин Ч. Умеров с сыном Муртазой, увезли дочь к себе домой. Чтобы вернуть жену, М. Исаев приехал с друзьями-новокрещеными в деревню Наратлы. Но Бакир Исламов, Муртаза со своим родственником жену ему не отдали, приехавших «били дубинами немилостиво», пронзили копьем руку новокрещеному Дмитрию, сняли крест, изломали, брося наземь, топтали ногами, ругались, обещали переколоть правую руку, чтоб не мог креститься. Новокрещеные, связав татар, привезли их в Казань. Ч. Умеров и Б. Исламов приняли крещение 9 ноября 1749 г. Изучение материалов, связанных с данным делом, показывает, что это произошло в результате использования мер насилия.
Следует подчеркнуть, что и в целом нередко происходили конфликты между новокрещеными и не принявшими православие. Жители деревни Мулкеевы Хазесяновской волости Свияжского уезда татары А. Иземиткин, К. Баюков, его отец Б. Аклычев, А. Еремкин, С. Левентьев, А. Замяткин, О. Токенеев избили новокрещеного из татар А. Иванова, сорвали с него крест, говорили ему, что он веры не христианской, а собачьей. В целях стимулирования крещения активно использовались налоговое льготы крещеным и возложение дополнительных платежей на не переходящих в православие. Особенно в сложной ситуации оказывалось мусульманское население в тех районах, где темпы христианизации были высокими. Одним их них являлась Нижегородская епархия. Поэтому не случайно служилые мурзы и татары разных деревень Алаторской провинции жаловались на свое тяжелое экономическое положение. Их жалоба была рассмотрена в Сенате 14 мая 1746 г. Служилые мурзы и татары просили дополнительную плату за крещеных снять. В данном случае Сенат решил не взыскивать с татар Алаторской провинции доимочных и прибавочных подушных денег, рекрут и лошадей. Однако принятое решение имело локальный и единовременный характер. И в последующие годы такие дополнительные налоги за крещеных активно использовались для экономического принуждения к принятию православия.
Предметом особой заботы православной церкви, администрации уездов и провинций было недопущение возврата новокрещеных татар в исламскую веру. Малейшие признаки отхода новообращенных от православия вызывали немедленную реакцию властей и миссионеров. Характерна в этом отношении история, произошедшая с Павлом Яковлевым (Ахмедом Мусмановым). Он крестился «добровольно» в феврале 1741 г. После крещения поселился в русской деревне Кермень, затем уехал в Уфимский уезд, а там называл себя татарином, татарским именем, в постные дни ел мясо и молоко, не соблюдая христианские нормы. Все это каким-то образом стало известно миссионерам, которые и послали его в Раифскую пустынь. Здесь П. Яковлев содержался «под крепким караулом», а искусному иеромонаху было поручено в течение шести недель его исповедать.
В данном случае миссионеры ограничились только заключением в монастырь и духовным просвещением. Чаще наказание было более жестоким. В 1743 г., в разгар насильственного крещения, в ислам перешли 33 чуваша, а 26 чувашских женщин вышли замуж за татар и также приняли ислам. Узнав об этом, Казанская губернская канцелярия повелела «обрезанных чуваш» увещевать к крещению, а в случае отказа бить их нещадно плетьми при депутате от Новокрещенской конторы. Признанные основными виновниками перехода чувашей в ислам 16 татар-мусульман были сосланы навечно в Сибирь. Руководитель Новокрещенской конторы Сильвестр Гловацкий должен был призывать чувашей к крещению. В случае принятия христианства они освобождались от всякой ответственности за принятие ислама и не платили штраф. Дети, рожденные от татар, отбирались от родителей и раздавались на воспитание новокрещеным чувашам.
Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение массовой христианизации иноверческих народов Волго-Уральского региона дала свои результаты. Всего за дватьцать лет этой кампании (1741-1761 гг.) было крещено 359570 человек5 из них татар 12649 человек. Фактически до 1747 г. татары оставались в целом в рамках исламской религиозной идентичности: среди них число принявших православие с 1741 г. составляло 713 человек. Но с 1747 г., на волне пика крещения языческих народов Волго-Уральского региона, число крещеных среди татар начинает заметно расти, достигнув своеобразного максимума в 1749 г., когда было крещено более двух тысяч татар. Затем число крещеных татар также постепенно снижается, но остается достаточно большим. За 1748-1755 гг. было крещено 9 648 татар (в среднем более 1200 человек в год). С 1755 года число крещеных среди татар постепенно уменьшается.
Как свидетельствует анализ этнического состава крещеных, за рассматриваемый период в православие было обращено больше всего и чувашей (184677). Гораздо меньше крещеных было среди марийцев (63346), мордвы (41 497) и вотяков (47376). Основными уездами христианизации языческих народов стали Казанский, Алаторский, Симбирский, Вятский, Свияжский, Пензенский, Уфимский уезды. История массовой христианизации нерусских народов неотделима от имен и деятельности руководителей Новокрещенской конторы Димитрия Сеченова, Сильвестра Гловацкого и Евмения Скаловского. Принятые по инициативе Д. Сеченова принципиально новые меры по обращению в православие иноверцев уже 1741 г. дали взрывное увеличение числа крещеных. Началась массовая христианизация народов Волго-Уральского региона. В сентябре 1742 г. Д. Сеченов был назначен главой Нижегородской епархии. Он и здесь продолжил активную миссионерскую деятельность. Ее результатом стало значительно возросшее количество крещеных. Появились даже целые волости, в которых, кроме татар, некрещеных иноверцев не было. Так, в октябре 1744 г. в Ардатовской волости, состоявшей из 84 деревень, «все до сущего младенца крестились, и некрещеной мордвы уже ни одного человека не осталось». Через два года в Нижегородской епархии насчитывалось 50 430 новокрещеных, и для них было построено 74 церкви.
Несколько неожиданно в 1748 г., в разгар массовой христианизации, нижегородский архиепископ Д. Сеченов отправляется на покой в Раифскую пустынь вблизи Казани, где монашествует до 1752 г. В Нижегородской епархии его сменил В. Пуцек-Григорович. Находясь в монастыре, Д. Сеченов часто встречался с Лукой Канашевичем и активно влиял на ход массового крещения народов Волго-Уральского региона. Время Сильвестра Гловацкого, ставшего третьим управителем Новокрещенской конторы и архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря, для хода миссионерского дела было самым успешным.
К концу 40-х гг. XVIII столетия миссионерами была крещена значительная часть иноверческих народов Волго-Уральского региона, кроме татар-мусульман. И архимандрит Сильвестр Гловацкий 8 июля 1749 г. получил новое назначение, став тобольским митрополитом. Данное назначение можно считать стремлением государства и православной церкви усилить миссионерскую деятельность на Урале и в Сибири, особенно среди татар, башкир и языческих народов Сибири. На новом месте С. Гловацкий широко использовал опыт организации миссионерской деятельности, апробированный в Поволжье. Несмотря на значительные усилия со стороны митрополита по крещению иноверческих народов Сибири, особых успехов он здесь не снискал. Всего с 1750 по 1756 гг. в Тобольске и Тобольском подгородном ведомстве было крещено немногим более 420 татар, башкир и бухарцев. 7 февраля 1750 г. новым управителем Новокрещенской конторы и архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря был назначен Евмений Скаловский. Он стал последним руководителем конторы, занимая этот пост более 14 лет. Полномочия архимандрита Е. Скаловского, по сравнению с предшественниками, были значительно урезаны.
Основную инициативу по христианизации иноверческих народов взял в свои руки казанский епископ Лука Канашевич, известный в татарской народной памяти как «Аксак Каратун» – «Хромой Черноризец». Официально он не являлся руководителем Новокрещенской конторы, но сыграл ведущую роль в реализации политики массовой христианизации иноверцев. Профессор Казанской духовной академии, известный историк русской церкви П.В. Знаменский так охарактеризовал деятельность Луки: «Особенно сильно поднялась миссионерская деятельность в Казанском крае с 1738 г., когда казанским архиереем сделался наиболее памятный в христианском просвещении этого края Лука Конашевич. В своей ревности к обращению инородцев он доходил даже до крайностей, насильно брал инородческих детей в свои школы, устроил в татарской слободе в Казани две церкви и завел там крестные ходы; в село Болгарах сломал остатки древних зданий, считавшихся у мусульман священными, и сильно раздражал против себя всех некрещеных татар».
Трудно объяснить, почему значительные усилия Луки Канашевича по распространению православия среди народов Волго-Уральского региона Синод оставил без соответствующей оценки. В то время, как Д. Сеченов, В. Пуцек-Григорович, С. Гловацкий были повышены в должности и стали руководителями епархий, Лука Канашевич оставался в чине епископа. Не помог и «глас народа» – ходатайство настоятелей всех церквей и монастырей Казанской епархии от 22 июля 1749 г., которые просили дать епископу Луке если не титула митрополита, то хотя бы архиепископа.
Наиболее насильственный этап христианизации татар и башкир был прерван в 1755 году восстанием мусульман под руководством муллы Батырши Алеева. Батырша, пытаясь придать организованный характер стихийному возмущению народа, за несколько месяцев подготовил «Воззвание» призывающее начать открытое вооруженное выступление. Этот документ был широко распространен среди татар и башкир в Уфимском, Кунгурском и Казанском уездах, Исетской провинции его шакирдами и ближайшими сторонниками и сыграл главную мобилизующую роль в организации бунта.
Восстание началось в Бурзянской волости Уфимского уезда в середине мая 1755 г. и продолжалось с перерывами до октября 1755 г. В результате принятия комплекса мер восстание было подавлено, а организатор мулла Батырша Алиев через год был пойман. После тщательного расследования Батырша был признан виновным в сочинении пасквильного письма и организации бунта. Его наказали кнутом, вырезали ноздри и пожизненно заключили в Шлиссельбургскую крепость. Батырша погиб 24 июля 1762 г. в крепости в неравной схватке со своей охраной.
Под влиянием бунта правительство пошло на некоторые уступки в отношении тех слоев нерусских народов края, которые сохранили прежнюю религиозную идентичность. Уже 3 сентября 1755 г. императрица Елизавета Петровна отменила переселение некрещеных татар, живущих с крещеными в одних деревнях, а жалобы новокрещеных на татар повелела разбирать в Казанской губернской канцелярии вместе с духовными персонами. Были отменены дополнительные налоги и рекрутские наборы за крещеных, а наиболее одиозные миссионеры Лука Канашевич и Сильвестр Гловацкий быи сняты с постов руководителей епархий. Это были первые реальные шаги на пути изменения религиозной политики Российского государства в сторону ее либерализации.
На наш взгляд, основная причина сохранения большинством мусульман региона традиционной религиозной идентичности состояла в том, что для него исламские ценности оказались непреходящими, в силу чего христианизаторская политика Российского государства порождала стойкое сопротивление. К тому же, привилегии, которые полагались крещеным, вызывали у мусульман не только отрицательные эмоции, но, по существу, сформировали негативное отношение к крещеным соплеменникам как к людям, не только изменившим вере, а ущербным, имеющим незаслуженные преимущества.
Мало результативными во многих случаях оказывались усилия по приобщению крестившихся к догматам православной веры. Позднее идеолог просвещенного миссионерства среди татар-мусульман Н.И. Ильминский отметит, что «большинство татар упорно остается в мусульманских заблуждениях; малая часть приняла св. крещение, но и та или бессознательно и равнодушно хранит церковную обрядность, не проникая в смысл и существо христианской веры, или даже в слепой заботливости о своем спасении тайно и явно отпадает от истины ко лжи».
Таким образом, к началу 60-х гг. XVIII в. процесс массовой христианизации иноверцев Волго-Уральского региона объективно подошел к своему завершению. Об этом свидетельствовали нисходящая динамика темпов и численности обращенных в православие и решение о закрытии Новокрещенской конторы. Однако сам процесс христианизации продолжался, освободившись от наиболее одиозных проявлений и приняв новые формы.
Этнокультурные результаты и последствия реализации указа от 11 сентября 1740 г. были неоднозначными. Действительно, массовая христианизация целого ряда языческих народов Волго-Уральского региона решала задачу их интеграции в социокультурное пространство России, правда, на основе духовной унификации. Тем самым объективно расширялись основы формирования именно российской цивилизации, прежде всего за счет этнического разнообразия. Расширению этих основ, но уже за счет религиозного разнообразия, служило и сохранение большинством мусульман региона прежней веры. Для самих мусульманских народов, прежде всего татар, христианизация обернулась социокультурным расколом, последствия который заметны и в наше время.
Федеральные СМИ, учебники истории, миссионерские сайты охотно рассказывают о жестокостях мусульман, но умалчивают зверства и притеснения. Создается атмосфера добрых христиан и плохих мусульман, не брезгуют и манипуляциями чудесами, всеми способами лицемерно, истерически и исламофобски пытаются очернить Ислам, а мусульмане занимают пассивную позицию. Много ли фильмов и вообще любых материалов можно найти в Интернете по этой теме? На этом сайте любимой темой христиан является запугивание жестокостями мусульман, лицемерным умалчиванием, при этом, о жестокостях церкви, сросшейся с властью. Говорят, что обряды церкви очищают от «первородного греха», делая людей чище, но когда видишь, чем занималась и занимается церковь, ее лидеры чистейшие, когда имеет власть и силу, то возникает вопрос, что как могут верить в этот первородный грех и недоказанное «очищение» от него церковными таинствами. Очевидно, единственно на чем держится вера у таких христиан — это сомнительные, схожие с чудесами какой угодно религии, чудеса, лень, легкомыслие, вседозволенность и ощущение мистического, а не разум, логика и интуиция, совесть и честность.
Вот. А еще и говорим, что церковь отделенная от государства - это плохо.
Однажды я лежала в больнице. Палата была большая. Среди других лежала татарка Гюзель. Хорошенькая такая. Почему-то мне всегда внушали, что татары - злые. Но она была такая хорошая. Мусульманка. Мы с ней подружились. И как-то тянуло нас друг к другу. Просто разговоры всякие непотребные остальных дам нас отвращали. Она вообще только со мной разговаривала. Вместе мы ели. Чтобы не смущать друг друга, каждый свою молитву про себя читал. Я ей за лекарствами ходила. Вот мне из церкви принесли масла освященного. Я ей и говорю: помажь место-то больное. Легче будет. "Нет, говорит она, Аллах обидится" "Да как Он может обидеться, когда Он один все и освещает". Гюзель не хотела меня обидеть и взяла масло. Только теперь я поняла, что масло она, конечно, не использовала. Я тогда совсем ничего про ислам не знала.
Но мы ни разу не поспорили ни в чем. Простые люди разных вер никогда друг друга не обидят. Гадко, когда веру используют для политики. И когда вера становится политикой.
А современные правители всех предшествующих переплюнули. Говорю я вам, не спорить друг с другом надо, а объединяться и косы с вилами точить.
Да, насчет совести. Знаешь, Шамиль, если бы в Исламе был Христос, я бы уже приняла ислам. Но ты представляешь, сколько поколений моих предков были православными? Да, родители вообще Бога не знали. Но с полугода и до школы, а потом все каникулы я жила в деревне. Там было какое-то особо строгое православие. Не у всех, конечно. А у моих бабушек по женской линии. Это были женщины очень строгой жизни. особенно хороша была прабабушка. Нос горбом, острый. Взгляд насквозь прожигает. Ходила всегда, как мусульманка. Вся убранная и в черном. Без платка я ее не видела. Боялись мы ее, дети, до заикания. Вот она нас в церковь строем и водила. Мы даже там с ноги на ногу переминаться не смели. Стояли, как часовые у знамени. Прабабушка предсказала свою смерть и, подготовленная, преобразившись, умерла. До последнего дня работала, как молодая.
Понимаешь, Шамиль, не было в ней ни лени, ничего такого, в чем ты обвиняешь православных. Но раньше их, таких было много, а сейчас одни "блаженные".
Наше село было казачьим. Всех казаков истребили и разложили. Всех сгнобили. Культуру нашу уничтожили. Все испохабили. Оставили одно непотребство. Да не было православие таким! И наши предки не были, как мы. Всем спокойной ночи.
Исправление: "но умалчивают зверства и притеснения христиан"
"Знаешь, Шамиль, если бы в Исламе был Христос, я бы уже приняла ислам."
Юлия,как понять если бы был Христос в Исламе? Он есть в Исламе, и так же признается мессией, все признается, кроме его божественности..
Да так и понимать. Я тут прочитала статью на сайте про Деву Марию.
Понимаете, если Вам авторитетные люди, которых Вы безусловно уважаете всю вашу сознательную жизнь говорят, что земля круглая, а потом вы знакомитесь с другим людьми. они говорят вам, что земля - это ромб. Вы поверите? Вот также я себя чувствую, когда читаю, что тут написано про Христа и Его Мать. А также про Троицу, Искупление и т.д.
Ну вот, честно, ислам захватил меня. Мне даже жить стало легче и общаться с людьми. Многое стало понятнее в реальной жизни. Но божественность Христа! это так серьезно!
На этом сайте уже все написано. Дальше дело только Господом, моей головой и сердцем. "Не играйте своим спасением" - название одной из православных книг.
Юлия я оброщаюсь к вам если у вас есть сомнение возьмите куран нашу книгу по который мы идем и найдите суру мариам! и там вы поймети истинно как мы к нему относимся! Пожалуйста почитайте! я вам говорю если вы сомневаетесь в сайте то прочитайте куран и все сомнения отпадут! http://musulmanin.com/suri-019-maryam.html
Прочитайте это куран на эллектронке я открыл вам суру мариам!
35. Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!». — как это сбывается.
Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!». — как это сбывается.
Вот над этими словами я благоговею. Действительно так. На счет всего остального - откуда, мне, грешнице знать так или не так? В Евангелии все описано по другому. А рассуждать, чье писание более или менее истино? Надеюсь на Господа,избавляющего от недоумения и от бури. Мир Вам.
"Вот над этими словами я благоговею. Действительно так. На счет всего остального – откуда, мне, грешнице знать так или не так? В Евангелии все описано по другому."
--Юлия! Ислам по юольшей части естественная религия. монотеизм, которым так похваляются мусульмане был известен намного раньше "прозрений" Мухаммада и в куда более глубокой форме. как и у всех вероучений - продуктов человеческого творчества и компиляций из различных источников, в иславе больше законничества и запретов (так легче), чем Духа и Любви.
в исламе, как и в любой человеческой культуре есть и высокие слова о любви и о Боге и глубогие размышления о человеке. но, ппо большому счету они не чем не отличаются от размышлений Конфуция или Платона или каких-либо гуманистов потому что это все размышления человеческие. Нет в исламе Откровения! Больше узнавайте о Христианстве. Кто такой христианин? - это ученик Христа. А задача ученика, как извесно, учиться у учителя.
У христа можно научиться, прежде всего любви ("заповедь дая вам новую: да любите друг-друга"), А у Мухаммада можно научиться только исполнения им же самим составленных законов.
А теперь подумайте, что более заслуживает благоговения?
А теперь подумайте, что более заслуживает благоговения?//// Истина...
И, цитируя Вас, vik, с другой ветки "по настоящему только Бог может даровать веру, если только сердце человека открыто", можно сказать - Юлия, откройте свое сердце для Истины и вера придет к Вам....
Янычар 7 Фев, 2011
А теперь подумайте, что более заслуживает благоговения?//// Истина…
-- Совершенно верно, уважаемый Янычар! Ведь Сам Христос сказал "Я есть Путь, ИСТИНА, и Жизнь"
"Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. 8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? 10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. (от Иоанна 14 .6)
Христианин это не ученик Христ Ибо они полностью ему противоположны! Я смотрел по телеку некоторых староверов даже они говорили что христианство вообще такого название во время иисуса не было их называли Назаретянами! А знак была Рыба! А христианство придумал Павел! так что вас бьольше нвдо назвать Павлианцы
Вы вик Натуральный ЛЖЕЦ я больше про вас казать ничего не могут после этой цитаты " Нет в исламе Откровения!" Вы лжете И вам не стыдно?? НАше Откровение это куран! А раньше для Мусульман было откровенние еавангилие тора! Раньше! И евангилие не такая как ваша Ваше евангилие Даже Оригинала не имеет! Так что вы не гордитесь тут своей книгой и не занижайте нашу! И вообще не знайте лучше молчать чем лгать! Это мерзко и противно!
Юляяяя! СЫН БОЖИЙ!! Вы знайте что эжто значить?? РАНьше Иудеи! Там называли Благочестивых людей! Иудеи! Но христиани!! они это не смогли понять правильно и поняли это в прямом смысле! Вы Христиани думайте что Иисуус единственный Порожденный сын божий"А вы вкурсе что у Бога Масса сыновей??!! ТОГДА СЫНЫ БОЖЬИ УВИДЕЛИ ДОЧЕРЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ЧТО ОНИ КРАСИВЫ....
...С ТОГО ВРЕМЕНИ, КАК СЫНЫ БОЖЬИ СТАЛИ ВХОДИТЬ К ДОЧЕРМИ ЧЕЛОВЕЯЕСКИМИ И ОНИ СТАЛИ РОЖАТЬ ИМ.... (БЫТИЕ 6:2, 4)
ИЗРАИЛЬ ЕСТЬ >>>>СЫН МОЙ<<< МОЙ ПЕРВЕНЕЦ МОЙ (ИСХОД 4:22)
ТАК ЧТО ДОРОГИЕ ЛЮДИ СЫН БОЖИЙ ЭТО ТОТ КТО БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ОНИ НАРИКАЮТЬСЯ ЭТО КАК ТИТУЛ!!! ПОНЯТНО??? А ПОРОДИТЬ БОГ НЕ МОЖЕТ СЫНА!! ВОТ ВАМ СИТУАЦИЯ ВЫ КУПИЛИ РЫБУ ПОЛОЖИЛИ ЕЕ НА СТОЛ И ВЫ ГВОРИТЕ оН МОЙ СЫН! НО РЫБА НЕ ВАШ СЫН ПОТМУ ЧТО ОНА РЫБА А ВЫ ЧЕЛОВЕК!!!!
Расуль 7 Фев, 2011:
"Христианин это не ученик Христ Ибо они полностью ему противоположны! Я смотрел по телеку некоторых староверов даже они говорили что христианство вообще такого название во время иисуса не было их называли Назаретянами! А знак была Рыба! А христианство придумал Павел! так что вас бьольше нвдо назвать Павлианцы"
Расуль! Говорят и кур доят! Называется "одна баба на бозаре сказала"
Еще в апостольские времена верующие во Христа Называли Себя христианами:
1Пет.4:16 а если как Христианин,
то не стыдись, но прославляй Бога
за такую участь.
Деян.26:28 Агриппа сказал Павлу:
ты немного не убеждаешь меня
сделаться Христианином.
По-поводу "павлианцев - вот вам слова самого Павла:
Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12 Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". 13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
"Вы вик Натуральный ЛЖЕЦ я больше про вас казать ничего не могут после этой цитаты » Нет в исламе Откровения!» Вы лжете И вам не стыдно?? НАше Откровение это куран! А раньше для Мусульман было откровенние еавангилие тора! Раньше!"
-- Это почему я лжец!?Если я считаю, что коран - состоит из компиляции различных текстов и фантазии пророка - так докажите обратное, но не смейте обзываться!
Самая древняя рукопись Нового Завета датируется 130-140 гг. Это Евангелие От Иоанна. (самая позняя в написании книга Нового Завета).
Что касается корана, то то ли Абу Бакр, то ли Али собрали разобщенные списки и записи, записали воспоминания современников Мухаммада, так и получился коран (вернее кораны) потом Осман выбрал текст, который, по его мнению, был более объективный, а остальные сжег. Очень практично. Но это не убеждает в том, что Коран - слово Самого Бога.
"А раньше для Мусульман было откровенние еавангилие тора! Раньше! "
-- А это, извините, билиберда. Как извесно, арабы до ислама были язычниками. Даже кааба - это языческое капище, очищенное Мухаммадом.
Всем покорным Богу ,мира и добра ! Юлия включите разум,ведь его вам дал Господь ,вот и Ему надо покланятся.Если вы от всей души любите Христа,то последуйте его совету.Иисус сказал:покланяйтесь Богу моему и Богу вашему ! Он ни где не говорит поклоняйтесь мне! И не надо искать какой-то тайный смысл.Всё легко как дважды два.Бог один,а Иисус Мухаммед (мир им всем)это посланники кторые были посланы донести людям о Боге Единственном,о Его воле,как мы должны жить и кому поклонятся !Теперь о достоверных источниках.Возьмите как разумный человек нынешнию Библию где полно ошибок,и только слепой и фанатик не увидит их,даже простых матемотических не состыковок там полно,но Бог не ошибается даже самую малость,и святой Дух тоже так не делает,и возьмите Священный Коран в котором даже точка находится тамже где была около полутра тысячелетия назад ! И вы не найдёте в нём ни одного противаречия ! И есчё хочу напомнить что мы всего лишь люди,и людям свойственно ошибатся.Библия была написана разными людьми,многие из них не видели Иисуса (мир ему) даже в глаза. В учение Иисуса (мир ему )внесли позже много новшества которое протеворечат учению Христа.Пророк Мухаммед в хадисе говорил:Всякое новшество в религии есть заблуждение,а каждое заблуждение в религии ведёт к огню ! Иисус НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ ЧТО ОН ЕСТЬ Господь ! мало того Аллах в Коране говорит что люди Писания оскорбляют Господа приписывая Ему сына ! Пречист ОН от того ЧТО они Ему приписывают ! Он является Единственным Попечителем и Хранителем ! Асаламу Алейкум всем братьм и сёстрам !
Полат 7 Фев, 2011:
" Он ни где не говорит поклоняйтесь мне!"
---Полат! Вы хоть Евангелие-то читали. Христос принимает поклонение Себе и не осуждает его:
1.Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
2.И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
3.Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Я думаю, трех примеров достаточно.
" Иисус НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ ЧТО ОН ЕСТЬ Господь "
-- Опять наглая лживая провокация:
"Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя . И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились."
"И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога."
"И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;"
"Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу."
Мы не приписываем Богу сотоварище, это былобы многобожие, но православно исповедуем Единого Бога Троицу Единосущную и Нераздельную, но как я вижу, вам далеко до принятия полноты откровения, которая есть в православии
Да vik Иисус(мир ему)не мог иначе сказать,так как действительно все чудеса и исцеления были по воле Господа ,а не Иисуса (мир ему).И сам он не однократно говорит:Ибо не моя ВОЛЯ,А ВОЛЯ ОТЦА,И ЧТО САМ ОН НЕ МОЖЕТ ТВОРИТЬ И ИСЦЕЛЯТЬ ! И КОГДА К Иисусу подошёл некий человек и назвал его благим,говоря учитель благий ! Что отвтил Иисус ? Он сказал :Что ты называешь меня благим ?не кто не благий ,но только Бог ! И вы vik подобно КНИЖНИКАМ,приводите из Писания что вам выгодно,ХОТЯ НАВЕРНЯКА ЛУЧШЕ МЕНЯ ЗНАЕТЕ ГДЕ И В КАкОМ СТИХЕ НАПИСАНО.Почему вы не пишите о том что в Библии МНОГО РАЗ ГОВОРИТСЯ ЧТО Иисус (мир ему )пророк и посланник ? Иисус Назаретянин был пророк сильный в деле своём ! не помню от кого этот стих если надо найду.Так БОГ ИЛИ ПРОРОК ? И КЖДЫЙ РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗАДАСТ СЕБЕ ВОПРОС ГДЕ ЖЕ ПРАВДА ? Вероустав не может быть с ошибками и противоречиями,потому что ваша жизнь тоже будет с ошибками и противаречиями !Аллах в Коране исправил все искожения,сделанные разными людьми. Иисус не где не говорит :Я ИисуС ХРИСТОС ЕСТЬ ВАШ БОГ И ПОКЛОНЯЙТИСЬ МНЕ ! НЕТ НЕТ И НЕТ ТОКОГО ! МАЛО ТОГО ЭТО ЕСТЬ ОСКОРБЛЕНИЕ БОГА !
Полат 8 Фев, 2011
"И вы vik подобно КНИЖНИКАМ,приводите из Писания что вам выгодно,"
---да уж нет! судя по форуму, это вы Выдераете ИЗНАШЕГО ПИСАНИЯ отрывки фраз, компилируете их и пытаетесь навязать нам ваше мнение.
"Почему вы не пишите о том что в Библии МНОГО РАЗ ГОВОРИТСЯ ЧТО Иисус (мир ему )пророк и посланник "
--Как многие, поддавшиеся искушению "Своего великого разума", вы склонны смешивать один из видов служения Христа, с Его Божественной Сущностью. Изходя из Евангелия мы можем различить несколько водов служения Христа: Пророческое (учительское), Первосвященническое и Царское. Во христе мы ясно видем и Учителя, и Первосвященника, приносящего, приносимого и приемлющего Свою Жертву и дарующего Ее нам, и Царя, Владыку и Творца мира!
Впрочем, вашему "ясному разуму " и "безупречной логике" этих богооткровенных истин не понять.
Да мне не понять когда люди поклоняются созданию,они Создателю !Впрочем как и вам не понять Ислам ! Может в будущем кто знает,на всё воля Всевышнего !Жалко что других вводите в заблуждения ! Включили бронь,как броненосец Потёмкин ! А насчёт ясного ума,так вы над своим поработайте !Я ВЕРЮ В ОДНОГО СОЗДАТЕЛЯ,КОТОРЫЙ НЕ НУЖДАЕТСЯ НИ В КАКИХ БОГОУГОДНЫХ ЖЕРТВАХ ! КТО ИЩЕТ ИСТИНУ ТОТ НАЙДЁТ,И ДАЖЕ МИЛЛИОНЫ ТАКИХ КАК ВЫ НЕВЕРУЮЩИХ В ТО С ЧЕМ ПРИШЁЛ ПОСЛЕДНИЙ ПРОРОК МУХАММЕД(С.А.С)ПЕЧАТЬ ПРОРОКОВ,НЕ СМОГУТ ПОМЕШАТЬ В ЭТОМ ! СПОСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
«Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя .." - и что? Христос говорил о Боге и Его прощении...
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.»
«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;»//// Полат писал, что Христос никогда не величал себя Богом... Здесь он не величает, а рассказывают евангелисты...
«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.»////
Учитель и господь (с оригинала можно перевести как господин)- эти названия соответствуют тогдашним еврейским титулам, какими величали раввинов их ученики: "равви" и "мар".
И где здесь "наглая и лживая провокация"?
Янычар!
Учитель и господь (с оригинала можно перевести как господин)- эти названия соответствуют тогдашним еврейским титулам, какими величали раввинов их ученики: «равви» и «мар».
Вы же вероятно знаете, что греческое слово Куриос, о котором Вы говорите в Септуагинте заменяет слово Адонаи (Господь). Конечно это слово также переводиться и как господин, но в данном контексте греки понимают Господь.
Vik!
"— А это, извините, билиберда. Как извесно, арабы до ислама были язычниками. Даже кааба – это языческое капище, очищенное Мухаммадом."
Ваше личное мнение. Где доказательства? Опять исламские источники будете по своему переиначивать?
Vik!
Это все равно что сказать, что церковь какая-нибудь - языческое капище, так как там раньше был музей атеизма.
Vik!
"в исламе, как и в любой человеческой культуре есть и высокие слова о любви и о Боге и глубогие размышления о человеке. но, ппо большому счету они не чем не отличаются от размышлений Конфуция или Платона или каких-либо гуманистов потому что это все размышления человеческие. Нет в исламе Откровения! Больше узнавайте о Христианстве. Кто такой христианин? – это ученик Христа. А задача ученика, как извесно, учиться у учителя.
У христа можно научиться, прежде всего любви («заповедь дая вам новую: да любите друг-друга»), А у Мухаммада можно научиться только исполнения им же самим составленных законов.
А теперь подумайте, что более заслуживает благоговения?"
А Филон, боголюди языческие? Фараон - бог. Что, такого не было раньше? И где это авраамизм был, у Платона, или Конфуция? Крайность ваша религия, а Ислам - умеренность и середина. Я уже отвечал о виртуальной, бумажной любви неоднократно. И по любви в Ад сатану не кидает, да? И полиция с армией не нужны, потому что не любовь, а месть, анархия, всепрощение, бардак, а цивилизация, порядок, и счастье.
"И полиция с армией не нужны, потому что не любовь, а месть, анархия, всепрощение, бардак, а цивилизация, порядок, и счастье."
Исправление: "И полиция с армией не нужны, потому что они не любовь, а месть, цивилизация, порядок, и счастье? Ваше - анархия, всепрощение-вседозволенность, стадо поповское."
Шамиль, нет в христианстве вседозволенности. А всепрощение достигается искренним раскаянием. Просто так придти в церковь и для виду покаяться толку никакого не будет. Сам же знаешь, что Бог всевидящий.
andrey
Вы же вероятно знаете, что греческое слово Куриос, о котором Вы говорите в Септуагинте заменяет слово Адонаи (Господь). Конечно это слово также переводиться и как господин, но в данном контексте греки понимают Господь.//// Так греки могут понимать как угодно - свобода воли. Я даже спорить не буду... Это как в псалмме Давида. Помните - "И сказал Господь Господу моему, сиди одесную Меня" - это версия христан (намек на Божество Христа). А вот перевод иудеев - "Сказал Г-сподь моему господину: "Сядь справа от Меня" Разница вроде небольшая, но в Богословии существенная. Объяснять не буду какая, думаю понимаете...
Янычар!
Ну не надо лукавить. Еврейские мудрецы не столь однозначны в трактовке этого Псалма. Приведу Вам толкование из Ялкут Шимони (htt p:// ww w.tsel.org/torah/yalkutsh/tehilim.html#A2244) . К сожалению на русском не нашел, нашел на иврите. Думаю, Вам не составит труда сделать в интернете приблизительный перевод.
לדוד מזמור נאם ה' לאדוני שב לימיני. זש"ה מי העיר ממזרח צדק יקראהו לרגלו, א"ר ראובן ישנים היו עו"א מלבוא לתחת כנפיו של הקב"ה, ומי העירן לבא תחת כנפיו, אברהם, שנאמר מי העיר, ולא תאמר לעו"א בלבד אלא אף הצדקה היתה ישנה והעירה, כיצד אברהם פתח לה פונדק והיה מקבל העוברים והשבים שנאמר ויטע אשל בבאר שבע, א"ר אלעזר מהו אש"ל "אכילה "שתיה "לויה,
דבר אחר צדק יקראוהו לרגלו צדיקו של עולם מלוה אותו אימת כשבא לעשות מלחמה עם אמרפל וחבריו. אמר ר' יודן בשם רבי אחא בר חנינא לעתיד לבוא מושיב הקב"ה למלך המשיח לימינו ואברהם לשמאלו ופני אברהם מתכרכמות ואומר בן בני יושב לימין ואני לשמאל והקב"ה מפייסו ואורמ בן בנך על הימין שלך ואני לימינך הוי וענותך תרבני:
Во втором абзаце говориться, что речь идет о Мессии Царе, который сядет по правую руку Бога.
Конечно, есть и другие трактовки. Но у греков таких проблем нет. Мусульмане уже доходят до абсурда, толкуя вместо греков греческий язык.
Ну не надо лукавить. Еврейские мудрецы не столь однозначны в трактовке этого Псалма..... Во втором абзаце говориться, что речь идет о Мессии Царе, который сядет по правую руку Бога.//// И где я лукавлю? Зачем Вы искали вообще эту трактовку? Я согласен, что речь идет о мессии. И у иудеев тоже самое читал. Есть и другие трактовки в иудаизме, но превалирует именно эта... Вопрос в том, что Бога они не называют по полному имени, именуя "Г-подь", а вот мессию называют "господин", не отождествляя его с Богом, как вы... В данном контексте мы с иудеями едины - речь идет о мессии, но он - не Бог... И в тоже время едины с вами - речь идет именно о Христе (иудеи с этим не согласны)...
Но у греков таких проблем нет. Мусульмане уже доходят до абсурда, толкуя вместо греков греческий язык.//// Извиняюсь, но только благодаря "абсурдным мусульманам" сами греки имеют возможность читать труды того же Аристотеля, репереведенного с арабского... Тем более язык современных греков и язык евангелия, как говорят в Одессе, - две большие разницы.... Поэтому мы имеем такое же право "ПОНИМАТЬ" греческий как и сами греки...
Вопрос в том, что Бога они не называют по полному имени, именуя «Г-подь», а вот мессию называют «господин», не отождествляя его с Богом, как вы…
Нет нет. На еврите в этом псалме написаны 2 разных слова. ИЕГОВА (тетраграматон) и Адонаи. Но в библейском иврите как знаете нету гласных. Пэтому слово Адонаи (Господь) можно прочитать и как адони (господин).+ в большинстве случаев тетраграматон часто заменен на Адонай. Поэтому не вводите в заблуждение своим Господь и Г-дь. Рассматривая все в целом и учитывая трактование некоторых мудрецов это хорошо вписывается в христианское понимание этого псалма.
Привожу чтоб не быть голословным, как многие. Если вы бывший протестант, то должны быть хорошо научены подтверждать свои слова.
Извиняюсь, но только благодаря «абсурдным мусульманам» сами греки имеют возможность читать труды того же Аристотеля, репереведенного с арабского… Тем более язык современных греков и язык евангелия, как говорят в Одессе, – две большие разницы…. Поэтому мы имеем такое же право «ПОНИМАТЬ» греческий как и сами греки…
Если мусульмане Толстого переведут на арабский это не повод для них учить нас русскому языку. К тому же греки со школьной скамьи учат древнегреческий и свободно читают Евангелия в оригинале.
На еврите в этом псалме написаны 2 разных слова. ИЕГОВА (тетраграматон) и Адонаи. Но в библейском иврите как знаете нету гласных. Пэтому слово Адонаи (Господь) можно прочитать и как адони (господин).+ в большинстве случаев тетраграматон часто заменен на Адонай. Поэтому не вводите в заблуждение своим Господь и Г-дь//// Может я чего то не понял, но, на мой взгляд, вы противоречите себя... Я и не говорил, что там одно слово - это как раз Вы переводите как одно "Сказал Господь Господу моему", т.е. между ИЕГОВА и Адонаи - ставите знак равенства, сводя к одному - "Господь"... Мы как раз (вместе с иудеями) эти слова отличаем друг от друга...
Можно было более корректно (по духу) перевести, а не вводить в заблуждения двумя "гОсподами"... Например, "И сказал Господь Мессии"... Конечно, по буквальному переводу неверно, но зато согласны (в интерпретациях) будут абсолютное большинство.. А если уж решили буквально переводить, то более корректно "И сказал Бог (Иегова) господину моему...", или если хотите "и сказал Бог Господу моему..." В любом случае надо разделить Иегову и Адонаи...
Если мусульмане Толстого переведут на арабский это не повод для них учить нас русскому языку/// Если бы "Война и мир" был на старославянском, был переведен на арабский, и в связи с несохранившимся оригиналом был репереведен на современный русский - то почему бы и нет?... Это первое... Второе. Почему сразу мусульмане учат? "Адонаи" можно переводить двояко... Вы - понимаете так... А я вижу здесь кальку с иврита «мар»... И что?
Я и не говорил, что там одно слово – это как раз Вы переводите как одно «Сказал Господь Господу моему», т.е. между ИЕГОВА и Адонаи – ставите знак равенства, сводя к одному – «Господь»… Мы как раз (вместе с иудеями) эти слова отличаем друг от друга…
Ну и я не говорил, что одно. И Церковь не учит, что одно. В данном случае Синодальный перевод полностью соответствует Септуагинте, в которой евреи-переводчики дважды записали Куриос. Согласен, что в свете масоретских текстов и полноте Писания, можно записать и «сказал Бог Господу моему». Но христиане и так не испытывают трудностей в прочтении этого псалма. Прекрасно понимают какой Господь к какому Господу обратился. Никто знака равенства Иегова=Иисус не ставит. Но Мессия=Иисус=Господь. В данном случае хотел сказать, что в свете масортеских текстов анfлогия з Господь и Г-дь не применима к данному Псалму. Так как в нем Мессию также записали как «ГСПДЬ». Так же как и во многих других местах Иегову.
Если бы «Война и мир» был на старославянском, был переведен на арабский, и в связи с несохранившимся оригиналом был репереведен на современный русский – то почему бы и нет?
Если арабы вдруг обнаружат перевод любого старославянского произведения - это не сделает их большими знатоками этого языка.
«Почему сразу мусульмане учат? «Адонаи» можно переводить двояко… Вы – понимаете так… А я вижу здесь кальку с иврита «мар»… И что?»
Не Адонаи. Куриос в Евангелии от Иоанна, которое изначально записано на греческом языке. В соответствии с представлением христиан, в чем греки нас поддерживают, мы понимаем, что Куриос , в данном стихе это не мар, и не маран, а Господь. Да, можно перевести и как господин. Но с таким успехом и в Торе во всех местах вместо Господь (там где Адонаи) можно понимать господин. Впрочем, Ваше право.
Но с таким успехом и в Торе во всех местах вместо Господь (там где Адонаи) можно понимать господин. Впрочем, Ваше право.//// Можно... И вообще Тору надо не с греческого смотреть, а с иврита... А то получается - греки поняли и перевели так, русские в свою очередь на старославянский в былые времена еще как то, а современный перевод - со старославянского - по-другому... А потом ссылаются - вон смотретие написано же... А то что в оригинале ВЗ этого нет - уже "глубоко" забыто...
ЗЫ, Поэтому Кораном считается только арабский текст Писания, все остальное - перевод смыслов (более-менее удачный)...
Антон!
"Просто так придти в церковь и для виду покаяться толку никакого не будет."
А дома покаяться нельзя, чтобы никто не видел? Почему надо грязное белье приносить священнику, если таинства не помогают даже священникам не грешить из-за первородного греха, по вашему? В Исламе такого нет. Нет никакого таинства, показывания грязного белья и нет первородного греха.
Vik!
"Впрочем, вашему «ясному разуму » и «безупречной логике» этих богооткровенных истин не понять."
Так же думал и Адам, когда нарушал ясный, четкий, разумный запрет Бога.
Меня всегда удивляло, почему христиане почти не обращаются к оригинальной Торе (Ветхому Завету). Теперь понятно. Можно восстановить примерный ход событий после вознесения живого Иисуса (м.е) ангелами в Рай (не знаю в какой, в настоящий или другой). Итак, все ученики разбежались когда пришли арестовывать Ису, но вместо Иисуса арестовали другого человека, то ли из-за галлюцинации от Бога, то ли другого человека Бог сделал похожим на Иисуса (м.е). Процесс казни передал только один свидетель, вполне, возможно, введенный в заблуждение, как и власти с иудеями. Все ближайшие апостолы думали, что Иисус неожиданно казнен, или христиане знали , что Иисус не казнен на самом деле, но хотели поддержать легенду, на всякий пожарный, а когда отвечали, отвечали «в кавычках» (в духе «ты говоришь»). Вскоре Иисус не раз возвращался, и возвращается тайно по сей день. Встретив оплакивающую его свою мать, объяснил в чем дело, потихоньку весть разнеслась. Так как Иисус имел особый дух, не связанный с Адамом, а напрямую от Бога пришедший, кроме его тела, которое было связано с Адамом, то христиане называли его богом и сыном (господин) в переносном смысле, как это делали ранее и иудеи по отношению к посланникам Бога и другим праведникам. Иисус не препятствовал (или наоборот). Шло время, из уст в уста своими словами, кто что запомнил передавали истории об Иисусе. Оказалось, что многое забылось, что помнили написали. Из-за того, что мало кто что запомнил, разница в писаниях было нормой. Писание же самого Иисуса было утеряно, так как в гонениях было не до того, чтобы запоминать каждое слово Иисуса или его Евангелие. Писания был написаны на различных языках, из-за того, что между словами написанными не было пробелов, отсутствовали гласные в еврейском письме, просто ошибок из-за человеческого фактора, многое, также изменилось в писаниях. Так как для евреев нового ничего почти не было в праве, то не уделялось многого внимания этому, тогда как не евреи и вовсе не должны были соблюдать еврейского закона, а должны были только верить. Оказавшись в зависимости от язычников (император Константин и др), христиане решили популярно, понятно объяснить язычникам суть христианства. Со временем, вера в троицу стала не переносной, не аллегорией, а прямой верой в три бога, для простоты, не знали те, кто вводил это, что многобожие — самый большой грех, для совместимости же с Торой, были произведены различные филосовские конструкции, изменилось значения, писание и толкования слов Библии. Но это еще более усложнило веру христиан, из-за этого были введены таинства, принцип, что понять триединство невозможно, что это выше сил человека, Иисуса превозносили все более и более, для обоснования божественности Иисуса, кроме прочего, был введен первородных грех, из-за этого ветхозаветные посланники, пророки и праведники были помещены в Ад на бумаге до приходя Иисуса, по их конструкции, Тора стала толковаться так, что Иисус — последнее послание Бога и сам Бог во плоти, возникли разночтения по поводу того, кто такой святой дух — ипостась Бога и сила Его и, что Святой Дух — ангелоБог, от рождения Иисус Бог или в зрелости, подражая Исусу, из-за того, что он не женился до достижения около 30-лет и после, появился институт монахов и монахинь, посвятивших себя фанатично служению троице, естественные потребности (секс и т.п) они считали злом для духовного развития (позже, однако, появились более либеральные протестанты, считавшие, что Бог желает облегчения для человека, а монашество против этого), и т.п и т.п (сам запутался), вскоре, все же появились подобные арию и другим течения, не верившие в троицу (опираясь в этом на Библию) — Свидетели Иеговы, мормоны, также опиравшиеся на иудаизм (Тору), стремясь к преемственности, позже — на Коран. Христианство все более и более отдалялось от иудаизма, появились разные школы права, толковавших по своему куски Торы и куски Евангелия и Сунны Иисуса. Все три книги были объединены в одну. В общем намудрили философии. Черт ногу сломит разбираясь в этих дебрях.
Я бы вам спорщики мои любимые порекомендовал "Евангелие от Есеев" почитать так просто для развития
Юлия, В Исламе тоже уважает Иисуса Христос. Мы считаем пророков, а не богом.